Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
опыты и эксперименты (9 класс) на тему

Опыт работы по подготовке к экзамену по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_podgotovki_k_gia_po_russkomu_yazyku_v_9_klassah.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

                     Система подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классах

                                                                  Знание только тогда становится знанием,

                                                                             когда оно приобретено усилиями своей

                                                                                                             мысли, а не памятью.

                                                                                                                             Л.Н.Толстой.

       

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

           В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ.  Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме недостаточно  грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

   Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации,   проверяют все виды компетенций:

  • лингвистическую;
  • языковую;
  • коммуникативную.

     У  каждого  учителя  постепенно  формируется  свой  стиль  подготовки к экзамену. 

     Из своего опыта я могу выделить   следующие  направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

  • развитие мотивации и целеполагания;
  • формирование умения решать задания разного уровня;
  • развитие самоконтроля;
  • формирование уверенности и положительной самооценки;

Для себя я определила следующие задачи:

  • вести постоянную психологическую работу с учащимися, поскольку даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ;
  • правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
  • организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету;
  • работать в тесном контакте с родителями.

Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Все эти направления и задачи  тесно взаимосвязаны между собой и отсутствие  хотя бы одного из них не может привести к положительному результату.

      Чтобы решить перечисленные задачи, я начинаю вплотную подготовку к экзамену в 8 классе, т.е. 9 Б класс я начала  готовить с 1 сентября прошлого учебного года.

Активно использую ИКТ (цифровые  образовательные  ресурсы,  а  также  Интернет - ресурсы), которые  эффективно   помогают  ученикам  в  подготовке  как  к  урокам,  так и к экзамену.

Применение новых ИТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке  к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Не имея технической  возможности  проводить  в  рамках  урока  тренировочные  и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю ученикам выполнять их в домашних условиях. Опыт показывает, что учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и  часто обращаются за консультациями по поводу трудностей.

Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты ГИА-9,  ФИПИ, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ».

Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. На уроке на пояснение каждой темы уходит 10- 15 минут,  остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению.

 Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ОГЭ-2015. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, выполняем совместно, проговаривая алгоритм действия, что способствует лучшему усвоению темы.

Первым заданием  ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения.

Обучение написанию сжатого изложения начинаю с 5 класса, но более тщательная системная работа начинается в 8 классе. Сначала учимся выделять в тексте микротемы. Второй этап – отработка навыков сокращения текста тремя способами. Использую презентацию Егораевой, автора пособий по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Оставляю презентацию  на рабочем столе компьютера, и ученики имеют возможность скопировать  ее на свои информационные носители и применять на практике.

За два учебных года мы написали не менее 20 сжатых изложений.

Подобная работа  учит   ребят  слушать и  слышать   текст, анализировать  его    содержание    и    лингвистические    компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.

        Второе задание в экзаменационной работе – это тест.

Использую тестовые технологии в разных классах с 5 по 11 на этапах изучения нового материала, закрепления, систематизации,  обобщения и проверки знаний.

Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.

Учащимися приобретаются пособия, в которых тестовый материал не просто помогает проверить усвоение знаний по определенной теме, но и сформулирован в формате ОГЭ.

Так,  учащиеся 9Б  класса используют  пособия  «Русский язык. ОГЭ-2015. Типовые тестовые задания» , Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т., издательство «Экзамен», М.;   «Русский язык. Практикум. Подготовка к выполнению заданий  6 – 14», Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н., издательство «Экзамен», М.

Третий вид задания в экзаменационной работе – сочинение –рассуждение.

Умение создавать собственное высказывание на заданную тему оказывается востребованным не только на экзамене в 9 классе, но и на ЕГЭ в 11классе. Более того, культура доказательного аргументированного рассуждения является показателем общей культуры человека.

Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий.  Для того, чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а результаты работы были бы очевидными для моих учеников и для меня, выстраиваю систему обучения написанию сочинения – рассуждения. 

Подготовку девятиклассников провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый из учеников на экзамене чувствовал себя уверенно и успешно справился с этим видом работы.

В этом учебном году нам вернули выбор: или сочинение на лингвистическую тему, или сочинение-рассуждение  по цитате из текста, или сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, с собственным формулированием тезиса.

      Самым легким, доступным, по нашему мнению,  является Задание 15.2 – сочинение-рассуждение  по цитате из текста. Это может быть его основная мысль или фраза, обобщающая или завершающая приведенный отрывок, однако, так или иначе, она будет касаться смысла текста. Мы научились писать такие сочинения. Ребята справляются с ним неплохо, набирают достаточное количество баллов.

      Кроме уроков веду подготовку к ОГЭ на элективном курсе, который так же  направлен на успешную сдачу экзамена. Мы знакомимся с бланками экзаменационной работы, учимся правильно их заполнять. На элективном курсе я каждому ученику выдаю критерии оценивания сжатого изложения и сочинения - рассуждения. Проверяю работы по критериям. У ученика, имея перед глазами критерии, есть возможность видеть,  за что я при проверке снизила баллы.

     

      Такая система работы помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку – формирование трёх видов компетенции учащихся:

  • языковой;
  • лингвистической;
  • коммуникативной;

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к  ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог,  творчески  подходящий  к  процессу  обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.

И это не только успешная сдача  выпускниками    экзамена  по  русскому  языку,  но  и воспитание        личности,   уважительно   относящейся   к   родному   языку,  владеющей письменной и устной речью, личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся и  кропотливая деятельность вместе с учителем.

Скажу о результатах двух последних пробных экзаменов.

Первый писали из 25 человек – 22

«5» - 5

«4» - 9

«3» - 7

«2» - 1 (Болотова Надежда)

Качество знаний составило - 64%

Второй писали все 25 человек

«5» - 3

«4» - 15

«3» - 5

«2» - 2 (Болотова, Паньков Иван 14 баллов)

Качество знаний составило -   72%

Очень надеюсь, что настоящий экзамен мои ученики сдадут не хуже, работа для этого проведена огромная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку                                     ...

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Материал содержит информацию о формах и методах работы по подготовке к заданию 25 по русскому языку, о последних изменениях в формулировках заданий ЕГЭ в 2017 году, об ошибках при решении заданий....

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Из опыта работы по подготовке к ГИА по русскому языку

Каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки выпускников к итоговой аттестации, но объединяет нас одно – результат. Основная цель подготовки – создание условий для успешной сдачи эк...

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Выступление на семинаре "Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку"....

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе...