Из опыта работы по подготовке к ГИА по русскому языку
статья по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Сорокопытова Ольга Геннадьевна

Каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки выпускников к итоговой аттестации, но объединяет нас одно – результат. Основная цель подготовки – создание условий для успешной сдачи экзамена по русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_opyta_raboty_po_podgotovke_k_gia.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по подготовке к ГИА по русскому языку

Сорокопытова О.Г.

Каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки выпускников к итоговой аттестации, но объединяет нас одно – результат. Основная цель подготовки – создание условий для успешной сдачи экзамена по русскому языку. Считаю, что учитель и ученик должны иметь единую цель.

Можно выделить несколько общих этапов подготовки к ГИА:

  1. Психолого-педагогическая работа.

Как подготовиться к экзаменам?

Поведение на экзамене.

Как противостоять стрессу?

  1. Информационно-просветительская  работа.

Ознакомление с нормативными документами, критериями оценивания письменных работ.

Проведение разъяснительной работы о целях и технологии проведения ГИА на родительских собраниях, в групповых и индивидуальных беседах.

Ознакомление родителей и учащихся с источниками информации о ГИА – сайты.

Систематическое информирование родителей на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, на консультациях о ходе подготовки  к  ГИА.

Ознакомление с результатами диагностических работ, результатами индивидуальной работы.

  1. Учебно – тренировочная работа. 

Работа с текстом, которая позволяет готовить учащихся к тестовой части.

Написание сжатого изложения с использованием аудиотекстов.

Отработка алгоритма написания сочинения-рассуждения.

Создание памяток и опорных схем (приложение 1).

Самостоятельная работа.

  1. Анализ и коррекция результатов.

Пробное тестирование в формате ОГЭ, ЕГЭ.

Составление  индивидуальных карт.

Учащиеся получают реальную наглядную картину уровня подготовленности к экзамену, результаты позволяют:

- выявить затруднения учащихся при выполнении тех или иных заданий;

- корректировать и  систематизировать знания  учащихся;
- отработать алгоритм выполнения  тех или иных заданий;

- совершенствовать умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных форм компрессии текста;
- совершенствовать умения учащихся создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему;

- планировать учебный процесс на достижение конкретного результата для каждого конкретного ученика.

В 9, 11 классах, практически всегда, использую разминки на повторение: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и морфологии; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок. Контрольные работы в 9 классе провожу в формате ОГЭ (приложение 2).

Опыт  работы показывает, что наибольшие затруднения у старшеклассников вызывает частично тестовая часть и выполнение  письменных работ. 

В 9 классе продолжаем работать над приёмами сжатия текста, композицией сочинения-рассуждения.

В 11 классе работаем над проблемой аргументации из литературных произведений. Трудность для обучающихся: в приведении аргументов из литературы и определении нравственных понятий. Для оперативной подготовки  создан банк аргументов и определений, который есть у обучающихся в электронном и распечатанном виде.

Если сравнивать результаты пробных работ в 11 классе в 1-м полугодии 2017-2018 учебного года, можно проследить динамику: средний балл увеличился от 57 до 61.

21 октября 2017 года:

Класс

Всего

Написали

Оценки

% успеваемости

% качества

Средний балл

5

4

3

2

11

6

6

1

2

1

0

100

50%

57

16 ноября 2017 года:

Класс

Всего

Написали

Оценки

% успеваемости

% качества

Средний балл

5

4

3

2

11

6

3

0

2

1

0

100

67%

61

В качестве вывода можно сказать, что средств для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Вот над этим  и нужно работать на всех этапах подготовки к ГИА.  Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзамена.

Приложение 1

Памятка для учащихся

«Как писать сжатое изложение»

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

  1. Определите тему текста (о чем текст?).
  2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  4.  Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  5. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
  6.  Прослушайте текст во второй раз.

Работа с планом

  1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
  2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
  3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Приложение 2

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ  С ЗАДАНИЕМ В РАМКАХ ГИА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Тип урока: урок контроля знаний учащихся.

Цель: выявление пробелов в знаниях учащихся по теме «Сложносочиненное предложение».

Задачи:

- проверить знания учащихся по теме «Сложносочиненное предложение»;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- развивать самостоятельность в проведении контроля, самоконтроля;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чтение учителем текста диктанта.

НАСТУПЛЕНИЕ НА ТАЙГУ

1)Остров закрывал утренний густой туман. 2)Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял. 3)Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезенными сюда материалами: трубами, машинами, запасами продовольствия. 4)По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы.

5)Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы.6) Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись. 7)Прошло мгновение – и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали. 8)Рычали тракторы, оглушительно трещали деревья, и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью. 9)Как будто гигантским ножом, надвое рассеклась тайга.

10)Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать ее под строительную площадку. 11)Всюду почувствовалось присутствие человека.12) На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева. 13)Лесорубы готовили бревна для устройства дороги, а плотники – полотняный городок.

(По В. Ажаеву.)

Грамматическое задание:

1 вариант

1)Из предложений 2-3 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «близость».

2)Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором правописание суффикса  определяется правилом: «В отымённых прилагательных в суффиксе –ЕНН- пишется НН» .

3)Замените разговорное слово «накренились» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4) Замените словосочетание «прибрежной полосе», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5) Выпишите грамматическую основу предложения 3.

6)Среди предложений  5-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

7) Среди предложений 1-4 найдите предложение  с общим второстепенным членом предложения, относящимся к обоим предложениям . Напишите номер этого предложения.

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

9)Среди предложений 1-4 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.

2 вариант

1)Из предложений 10-11 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.

2)Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса  определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется -НН-» .

3)Замените книжное слово «гигантским» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4) Замените словосочетание «снежной пылью», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5)Выпишите грамматическую основу предложения 11.

6) Среди предложений 7-9 найдите предложение  со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.

7) Среди предложений 1-4 найдите предложение  с общим второстепенным членом предложения, относящимся к обоим предложениям. Напишите номер этого предложения.

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

9)Среди предложений 10-13 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.

III. Запись учащимися текста под диктовку.

IV. Проверка записанного текста.

V. Выполнение грамматических заданий.

VI. Проверка учащимися выполненных заданий и текста в целом.

VII. Итог урока.

Учащиеся сдают тетради учителю.

ОТВЕТЫ

1 ВАРИАНТ

  1. Прибрежной
  2. Утренний
  3. Наклонились
  4. Полосе у берега
  5. Строители расположились
  6. 7
  7. 4
  8. 3
  9. 2,4

2 ВАРИАНТ

  1. Расчищать
  2. Подломленные
  3. Большим, огромным
  4. Пылью из снега
  5. Почувствовалось присутствие
  6. 9
  7. 4
  8. 2
  9. 10,12,13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку                                     ...

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Материал содержит информацию о формах и методах работы по подготовке к заданию 25 по русскому языку, о последних изменениях в формулировках заданий ЕГЭ в 2017 году, об ошибках при решении заданий....

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Опыт работы по подготовке к экзамену по русскому языку...

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Выступление на семинаре "Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку"....

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе...