Консультация для педагогов "Формы работы по нравственному воспитанию учащихся"
статья

Выступление на педагогическом совете школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы работы по нравственному воспитанию учащихся

Слайд 2

Рабочая программа нового Федерального стандарта - воспитание российской гражданской идентичности (патриотизма), любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину ; - осознание своей этнической принадлежности ; - усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; - воспитание чувства долга перед родиной. - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, и развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; - формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Слайд 3

П роблемы отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения постоянное ухудшение морально-нравственной среды уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми ухудшение физического развития молодого поколения отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни негативные факторы (наркомания, табакокурение , алкоголизм, ранние половые контакты) отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах) наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Слайд 4

О сновные нравственные ценности школьников патриотизм гражданственность свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие, стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству стремление к знаниям ценность семьи творчество и труд

Слайд 5

Цель урока: Создание системы духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

Слайд 6

Задачи урока работать над созданием условий для развития личности, побуждения ее к самоанализу, самовоспитанию, прививать нравственные ориентиры в жизни; добиваться сознательной дисциплины в классе, уважения к семье, старшему поколению, закону ; воспитывать любовь к Родине, приобщая к ее культуре через экскурсии, поездки, походы, вечера, встречи с интересными людьми; воспитывать потребность в заботе о других людях через беседы, совместную деятельность.

Слайд 7

Форма воспитания В педагогике – это способ организации процесса воспитания. Формы нравственного воспитания – это отношения, которые складываются между участниками воспитательного процесса.

Слайд 8

на основе количества воспитанников в основе лежат методы нравственного воспитания фронтальная форма; групповая форма; индивидуальная форма работы. словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи); практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы); наглядные формы (музеи, выставки, тематические стенды). Классификации форм нравственного воспитания

Слайд 9

Методы нравственного воспитания Метод дилемм и рефлексии. Метод воспитывающих ситуаций и социальных проб-испытаний.

Слайд 10

Стихотворение. Письмо воробью. Начальная школа. Пример рефлексии.

Слайд 11

Задание. Результат. Пётр I Дальновидный и прогрессивный Реформировал, расширял, укреплял Выдающийся государственный деятель Император Название темы (одно существительное ); Описание темы в двух словах, два прилагательных; Описание действия в рамках этой темы тремя словами; Фраза из трёх-четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение ); Синоним , который повторяет суть темы. Пример. Рефлексии. Синквейн , составленный по теме «Россия при Петре 1»

Слайд 12

Пример. Дилемма. А как бы я поступил в той или иной ситуации? Как должен был поступить главный герой?

Слайд 13

Пример. Дилемма. История. Тема: И ван Сусанин. Моральная дилемма: 1. Его выбор. («+» - «-»). 2. Ценность самопожертвования («+» - «-»).

Слайд 14

Метод воспитывающих ситуаций и социальных проб-испытаний Моделирование ситуаций. Пересказ от имени главного героя («вживание в роль») Чтение по ролям Проекты Доклады Олимпиады

Слайд 15

Проблема: «Богатыри – легенда или быль?» 1 гр. – история: -исторические факты, - реальные люди, поступки, 2 гр – литературные тексты герои, поступки Особенности произведений Проект. 7 класс. Чтение. История. Вывод: былина – это быль и сказка, потому что…. Богатыри – народные герои, ….

Слайд 16

Не загружайте учеников мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут постигать мир. Будьте примером для детей всегда и во всем, следите затем, чтобы ваши слова не расходились с делом . Будьте с детьми всегда рядом, но чуть впереди. Ищите в ребенке хорошее, находите «жемчужину» в каждой «раковине». Любите детей, на этом держится мир . Вы в школе – для детей, а не дети для вас, поэтому помогите им поверить в себя. И тогда школа будет миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов  основной школы по теме «Формы работы по  нравственному воспитанию»

Дата 02.11.2017

На сегодняшний день одной из приоритетных государственных задач, осуществляемых школой, является воспитание высоконравственной, патриотичной личности.

В рабочей программе нового Федерального стандарта указываются следующие воспитательные цели: воспитание российской гражданской идентичности – патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед родиной. А также формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, и развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Таким образом, можно сказать, что акцент, в основном, делается на воспитании гражданской идентичности, терпимости к другим и развитию морального сознания у школьников.

 Основная цель нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.) 

КОНТЕ́НТ

Проблемы 

Информационное содержание сайта (тексты, графическая, звуковая информация и др.), а также книги, газеты, сборника статей, материалов и др.

 Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка Школа -  время для формирования духовности и нравственности. Традиционными источниками нравственности  (базовыми  национальными ценностями) являются:

  • · патриотизм  · социальная солидарность –· гражданственность  - · семья  - · труд и творчество –· наука ·традиционные российские религии · искусство и литература · природа

· человечество

1.цели урока,задачи

Делаем вывод, что целью урока является

Цель: создание системы духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках русского языка и литературы. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

И Задачами урока являются:

- работать над созданием условий для развития личности, побуждения ее к самоанализу, самовоспитанию на основе…., прививать нравственные ориентиры в жизни;

- добиваться сознательной дисциплины в классе, уважения к закону;

- воспитывать любовь к Родине, приобщая к ее культуре через экскурсии, поездки, походы, вечера, встречи с интересными людьми;

- воспитывать потребность в заботе о других людях через беседы, совместную деятельность.

Формы нравственного воспитания.

 Процесс нравственного воспитания многогранный, длительный и сложный. Он реализуется в различных формах и разнообразными методами, приемами и воспитательными средствами.

 Форма воспитания в педагогике – это способ организации процесса воспитания. Определение Формы нравственного воспитания – это отношения, которые складываются между участниками воспитательного процесса.

Классифицируют формы нравственного воспитания по-разному, в зависимости от выбранной основы классификации. Один из видов классификации форм воспитания, и нравственного воспитания в том числе, осуществляется на основе количества воспитанников: фронтальная форма; групповая форма; индивидуальная форма работы. Например, индивидуальные формы нравственного воспитания учитывают особенности внутреннего мира, условий жизни индивида, позволяют использовать наиболее эффективные методы влияния на конкретного человека. Но при этом такая форма воспитания ограничена квалификацией воспитателя и может быть односторонней. Такая форма нравственного воспитания должна дополняться другими. Существует классификация, в основе которой лежат методы нравственного воспитания: словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи); практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы); наглядные формы (музеи, выставки, тематические стенды). В многогранном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации.

Методы нравственного воспитания

 Определение Методы воспитания – это различные способы воздействия учителя на учащихся  и организацию их деятельности. Процесс нравственного воспитания не может быть односторонний, он всегда двухсторонний. Это тесное взаимодействие учителя и ученика. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют разные методы. Самые популярные из них:

- Метод убеждения

- Метод упражнений

- Метод поощрений

- Метод стимулирования и мотивации.

Метод воспитывающих ситуаций и социальных проб-испытаний. Метод дилемм и рефлексии.

 Понятие рефлексия возникло в философии; оно означает процесс размышления индивида о происходящем.

Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.Именно в процессе рефлексии и осуществляется важный акт самовоспитания – создается программа саморазвития. 

Выбор методов зависит от содержания и направленности воспитательной деятельности. На практике все описанные методы находятся в теснейшей взаимосвязи и переплетении.

Начальная школа.

Содержание программы (занятий, уроков) составлено таким образом, чтобы решать след задачи:

Расширение представлений о понятии «добро»  и зло;

Развитие способности к эмоциональному сопереживанию;

Развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается

Формирование ценностного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.

Уроки чтения, математики…основаны на темах «»Птицы, животные» родная природа…… что способствует у учащихся формированию таких качеств личности как доброта, отзывчивость, сопреживание, забота, сочувствие.

