Формирование исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство личностного развития школьника
опыты и эксперименты

Волохова Ирина Валерьевна

Формирование исследовательских навыков учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, т.к. они являются источником деятельности и выполняют функцию развития личностных компетенций школьника.   Актуальность темы обусловлена еще и обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развивающего обучения. Преобладает интегрирующий тип мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_issledovatelskih_umeniy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство личностного развития школьника

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на  успешность,  кроме  тех, которые проявляются в
результате   активного  участия   хотя  бы  в  самой
маленькой  исследовательской  работе
А.Н.Колмогоров

Актуальность темы.

Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, требуют от современных специалистов принятия самостоятельных, быстрых и творческих решений, к чему не готовит сложившаяся система обучения. Вместо этого программы насыщаются новой информацией, в результате чего учащиеся не могут сосредоточиться на процессе приобретения знаний, с трудом отслеживают научные достижения и не всегда осознают смысл их растущего потока.

Формирование исследовательских навыков учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, т.к. они являются источником деятельности и выполняют функцию развития личностных компетенций школьника.   Актуальность темы обусловлена еще и обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развивающего обучения. Преобладает интегрирующий тип мышления.

Таким образом, актуальность и перспективность опыта заключается в развитии исследовательских умений  в рамках системно – деятельностного подхода, и, как следствие этого,  формировании личностных компетенций школьника.

Парадигмальные изменения в образовании требуют развития принципиально новых образовательных технологий в противовес широко распространенным в современной образовательной системе репродуктивным методам, основанным на простом воспроизведении готовой информации. Поиск оптимальных способов конструирования образовательных программ требует нового типа профессионально-педагогического мышления. Однако выявляются, с одной стороны, недостаточный уровень подготовки многих учителей к организации исследовательской деятельности школьника, а с другой — неразработанность и неопределенность содержания, методов и форм ее организации на разных этапах его обучения.

Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились теоретические предпосылки для проектирования работы школы по организации исследовательской деятельности учащихся.

Анализ содержания и результатов имеющихся исследований показывает, что не раскрыты в полном объеме развивающий потенциал исследовательской деятельности; принципы ее организации в образовательном процессе школы; особенности построения педагогом (содержание и формы) совместной учебно-познавательной деятельности на всех ступенях обучения.

            С учетом этого и была избрана тема исследования: «Формирование исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство личностного развития школьника».

Объект исследования — исследовательская деятельность учащихся в структуре образовательного процесса современной школы.

Предмет исследования — работа школы по организации исследовательской деятельности учащихся.

Цель исследования — разработать теоретические основания организации исследовательской деятельности учащихся в школе.

В своем исследовании мы исходим из гипотезы,

 что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:

1) исследовательская деятельность учащегося будет пониматься как компонент его образовательной деятельности и направлена на реализацию и развитие его творческих познавательных способностей;

2) организация исследовательской деятельности будет основана на стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску нового знания и осознанию значения этой деятельности для самореализации; на использовании педагогом интерактивных методов в качестве ведущих; на создании ситуаций самоопределения, саморазвития, творческого самопроектирования и реализации полученных знаний в различных жизненных ситуациях;

3) для стимулирования данного процесса будет использоваться специально сконструированная последовательность действий, требующая постепенного усложнения исследовательских процедур, что позволит повысить продуктивность обучения на уроках и подготовить учащихся к поиску оптимальных выходов из нестандартных ситуаций.

Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач исследования:

1. Определить образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в структуре учебно-воспитательного процесса современной школы.

2. Выявить специфику содержания исследовательской деятельности учащихся на второй ступени обучения в общеобразовательной основной школе.

3. Обосновать и апробировать принципы организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы.

4. Разработать методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы.

В процессе исследования применялась система следующих методов:

• теоретические — анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования.

• эмпирические — наблюдение, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), изучение педагогической документации, обобщение педагогического опыта.

 • статистические —  математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Новизна результатов исследования состоит в конкретизации образовательного потенциала исследовательской деятельности учащихся,  через выявление системы ее функций в  обучении в школе.

Практическая ценность результатов исследования:

• раскрыта специфика исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы, что может помочь административно-методической службе и педагогам учреждений среднего общего образования в проектировании образовательных программ;

• разработано критериально-диагностическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся, включающее критерии, показатели и уровневые характеристики, которое позволяет учителям совершенствовать образовательный процесс и диагностировать исследуемое качество учащихся.

Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут являться теоретической базой для разработки организационных, содержательных и методических аспектов конструирования учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений по организации исследовательской деятельности учащихся.

1. Образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся как познавательной активности, направленной на самостоятельный поиск субъективно нового знания, обусловлен следующими реализующимися в процессе активного взаимодействия учащегося с педагогом и другими учащимися функциями в образовательном процессе школы.

2. Содержание и формы исследовательской деятельности учащихся должны варьироваться по ступеням общего среднего образования следующим образом:

• в 1—4-х классах это мини-проекты, над которыми учащиеся работают и которые защищают во внеклассной учебной деятельности в форме ролевых игр;

• учащиеся 5—7-х классов вовлекаются в проектно-исследова-тельскую деятельность на обобщающих уроках;

• учебная деятельность учащихся 8—9-х классов (предпрофиль-ное обучение) осуществляется как частично исследовательская деятельность (учебный процесс строится как ситуация поисковой исследовательской деятельности);

3. Образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся реализуется при организации ее на  принципах рефлексивного управления; индивидуализации обучения.

Выводы:

•специфика реализации образовательного потенциала исследовательской деятельности наиболее полно раскрывается реализующимися в процессе активного взаимодействия учащегося с педагогом и другими учащимися в образовательном процессе школы функциями: рефлексивной, побудительной, познавательной, мировоззренческой и ориентационной;

• содержание и формы исследовательской деятельности учащихся для реализации ее образовательного потенциала варьируются в зависимости от ступени общего среднего образования;

• образовательный потенциал исследовательской деятельности наиболее полно реализуется при организации учебного процесса на принципах рефлексивного управления, индивидуализации обучения; презумпции человеческого достоинства, интерактивности;

• для организации исследовательской деятельности необходимы комплекс учебных программ по предметам; задания по проектированию; научно-методическая помощь привлекаемых специалистов в различных областях знаний.

Данное исследование ограничивалось кругом вопросов, связанных с организацией исследовательской деятельности в общеобразовательной школе. В качестве перспективы развития полученных выводов представляется необходимым в дальнейшем исследовании более детальное изучение преемственности организации исследовательской деятельности в процессе индивидуального развития ребенка, разработка системы поддержки формирования исследовательских компетенций, раскрытие специфических возможностей образовательного потенциала исследовательской деятельности на материале различных предметов, изучаемых на разных возрастных ступенях школы. Решение этих задач раскрывает перспективы дальнейшего теоретического и экспериментального поиска.

Технологии развивающего обучения являются основными компонентами организации исследовательской деятельности учащихся. Среди данных технологий мы выделяем следующие:

1.         Проектно-исследовательская технология ставит учащегося в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, направляемом учителем. Большое значение имеет работа учащихся над проектами и исследовательская деятельность, выполняемая во внеурочное время по индивидуальному расписанию в рамках индивидуального образовательного маршрута.

Учащиеся работают над проектами и занимаются исследованиями в  творческой лаборатории как индивидуально, так и в группе. Эта деятельность является результатом обучения на элективных курсах в рамках предпрофильного  обучения. Работа над проектом занимает от двух до трёх месяцев. Темы следующие: «Химия и цвет», «Экологически безопасная парфюмерия», «Витамины», «ОВР в неорганической химии», проекты, осуществляемые учащимися в рамках общешкольного  проекта «Твоё здоровье в твоих руках», «Курение и здоровье человека», «Углеводы и питание человека».

2. Технология проблемного обучения. Главное звено в проблемном обучении – создание проблемных ситуаций. Готовность и способность работать с проблемной ситуацией как с задачей требует от учащихся исследовательских умений.

3. Очень эффективны в развитии исследовательских способностей являются уроки, проводимые в форме творческих мастерских. Я использую мастерскую построения знаний.  Организация учебной деятельности осуществляется в несколько этапов.

4. Человек, обладающий исследовательской культурой способен к анализу, синтезу, экстрополяции, умеет делать выводы, обоснованно рассуждать. Решению такой задачи способствует технология ТРИЗ. Нами подготовлена программа «Использование изобретательских задач на уроках биологии» Подобраны задачи изобретательского характера, условие всех задач связаны с изучаемой темой и включены в структуру уроков. Все задачи решаются методом, получившим название «обращение исследовательской задачи». Это метод заключается в том, что вместо вопроса « Как это объяснить?» нужно перейти к вопросу «Как это сделать?». Тогда исследовательская задача становится изобретательской, и для её решения используется  инструментарий ТРИЗ, предложенный Г.С. Альтушеллером.

5.  Для успешного развития одарённости, а, следовательно, и формирования исследовательской культуры применяется кейс-технология. Кейс – это совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Результаты работы:

Диагностику учебных мотивов различной деятельности: познавательной, преобразовательной, оценочной, на основе результатов корректирую свою и ученическую деятельность

                     Ведущие учебные мотивы (результат 2018-2019у.г.)

Класс

Ведущий мотив

Количество учащихся

5

Желание хорошо усвоить материал и получить высокую оценку.  Желание получить награду со стороны родителей или школы.

Внешний мотив – ориентация на поощрение.

     

       4 (80%)

6

Учиться познавать что-то новое интересно, полезно. Познавательный мотив.

      3 (60 %)

7

Применение знаний в быту, дома и в школе.

Практически значимый мотив.

4 (54%)

8

Желание стать хорошим специалистом.                        Желание поступить в техникум, институт.

Мотив достижения.

4 (67%)

Уровень творческой активности учащихся

2018-2019
учебный год
классы

Начало года

Конец года

низкий       от 0 до 1

средний  от 1 до 1,5;

высокий   от 1,5 до 2.

 низкий          от 0 до 1;

 средний          от 1 до 1,5;

 высокий         от 1,5 до 2.

5

40%

40%

20%

20%

60%

20%

6

60%

20%

20%

20%

60%

20%

7

60%

40%

0%

40%

40%

20%

8

40%

60%

0%

20%

60%

20%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских умений школьников при проведении учебного эксперимента.

Это статья, отражающая ввеедение элементов исследовательской деятельности учащихся  на уроках физике, как средство достижения универсальных учебных действий учащихся....

Богданова В.А. Развитие одаренности младших школьников во внеурочной деятельности при формировании исследовательских умений в условиях введения ФГОС НОО

В настоящее время большинство педагогов приходит к мнению, что формирование исследовательских умений у одаренных учащихся должно происходить не только на уроках, но и во...

Педагогический проект "Деятельностный подход, как средство формирования универсальных учебных действий при изучении географии".

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определяет как стратегически важную задачу  образования овладение универсальными учебными действиями: предметными, метапредме...

Системно – деятельностный подход, как средство формирования познавательной активности на уроках биологии в 6 классе

в последние годы особое внимание обращено на общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика,  и необходимо вооружить детей таким важным умением, как умение учиться на примере систем...

Формирование предметных и метапредметных умений с позиций деятельностного подхода на уроках музыки

Данная работа описывает формирование предметных и метапредметных умений с позиций деятельностного подхода на уроках музыки...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского языка и литературы в межаттестационный период по теме "Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского  языка и литературы  на межаттестационный период  по теме «Формирование речевой культуры как средство л...