Формирование толерантности в процессе преподавания русского языка и литературы
статья

Винокурова Елена Александровна

Проблема преподавания русского языка и литературы в школе приобретает особую важность на сегодняшний день.  Это обусловлено совокупностью социальных и дидактических факторов. Наиболее значимыми  среди них являются рост национального самосознания, обострение национальных отношений, усиление миграционных процессов; стандарты образования, введение в практику школы федерального, регионального и школьного компонентов, единого государственного экзамена.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Мачулинская ОШ

Формирование толерантности в процессе преподавания русского языка и литературы

                                                                                          Составитель учитель

        русского языка и литературы

        Винокурова Е.А.

      Проблема преподавания русского языка и литературы в школе приобретает особую важность на сегодняшний день.  Это обусловлено совокупностью социальных и дидактических факторов. Наиболее значимыми  среди них являются рост национального самосознания, обострение национальных отношений, усиление миграционных процессов; стандарты образования, введение в практику школы федерального, регионального и школьного компонентов, единого государственного экзамена.

Сегодня, как никогда необходимо связующее звено, которое  помогло бы  человеку осознать себя составляющей целостного множества многонациональной России. И причина этого, наверно, кроется  в том, что в содержании образования нет компонента, раскрывающего это многообразие. А если посмотреть на эту проблему шире, то необходимо показать сходные черты и разнообразие культур во всем мире. Более того, в этом этническом многообразии, национально самобытном, уникальном необходимо показать сходные черты и точки соприкосновения, так как наряду с сугубо национальной окраской и глубоко этническими признаками в культуре каждого народа много общего, обусловленного многовековым общением и взаимодействием с другими народами.

Только  диалоговый подход  может позволить идти от родной культуры к российской и далее – к мировой. Это поможет сформировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повысить их общий культурный уровень,  сформировать правильную гражданскую позицию. Особую роль в этом отводится языку и литературе. Язык есть не только средство общения и выражения мысли, но и кладезь ценностей культуры. В языке отражается опыт народа, его история, материальная и духовная культура.

Главной задачей учителя словесности, по-моему,  на сегодня  остается  способствовать духовному становлению личности  ученика. Через чтение и изучение художественных произведений приобщать учащихся к искусству слова. В классической литературе отражается жизненная правда, в ней отображены общегуманные идеалы. Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность.

На уроках литературы мы анализируем произведения, рассказывающие о  культурных традициях и ценностях народов. По словам В. И. Даля, «это сочинение и достояние общее».  Сравнение пар пословиц из разных языков на одну тему в 7 классе позволяет обратить внимание ребят на единство духовных ценностей представителей разных народов. Например, во всех культурах осуждается лень, положительно оценивается милосердие и доброта к людям, дружба и взаимопомощь: русская пословица «доброе братство милее богатства», абхазская- «дерево держится корнями, а человек-родственниками»;  азербайджанская- «хороший друг ближе брата», арабская «в трудную минуту- друг тут как тут», понятия добра и зла также оцениваются одинаково представителями разных наций: японская- «демоны живут напротив ворот храма», русская- «добра, что клада, ищут, а худо под рукой». 

Данные варианты работы на уроках русского языка и литературы позволяют в ненавязчивой форме привить интерес к культурам других народов, сформировать понимание ценности человеческой личности вне зависимости от каких-либо её отличий, воспитать толерантность к людям других национальностей. Изучая устное народное творчество сказки, былины, предания в 5-7 классах,  я останавливаю внимание учащихся на том, что в них отражены не только события героической обороны страны, но и дела повседневной жизни: работа на пашне, сватовство и соперничество, конные состязания, торговля, далёкие путешествия.

 Изучая в шестом классе  «Сказание о белгородском киселе»,  я сопоставляю его с другими сказаниями «Сказанием о Кер-Оглы»(туркменский эпос) и «Сказанием о герое Муртазали» (дагестанский эпос). В ходе анализа произведений учащиеся  находят  слова,  убеждаются в том, что   идеалы героев  у разных народов практически одинаковы.

 Прочитав с  учащимися рассказы В. Распутина «Уроки французского»  и  Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»,  провожу  исследовательскую работу, основными задачами которой являются:  привести примеры из текстов произведений, характеризующие любовь к родным местам, уважение к старшим, отношение подростков друг к  другу, к учебе; выявить общие высокие моральные качества людей, которые ценят разные народы. Особое место в ряду этих произведений занимает роман «Плаха» Ч. Айтматова.

Изучая литературу в старших классах, мы убеждаемся, что проблемы толерантности раскрываются во многих произведениях.  Касаемся их,  изучая  повести Л.Н. Толстого: «Казаки», «Хаджи – Мурат», «Традиции и обычаи народов Кавказа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме «Мцыри»; «Гуманизм поэзии Расула Гамзатова», « Эстетический идеал в творчестве Мусы Джалиля».        

Знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике утверждать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих в одном крае, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.

На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.

Например, внимание к русскому празднику Масленице (проводы зимы и встреча весны) и Наурузу – празднику тюркских народов (возрождения, весны) помогает проложить мостик к уважительному отношению к праздникам и славян, и мусульман. Самое главное – оба праздника сопровождаются народными песнями, присказками, пословицами, поговорками, передающими национальный колорит. Такое сопоставительное изучение способствует воспитанию разносторонне развитой личности, обладающей высокими нравственными качествами.

 Весьма важным подспорьем в обучении языку являются и ведущие виды деятельности школьников, а именно, игровая, театральная и музыкальная.

Школа-это место, где закладываются жизненные ориентиры и установки человека, где должны воспитываться идеи и концепции понимания особенностей иных культур, уважения к другим народам. Перед школой  сегодня особенно остро стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, важно научить молодежь наряду с развитием собственной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов. Важной задачей гуманитарного образования в школе является изучение и освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения.

 Уроки литературы должны способствовать развитию толерантной личности. Ведь литература – средство  воспитания в целом и толерантности в частности, в ней заключен огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения.

Опыт показывает, что для формирования коммуникативных способностей обучающихся необходимо использовать на уроках информационно насыщенные тексты,  имеющие познавательную,  краеведческую и этнокультурную направленность. Перед учителем русского языка и литературы сегодня стоит вопрос формирования у учащихся патриотического и гражданского самосознания. В сущности,  она поднята самой русской литературой-А. С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым и многими другими мастерами слова.

Кроме этого следует учесть и эмоциональную сторону. Чаще всего атмосфера на этих уроках ведет к пробуждению чувства гордости за свою малую родину и людей, населяющих её,  интереса к судьбам других, а это ведет к становлению гражданской позиции и воспитания духовно-нравственных ценностей.

Безусловно, огромную роль в воспитании и образовании играет сам учитель, его нравственность, духовный мир, душевные качества. Поэтому важно учителю постоянно работать над собой, совершенствоваться. И поскольку идея духовности, толерантности является важным условием развития нашей страны, национальным приоритетом   российского общества, то каждая встреча учителя с детьми должна способствовать формированию ценностных качеств личности.

На мой взгляд, воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность – это и есть высоконравственная личность.

Поэтому в наше сложное время все больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Нравственное воспитание – важнейшая задача всех общественных институтов, но в школе она приобретает особое значение, так как именно здесь закладываются основы основ облика человека.Проблема воспитания толерантности – длительный, сложный процесс, осуществляемый всей социальной обстановкой, окружающей ребёнка, в том числе и школой. Что же такое толерантность?

Для воспитания толерантности школьников на уроках русского языка и литературы важно использовать материал, позволяющий найти отклик у учащихся, вызвать их интерес к культурам других народов.

 В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали. Ее изучение А. Твардовский назвал уроками нравственного прозрения.

Уроки литературы призваны воспитывать ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров.

Подростку не по плечу в одиночку справиться с этим грузом новых впечатлений и раздумий. Именно тогда в его не защищенную душу могут проникнуть едкие вирусы цинизма. В это время мы не вправе оставлять подростка без нравственной поддержки. Надо незаметно, как бы невзначай, помогать ему находить ответы на первые трудные философские вопросы. Учить переживать душевные муки, облагораживаться ими, неустанно искать выходы из невидимых тупиков мысли и чувства.И нет советчика менее ненавязчивого и вместе с тем более проникновенного, чем литература. Надо учитывать также и то обстоятельство, что на современном этапе проблема нравственного формирования личности, а значит и воспитательного назначения литературы, встала с невиданной прежде остротой. Ведущей тенденцией современности стало возрастание духовных запросов.

В художественных произведениях толерантность в основном отражается в двух видах: во-первых, отношения между людьми показываются такими, какими они должны быть, то есть без насилия, и, во-вторых, показывая интолерантное поведение своих героев, автор выражает протест против них.

Произведения замечательного русского писателя А.Платонова входят в ныне действующую программу по литературе для средней школы как для обязательного, так и для самостоятельного изучения.

Творчество Платонова близко мне тем, что оно позволяет прикоснуться к жизни “обнаженным сердцем”. Научить этому трудно, может быть, невозможно. И Платонов, мне кажется, не учит, он просто верит – верит в творчество человеческого в человеке, в победу разума и добра.

И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убежденный в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноименной сказки-были, как-то по человечески упорно борющийся за свое существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Эти герои по-настоящему человечны, они “одно дыхание, единое, теплое живое существо” (Платонов). Они сильны в своем стремлении просто жить и достойны самого глубокого уважения и искренней любви. Главная моя задача – помочь детям понять это, потому что “больно одному – больно всем, умирает один – мертвеют все” (А.Платонов).

Литература – это наука  жизни. На своих уроках стараюсь, чтобы мои ученики  работали по заповедям академика Д. С. Лихачева: «Не помысли народ свой врагом других народов»,  «уважай мысли и чувства братьев своих».

Знакомство учащихся с языком, литературой,  культурой, бытом других народов позволит на практике утверждать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих в одном крае, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.

Литература

  1.  Ахметова М. Ф. Урок толерантности русского языка. URL: festival.1september.ru
  2. Большой словарь иностранных слов. – М. : ЮНВЕСТ, 2005. – 784 с.
  3. Харлова Н. Г. Воспитание толерантности школьников на уроках русского языка. URL:http://www.rusarticles.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).

Обобщение опыта учителя литературы по использованию технологии уровневого анализа текста....

Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).

Создание условий для развития души ученика, погружение его в художественный мир писателя с целью познания себя и мира, обретения духа с помощью использования новых технологий....

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Формирование навыков смыслового чтения в процессе преподавания русского языка и литературы

Работа содержит методические рекомендации по формированию смыслового чтения не только на уроках русского языка и литературы, но и на других учебных предметах. А также рекомендации по работе с родителя...

Формирование поликультурной и толерантной личности в процессе преподавания русского языка и литературы.

Современная школа реализующая стандарты второго поколения нацелена на системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационно...