Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих суворовцев
статья (5 класс)

Индивидуальный образовательный маршрут позволяет реализовать личностно - ориентированный подход в образовании слабоуспевающих обучающихся, восполнить пробелы в знаниях и повысить мотивацию. В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями обучающихся.                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_tsvu_19.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих суворовцев

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)                                                                   Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это образовательная программа одного конкретного обучающегося, направленная на развитие его способностей и преодоления трудностей в обучении. Необходимость разработки индивидуального образовательного маршрута определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося, а также существующими стандартами образования. Он направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями обучающегося, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей.                                                                         Индивидуальный образовательный маршрут позволяет реализовать личностно - ориентированный подход в образовании слабоуспевающих обучающихся, восполнить пробелы в знаниях и повысить мотивацию. В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями обучающихся.                                                        Алгоритм проектирования ИОМ следующий:

1. Выявление и анализ проблем развития обучающегося, испытывающего трудности в обучении, психологом, преподавателем и воспитателем. Определение возможности создания специальных образовательных условий для конкретного обучающегося, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения.

2. Предварительное определение вида и объема необходимой помощи (образовательной, психолого-педагогической), исходя из имеющихся или привлеченных ресурсов.

3. Адаптация образовательных материалов по темам программы, которые были слабо усвоены обучающемся.

4. Реализация ИОМ (систематическое сопровождение образовательного процесса; отслеживание динамики развития обучающегося по слабо                    усвоенным темам, оценка результатов обучения).                                                         5. Коллегиальное обсуждение, согласование деятельности преподавателя, психолога и воспитателя. Проектирование и заполнение форм ИОМ.                                                              

Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ в следующем:

  1. открытость обязательных результатов обучения;
  2. возможность выбора обучающегося уровня сложности;
  3. целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;
  4. организация дифференцированной помощи со стороны преподавателя и воспитателя;
  5. обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью обучающегося;
  6. создание психологического комфорта обучающихся, учет  индивидуальных особенностей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО                        ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

Этапы реализации

Формы и способы деятельности педагога

Практический выход

Диагностический

Проведение мониторинга, анкетирования, наблюдение, контрольные мероприятия.

Материал для исследования и планирования дальнейшей работы

Аналитико-исследовательский

Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения. Выявление пробелов в знаниях обучающегося, по конкретным темам

Информация об индивидуальных особенностях обучающегося, сопоставление с реальными учебными возможностями

Организационно – проектировочный

Поиск путей педагогической поддержки. Определение темы, компетентностей обучающегося. Выбор форм и способов работы. Сроки. Составление ИОМ обучающегося.

ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут обучающегося)

Деятельностный

Работа по ИОМ обучающегося с целью его развития и поддержки.

Развитие и поддержка творческой одаренности обучающегося.

Итоговый

Анализ работы по ИОМ. Выявление положительных и отрицательных моментов. Определение перспектив для дальнейшей работы.

                

Структура индивидуального образовательного маршрута               
включает следующие        компаненты:                                                           - 
целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей обучающегося при получении образования);
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
диагностический  (определение системы диагностического сопровождения);
организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей). Достигается это через:

  • структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
  • сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
  • регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);

результативный (формулируются ожидаемые результаты).

- коррекционный этап предполагает работу обучающегося, преподавателя, воспитателя и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

        Примерная схема индивидуального образовательного маршрута

  1. Титульный лист включает: наименование образовательного учреждения;

- гриф утверждения индивидуального образовательного маршрута (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);

- название учебного курса вида деятельности;

- Ф.И.О. преподавателя, разработавшего и реализующего индивидуальный образовательный маршрут;                                                                                               - фамилию и имя, возраст обучающегося, для которого разработан индивидуальный образовательный маршрут;

- год составления индивидуального образовательного маршрута.

2. Пояснительная записка включает:

  • актуальность и педагогическую целесообразность (диагностика, цели и задачи)
  • название, вид, уровень и направленность образовательной программы, автор и год утверждения (издания) конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработан индивидуальный образовательный маршрут;
  • цели и задачи индивидуального образовательного маршрута в области формирования системы знаний, умений на текущий учебный год (полугодие, четверть);
  • особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий), а также режим учебных занятий;
  • ожидаемые результаты.

Элемент структуры индивидуального образовательного маршрута «Требования к уровню подготовки обучающихся» представляет собой описание требований к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе занятий; качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности; систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений; возможные способы оценки результативности образовательной деятельности обучающихся. Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает образовательная программа, на базе которой разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

 «Календарно-тематический план» индивидуального образовательного маршрута самый объемный раздел, отражает реализацию учебного плана в течение учебного года. Составляется календарно-тематический план на текущий срок обучения, т.е. на один учебный год (полугодие, четверть).

В разделе «Учебно-методические средства» указываются используемые учебные и методические пособия для педагога и обучающегося; список литературы составляется отдельно для педагога и обучающегося.

Роль педагогов при реализации индивидуального образовательного маршрута

Воспитатель

Педагог-психолог

Преподаватель

1. Изучение и анализ индивидуальных особенностей суворовцев.

 2. Беседа с обучающимися для определения причин неуспеваемости по предмету.

3. Организация самостоятельной подготовки.

4. Формирование навыков самостоятельной работы у обучающихся.

5. Посещение уроков.  

6. Взаимодействие с преподавателями по вопросам усвоения суворовцами изучаемых тем.

7. Планирование и организация коррекционной работы совместно с преподавателями по предметам.

 8. Консультации с педагогом-психологом по выявлению причин  слабой успеваемости.

9. Информирование родителей об успеваемости и достижениях суворовцев.  

10. Воспитание суворовца на основе личного примера.

11. Воспитание, основанное на успехе, уважении личности и доверии.

12. Работа с суворовцем по преодолению  им трудностей.

13. Выработка у воспитанника таких положительных качеств, как  организованность,  усидчивость.

14. Совершенствование развития памяти, мышления,  речи и познавательных способностей суворовца.

1. Изучают личности учащихся и классных коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения  и  воспитания.

2. Реализуют программы преодоления учащимися трудностей в обучении, создают условия для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся воспитанникам.

3. Создают психологические условия для реализации  ИОМ.

4. Выявление  причин неуспеваемости по предмету. 5. Углубленная индивидуальная диагностика психического и интеллектуального развития слабоуспевающих суворовцев.

6. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия со слабоуспевающими суворовцами.

7. Психологическое консультирование.

8. Консультации воспитателей, преподавателей по вопросам возрастной психологии при работе со слабоуспевающими суворовцами.

 9. Консультирование родителей о трудностях и достижениях суворовцев.  

 1. Знание индивидуальных особенностей развития суворовцев

2. Обучение, основанное на успехе, доверии.                  

 3. Развитие познавательной активности суворовца в соответствии с его индивидуальным уровнем познания данного предмета:

- система реабилитации, в результате которой каждый суворовец  чувствует и осознает себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели на урок и достигать их;

- адаптация учебного материала уровню подготовки суворовцев;

- упражнения на развитие памяти, внимания, мышления;

- работа по развитию речи, умению логически излагать материал;

- одновременное включение слуха, зрения, моторики, памяти и мышления в процесс восприятия материала;

- использование ориентировочной основы действий (опорные сигналы);

-  взаимообучение;

- рефлексия;

-оптимальность темпа урока с позиции полного усвоения и т.д.

4. Уменьшение дидактических единиц.

5. Задание на самоподготовку соизмеримо уровню знаний суворовца и контроль его выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут для ученика,нуждающийся в домашнем обучении по состоянию здоровья и со слабоуспевающими обучающимися

Индивидуальный образовательный маршрут для ученика,нуждающийся в домашнем обучении по состоянию здоровья и со слабоуспевающими обучающимися...

Индивидуальный образовательный маршрут для ученика,нуждающийся в домашнем обучении по состоянию здоровья и со слабоуспевающими обучающимися

Индивидуальный образовательный маршрут для ученика,нуждающийся в домашнем обучении по состоянию здоровья и со слабоуспевающими обучающимися...

Индивидуальный образовательный маршрут со слабоуспевающими детьми

Индивидуальный образовательный маршрут со слабоуспевающими детьми...

Индивидуальный образовательный маршрут со слабоуспевающими детьми по английскому языку.

Цель программы: формирование коммуникативных навыков и развитие познавательного интереса школьников в практической деятельности.Задачи программы:Воспитывать толерантность и уважение к другой культуре,...