Обеспечение преемственности в формировании УУД на второй ступени обучения.
материал

Решетова Марина Георгиевна

Материалы к педсовету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedsovet_preemstvennost_v_formirovanii_uud.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в формировании УУД

Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Мы все долгое время считали, что преемственность касается лишь содержания обучения, и удивлялись, почему нашим ученикам переход в пятый класс дается так тяжело. Необходима преемственность между этими этапами и на дидактическом, и на психологическом, и на методическом уровне. Непонимание того, что единая образовательная среда, от первого до выпускного класса - необходимое условие для достижения основной цели образования, приводит к тому, что выпускники школы не обладают достаточным уровнем сформированности УУД, не мотивированы на получения дальнейшего образования.

Обеспечение непрерывности в образовании, создание условий успешной адаптации учащихся при переходе от начальной ступени к основной ступени образования – основная задача педагогического коллектива.

Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.  

           

Сложности   адаптационного периода

  • Увеличение объёма учебной нагрузки
  • Новые учебные дисциплины: история, обществознание, природоведение, ОБЖ, информатика
  • Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения
  • Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет
  • Совпадает с переходным возрастом
  • Ослабление внешнего контроля

Психологические особенности

  • замедляется темп деятельности
  • чаще отвлекаются
  • неадекватно реагируют на замечания
  • бывают раздражены, капризны
  •  частая смена настроения
  • чувство взрослости, не подкрепленное реальной ответственностью
  • склонность к фантазированию

Однако, не смотря на все сложности, наличие адаптационного периода имеет и положительные моменты:

  • Перемены в жизни для большинства детей этого возраста воспринимаются оптимистично
  • Для некоторых учащихся 5 класс становится способом избавиться от субъективной оценки, сложившейся о них в начальной школе

Использование образовательных технологий деятельностного типа способствует развитию метапредметных УУД, Технологии деятельностного типа (технология проблемно-диалогического обучения, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений)  обеспечивают не только высокий уровень усвоения знаний, т.е. высокий уровень предметных результатов, но и формирование метапредметных универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), что на сегодня является одной из главных задач образования, а следовательно,  педагога. Поэтому владение этими технологиями является необходимым условием успешной его работы.

Сегодня значительная часть педагогов использует преимущественно традиционные методы обучения. Например, многие педагоги при применении технологии проблемного обучения на этапах постановки и решения проблемы сами сообщают тему и знания в готовом виде. Меньшая часть педагогов применяет  проблемные методы, однако делает это скорее интуитивно, чем осознанно. По этой причине подготовка проблемного урока представляет собой трудоемкий процесс, качество урока находится не на должном уровне, а возможность тиражирования накопленного опыта отсутствует. Кроме того, учителя используют довольно узкий диапазон проблемных методов, чаще всего- проблемно-монологические (сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации; сообщение темы с мотивирующим приемом; сообщение гипотезы и проверки), тем самым снижая обучающий и развивающий эффект этапа введения знаний. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения.

Свидетельства дезадаптации

  • снижение интереса к учению и успеваемости
  • появление неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя
  •  нарушение во взаимоотношениях со сверстниками

Поэтому необходимо формировать универсальные учебные действия не только в начальной школе, но и продолжать эту работу и в средней, и в старшей школе.

Условия успешности адаптации

  • реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием
  • учёт психологических особенностей 10-12-летних детей
  •  учёт уровня познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс

Задача педколлектива

  • создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, .откровенно поговорить

Следует остановиться еще на одном моменте.  В связи с изменением основной цели  и приоритетов образования меняются и критерии оценки успешности работы педагога. Если раньше главным критерием успешности работы педагога традиционно считался уровень предметных знаний его учеников, то теперь разработан принципиально новый инструментарий для измерения уровня не только предметных знаний ученика, но и уровня сформированности его метапредметных учебных действий.  

Так, например, для диагностики сформированности познавательных УУД используются задания, проверяющие умения ученика определять, какая информация нужна для решения задачи, умения отбирать источники информации, извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций, умения сравнивать и группировать факты и явления.

Для диагностики  сформированности  коммуникативных УУД используются задания, проверяющие умения ученика вычитывать текстовую информацию, данную в явном и неявном виде, объяснять смысл словосочетаний и т.д. Для диагностики  сформированности  личностных УУД используются задания, проверяющие умения ученика оценивать поступки с позиции нравственных ценностей, умения объяснять оценку поступка, умения определять важные для себя и окружающих правила поведения.

Для диагностики  сформированности  регулятивных УУД используются задания, проверяющие умения ученика сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки, умения анализировать и оценивать результаты работы и т.д.

В связи с ведением в ближайшее время новых образовательных стандартов основной школы подобные инструментарии оценки деятельности педагога и ученика будут разработаны и для основной ступени обучения. Это говорит о том, что учителям школы предстоит всерьез задуматься о смене собственной образовательной парадигмы и о выборе новой, отвечающей новым требованиям.

«Образование есть то, что остается после того, как забывается все, чему нас учили»,- писал А.Эйнштейн.  В современных условиях задача учителя - показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов и начального, и основного образования является задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и  формирование универсальных учебных действий как один из путей повышения качества образования. Не нужно пугаться изменений в привычных образовательных и педагогических подходах, их подсказывает нам с вами жизнь и здравый смысл, если, конечно, мы не безразличны к судьбе наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения

   Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишённых слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обосновани...

Использование на уроках русского языка второй ступени обучения современных технологий (на примере информативных и процессуальных моделей) как способ формирования метапредметного учебного результата.

Презентация подготовлена для выступления на августовской конференции учителей русского языка и литературы «Формирование компетентности учителей русского языка и литературы как одно из ключевых направл...

Формирование теоретических основ физической культуры личности учащихся второй ступени обучения.

Научная новизна работы заключается в том, что теоретически и практически представлено обоснование методики формирования знаний  у учащихся  второй ступени обучения на уроках физической культ...

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения...