Психологическая безопасность образовательной среды
статья

Казакова Ирина Борисовна

Безопасная психологическая среда школы – это

  • среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия,
  • имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов (в плане положительного отношения к ней),
  • характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников (т. е. центрации на внутренних интересах и ценностях своей личности и личности других людей)
  • и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.
  • В этой среде вырастает здоровая личность, которая не принимает решения в ущерб себе и окружающим, т. е. фактически безопасная среда – та, которая сохраняет, поддерживает и развивает психическое здоровье и психологическое благополучие ее участников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая безопасность образовательной среды: понятие , риски и угрозы, критерии безопасности, способы диагностики Казакова И.Б., социальный педагог МБОУ СОШ № 3

Слайд 2

Психологическая безопасность образовательной среды - это состояние защищённости (или процесс, обеспечивающий защиту) от рисков и угроз для сохранения и развития психических функций, социализации и личностного роста включенных в неё участников, максимальной реализации их способностей во взаимодействии и неразрывной связи с образовательной средой.

Слайд 3

Психологическая безопасность - это состояние окружающей среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье включенных в нее участников (Баева И.А., 2002, 2017).

Слайд 4

Безопасная психологическая среда школы – это среда взаимодействия , свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов (в плане положительного отношения к ней ), характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников (т. е. центрации на внутренних интересах и ценностях своей личности и личности других людей) и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов . В этой среде вырастает здоровая личность , которая не принимает решения в ущерб себе и окружающим, т. е. фактически безопасная среда – та , которая сохраняет, поддерживает и развивает психическое здоровье и психологическое благополучие ее участников.

Слайд 5

Риски и угрозы психологической безопасности образовательной среды могут быть структурированы по 4 направлениям : 1) риск получения психологической травмы , в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей участников взаимодействия; основной источник психотравмы – психологическое насилие в процессе взаимодействия; 2) низкая значимость коллективных целей, мнений и ценностей, характеризующих ОС и, как следствие, желание ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм ( непризнание референтной значимости ОС); 3) отсутствие у всех участников ОС удовлетворенности потребности в личностно-доверительном общении , что проявляется в отсутствии эмоционального комфорта, возможности высказать свою точку зрения, сохранить личное достоинство, обратиться за помощью, невозможность рассчитывать на учёт личных проблем и затруднений, на внимание к просьбам и предложениям, на помощь в обучении навыкам принятия решений; 4) неразвитость системы психологической помощи , в результате чего деятельность службы сопровождения в системе образования оказывается неэффективной (например, большое количество обучающихся на 1 специалиста службы, дефицит практических навыков у специалистов и др.).

Слайд 6

Показатели психологически безопасной образовательной среды Главные функции психологической безопасности - защитная и развивающая . Основными показателями психологической безопасности ОС выступают : 1 ) отношение к среде (индикатор референтности среды); 2) удовлетворенность характеристиками среды; 3 ) защищенность от психологического насилия.

Слайд 7

Критерии психологически безопасной образовательной среды Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую , в которой большинство участников имеют - положительное отношение к ней, - высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и - защищенности от психологического насилия во взаимодействии ( И.А. Баева).

Слайд 8

Проблема оценки образовательной среды Оценка образовательной среды осуществляется диагностическими и экспертными методами. Диагностический метод состоит из пакета диагностических методик, адресованный отдельным участникам. Экспертный включает в себя набор оценочных суждений как самими участниками учебно-воспитательного процесса, так и независимыми экспертами.

Слайд 9

Методика «Психологическая безопасность образовательной среды» ( И.А.Баева ) позволяет оценить основные показатели и определить актуальные направления формирования психологической безопасности образовательной среды. Смысл : по итогам оценки психологической безопасности ОС разрабатываются рекомендации по её обеспечению (минимум уточняющей психодиагностической работы, комплекс мероприятий, план) .

Слайд 10

Основные принципы формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды 1 ) защита личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса ; 2) опора на развивающее образование; 3) помощь в социально – психологической умелости. В развивающем образовании главное создать условия для того, чтобы ученик и учитель стали способными быть субъектом своего развития . Этого можно достичь лишь при сотрудничестве и совместной деятельности участников образовательного процесса.

Слайд 11

Основные задачи формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды 1) выявить факторы , определяющие возникновение трудных, экстремальных и кризисных ситуаций (конфликтов, фактов насилия, суицидальных попыток и др.) в условиях школы; 2) отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на ОС школы ( психологически безопасная, партнёрско -диалогическая); 3) обосновать условия организации такого типа ОС и требования к ее эффективной организации для каждого участника ОС; 4) обосновать комплекс методов и технологий для работы педагогов, психологов , управленцев, родителей, детей в ходе УВП в школе с учетом результатов диагностики; 5) составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образов. ситуации ; 6) сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам , управленцам , родителям по организации комфортной ОС в образовательном учреждении .

Слайд 12

Основные задачи формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды В комплекс условий по формированию психологически безопасной образовательной среды следует включить: формирование медиативных навыков у участников образовательных отношений (как минимум); деятельность Школьной службы примирения (как максимум, так как это более высокий уровень реализации медиативно -восстановительных технологий, позволяющих гармонизировать социальные отношения)

Слайд 13

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Психологическая безопасность образовательной среды

- это состояние защищённости (или процесс, обеспечивающий защиту) от рисков и угроз для сохранения и развития психических функций, социализации и личностного роста включенных в неё участников, максимальной реализации их способностей во взаимодействии и неразрывной связи с образовательной средой.

Психологическая безопасность

- это состояние окружающей среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье включенных в нее участников (Баева И.А., 2002, 2017).

Безопасная психологическая среда школы – это

  • среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия,
  • имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов (в плане положительного отношения к ней),
  • характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников (т. е. центрации на внутренних интересах и ценностях своей личности и личности других людей)
  • и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.
  • В этой среде вырастает здоровая личность, которая не принимает решения в ущерб себе и окружающим, т. е. фактически безопасная среда – та, которая сохраняет, поддерживает и развивает психическое здоровье и психологическое благополучие ее участников.

Риски и угрозы психологической безопасности образовательной среды

могут быть структурированы по 4 направлениям:

1) риск получения психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей участников взаимодействия; основной источник психотравмы – психологическое насилие в процессе взаимодействия;

2) низкая значимость коллективных целей, мнений и ценностей, характеризующих ОС и, как следствие, желание ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм (непризнание референтной значимости ОС);

3) отсутствие у всех участников ОС удовлетворенности потребности в личностно-доверительном общении, что проявляется в отсутствии эмоционального комфорта, возможности высказать свою точку зрения, сохранить личное достоинство, обратиться за помощью, невозможность рассчитывать на учёт личных проблем и затруднений, на внимание к просьбам и предложениям, на помощь в обучении навыкам принятия решений;

4) неразвитость системы психологической помощи, в результате чего деятельность службы сопровождения в системе образования оказывается неэффективной (например, большое количество обучающихся на 1 специалиста службы, дефицит практических навыков у специалистов и др.).

Показатели психологически безопасной образовательной среды

Главные функции психологической безопасности - защитная и развивающая.

Основными показателями психологической безопасности ОС  выступают:

1) отношение к среде (индикатор референтности среды);

2) удовлетворенность характеристиками среды;

3) защищенность от психологического насилия

Критерии психологически безопасной образовательной среды

Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют

- положительное отношение к ней,

- высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и

- защищенности от психологического насилия во взаимодействии (И.А. Баева).

Проблема оценки образовательной среды

  • Оценка образовательной среды осуществляется диагностическими и экспертными методами.
  • Диагностический метод состоит из пакета диагностических методик, адресованный отдельным участникам.
  • Экспертный включает в себя набор оценочных суждений как самими участниками учебно-воспитательного процесса, так и независимыми экспертами.

Методика «Психологическая безопасность образовательной среды» (И.А.Баева) позволяет оценить основные показатели и определить актуальные направления формирования психологической безопасности образовательной среды.

Смысл: по итогам оценки психологической безопасности ОС разрабатываются рекомендации по её обеспечению (минимум уточняющей психодиагностической работы, комплекс мероприятий, план).

Основные принципы формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды

1) защита личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса;

2) опора на развивающее образование;

3) помощь в социально – психологической умелости.

  • В развивающем образовании главное создать условия для того, чтобы ученик и учитель стали способными быть субъектом своего развития.
  • Этого можно достичь лишь при сотрудничестве и совместной деятельности участников образовательного процесса.

Основные задачи формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды

1) выявить факторы, определяющие возникновение трудных, экстремальных и кризисных ситуаций (конфликтов, фактов насилия, суицидальных попыток и др.) в условиях школы;

2) отработать систему согласованных взглядов и представлений

педагогов, психологов, родителей на ОС школы (психологически безопасная, партнёрско-диалогическая);

3) обосновать условия организации такого типа ОС и требования к ее эффективной организации для каждого участника ОС;

4) обосновать комплекс методов и технологий для работы педагогов, психологов, управленцев, родителей, детей в ходе УВП в школе с учетом результатов диагностики;

5) составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образов. ситуации;

6) сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной ОС в образовательном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Психологическая безопасность образовательной среды"

Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между су...

"Социальная и психологическая безопасность образовательной среды"

Сегодня модно говорить о проблемах молодежи. Мир становится жутким местом, а всего лишь несколько лет назад алкоголь, драки, убийство и другие виды насилия были проблемами скорее взрослых, чем молодеж...

«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»

Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...

Психологическая безопасность образовательной среды

Психологическая безопасность образовательной среды- одно из самых важных условий для успешного учебного процесса....

Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения

Определние , требования, модель,основные положения психологической безопасности...

Доклад по теме: «Психологическая безопасность образовательной среды».

Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для организации комфортной и безопасной среды для обучающихся....

Психологическая безопасность образовательной среды

Методические материалы отражают понятие и критерии оценки психологически безопасной образовтаельной среды, дают характеристику последствий при нарушении психологичсекой безопасности ребенка, предлагаю...