Программа развивающего курса по химии УМНЫЕ КАНИКУЛЫ 8класс
методическая разработка (8 класс)

Родионова Марина Вячеславовна

Программа развивающего курса по основам экологии и химии .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа УМНЫЕ КАНИКУЛЫ

Раздел ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

для учащихся 8 классов.

                       Составитель: Родионова М. В.

Июнь 2022 учебный год

Пояснительная записка

Как показывают результаты международных исследований, современные российские школьники, хорошо справляются с заданиями на воспроизведение знаний, но затрудняются применять полученные знания в ситуациях, близких к жизненным. Для достижения   современных требований к результатам обучения химии необходимо применение заданий, в которых химическое содержание интегрировано с практикой.  

Опыт педагогической деятельности показывает, что для решения обозначенных задач целесообразно использовать методы и средства контекстного обучения.  Сущность контекстного обучения определяется как организация такой деятельности, которая   требует приобретения новых знаний и их последующего применения.

При изучении многих тем химии школьники испытывают затруднения в связи с
недостаточным осмыслением материала из-за отрыва его от практики, от эксперимента, на
которые в программе отводится сравнительно небольшое количество времени. Предлагаемый элективный курс призван помочь решить эти проблемы. Он ориентирует учащихся на поисковую деятельность, прививает культуру проведения научного эксперимента, дает возможность углубить знания по очень важным вопросам курса химии, помогает ребятам определиться с выбором профессии, поскольку многие современные производства связаны с проведением химических реакций в растворах или с приготовлением растворов с заданными характеристиками.

Умение решать задачи развивается в процессе обучения, и развивать это умение можно только одним путем - постоянно, систематически решая задачи.

Данная программа предназначена для обучающихся 8 класса, рассчитана на 18 часов. При изучении многих тем химии школьники испытывают затруднения в связи с
недостаточным осмыслением материала из-за отрыва его от практики, от эксперимента, на
которые в программе отводится сравнительно небольшое количество времени. Предлагаемый элективный курс призван помочь решить эти проблемы. Он ориентирует учащихся на поисковую деятельность, прививает культуру проведения научного эксперимента, дает возможность углубить знания по очень важным вопросам курса химии, помогает ребятам определиться с выбором профессии, поскольку многие современные производства связаны с проведением химических реакций в растворах или с приготовлением растворов с заданными характеристиками.

Цель курса:

Формирование химической и экологической компетентности обучающихся.

Задачи курса: 

  • сформировать устойчивый познавательный интерес школьников к изучению химии и экологии;
  • развивать умение логически мыслить;
  • воспитывать самостоятельность, внимательность, умение анализировать, делать правильные выводы;
  • устанавливать связь химии с другими науками: физикой, математикой, биологией, экологией и др.
  • формирование интеллектуальных и практических умений в области химического эксперимента, позволяющих правильно использовать вещества в повседневной жизни;
  • формирование умений планировать эксперимент, описывать результаты, делать выводы; 
  • развитие творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; 
  • развитие навыков работы с дополнительной литературой;

Данный курс позволяет осуществить индивидуальный подход, увеличить самостоятельность учащихся в познавательной и практической деятельности.

Методы и организационные формы обучения.

При решении поставленных задач осуществляется осознание обучающимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности обучающихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях. Также у детей воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение обучающихся. Выполнение задач расширяет кругозор обучающихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать поставленные  задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • основные и дополнительные методы решения нестандартных задач;
  • физико-химические величины и их единицы;
  • формулы, применяемые при решении задач.

Учащиеся должны уметь:

  •  применять полученные знания при решении задач практических задач;
  • осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его;
  •  оперировать основными химическими понятиями;
  •  осуществлять поиск нужной информации, используя разные источники (научно -   популярную, художественную, научную литературу, Интернет и т. п.)
  • определять цели, задачи, гипотезу исследования.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • анализировать, делать правильные выводы;
  • планировать и самостоятельно проводить эксперимент
  • решать качественные и количественные экспериментальные задачи
  • соблюдать экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни;

В результате обучения в научном обществе химии предполагается участие ее членов и вовлечение ребят в научно-исследовательскую деятельность и выступление на научных конференциях разного уровня с выполненной работой.

Календарно-тематическое планирование курса Экологическая лаборатория

Тема

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Тема 1. Теоретические основы экологической химии

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Ознакомление с химическим оборудованием, посудой и правилами обращения с ними. Порядок выполнения опытов.

Строение атома Распределение электронов по подуровням и орбиталям

Электронное строение атомов и ионов, тип элемента

Тема 2. Экспериментальные основы химии и экологии.  Экологическая лаборатория

Основы качественного анализа. Определение ионов: карбонат-, сульфат- и хлорид- ионов, ионов Са, Мд, железа и  других ионов.

Практикум - исследование Определение качественного состава  неизвестного вещества (соль для плавления снега)

Практикум – исследование Определение качественного состава смеси веществ.

Практикум - исследование «Чипсы».

Практикум - исследование «Мороженое»

Практикум - исследование «Шоколад»

Практикум - исследование «Жевательная резинка»

Практикум исследование «Газированные напитки»

Основы количественного анализа. Титрование.

Определение молярной концентрации вещества в растворе

Приготовление растворов с заданной концентрацией

Красящие вещества в составе природных индикаторов –

растительных пигментов. Приготовление индикаторов.

Исследование растительных индикаторов в растворах с разной величиной рН

ТЕМА 3. Практико-ориентированные занятия.

Химия в быту. Химическая чистка одежды. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира

Химия и медицина (работа с медицинскими препаратами аптечки)

Практикум - исследование «Сигареты. Антиникотиновая пропаганда».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

18часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"

Данный курс  предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения  теоретических и практических задач....

Программа элективного курса по химии "Химия для любознательных"

Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт,  измен...

программа элективного курса по химии для 9 класса "Химия в быту"

Программа элективного курса "Химия в быту" была разработана для проведения занятий в 9 классе(предпрофильные подгруппы)....

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"

Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Программа развивающего курса «Химия вокруг нас»

Данная программа направлена на систематизацию и углубление материала при подготовке к экзаменам для учащихся 9 классов.Программа «Химия вокруг нас» рассчитана на один учебный год, 34 недели, 1 р...

Программа занятий в рамках проекта "Умные каникулы". Направление "Нарисованная мудрость"

Программа  занятий в рамках проекта "Умные каникулы". Направление "Нарисованная мудрость"...