Статья "Построение образовательного процесса с учетом принципа индивидуализации образования в урочной и внеурочной деятельности"
статья

выступление на педагогическом совете школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуализация обучения

Индивидуализация обучения – это:  организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;

Индивидуализация обучения предполагае:

- дифференциацию учебного материала;

-  разработку систем заданий различного уровня трудности и объема;

- разработку системы мероприятий по организации процесса обучения и воспитания в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.

При индивидуализации обучения важно учитывать особенности восприятия учебного материала. Например:

 Для визуалов (дети, для сознания которых преимущественное значение имеет зрительная информация) необходимо изображение, поэтому используем опорные схемы, предварительные  записи на доске, мультимедийные презентации.

Для аудиалов (дети, для сознания которых преимущественное значение имеет информация, полученная на слух) задание «озвучивается».

Особую трудность представляет    работа с кинестетиками (дети, для сознания которых преимущественное значение имеют ощущения тела, движения, запах, вкус и т.д.). Таким детям необходимо что-то держать, вертеть в руках, поворачиваться, т.е. «отвлекаться», зная их, не нужно их «одергивать» лишний раз, не «отключать» от процесса восприятия.

Как правило, редко встречаются дети с одним типом восприятия, чаще  -  со смешанным. Поэтому приходится прибегать к различным способам одновременно.

Так же в работе с детьми следует учитывать их темперамент.

Особенности работы на занятиях

Холерик

У детей-холериков в школе могут возникать проблемы с поведением из-за излишней активности и неусидчивости, бурного реагирования на неудачи и критику. Чтобы их обучение было максимально эффективным необходимо:

Увлечь ребенка, вызвать интерес к предмету

Не загружать его однообразной и монотонной деятельностью, а давать различные задания

Чаще проводить публичный опрос.

 Устный опрос возможен на любом этапе занятия.  Но от этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе.

желательно отрицательные оценки давать « с глазу на глаз».

Для выполнения задания должны быть очерчены временные промежутки и дисциплинарные требования.

Необходим пошаговый контроль. Работу стимулирует указание на ошибки.

Сангвиник

Проблемы в обучение у детей-сангвиников могут возникать из-за неусидчивости, поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на предмете и жажды новых впечатлений. Избежать этого позволит:

Заинтересованность ребенка в предмете: лучше всего разбавлять материал интересными примерами,

Разнообразие задач и отсутствие монотонности деятельности

Легко справляется с одновременным выполнением несколько заданий.

 Возможны устный и письменный опросы на любом этапе занятия.

Публично могут быть отмечены недостатки, сделаны замечания.

Быстро включается в работу в любой части занятия.

 Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки и дисциплинарные требования.

 Необходим пошаговый контроль. Стимулирование результата за счет оценки.

Холерики и сангвиники не испытывают трудности при усвоении нового материала, легко запоминают большой объем информации, быстро отвечают на вопросы и выполняют задания.

Не любят проверять выполненную работу на ошибки; анализировать, классифицировать, планировать и делать выводы.

Флегматик

Дети-флегматики могут испытывать трудности в обучении из-за сложностей в приспособлении к новым ситуациям, излишней медлительности и приверженности стереотипным действиям. Им поможет:

Постепенное, а не быстрое включение их в работу – не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания

Нужно дать ребенку достаточного количества времени на адаптацию к новым условиям, а также на обдумывание, выполнение и проверку задания

Исключить одновременное выполнение нескольких заданий.

Может длительное время работать над конкретным заданием.

Требуется время на подготовку к ответу.

Необходим настрой на работу, работоспособность высокая в середине и в конце занятия.

Допустимо снижение объема знаний. Чаще обучать самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям и рациональному использованию времени при выполнении задания.

Меланхолик

Помешать успешному обучению меланхоликов может их медлительность и утомляемость, сложность переключения между различными видами деятельности, негативная реакция на неудачи и критику. Сделать обучение таких детей более успешным позволит:

Постепенное, а не быстрое включение их в работу – не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания

Возможна монотонная работа по шаблону, алгоритму в течение небольшого промежутка времени.

Трудно переключается на новые виды деятельности.

Письменный вопрос предпочтителен. При устных ответах необходимо подбадривание, создание ситуации успеха.

 Не следует сразу спрашивать по новому материалу.

 К концу занятия работоспособность снижается. Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Осуществлять подбадривающий контроль, т.е. в первую очередь оценивать успехи. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно.

Меланхолики и флегматики труднее усваивают новый учебный материал. Легко дается проверка письменных заданий.

Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе мы можем создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, а следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.

Особенности обучения

У детей-холериков в школе могут возникать проблемы с поведением из-за излишней активности и неусидчивости, бурного реагирования на неудачи и критику. Чтобы их обучение было максимально эффективным необходимо:

Увлечь ребенка, вызвать интерес к предмету

Не загружать его однообразной и монотонной деятельностью, а давать различные задания

Научить адекватно оценивать свои возможности, чтобы неудачи не приводили к бурным негативным реакциям

Разбивать работу на блоки и давать время на отдых, если нужно выполнить слишком много

Не проявлять бурных положительных/отрицательных эмоций в общении со школьником, так как холерики легко «заражаются» ими

Переключить внимание ребенка на что-то другое, если вы чувствуете, что возникло эмоциональное напряжение, которое может привести к «взрыву» 

От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе.

Сангвиник

Люди-сангвиники очень энергичны, подвижны, обладают повышенной работоспособностью. Как правило, они находятся в приподнятом настроении и склонны реагировать смехом на различные жизненные ситуации. Их движения очень живы и стремительны, речь быстра, а мимика очень подвижна и разнообразна. Для человека с таким типом темперамента очень важны новые впечатления, и он будет стремиться постоянно получать их любым доступным способом. Такие люди очень общительны, легко вступают в контакт с другими. В некоторых случаях данный темперамент приводит к поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на каком-то предмете, чересчур поспешным действиям. Сангвиники легко переживают неудачи, на критику реагируют спокойно и с юмором.

Особенности обучения

Проблемы в обучение у детей-сангвиников могут возникать из-за неусидчивости, поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на предмете и жажды новых впечатлений. Избежать этого позволит:

Заинтересованность ребенка в предмете: лучше всего разбавлять материал интересными примерами, шутками и прочее

Разнообразие задач и отсутствие монотонности деятельности

Адекватные похвала и критика

Обеспечение ребенка-сангвиника постоянной активной деятельностью (например, в перерыве между выполнением домашнего задания сделать физкультминутку)

Разбиение большого задания на ряд маленьких (необходимо для более полного сосредоточения на каждой части и более успешного выполнения)

Проверка выполненного домашнего задания родителями, так как сангвиники могут часто допускать ошибки из-за невнимательности и спешки

Совместное выполнение домашних, просмотр обучающих телепередач, чтение интересной книги и прочее

Меланхолик

Людей с меланхоличным темпераментом можно охарактеризовать как спокойных, медлительных и сдержанных. Они глубоко переживают происходящие события, но очень редко показывают это. По их речи и мимике часто невозможно понять, что же именно они испытывают в данный момент. Движения меланхоликов лишены порывистости, отличаются некоторой замедленностью. Как правило, эмоции меланхоликов носят отрицательный характер. Человек с таким темпераментом с опаской относится ко всему новому. В некоторых случаях люди-меланхолики могут казаться замкнутыми и отчужденными, у них также может сформироваться боязнь всего нового и необычного (иногда даже боязнь новых людей). Неудачи они переживают довольно тяжело, но не всегда показывают это. Критика, особенно необоснованная и высказанная в грубой форме, может глубоко ранить меланхолика, привести к эмоциональному срыву.

Особенности обучения

Помешать успешному обучению меланхоликов может их медлительность и утомляемость, сложность переключения между различными видами деятельности, негативная реакция на неудачи и критику. Сделать обучение таких детей более успешным позволит:

Постепенное, а не быстрое включение их в работу – не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания

Формирование уверенности в себе и собственных силах

Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить

Создание доброжелательной атмосферы

Разговор с учителем и просьба излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)

Разбиение работы на блоки, возможность взять паузу и передохнуть, если нужно выполнить слишком много

Обеспечение ребенку достаточного количества времени на обдумывание, выполнение и проверку задания

Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении школьником домашнего задания

Флегматик

Флегматики отличаются завидным спокойствием в любых ситуациях, медлительностью характерной как для движений, так и для речи, тусклостью и невыразительностью мимики. Такие люди не склонны к переживанию сильных эмоций, остаются невозмутимыми практически всегда, их настроение отличается ровностью. Человек с данным типом темперамента привержен постоянству во всем, поэтому ему очень нелегко переключаться с одного типа деятельности на другой и приспосабливаться к изменившимся условиям среды, он будет длительное время включаться в новую ситуацию. Иногда у таких людей может формироваться бедность эмоционального реагирования, вялость и отстраненность, склонность выполнять стереотипные действия. На неудачи и критику флегматики реагируют спокойно, и порой кажется, что это совсем их не трогает, что не так уж далеко от истины.

Особенности обучения

Дети-флегматики могут испытывать трудности в обучении из-за сложностей в приспособлении к новым ситуациям, излишней медлительности и приверженности стереотипным действиям. А поможет им следующее:

Постепенное, а не быстрое включение их в работу – не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания

Обеспечение ребенку достаточного количества времени на адаптацию к новым условиям, а также на обдумывание, выполнение и проверку задания

Объяснение, что от него требуется в процессе выполнения деятельности

Формирование уверенности в себе и умения общаться и взаимодействовать с другими людьми

Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить

Своевременная подготовка к урокам и заданиям: заранее просмотрите с ребенком материал, который он будет проходить на следующем уроке, подготовьте с ним ответы на возможные вопросы и задания

Заинтересованность в деятельности

Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении школьником домашнего задания (разговоры, телевизор, музыка и прочее)

Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе мы можем создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, а следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся Индивидуализация обучения

Слайд 2

Предполагает: дифференциацию учебного материала; разработку систем заданий различного уровня трудности и объема и ндивидуальные особенности учащихся

Слайд 4

Особенности восприятия Визуал Аудиал Кинестетик + опорные схемы, карточки; предварительные записи на доске, мультимедийные презентации Использование словесных ассоциаций Использование практических заданий, игр, карточек - Прослушать и записать ответ Чтение текста, письменный ответ Тесты, длинные ответы

Слайд 5

Х олерик -сильный , но неуравновешенный . Активный, деятельный , инициативный, упорный, эмоциональный, вспыльчивый, агрессивный. – Особенности обучения - Необходимо чередовать виды деятельности. - Чаще проводить публичный опрос. - Устный опрос возможен на любом этапе занятия. - Держать в поле зрения в течение всей работы. - Необходима четкая организация занятий, планирование индивидуальных дополнительных заданий. - Для выполнения задания должны быть очерчены временные промежутки и дисциплинарные требования. - Необходим пошаговый контроль.

Слайд 6

Сангвиник – сильный, подвижный. Общительный, активный. Особенности обучения - Легко справляется с одновременным выполнением несколько заданий. - Возможны устный и письменный опросы на любом этапе занятия. - Публично могут быть отмечены недостатки, сделаны замечания. - Быстро включается в работу в любой части занятия. - Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки и дисциплинарные требования. - Необходим пошаговый контроль. - Стимулирование результата за счет оценки.

Слайд 7

Флегматик – сильный, уравновешенный, но инертный. Спокойный, медлительные, работоспособный. Особенности обучения - Исключить одновременное выполнение нескольких заданий. - Может длительное время работать над конкретным заданием. - Требуется время на подготовку к ответу. - Необходим настрой на работу, работоспособность высокая в середине и в конце занятия. - Не следует торопить и ограничивать во времени. - Допустимо снижение объема знаний.

Слайд 8

Меланхолик – слабый. Замкнутый, задумчивый, тревожный, ранимы. Особенности обучения - Возможна монотонная работа по шаблону, алгоритму в течение небольшого промежутка времени. - Трудно переключается на новые виды деятельности. - Письменный вопрос предпочтителен. - При устных ответах необходимо подбадривание, создание ситуации успеха. - Не следует сразу спрашивать по новому материалу. - К концу занятия работоспособность снижается. - Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. - Осуществлять подбадривающий контроль, т.е. в первую очередь оценивать успехи. - Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно.

Слайд 9

Рапорт дежурного

Слайд 10

2 класс РУЧНОЙ ТРУД

Слайд 11

Несколько простых советов Старайтесь найти в ребенке то, за что его можно похвалить , а не то, за что поругать. Если ребенку тяжело, то помогите найти такое задание, которое ему по силам. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе. Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам . Просто любите детей и не бойтесь им показать это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности

Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности....

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование универсальных учебных действий через реализацию принципов компетентностного подхода в урочной и внеурочной деятельности предмета «Технология»

Если раньше действовала формула «знать – значит уметь», то в стандартах второго поколения она изменяет смысл на противоположный: «уметь – значит знать». Необходимо ...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.

Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...

Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельность.

Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельность....

Педагогические технологии в практике работы объединения дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности по музыке

В современном мире традиционная школа, реализующая классическую модель образования не решает всех запросов образования. Главной целью для педагога сейчас является превратить традиционное обучение, нап...