Социальный проект как форма организации работы по нравственному воспитанию учащихся
проект (6, 7, 8, 9 класс)

Митковская Екатерина Николаевна

Я уже больше десяти лет заниаюсь социальным проектированием со школьниками. Мы уже не один раз участвовали в городских и районных конкурсах. Это замечательный опыт и для учащихся и для педагогов.

Такая работа способствует развитию социальной активности учащихся, развивает способность проектировать собственную жизнь. Хочется, чтобы друге школы смогли организовывать работу с детьми в форме социального проекта. Поэтому ниже приводится схема работы над социальным проектом, последовательность шагов и таблицы, заполнение которых облегчит планирование совместной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_proekt_kak_forma_organizatsii_raboty.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект как форма организации работы

по нравственному воспитанию учащихся

Немного хочется подробнее написать о такой форме организации работы с учащимися в нашей школе, как социальные проекты.

Мы организуем нашу работу с детьми как большой социальный проект. В этом проекте задействованы и педагоги, и родители, и общественные организации.

Учащимся с особенностями в развитии бывает сложно объяснять абстрактные понятия (вера, добро, милосердие) Поэтому мы пошли по другому пути. Мы не говорим о том, что нужно быть добрым, милосердным, заботливым, мы делаем добро другим людям. Осознание приходит через действие. И нами было решено идти от действия. Для этого была организована работа над социальными проектами. Дети сами выбирают проблемы, которые волнуют их в обществе. Выбираются совместно способы решения этой проблемы. Вырабатывается и определяется проект, который реализуется в течении года.

Такая работа способствует развитию социальной активности учащихся, развивает способность проектировать собственную жизнь. Хочется, чтобы друге школы смогли организовывать работу с детьми в форме социального проекта. Поэтому ниже приводится схема работы над социальным проектом, последовательность шагов и таблицы, заполнение которых облегчит планирование совместной работы.

Социа́льный прое́кт — сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению. (Википедия)

Социальное проектирование:

  •  социально-значимая деятельность, задуманная, проанализированная и осуществленная подростком;
  •  деятельность, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с местным сообществом (социумом), с органами власти, местного самоуправления;
  • деятельность, результатом которой является создание реального результата, «продукта», имеющего для подростка практическое значение и имеющего качественно новое в его личном опыте;
  • деятельность, через которую формируются социальные навыки подростка

Социальное проектирование — базовая педагогическая технология (в соответствии с государственным образовательным стандартом) способная обеспечить социальную успешность личности и развить ее способности.

Если описать касательно нашей деятельности. Мы определяем проблему в обществе (то, что нас волнует, беспокоит, не нравится) и преобразуем ее в задачу (то, что нужно сделать, ищем варианты решения). Определяем, кто нам может помочь с этим решением (оказывается, очень многие люди готовы помочь действиями, информацией, вещами, которые нужны). Намечаем план решения этой задачи.

Очень удобно для понимания и восприятия социального проекта преобразование социальной  проблемы в задачу, которую надо решить. Тут используются и элементы ТРИЗ и мозговой штурм, и фантазия, и такая технология как французские мастерские. Решаемая задача перестает ощущаться как негативное явление, уходит отрицательная окрашенность проблемы и появляется возможность сосредоточиться на решении.

Вот уже несколько лет подряд мы работаем над проблемой, которую определили для себя как одиночество пожилых людей. О людях, которые пережили так много забывают, им не с кем общаться, они не могут сами выходить из дома. Возникает чувство изолированности и замкнутости (из беседы с членами организации Альтернатива)

Все началось с того, что мы взяли интервью у блокадницы, педагога нашей школы Анисимовой Антонины Афанасьевны, поздравили ее с праздниками, пообщались с ней в неформальной обстановке. Мы узнал от нее столько интересного, что решили записать все ее истории и создать книгу о ней. Наша книга была удостоена 3 места как лучший издательский проект года. И доставила много радости самой Антонине Афанасьевне.

Мы успели вовремя. Со следующего года Антонина Афанасьевна не смогла уже работать в нашей школе. Мы общаемся с ней, ходим к ней в гости, но ей самой все сложнее приходить к нам. 3 апреля ей исполнится 85 лет.

Тогда мы решили самим приходить к ветеранам  поздравлять их у них дома. Ведь это так им нужно и важно. Мы связались с несколькими ветеранскими организациями и с госпиталем ветеранов войн. Так была создана мобильная бригада, по поздравлению ветеранов. Так же была организована работа по изготовлению подарков для наших героев.

Общаясь с нашими ветеранами мы поняли, как им нужно внимание и общение.

Поняли, что любому пожилому человеку это нужно и мы решили связаться с клубом Чесменских бабушек, посетить приход церкви на Средней рогатке для того, чтобы договориться о сотрудничестве. Мы хотим провести там мастер - классы по ручному труду, поговорить, подарить подарки, показать мультфильм про пожилых, который мы сами снимаем и осудить его.

Алгоритм работы над социальным проектом

(из положения о проведении районного этапа  XVI Всероссийской акции «Я – гражданин России»)

 

Работа над социальным проектом состоит из четырех основных разделов.

  1. актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, региона;
  2. сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме;
  3. программа действий, которую предлагает данная команда;
  4. продукт проекта. Фотографии действий команды.

 В этих разделах, необходимо расписать основные этапы работы:

1.Команда проекта.

Оформляется в соответствии с творческими вкусами авторов: список детей и консультантов или фотографии всех (группой или индивидуально).

2.Выбор проблемы, которую готова решить команда в процессе работы над проектом.

3.Цель и задачи проекта

4.Продукт проекта.

На этой странице следует указать, что в результате проекта у авторов получится. Это может быть классный час, линейка, митинг, мероприятие, экскурсия и т.д. Форма продукта может быть представлена в виде сценария, презентации, буклета,  видеоролика, листовки и пр.

5. Актуальность проблемы. Социальная значимость проекта. Адресность.

6.Сбор информации и исследование проблемы. (здесь может быть от 1 до 4 листов), которые отражают следующую информацию об исследовании проблемы:

1) информация от СОЦИОЛОГОВ, которые изучают точку зрения на выбранную проблему среди разных категорий населения, их мнения по поводу важности и актуальности выбранной проблемы (опрос, экспресс-интервью, анкета, др.). Диаграммы, графики, текст вопросника

2) информация от ЮРИСТОВ, которые  изучают юридическую документацию, нормативную базу данного вопроса (нормативы от Конституции до решений местной власти, администрации школы и тд.). Этот блок будет выслан всем участникам от организаторов.

3) информация от АНАЛИТИКОВ, которые по материалам СМИ выясняют, как данная проблема освещалась на страницах газет, журналов, на ТВ и в Интернете. Какова реакция в обществе на них.

4) информация от ЖУРНАЛИСТОВ, которые входят во взаимодействие с компетентными специалистами для получения взвешенной аналитической информации о состоянии дел по данной теме, каков механизм принятия решения по данной проблеме видят специалисты (проведение конференций, конкурсов, экскурсий, издание книг, создание сайтов и др….

7. Разработка собственного варианта решения проблемы

На этом этапе учащиеся вместе с консультантом разрабатывают и прописывают план действий по решению проблемы.

Что делаем?

Куда обращаемся?

Какие ресурсы используем?

Организация опроса о наличии проблемы

К учащимся ….. классов

К родителям (?)

К прохожим (?) (другие варианты)

Бумага, принтер, ксерокс (родителей….И.Иванова)

Посещение аллеи Памяти

К администрации школы, к родителям, в отдел ГОВ ДД(Ю)Т, ….

Средства для проезда (родители, средства от макулатуры, автобус от МО…)

Изучение источников о вкладе представителей данной плиты в освобождении Ленинграда.

Библиотеки, музеи, к учителям истории, представителям конкретного региона, учащимся из регионов, родителям, сотрудникам ГОВ отдела ДД(Ю)Т, СМИ….

Интернет (школьный),

Видеокамера, фотоаппарат (родители П. Петрова)

Разработка сценария для урока мужества …. (другое)

Разрабатывает команда проекта (или дин ребенок, или..)

Компьютер, …..

8. Смета расходов по проекту.

Обязательное требования для всероссийского конкурса «Я – гражданин России».

Статья расходов

Цена

Сумма

Источник финансирования

Бумага для анкет, для портфолио ….

160 руб за пачку (500листов)

(Рассчитайте сами)

Администрация школы №__

9. Социальные партнеры

С кем осуществляется реализация проекта.

10. Конкретные действия по проекту

В данном разделе желательно представить фотографии различных этапов работы над проектом, отзывы о проекте, как самих детей, так и тех, с кем ребята консультируются, взаимодействуют.

11. Продукт проекта.

Сценарий, презентация, буклет, листовка, видео сюжет с текстовой частью и др. Важный момент, необходимо указать, как будет использован продукт проведенной исследовательской работы в других учреждениях.

 Начало работы над социальным проектом. «Забота»

Педагогическая технология «французские мастерские»

  1. Актуализация опыта.

Мы с вами весь прошлый год ходили к ветеранам ВОВ.

Кто из вас ходил?

Что вы делали у ветеранов? (читали стихи, поздравляли, дарили подарки, пили чай, слушали истории.)

Хотели ли вы поучаствовать в поздравлении ветеранов?

Как? (Записать концерт на видео, привести весь хор в гости, приготовить торт, сделать открытки).

Кто помнит, как назывался наш проект? (Забота. Победителям тепло наших сердец).

Получилось у нас передать тепло наших сердец?

Смотрим фотографии с поздравлений ветеранов.

Мне очень понравился наш проект. Ветераны были рады возможности рассказать о себе, послушать стихи и песни, я видела слезы радости, очень хотелось всех обнять, сказать спасибо, за их жизнь, за их подвиг. Спасибо тем, кто участвовал. В этом же году мы хотим расширить наш проект.

  1. Постановка задачи

 А вы помните, почему мы стали ходить к ветеранам? (Им сложно ходить к нам. Им важно, что о них помнят.)

 

Почему ветеранам сложно бывать на наших праздниках? (Они медленно ходят, некоторые не выходят из дома, им опасно выходить)

Только ли ветеранам сложно?

Рассматриваем и обсуждаем логическую схему, нарисованную на доске

Все ветераны пожилые

Не все пожилые ветераны.

Вывод: Все пожилые сталкиваются с такими же проблемами, что и наши ветераны, которых мы поздравляем.

  1. Работа во французской мастерской

1. «Индукция» («толчок» к процессу) — создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика.

Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

Каждый записывает на листке бумаги

«Пожилой человек»

Составьте как можно больше слов из букв в этой фразе. Запишите эти слова.

А теперь запишите ваши ассоциации с этим словосочетанием.

 2 этап.

Деконструкция (поставить в затруднительное положение).

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

 Составьте небольшой рассказ из всех этих слов.

3 этап.

Социализация работа в малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Каждый выступает на основе соц. опыта, не боясь высказывать свое мнение вслух.

Теперь объединитесь по три человека и нарисуйте портрет пожилого человека. Важно, чтобы каждый принял участие в работе.

4 этап. Афиширование.

Представление  «произведений» - работ учеников  и учителя (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории на доску и ознакомление с ними .

Каждая группа сейчас представит свои портреты. Расскажет, почему вы нарисовали именно так.

5 этап.

«Разрыв»   кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления. Происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов.

Пожилой человек, какой он?

Запись ответов на доске.

Что с ним происходит?

Затухание функций организма

Тело начинает отказывать, перестает работать.

Седеют волосы

Появляются морщины

Кости становятся ломкими

Суставы менее подвижными

Глаза хуже видят

Уши хуже слышат

Спина сгибается

Сложно держать равновесие

Обычно пожилыми людьми принято называть тех, кто достиг пенсионного возраста. Мужчины выходят на пенсию в России в 60 лет, а женщины – в 55 лет. Это означает, что пожилыми считаются мужчины и женщины старше 60 и 55 лет соответственно. В нашей стране на сегодняшний день доля граждан старшего поколения достигла уже, приблизительно, 20,7%.

Понятно, что людям пожилого возраста требуются забота и уход. Не секрет, что в нашей стране среди пожилых людей сегодня практически нет здоровых. Как известно, возрастные изменения обычно сочетаются с хроническими заболеваниями различной степени тяжести.

Хотя в истории известно немало  фактов долгожительства: «Всех дней жизни Адамовой было 930 лет и он умер. Всех дней Ноевых было 950 лет и он умер. Всех же дней Мафусаила было 930 лет и он умер» - говорится в Священном Писании. Это данные, имеющие отношение к библейским персонажам. Там старость, как и жизнь, была длительной и нам не понятной полностью. О ней можно долго говорить и тем более писать.

 Но ведь Святое Писание не сбрасывали с неба, его писали простые смертные, жившие на земле и, несомненно, умершие в возрасте, в котором по – обыкновению умирают и сейчас современные люди. Люд, которые живут значительно меньше библейских героев! Человек в 70 – 80 лет – это уже теперь глубокий старик.

Давайте задумаемся об этом и на несколько минут представим себя на месте постаревшего человека.

Попробуйте встать и походить как пожилые люди. Спины согнуты, ноги тяжело поднимать, можно прищурить глаза.

6 этап.

Рефлексия - отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской.

 Отсюда результат работы в мастерской описывается словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».

Что вы почувствовали?

Было ли вам легко?

Что бы вам хотелось?

4.    Составление плана действий

Что мы можем сделать для пожилых людей?

Изготовление подарков.

Разучивание стихов и песен

Помощь по дому (мелкий ремонт), уборка, мытье окон.

Общение с пожилыми

Проведение мастер-классов и песенных вечеров.

Надеюсь, мы это сделаем. И придумаем еще, чем можно порадовать пожилых людей

Спасибо вам за вашу работу.

Для весёлых весенних ветвей

Корни более, чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них –

Гул атак,

Годы тяжких трудов

И битв …

Но у старости силы не те,

Дней непрожитых мал запас…

Берегите старых людей.

Без которых не было б вас»     Л. Татьяничева. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».

Проблема, на решение которой направлен проект: Недостаточный уровень сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся,   препятствующий  успешной социальной адаптации....

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Актуальность социально-образовательного проекта «Пять шагов к себе» определена, на наш взгляд, тем, что современному человеку должны быть свойственны ценности и принципы, необходимые для общего выжива...

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Проект формирует толерантное, правовое сознание, развивает интерес к другим культурам, традициям, обычаям.   Приоритетными  видами деятельности в организации внеурочной деятельности явл...

Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МБОУ «Баянгольская СОШ» Баргузинского района Республики Бурятия.

   Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны как эпопея, небывалая по своим масштабам, трагизму, бедам и лишениям, массовому героизму на полях сражений, самоотверженном...

Социальный проект в рамках программы духовно-нравственного воспитания школьников "Крепка семья-крепка Россия"

Краткосрочный проект в рамках программы духовно-нравтвенного воспитания школьников, направленный на пропаганду семейных ценностей и традиций....

Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся

Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся...