Мастер-класс « РАЗВИТИЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
методическая разработка

Инна Владимировна Верцинская

 Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках.

Задачи:

-       продемонстрировать коллегам методы и приемы работы с текстом;

-       прокомментировать эффективность применения данных методов и приемов;

-       отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_vystupleniya-lektsii_po_slaydam_k_pedsovetu.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс                                                                                                                      

« РАЗВИТИЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»           

Проводит: Верцинская Инна Владимировна (учитель русского языка и литературы ), содокладчики: Горобцова Лариса Владимировна, Ломоносова Оксана Алексеевна, Тунгулина Татьяна Михайловна, Костина Надежда Викторовна, Березина Елена Ивановна.

Дата: 26 марта 2021 года

Место проведения: МАОУ «СОШ №1» г.Мегиона ХМАО-Югры

Участники: учителя –предметники МАОУ «СОШ№1»

 Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках.

Задачи:

-       продемонстрировать коллегам методы и приемы работы с текстом;

-       прокомментировать эффективность применения данных методов и приемов;

-       отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

ОБОРУДОВАНИЕ:

-       мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

  1. Мотивация учения.

  2. Постановка педагогической проблемы.

  3. Активные методы обучения.

  4. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

  5. Подведение итогов мастер-класса.

  6. Рефлексия.

  7. Приложение.

   

Слайд№1

        Приглашаем  вас принять активное участие в работе педагогической мастерской

 « РАЗВИТИЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС» и надеемся, что материалы будут вам интересны и полезны.


 
Слайд№2

      1.  Сама по себе предлагаемая тема, конечно, не является новой. Все вы, без сомнения, организуете работу с текстом на своих уроках. Однако модернизация российского образования ставит перед учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Сегодня на уроках актуальным становится исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ученик «открывает» знания, а не получает их в готовом виде. Только в этом случае можно говорить о создании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей каждому ученику реализовать свои возможности. Немаловажную роль в решении этой задачи играет освоение стратегии работы с текстом. (Зачитать слайд)

Слайд №3

Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать  цели: образовательную, развивающую и воспитывающую, коммуникативную.

Слайд №4

  2.     (Зачитать слайд)  На уроки русского языка отводится больше часов, часы на уроки литературы сокращены.  Это несправедливо.  Работа с текстом имеет определённые трудности, о главной из которых образно сказал писатель Михаил Пришвин: «С детства на зелёный росток нашего таланта, как сухие листья осени в осеннем лесу, наваливаются чужие мысли, и их мы должны усвоить, чтобы личный зелёный росток мог выше подняться. Но как трудно среди тлеющих мыслей других людей находить свою собственную».   В современном учебном процессе в условиях постоянного информационного взрыва ученику действительно сложно сохранить и прорастить свой собственный зелёный росток мысли. В подобных обстоятельствах продуктивность учебной деятельности зависит от умений ориентироваться в информационных потоках, справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания для достижения поставленных целей – умений, которых так не хватает нашим обучающимся. Поэтому текст и стратегия работы с ним должны занять приоритетное положение в обучении на уроках различных школьных предметов, а тем более на уроках русского языка и литературы.

Слайд №5

(Зачитать слайд)

Слайд №6

3.(Зачитать слайд) Текстоориентированный подход на уроках русского языка, анализ языка изучаемых художественных произведений не позволяют обучение русскому языку сделать формальным, а содержание литературных произведений оторвать от языковой формы, без которой они немыслимы

Слайд №7,8,9 зачитать

 

Слайд №10.   Прием «Яркое пятно».

    - Прежде чем мы начнем совместную  работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».  Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей; брать у мира новые знания и новый опыт. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни.

Слайд №12  «Личные ассоциации».

Это попытка перевоплощения и преображения литературного героя, его внутреннего мира. Например, задание: найти три ассоциации к образам Ольги и Татьяны Лариных из романа «Евгений Онегин» :
Ольга – сухая икебана, пустой сосуд, птичье перо;
Татьяна – русская берёзка, полная чаша, кукла в руках судьбы.
Используя это приём можно прибегнуть к межпредметным связям: изобразить ассоциацию (ИЗО), сопоставить с музыкальным произведением (музыка).
Ученики объясняют, чем вызваны эти ассоциации, рассказывают о своих чувствах, но должны хорошо понимать литературного  героя.)

Слайд № 14«Буриданов осёл» или «Займи позицию».

Этот приём помогает создать проблемную ситуацию на уроке. В его основе лежит библейская притча про осла. Она проста: «Справа и слева от осла стоят ясли с сеном. К каким яслям подойдёт проголодавшийся осёл? К правым? Но чем они лучше левых, если они одинаковые? Так измученный и ошеломлённый осёл умирает от голода перед полными яслями, не подойдя ни к одним из них». Но нам умирать не следует, нам нужно лишь сделать свой выбор и аргументировать его.

Слайд № 16«Солнышко».

 В центре – тема, которую необходимо осветить, лучи – раскрытие темы. Использовать данный приём можно
- после прослушивания сведений о творчестве писателя, 
- указывая черты характера литературного героя, 
- анализируя деятельность автора, литературного героя и т. д..
Например, тема – Том Сойер, «лучи» – черты характера; тема – А. Чехов, «лучи» – виды деятельности писателя.

Слайд № 18«Гроздь». Приём подобный «Солнышку», только используется другая форма заполнения).

Слайд 20  Реконструкция текста. Приём «Письмо с дырками (пробелами)»  

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать

сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки

усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Слайд 22.Прием «Восстановление деформированного текста»

Этот прием помогает формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте, работать над осознанием связи между предложениями в тексте, устранять однообразие синтаксических конструкций и речевых повторов.

Слайд 24. Прием «Ассоциативный куст»

Задание 1: Вам дано ключевое слово: пейзаж. Запишите вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

Слайд 26. Прием «Рисуем словами»

          Прочитайте описание картины – морского пейзажа. Вставьте на месте пропусков подходящие слова.

        Картина ___________________ почти напротив двери, невысоко от пола, и ______________  на узкое окно,________________________ коричневыми лаковыми карнизами. На картине был ___________________________ бесконечно высокими скалами пролив. Среди скал ___________________________ птичья стая, а по ______________________ воде  ________________________ корабль с темными, наполовину убранными парусами. Вода была ___________________________, но от кормы расширяясь, змеистый след, и в нем ________________________________ отражение ________________________ кормового фонарика.

       Сверху из-за скал _________________________ плоский луч, а впереди – по свету на камнях и ________________________ на воде - _______________________________ солнечная щель, выход из ___________________________ коридора.

(В.П.Крапивин. «Журавлёнок и молнии»)

Слайд 28.  Прием «Синквейн»

Слайд 29 . Задание: составить синквейн на тему «Русский язык»

Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам).

1 строка – тема текста называется одним словом (обычно  существительным);

2 строка -  описание темы в двух словах (прилагательными);

3 строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами);

4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;

5 строка – синоним из одного слова или словосочетания, повторяющий суть    темы. 

4. Слайд №31 Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

  Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, которые Вы будете реализовывать, работая в группах.

1.Группы работают 7-10 минут.

2.Учитель оказывает помощь участникам групп.

3.С наработанными материалами выступает 1 представитель группы        

5.Слайд 32-38 ОТВЕТЫ.

6. Слайд 39 . Рефлексия.

Прием «Все в твоих руках»

 Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец –  это какая-то  позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах,  позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ  –  для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ     –      использованные приемы в мастер-классе буду      применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ               –     для меня было недостаточно  данной  информации.

БЕЗЫМЯННЫЙ        -   не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ                  -   данные приёмы мне известны, но я их не применяю.

7. Приложение

  1. Реконструкция текста.

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний  пергамент, в котором  некоторая информация оказалась утраченной.

Задание 1: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений.

а) Текст – это связанное … на определенную …

В большинстве случаев текст состоит из нескольких …  , связанных между собой … и посвященных одной …

б)   Основные признаки текста

  1. Единство… текста
  2. Наличие… мысли текста
  3. Относительная…. текста
  4. Определенный…предложений
  5. …связь предложений в тексте.

Прием «Восстановление деформированного текста»

После изучения в 7 классе темы «Причастие» и «Деепричастие» предлагается исправить «испорченный» текст.

Задание 2: Прочитайте «испорченный» текст. В нем выделено самое главное. Где нужно, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций, используя причастные и деепричастные обороты. Запишите исправленный текст.

    «Спорить из-за тени осла» - поговорка. Поговорка родилась из старинной басни. Путник ехал на осле. Осёл был нанят за деньги. Путник на привале присел отдохнуть в тени. Тень падала от животного. Хозяин осла запротестовал. Хозяин осла заявил, что отдал внаймы только осла. Хозяин осла потребовал за его тень дополнительную плату.

     Разгорелся ожесточённый спор. Дело дошло до суда. Выражение «Тень осла» стало обозначением нелепого спора. Спор затеян по пустякам.

( Э.А. Вартаньян «Из жизни слов»)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прием «Ассоциативный куст»

Задание 1: Вам дано ключевое слово: пейзаж. Запишите вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

ПЕЙЗА

Прием «Рисуем словами»

          Прочитайте описание картины – морского пейзажа. Вставьте на месте пропусков подходящие слова.

        Картина ___________________ почти напротив двери, невысоко от пола, и

______________  на узкое окно,________________________ коричневыми лаковыми

карнизами. На картине был ___________________________ бесконечно высокими скалами

пролив. Среди скал ___________________________ птичья стая, а по

______________________ воде  ________________________ корабль с темными, наполовину

убранными парусами. Вода была ___________________________, но от кормы расширяясь,

змеистый след, и в нем ________________________________ отражение

________________________ кормового фонарика.

     

  Сверху из-за скал _________________________ плоский луч, а впереди – по свету на камнях

и ________________________ на воде - _______________________________ солнечная щель,

выход из ___________________________ коридора.

(В.П.Крапивин. «Журавлёнок и молнии»)

. Прием «Синквейн»

 Задание: составить синквейн на тему «Русский язык»

Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам).

1 строка – тема текста называется одним словом (обычно  существительным);

2 строка -  описание темы в двух словах (прилагательными);

3 строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами);

4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;

5 строка – синоним из одного слова или словосочетания, повторяющий суть    темы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проблемного диалога и его применение на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС нового поколения"

Презентация была представлена во время моего вытупления на педагогичческой конференции "Инновационные технологии в образовании"...

Развитие творческих, познавательных и нравственных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС.

Данная статья содержит анализ трудностей при организации образовательного процесса с учётом современных требований и пути их преодоления....

Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»

Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...

Личностно ориентированное обучение как средство развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС

Личностно ориентированное обучение как средство   развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в  условиях...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство развития их познавательной активности

Исследовательская деятельность учащихся -  целенаправленный, планомерный, обоснованный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему...

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...