Духовно-нравственное развитие младших школьников
методическая разработка

Кириллова Лариса Николаевна

 Духовно-нравственный компонент является важнейшей составляющей стандартов, а в дальнейшем, возможно, станет именно той доминантой, которая позволит поменять существующую сегодня образовательную парадигму на такую, где воспитательный аспект займёт достойное место. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая тема 3 год25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 1 имени К. К. Грота

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Кириллова Л.Н.

                        воспитатель

Отчет о работе

над индивидуальной методической темой

“Духовно-нравственное развитие младших                    

                школьников”.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Санкт-Петербург

2019-21 уч. г.

Цель: Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста в контексте всестороннего развития личности ребенка.

Задачи:

1. Освоение национальной культуры и воспитание национальной гордости

2. Воспитание уважения к другим народам

3. Укрепление семейных связей родителей и детей

4. Воспитание в детях осознания себя как части мира

5. Уважительное отношение к духовному и историческому наследию своего народа

План:

  • Подобрать и проанализировать библиографию по изучаемой проблеме.
  • Провести мероприятия, направленные на изучение национальной культуры.
  • Провести мероприятия, основанные на принципе уважения к другим культурам и народам.
  • Провести экскурсии, связанные с изучением истории и культуры России.
  • Провести мероприятия, направленные на развитие семейных ценностей.
  • Провести мероприятия, призванные осознать детям связь с животным и растительным миром.
  • Проанализировать итоги проделанной работы.

Нормативно-правовой и документальной основой Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках Образовательной системы «Школа 2100» (далее – Концепция) являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и образовательная программа «Школа 2100». В соответствии с требованиями ФГОС и другими вышеперечисленными документами данная Концепция является основой для разработки Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в Образовательной системе «Школа 2100». На основе данной Концепции и Программы образовательные учреждения, работающие по ОС «Школа 2100», могут разрабатывать собственные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детскоюношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов. Особая роль в стандартах второго поколения отводится такой области, как духовно-нравственная.

 Духовно-нравственный компонент является важнейшей составляющей стандартов, а в дальнейшем, возможно, станет именно той доминантой, которая позволит поменять существующую сегодня образовательную парадигму на такую, где воспитательный аспект займёт достойное место. Именно на воспитание человека делается сегодня акцент в развитии мировой педагогической мысли, именно образованию предназначается ведущая роль в осуществлении насущных и будущих социальных реформ в обществе, решение глобальных проблем человеческой цивилизации. Новая эпоха в истории России – это эпоха духовно-нравственной политики государства, эпоха формирования нового человека. Глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, не могли не сказаться на такой сфере общественной жизни как образование, остро реагирующей на всё происходящее. Образование в многонациональном обществе – это сфера развивающегося этнокультурного диалога. В такой стране как многонациональная поликонфессиональная Россия в вопросах образования непременно должны отстаиваться принципы взаимного национального признания

Духовно-нравственная «канва» личности человека формируется переплетающимися нитями, создаваемыми религией, семьёй и системой образования. Сегодня в духовно-нравственном воспитании нового поколения важная роль выделяется образованию. Об этом судим со слов Святейшего Патриарха Кирилла: «Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире»

 В современной педагогике духовно-нравственное воспитание личности гражданина России  определяется как «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей  являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество»

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания.

Среди источников духовности и нравственности  выделяем труд и творчество («уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость»), а также искусство и литературу («красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие»

Процессы, происходящие в современном мире, нацеливают школы на усиление нравственного, духовного воспитания подрастающего поколения. Особое внимание уделяется развитию этических и эстетических понятий (добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность перед обществом, смысл жизни и счастья, прекрасное и безобразное), которые способствуют формированию нравственно-волевой сферы личности. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций. Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе российских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса и одной из самых важных в формировании личности ребенка.

Работа по духовно-нравственному воспитанию нацелена на раскрытие богатого внутреннего мира ребенка.

Начиная работать над данной темой в группе учащихся 1 «А» класса, я выделила несколько направлений:

1. Духовно-нравственное воспитание личности на основе приобщения детей к национальному наследию;

2. Формирование и развитие у детей качеств дружелюбия и миротворчества;

3. Воспитание заботливого, эмоционально-положительного и бережного отношения к живой природе;

4. Воспитание чувства любви к Отечеству и малой родине;

5. Формирование у учащихся правильного представления о победе нашего народа в Великой Отечественной войне.

