ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
методическая разработка по музыке (5 класс)

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА  УРОКАХ  МУЗЫКИ 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА  УРОКАХ  МУЗЫКИ

                                                                                     

         Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно – политического, так и научно – педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье общества. Действующая Конституция Российской Федерации (ст.13 п.2) указывает на то, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  в качестве национальных интересов в духовной сфере провозглашено сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Анализ социально – психологических и педагогических исследований последних десятилетий показывает, что в науке активизировался поиск решения проблемы духовно – нравственного воспитания детей. Разработана новая концепция   ФГОС  второго поколения, где остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры обществав. Найти основу духовно – нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку,- научить смотреть и видеть, слушать и слышать.

(слайд)

Однако,  как отмечал Л.С.Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нем нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции.  Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции, и это позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

Сегодня глубокие исследования в области духовно – нравственного развития школьников средствами музыки сделаны такими учеными, как Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова  и др. Так же в настоящее время существует программа по музыке  в подходе духовно – нравственного развития детей  Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой, а так же в связи с вводом ФГОС программа В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр. Они основаны на обращении к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Меняется время, меняется мир, современный школьник совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но отстает в духовно – нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Новые проблемы стоят перед массовым музыкальным  воспитанием в связи с явлением шизофании (разорванное звучание, возникающее при помощи технических средств передачи музыки).

Одна из проблем  современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нем духовно – нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других проблем человечества? Во все времена это проповедовало высокое искусство. В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость учителя музыки как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте. Как считает Э.Б.Абдуллин, «из усердного исполнителя государственной программы он (учитель) должен превратиться в специалиста – творца, в личность, обладающую новым педагогическим мышлением, необходимой творческой свободой, гибкостью и самостоятельностью». Учитель музыки должен в первую очередь осознавать стратегические цели своей деятельности, видеть конечный и промежуточный результаты образования школьников, обобщая свою позицию на философском и методологическом уровнях.

Русская культура, русский человек, русская поэзия, русские герои, русские святые, русская история, русская природа, русское слово, русский народ, русская вера, русская музыка, композиторы – все это объединено одним словом – Русь! Это и есть основная идея, которую мы пытаемся сделать фундаментом содержания современного музыкального образования в России. Я стараюсь вводить как можно больше фольклора, духовных произведений. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с духовной (церковной), классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее развитие. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать.

Народная музыка – богатая и многообразная самостоятельная область культуры. Изучение живой народной музыки дает возможность проникнуть в подлинный жизненный смысл народной песенной культуры и понять организующие ее силы (я практикую слушание живой музыки – народной. Приглашаю учащихся вместе с преподавателем их школы искусств – игра на домре).

Знакомя детей с народной музыкой, обязательно раскрываю художественный образ, добиваюсь того, чтобы он дошел до внутреннего мира каждого ребенка. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков.

(слайд)

 Очень любят дети небылицы, в которых развиваются события совершенно не реальные. Они развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление.

(слайд)

С удовольствием дети поют и колыбельные песни/

(слайд)

Ну, а больше всего школьники любят играть в народные игры, ведь именно в игре каждый получает возможность показать свой талант, мастерство, удаль, широту души. На переменах  с младшими школьниками мы играем в народные игры – это позволяет детям сбросить тяжесть интеллектуальных перегрузок, получить психическую разрядку.  

Дети очень любят сочинять свои песни, частушки, небылицы, сказки – это и закрепляет знания, и развивает творческие способности детей.

Знакомясь с произведениями устного народного творчества, дети отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышат от родителей, бабушек, дедушек. Представлю только некоторые из них.

(слайд)

        

Во внеурочное время, работая по ФГОСАМ с 1,2 классами,  мы инсценируем русские народные сказки, и это им очень нравится. Есть идея  создания своих народных инструментов вместе с родителями как духовых, так и струнных, ударных, шумовых. И провести выставку музыкальных инструментов,  где дети бы сами демонстрировали своё творчество, играли и пели.

Для освоения  многих перечисленных жанров без ущерба для них достаточны условия урока.  При обращении к жанрам, связанным с активным движением, условия пространственной и временной ограниченности урока в классе вступают в противоречие с ними. Для проведения народных праздников и гуляний лучшей формой работы будет внеклассная деятельность. Во внеклассной работе по фольклорному воспитанию большое внимание уделяется проведению праздников, концертов.   Учащиеся школы с нетерпением ждут «Святочной недели», когда по школе ходят колядовщики (обучающие старших классов), водят «козу», ходят со звездой, с поздравлениями, проводят игры с учащимися младших классов. Очень ярко отмечается «масленица». На школьном стадионе устраивается представление с зимними забавами, играми, в школьной столовой накрыты столы с горячим чаем и блинами. Какова результативность? Тяга к народности подрастающего поколения.

Говоря о воспитательном потенциале музыкального искусства, нельзя не сказать и о таком пласте музыки как духовная (церковная). По мысли В.В.Медушевского, надежным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является концепция православного музыкального образования. Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью. Материал по духовной музыке и его примерное распределение внутри года учитель может сделать самостоятельно, возможно увеличение или уменьшение количества произведений, замена близкими по содержанию. Хорошо сопровождать беседы и прослушивание музыки показом репродукций икон, фресок, храмов.

Принцип параллельности дает возможность учащимся лучше  понять место духовного начала в человеческой жизни, опираться на их знания по истории и литературе («Иван Сусанин», «Сказание о невидимом граде Китеже»,  «Хованщина»

В чем отличительные особенности духовной музыки? Во – первых, особый внутренний строй, собранность, а главное – чистота и открытость. Никакой фальши, лицемерия, недосказанности. Во – вторых, церковная музыка не допускает крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности. Духовная музыка собирает, выправляет человека.

 Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития.  . Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки

Слайд 2

«Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нем нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции – смыслы, и это позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы». Л.С. Выготский

Слайд 3

Прибаутки Мальчик-пальчик, где ты был? — С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел!

Слайд 4

Небылицы Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете, Ехал дяденька верхом В ситцевой карете. А за ним во всю прыть Прыгая шагами, Волк старался переплыть Миску с пирогами.

Слайд 5

ИГРЫ-ПОТЕШКИ Играем с потешками Ладушки Идет коза рогатая Пальчиковые игры Сорока-ворона кашку варила Игры на маминых коленках Скок-поскок, молодой дроздок Дразнилки

Слайд 6

Детские работы На заре зарянской Катится шар вертянский Никому его не обойти, не объехать. Золотой хозяин с поля идет, Серебряный пастух на поле идет, Мелкое стадо гонит. (Солнце, месяц, звезды) Ни свет, ни заря, Пошло, согнувшись, со двора (Коромысло) И обед не обед, коли хлеба нет. Где охота и труд, там поля цветут.

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

статья на тему "  РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

С 1 сентября 2010 года школа участвует в ИнКО по апробации ФГОС....

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ

Статья по итогам первого года работы по модулю ОМРК...

Духовно-нравственное развитие младших школьников

Духовно-нравственный компонент является важнейшей составляющей стандартов, а в дальнейшем, возможно, станет именно той доминантой, которая позволит поменять существующую сегодня образовательную ...