Методический доклад на тему: "Работа над средствами музыкальной выразительности в младших классах ДМШ (фортепиано)"
методическая разработка

Точилова Татьяна Владимировна

В данном методической работе рассматриваются основные направления в работе над музыкальным произведением. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методический доклад преподавателя  по классу фортепиано МБУ ДО ДМШ им. В. В. Андреева, г. Нефтеюганска, ХМАО-Югра Точиловой Татьяны Владимировны.

Тема : «Работа над средствами музыкальной выразительности в младших классах ДМШ» (фортепиано)

Работа над музыкальным произведением - это длительный, поэтапный, варьируемый  процесс, результативность которого проверяется на СЦЕНЕ. Этот процесс сравним с работой актёра над сложной ролью в театре, с выучиванием текста, с поиском мимики, пластики, интонаций и т.д. Но пианист играет не за одного актёра, а за весь полноголосый «спектакль». Воспитание осознанного отношения к музыкально-выразительным средствам композитора и исполнителя необходимо начинать с первых шагов обучения. До учащегося необходимо донести мысль о том, что исполнитель несет этическую ответственность перед слушателем за качество воплощения авторского музыкального образа, за точность и  выразительность своей музыкальной речи. В задачу педагога входит освоение учеником средств музыкальной выразительности, при помощи которых достигается художественный результат.  Этими средствами являются  мелодия, гармония, лад, тембр, регистр, ритм, динамические оттенки, штрихи, темп

Мелодия.

В большинстве музыкальных произведений мелодия-важнейшее выразительное средство. Поэтому работе над ней обычно приходится уделять самое пристальное внимание. С первых шагов обучения, когда ребенок играет попевки  из 2-3 звуков, следует уже обратить его внимание на то, что мелодия- это не ряд обособленных звуков, что они связаны между собой в единое целое. Это важно потому, что дети нередко воспринимают и исполняют мелодию точечно. Необходимо чтобы ребенок понял, что есть звуки более значительные, к которым текут все остальные. Уже при разучивании песен, используемых в начале обучения, ребенку следует дать  представление о расчленении мелодической  лини на фразы. Понятие фразы уместно связать с дыханием и на первых порах объяснить, что фраза – ряд звуков, исполняемых на одном дыхании. Вспомогательным приемом, помогающим объяснить течение мелодии, служит аналогия со словесной речью. Как можно раньше следует начать ознакомление ученика с интонационной выразительностью мелодии. На этой основе воспитываются представления об органической связи звуков внутри фраз. Полезно осознать в отдельных построениях наиболее значительные звуки - «интонационные точки». Это точки тяготения, центральные узлы, на которых все строится. Важно, чтобы ученик приучался осознавать выразительный смысл отдельных интонаций.

Штрихи.

Изучая штрихи, необходимо познакомить ученика с их обозначением в нотном тексте, показать способ звукоизвлечения и обязательно обьяснить их применение. Штрихи делают музыку красочной, живой и взаимодействуя с другими средствами выразительности, способствуют воплощению исполнителем идейно-эмоционального содержания произведения. Поэтому, говоря о штрихах, необходимо учитывать в каком конкретно художественном произведении данный штрих будет применен, какое содержание и характер музыки он будет призван подчеркнуть: торжественный, лирический, скорбный, шутливый, повествовательный и т.д.

Штрих легато является важнейшим средством кантиленой игры. Хорошее легато зависит в первую очередь от наличия соответствующих звуковых представлений и умения ясно слышать реальный результат своего исполнения. Необходимо направлять внимание учащегося на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.  Штрих стаккато чаще всего связан с исполнением танцевальной или скерцозной музыки . Нон легато применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки.

Лад.

При работе над музыкальным произведением важно уделить самое пристальное внимание ладо-тональным средствам выразительности. Это необходимо не только для исполнения изучаемого произведения, но и для развития ладо-гармонического мышления. Недостаточно ограничиваться традиционным мажором и минором. Необходимо знакомить учащихся с другими ладами народной музыки.

Гармония.