Например темы:

Я и мои родные

Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям

Мы и наши друзья животные

Пример  рефлексии. После изучения стихотворения «Воробей», дети пишут ему письмо, в котором сопереживают ему, проявляют сучувствие и заботу и т.д

Дз сделать кормушку, наполнять ее кормом…

Непременным условием гражданско – патриотического воспитания является изучение истории.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Интересен приём рефлексии в форме синквейна

Программа по чтению составлена таким образом, что тексты в ней объединены одной нравственной тематикой (5-6 кл) – это дружба, отношения к животным, спешите делать добро..

Начиная  с 7 класса  - дети, на примерах литературных текстов, учатся рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье 

Метод Дилемма  (пересказ от первого лица например)

- дети учатся оценивать поступки других, понимать причины того или иного выбора, сделанного людьми, жившими в другие эпохи, во-вторых, использование данной технологии побуждает искать и формулировать аргументы «за» или «против»,

 в-третьих, на таких уроках ученикам приходиться «примеривать» ситуацию на себя, задавая вопрос:  «А как бы я поступил в той или иной ситуации?»  

подходит к урокам чтения, истории.

Начальная школа: носов «огурцы». Оценка поступка героев. Как мальчик должен был поступить?

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

Сусанин.

Ребенок учится давать оценку поступка, характеризовать  роль его поступка в истории.

Содействие духовно нравственному становлению человека, формированию у него

- нравственного чувства (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма)

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости)

- нравственной позиции (способности различения добра и зла, к преодолению жизненных испытаний)

- нравственное поведение (готовность служения людям и отечеству).

Создание воспитывающих ситуаций предполагает организацию деятельности и поведения учащихся в специально созданных условиях. Называются ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему – это может быть проблема нравственного выбора, выбора способа организации деятельности, социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в этой ситуации перед ребенком встает проблема и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. Включение в воспитывающую ситуацию формирует у детей определенную социальную позицию и социальную ответственность, которые и являются основой их дальнейшего вхождения в социальную среду

Духовно-нравственное воспитание — один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

Среднее и старшее звено.

Уроки русского языка

В основе каждого урока: духовность, нравственность, патриотизм.  Стараемся построить свои уроки таким образом, чтобы в их основе лежали эти позиции. (Начиная со словарной работы и заканчивая выполнением упражнений на закрепление).

Основными задачами духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка являются:

-формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;

-воспитание гражданина и патриота;

-формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.     

Выводы

Не загружайте учеников мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут постигать мир. Будьте примером для детей всегда и во всем, следите затем, чтобы ваши слова не расходились с делом. Будьте с детьми всегда рядом, но чуть впереди. Ищите в ребенке хорошее, находите «жемчужину» в каждой «раковине». Любите детей, на этом держится мир. Этот яркий свет любви не только никогда не исчезнет, а, разжигаясь, становится все сильнее и ярче, помогая детям свернуть горы. Вы в школе – для детей, а не дети для вас, поэтому помогите им поверить в себя. И тогда школа будет миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках физики /из опыта работы/

В этой статье рассматриваются: аспекты духовно-нравственного воспитания;   пути их реализации как на уроках физики, так и...

Инновационные технологии в работе по нравственному воспитанию учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Компетентностный подход, который  предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе,- основа инновационного процесса....

Описание опыта работы по теме:"Духовно-нравственное воспитание учащихся"

Размещен опыт работы классного руководителя Кащеевой В.И....

Духовно-нравственное воспитание учащихся (из опыта работы).

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников....

Проповедь как форма работы по развитию духовно-нравственного воспитания учащихся.

Форма проповеди в работе с подрастающим поколением употребляется нечасто. Но эту форму не нужно бояться использовать, ведь она может преподноситься в разной форме, быть интересной и нести главное свое...

Социальный проект как форма организации работы по нравственному воспитанию учащихся

Я уже больше десяти лет заниаюсь социальным проектированием со школьниками. Мы уже не один раз участвовали в городских и районных конкурсах. Это замечательный опыт и для учащихся и для педагогов.Такая...