Формирование экологической картины мира школьников посредством занятий изобразительным искусством
статья

Илюхина Ульяна Юрьевна

Статья для конференции педагогических работников по экологическому воспитанию школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экологическое воспитание19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Илюхина Ульяна Юрьевна, педагог дополнительного образования

        СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр        

Экологическое воспитание

Тема: «Формирование экологической картины мира школьников посредством занятий изобразительным искусством»

«Природа – чудо из чудес. Сохранить это чудо для потомков – наш святой долг. Человек как наиболее сознательное явление мироздания, обязан помогать животным, птицам, растениям…  

    Помогать, не ожидая немедленной награды».  Д.Лихачёв.

 Природа всегда была вдохновителем и источником великих творений. Во все времена мастера искусства отражали в своих произведениях ее великолепие и красоту. Общение с природой способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции, воспитывает эстетический вкус и развивает чувства.
Красота дарит чувство восхищения, которое вызывает радость, побуждающую человека к созиданию и действию. А потому задачей экологического воспитания на занятиях изодеятельностью является обучение ребят уважительному отношению ко всем проявлениям жизни, восприятию мира во всем богатстве форм, красок, звуков. Необходимо создание устойчивой мотивации и потребности школьников в активном познании мира природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с помощью изобразительного искусства.

Нужно деликатно и ненавязчиво учить детей всматриваться в окружающий

природный мир и любоваться им. Природа, как самый лучший художник, воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус. Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается в деятельности по изобразительному

искусству, где ребёнок получает возможность творить, создавать красивое в своих работах. Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства.

Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Детское творчество отражает окружающий мир и природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства.

Произведения искусства, так же как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности и явления, нужные для занятий творчеством.

Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, помогает ребенку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т.п.) являются составляющими каждого проводимого занятия по изобразительной деятельности.

В результате происходит формирование таких качеств личности, как умение одухотворять живую и неживую природу, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умению восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в своих работах.
Таким образом на занятиях решаются следующие задачи экологического воспитания:

- Формирование общей экологической культуры

- Развитие умения видеть и понимать красоту природного мира.

- Воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.

- Воспитание активной позиции учащихся по вопросам охраны природы родного края.

- Приобщение детей к проблемам экологии родного края и активному их решению.                                                                                                              

- Формирование чувства гражданской ответственности за свою малую родину.

- Формирование активного желания учащихся к участию в творческих конкурсах, выставках рисунков, плакатов о природе.

Благодаря тому, что каждая тема раскрывается в течении нескольких занятий поочередно с разных сторон, достигаются наиболее высокие результаты деятельности. Это даёт возможность детям рассматривать одно и то же явление с различных ракурсов.

По направлению деятельности занятия делятся на :

  1. Занятие – экскурсия. Любование природой на свежем воздухе. Прогулка в лес или парк. Данный вид урока, является одним из уроков здоровьесберегающей направленности, где дети воочию учатся наблюдать природу и относиться к ней более бережно и трепетно.  
  2. Занятие – пленер. Рисование на улице. После наблюдения за природой необходимо запомнить своё восприятие красоты, отразив его в своих зарисовках и эскизах. Общение с природой в школьном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром.
  3. Занятие –любование природой. Беседа проводится о красивых местах нашей родины, вызывая у детей чувство сопереживания. Главной мыслью занятия становится понимание того, что во многом от людей зависит сохранение нашей планеты.  
  4. Занятие – знакомство с произведениями русских живописцев. Говоря об удивительно красивых уголках русской природы, учащиеся знакомятся с творчеством великих русских художников пейзажистов-Шишкина И.И, Саврасова А.К., Левитана И.И., которое является достоянием всего русского народа.  В формировании любви учеников к родной природе значимы различные факторы: это и общение с живой природой, и собственная изобразительная деятельность, и восприятие произведений пейзажного жанра живописи. Ведь искусство художника – это искусство видеть, чувствовать, оценивать и изображать.
  5. Занятие – путешествие. Виртуальные путешествия совершаются благодаря новым технологиям. Видео –путешествия по нашей стране, другим странам и музеям мира.  Для более полного восприятия возможно использование VR- виртуальной реальности. Ощущение полного погружения в среду помогает более ярко ощутить и понять красоту нашей планеты.
  6. Занятие – история. На этих занятиях происходит знакомство с народным творчеством, которое всегда было связано с природой земли и своей местности.
  7. Занятие – настроение. Большую роль здесь играет музыкальное сопровождение. Видеоряд рассматривается детьми под аккомпанемент классической музыки, которая помогает создать соответствующее настроение и последующую творческую работу.
  8. Занятия – конкурсы. Создание плакатов и рисунков на экологическую тематику с возможностью участия в конкурсах районного, областного и всероссийского уровней.
  9. Дистанционное занятие. Общение в социальных сетях можно обратить и на пользу самих учащихся. Создана группа ВКонтакте "Художественная мастерская", которая призвана направить ребят на изучение природы, на чувственное ее восприятие, тем самым происходит мотивация к творчеству и создание экологической картины мира школьника. .
  10. Педагог – художник. Преподаватель изобразительного искусства сам является художником. И его работы формируют у школьников любовь к природе, внимательное и бережное к ней отношение.

Результатом каждого занятия является творческая работа каждого учащегося, в которой ребята выражают своё отношение к родной природе. Таким образом происходит формирование экологической культуры воспитанников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм.

В результате появляется желание не только «творить» её самому, но и беречь, защищать и сохранять для будущих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Стараясь опровергнуть утверждение о «неважности» уроков «Изобразительного искусства», хочется акцентировать внимание на том, что обучение изобразительной деятельности решает дв...

Педагогический проект: воспитание семейных ценностей школьников на занятиях изобразительного искусства

В данной презентации раскрывается проблема  воспитания семейных ценностей детей школьного возраста посредством занятий изобразительного искусства....

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства." ВОВ в рисунках детей"

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Великая Отечественная война в рисунках детей"...

Формирование экологического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. Создание тематического рисунка.

Формирование экологического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. Создание тематического рисунка....

Фрмирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Русская матрешка - символ России"

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. "Русская матрешка - символ России"...

Формирование экологической культуры школьников на уроках изобразительного искусства.

В работе обоснована необходимость экологического воспитания школьников, роль общего образования, в частности уроков эстетического цикла на формирование экологической культуры, здоровьесбережение и дух...