Выразительные возможности гармонии необычайно велики, крайне разнообразны и обычно выступают в их синтезе-одна и та же гармония имеет множественный художественный смысл. В легких пьесах педагогического репертуара наиболее отчетливо выступает роль гармонии в создании состояний неустойчивости (диссонансы) и покоя (консонансы).Восприятию их следует учить, начиная с простейших последований доминанты и тоники, особенно кадансовых, звучащих обычно более напряженно. Многие детские пьесы, основанные на органном басу, приучают слышать длительно покоющуюся гармонию. В дальнейшем ученик знакомится и  с сочинениями, где гармонии быстро сменяются, создавая цепь неустоев. Знакомится он и с гармониями более терпкими, острыми. В процессе расмотрения логики гармонического развития надо сообщать ученику сведения о строении аккордов. О многом, конечно, придется говорить в общих чертах, но все же пренебрегать такими объяснениями не следует. Пусть то, что еще не может быть усвоено сознанием, будет пережито эмоционально и зафиксировано слуховой памятью.

Ритм.

Работа над ритмом — важный аспект деятельности музыканта-исполнителя на любом этапе становления его мастерства. В ряду средств музыкальной выразительности ритм является одним из основополагающих в силу того, что музыка — звуковой процесс, разворачивающийся во времени. И если понимать ритм в широком смысле слова как организацию этого процесса, то нельзя ограничиться разбором лишь соотношения звуков музыкального построения по длительности. Непременно возникает необходимость рассмотрения и других факторов организации этого временного процесса — метрической упорядоченности ритмических группировок, темпа произведения, а также отдельных его частей и разделов, логики темповых отклонений, вызванных определенными художественными задачами. Как мелодия, гармония и другие средства музыкальной выразительности, ритм находится в прямой зависимости от эмоционального содержания произведения. На практике же часто приходится сталкиваться с тем, что учащиеся, отдавая себе отчет в том, что изменение мелодии или гармонии влечет за собой искажение авторского замысла, относятся к выразительному значению метроритмической записи с гораздо меньшим пониманием. Всевозможные ритмические вольности являются либо результатом ограниченности музыкальных способностей или недостаточной развитости их, либо — неграмотного прочтения метроритмической записи. Как и другие музыкальные способности, чувство ритма поддается воспитанию и развитию. Но поскольку все музыкально-выразительные средства взаимосвязаны и в комплексе решают какую-то определенную музыкальную задачу, то и развитие ритмического чувства возможно лишь в неразрывной связи с другими компонентами музыкальной ткани.

Следя за развитием у ученика чувства ритма, педагог должен знать характер и причины ритмических недочетов и стремиться к их исправлению. Укажем на некоторые ритмические недочеты учеников.

1.Игра ученика импульсивна и отличается излишней эмоциональностью. Задача педагога-укреплять ощущение равномерной пульсации. Здесь большое значение имеет подбор специального репертуара (например марш вместо прелюдии).

2.Противоположный предыдущему случай: игра ученика метрономична, ученик не чувствует живого ритма. Музыкально-одаренного ученика, для которого музыкальная речь-это родная речь, не приходится учить свободе ритмической выразительности. Научить ученика, плохо чувствующего эту выразительность, играть свободно, подразумевая естественную поправку исполнителя на неизбежную условность ритмической записи композитора- очень трудно. Единственный путь воспитания –подбор специального репертуара и исполнительский и эмоционально заражающий показ педагога.

3. Нередко учащийся, превосходно разбираясь в ритмическом построении, но не понимая смысла и содержания музыкального произведения, играет его ритмически неверно при исполнении пауз.

4.Ритмическим недочетом также является ускорение в концах музыкальных фраз. Причиной этому обычно является обычно непонимание учащимися цезурности между фразами и преждевременное устремление играющих вперед, к следующей музыкальной фразе. В результате-конец предыдущей фразы комкается, сокращается и уродуется.

5. Нередки случаи, когда ритмические неполадки ученика связаны с техническими недочетами. В этом случае путь исправления-воспитание техники ученика.

Динамические оттенки.

Динамические оттенки – важное средство музыкальной выразительности. Они превращают исполняемое произведение в красочное, яркое художественное произведение, а исполнение делают выразительным и эмоциональным. Иногда исполнение требует сопоставления контрастной динамики, но в любом произведении присутствует постепенное усиление и постепенное ослабление динамики — нюансы крещендо и диминуэндо.

Важно донести до ученика, что выразительное и техничное исполнение предполагает обязательное использование крещендо и диминуэндо в любом произведении. С помощью этих нюансов – диминуэндо и крещендо – мы выделяем опорные, кульминационные звуки в фразах, оттеняем мелодию. Воспитывая хорошее понимание динамики, полезно использовать на начальном этапе обучения упражнение: играть один звук с разной силой, форте, затем пиано, и также на одном звуке играть крещендо и диминуэндо. При этом важно побуждать ученика вслушиваться в звучание.

Тембр

Еще одно важное средство музыкальной выразительности – тембр. Тембр – это окраска звука музыкального инструмента или человеческого голоса. Тембр придает эмоциональный характер музыке. Одна и та же мелодия звучит по-разному в исполнении различных инструментов. Для развития восприятия тембральной окраски звука необходимо как можно раньше приучать ребенка слушать произведения, исполняемые на различных инструментах. Для этого необходимо посещать концерты, прослушивать аудиозаписи музыкальных произведений. Полезно дать ученику послушать аудиозапись одного и того же произведения, исполняемого на разных инструментах, например в оркестровом исполнении и на фортепиано и т.д.

Регистр-еще одно средство музыкальной выразительности. На начальном этапе обучения необходимо знакомить ученика с выразительными возможностями регистров. Играя маленькие пьески можно предложить ребенку сыграть их в разных регистрах, обсудив с ним и сравнив изменения характера звучания.

Темп и агогика    

Уже в младших классов необходимо объяснить ученику, что темп зависит от содержания и характера музыкального произведения. Колыбельную, например, мы поем и играем в медленном, спокойном темпе. А марш звучит размеренно, в темпе шага. Подвижные темпы мы встречаем в танцевальной музыке, в такой, как гопак, полька и.т.д. Постепенно нужно приучать ученика к запоминанию терминов, обозначающих темп. Также важно обратить внимание ученика на агогику, изменение темпа, встречающиеся в музыке и объяснить, что это связано с художественным образом, содержанием произведения. Ученику будет более понятно, если музыкальную речь с постепенными ускорениями и замедлениями  сравнить с человеческой речью: какие-то фразы мы говорим более оживленно, ускоряя речь, а какие-то, наоборот, с замедлением. Эти замедления приходятся на окончания фраз.

Педаль

Значение фортепианной педали, как средства музыкальной выразительности всем педагогам и исполнителям хорошо известно. Прежде, чем начинать работу над педалью, необходимо рассказать ученику, для чего нужна педаль. Сыграть короткие музыкальные отрывки с различным использованием педали. На этих примерах обратить внимание, слух ученика на их звучание и показать:

- как педаль способствует усилению звука, его певучести

- как можно объединить благодаря педали легато мелодические звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга

- как педаль объединяет аккордовые последовательности

- как педаль объединяет бас с далеким аккордом

- каким образом можно использовать педаль для обогащения окраски звучания

Основные недостатки в детской педализации:

- стук ногой

- нога глубоко сидит на педали

-ученик передерживает звуки пальцами

-ученик спешит начать педаль

Таким образом, работа над педалью это отдельная большая тема, которой отводится важное место в учебном процессе.

Техника

Невозможно обойти и такой вопрос, как развитие техники. Без развитой техники, без овладения различными игровыми движениями, навыками невозможно исполнить произведение во всей его полноте и красоте. Ученик может хорошо представлять замысел автора произведения, понимать характер музыки, но при слабом техническом развитии поставленную задачу выполнить будет очень сложно или невозможно. Поэтому работу над развитием техники нужно начинать как можно раньше и уделять этому большое внимание на каждом уроке и дома. Важно донести до ученика мысль о том, что перечисленные средства выразительности тесно связаны с техникой, с возможностями пианистического аппарата. Чем лучше развита техника, тем больше возможностей у исполнителя.

Заключение

Работа над музыкальным произведением - это бесконечное вслушивание во все подробности и изгибы, во все детали фактуры и их гармоничное сочетание, это поиск вариантов музыкального образа: штриха, движения, агогики, педали и т.д.

«Ученик должен понять, что прекрасное разнообразно и до расточительности щедро в своих проявлениях, плохое же едва отличимо одно от другого, однообразно, скупо» Нейгауз Г.Г.

Используемая литература:

Грохотов С. В., Темченко И. Е. Как научить играть на рояле. Первые шаги.- М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2005.

Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика. – М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

Методический доклад «Работа над звуком в начальный период обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Работа над звуком в начальный периодобучения в классе специального фортепиано»...

Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом в произведении П.И.Чайковского «Старинная французская песня»

Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом  в произведении П.И.Чайковского  «Старинная французская песня»...

Методический доклад на тему: «Работа над гаммами. Подготовка к техническому зачёту» (разработка открытого урока)

Методический доклад на тему: «Работа над гаммами. Подготовка к техническому зачёту» (разработка открытого урока)...

Методический доклад на тему:"Работа над репертуаром в классе специального фортепиано"

Работа представляет собой методический доклад, предназначенный для преподавателей музыкальных школ....