Работая над первым направлением, прежде всего я пыталась привить уважительное отношение к традиционным религиям. В моем классе обучаются дети из двух конфессий: православие и мусульманство. Для изучения традиций мусульманской и православной культуры проводились праздники национальной кухни. Чаепития с национальными блюдами особенно понравились детям. Дети и родители общались в непринужденной обстановке, узнавая новое из национальных традиций. Также были проведены беседы о национальных костюмах мусульман и русских, экскурсии в Александро-Невскую Лавру и мастер-классы в художественных мастерских. Дети изготавливали своими руками рождественские и пасхальные игрушки. Также был проведен мастер-класс по изготовлению кукол в национальных костюмах.

Работая по второму направлению, я старалась привить детям чувства дружелюбия и бережного отношения друг к другу. Каждый день в классе заканчивался «свечкой». Дети садились в круг и из рук в руки передавали свечку (фонарик). Ребенок, получая в руки «свечку», проговаривал что плохого и хорошего было за день. Таким образом, я имела возможность сразу обсудить с детьми положительные и отрицательные моменты. Учились соблюдать правило: если ты с кем-то сегодня поссорился – в конце дня обязательно помирись; не оставляй злобные, враждебные мысли и обиду на следующий день.

  Работая по третьему направлению, я применяла различные формы:

- Тематические экскурсии в зоопарк;

- Игры, направленные на изучение богатого животного и растительного мира нашей планеты;

- Прослушивание, чтение и обсуждение книг о живой природе и бережном отношении человека к миру живой природы.

  Работая по четвертому направлению, я ставила цели:

- Привить интерес к истории нашего города;

- Привлечь внимание к изучению края, где родился ребенок и где живут его родственники;

- Познакомить с произведениями народного творчества.

В ходе работы в этом направлении я уделяла большое внимание изучению нашего города. Проводились экскурсии, походы в театр и на концерты, дети участвовали в фестивалях народного творчества. Таким образом, дети приобщались к наследию, оставленному нашими предками, учились быть активными и неравнодушными членами нашего общества. Учитывая, что многие дети переехали в наш город из других регионов, я проводила занятия на изучение края, где родился ребенок. Так дети, рассказывая о своих родных местах, делились с одноклассниками своими впечатлениями.

  Работая по пятому направлению, много внимания я уделяла:

- Знакомству детей с героями семьи;

- Знакомству с литературой, посвященной войне;

- Просмотру спектаклей;

- Экскурсиям.

В ходе работы в этом направлении дети узнавали о своих родственниках – участниках войны. Делились друг с другом новой информацией.

  Таким образом, в ходе работы по духовно-нравственному воспитанию детей постепенно формируются духовные ориентиры, что помогает делать правильный выбор, обрести крепкий личностный стержень, быть сильнее и выносливее в жизни.

Библиография

  1. Выготский Л.С.”Психология развития как феномен культуры”,М. Просвещение,1985
  2. Выготский Л.С.”Педагогическая психология”,М.Просвещение,1985
  3. Афанасьев В.Г.”Системность и общество”,М.Политиздат,1981
  4. Леонтьев А.Н.”Лекции по общей психологии”,М.,Просвещение,1982
  5. БакштановскийВ.И., Согомонов Ю.В.монография “Этика и этос воспитания”,М.Просвещение,1986
  6. Богданова О.С. и др.”О нравственном воспитании школьников”М., Просвещение, 1979
  7. Журнал “Виноград” статья “Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей”2018 №3
  8. Солнцева Л.И. “Психология детей с нарушениями зрения” М. Классик Стиль, 2006
  9. Денискина В.З. “Особенности воспитания детей с нарушением зрения” М. “ ИПТК «Логосвос»” 2016
  10. Журнал “Дефектология” Статья “Нравственно-этическое воспитание детей с нарушениями зрения” 2003 №2
  11. Журнал “Дефектология” Статья “Особенности формирования Я-концепции людей с нарушениями зрения в процессе их социализации” 2013 №2
  12. Журнал “Дефектология” Статья “Формирование социальной компетентности у школьников с глубокими нарушениями зрения на уроках литературы” 2004 №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения"

В данном материале освещен перечень проблем современного росиийского общества, связанных с формированием духовно-нравственной культуры у подростков и молодежи, и возможные пути решения данного вопроса...

Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками

Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками...

«Духовно-нравственное воспитание, развитие младших школьников» «Наши верные друзья»

- Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могут сказать: «Эта Земля моя». Мы должны научиться жить с ними в мире, не причиняя зла. ...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВНА  УРОКАХ  МУЗЫКИ...