Методическая разработка «Рекомендации по организации занятий в творческом объединении по теме: «Художественная роспись ткани (батик)»»
методическая разработка

Елена Гурьевна Хотеенкова

Методическая разработка

«Рекомендации по организации занятий в творческом объединении по теме:

«Художественная роспись ткани (батик)»»

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

«Рекомендации по организации занятий

в творческом объединении по теме:

«Художественная роспись ткани (батик)»»

Разработала: педагог дополнительного образования

Хотеенкова Елена Гурьевна

г.Ярцево

2022 год

Методическая разработка рекомендована педагогам дополнительного образования, учителям образовательных учреждений, воспитателям ДОУ.

Место хранения методической разработки: методический кабинет

Художественная роспись ткани (батик) включает в себя несколько техник нанесения рисунка на ткань (холодный батик, горячий батик, свободная роспись и т. д.). В работе с учащимися творческого объединения   может быть использован только холодный батик в сочетании со свободной росписью, поскольку основными принципами организации занятий являются их посильность для освоения детьми и безопасность используемых материалов.

В художественной практике существуют разнообразные методики выполнения произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе и батика. В данной программе предполагается использовать методики, основанные на постепенном изучении элементов создания декоративной композиции: от усвоения общих законов композиции и колорита – к рисованию с натуры, с последующей стилизацией природных объектов в художественные.

Учебный процесс построен на принципе: художественный замысел – графический набросок – графический эскиз – цветовой картон – художественная роспись ткани.

Наиболее сложной частью учебного процесса является этап стилизации природных объектов в художественные и создание на их основе декоративных композиций.

Стилизация (от французского stylisation) – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема. Стилизация подразумевает глубокую переработку природных форм и сохранение лишь их внутренней сути, являясь знаком, символическим намеком на первоисточник.

Декоративная обработка элементов батика многообразна и обусловлена рядом требований. Прежде всего, необходимо считаться с общим характером и назначением предмета, на который предполагается нанести роспись (платок, фартук, галстук, свободная композиция и т. д.). Необходимо учитывать размеры вещи, величину рисунка, повторяемость элементов, условия его рассматривания (на близком расстоянии, на большом расстоянии, длительное рассматривание или беглый взгляд).

Мотив узора для ткани требует иной обработки, чем мотив узора для посуды или обоев. Здесь надо учитывать материал, на который будет нанесен узор. Ткань может быть с блестящей атласной или ворсистой поверхностью сложного плетения нитей или «сжатой» фактуры.

Декоративная обработка элементов батика, или творческая переработка предмета, его формы, объема и цвета для художественной росписи осуществляется по определенным, разработанным декоративным искусством закономерностям. Прежде всего, перерабатывая любую форму, надо определить ее существенные признаки, чтобы как-то отразить их. Отбирая существенное, школьники тем самым решают вопрос о том, что необходимо отбросить без ущерба для характеристики образа. При этом декоративная обработка всегда подразумевает некоторую схематизацию. Декоративной обработке подвергается также и цветовая окраска предметов. Цветовая гамма определяется исходя из соображений декоративного порядка и эмоциональной выразительности. При этом далеко не всегда сохраняются цвета натуры. Ведь основная задача при выполнении батика не рисование с натуры, а украшение ткани.

Обычной ошибкой является попытка сохранения реальных цветов при помощи прямого упрощения цветовой окраски за счет лишения ее светотени, рефлексов, оттенков. Но такое упрощение часто приводит к тому, что цветовое сочетание становится грубым, примитивно воспроизводящим цвета натуры. При цветовом решении батика необходимо исходить из общего образа оформления вещи, учитывая ее назначение и состав ткани, который оказывает большое влияние на цветовую гамму. Школьники могут выбрать красивые цветовые сочетания, далекие от натуры, но удачно реализующие общий замысел оформления.

Необходимо учитывать, что многообразие возможностей декоративной обработки элементов узора или стилизации в основном сводится к трем принципам: наиболее полная передача предмета, когда художник стремится сохранить все существенные моменты формы, цвета, объема натуры; предельная схематизация, при которой реальный предмет становится поводом для узора; выборочная передача существенных особенностей предмета.

Необходимым условием достижения успеха в процессе декоративной обработки элементов батика является конкретность задания, то есть четкое понимание, для выполнения какой композиции будет использован элемент. Стилизация «вообще», без указания темы и задачи бесполезна.

Другой трудностью, с которой сталкиваются дети при выполнении батика, является несоответствие цветных частей картона аналогичным частям расписанной ткани, что часто искажает художественный замысел ребенка. Для того чтобы преодолеть разницу в красителях нанесенных на бумагу и ткань, применяют метод проб на ткани. Перед выполнением росписи на ткани на полоску той же ткани, что применяется для выполнения декоративной композиции, наносят мазки всех цветов, которые будут использоваться в декоративной композиции, и при необходимости корректируют их путем разбавления или уплотнения.

Педагогу  необходимо также учитывать, что без специальной термической обработки (запарки), произведения батика будут недолговечны и могут быть испорчены случайным попаданием воды на ткань. В промышленных условиях запарка произведений батика производится в специальных автоклавах. Если же такой возможности нет, то производить запарку в условиях студии можно при помощи утюга с отпаривателем и папиросной бумаги, которая прокладывается между тканью и утюгом.

        Для проведения выставок произведений учащихся по художественной росписи ткани необходимо в зависимости от назначения таких произведений натягивать их на подрамник и помещать в рамку (декоративные композиции станкового характера), располагать свободно (занавеси, бордюры, задники, шторы и т.д.), растягивать на стенде (платки, косынки, фартуки), размещать на манекене (галстуки, жилетки, аксессуары и т.д.).

ЛИСТ ОЦЕНКИ

№ п/п

Ф.И.О.

Уровень

1

Организация рабочего места

2

Основы цветоведения

3

Умение пользоваться приспособлениями и инструментами

4

Владение разнообразными типами линий

5

Подбор красок в соответствии с замыслом

рисунка

6

Умение создавать декоративную композицию

 в круге, квадрате, полосе

7

Умение стилизовать природную форму в

декоративную, производить художественный

отбор

8

Умение использовать условный цвет

9

Технические умения и навыки выполнения

 росписи на ткани


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ручная роспись ткани. Батик

Разработка урока на тему "Ручная роспись ткани. Батик"...

Презентация к уроку "Художественная роспись ткани. Батик"

Ознакомление с историей художественной росписи тканей . Виды батика и технологии выполнения ручной росписи....

Технология 7 класс .Урок "Ручная роспись тканей.Батик"

Педагогические цели,тип урока,планируемые результаты(метапредметные),личностные результаты,универсальные учебные действия(метапредметные).Основное содержание темы,понятия,термины-понятие о ручной росп...

Презентация "Ручная роспись тканей.Батик"

Технология 7 класс.Презентация "Ручная роспись тканей.Батик"История возникновения,виды батика....

Методическая разработка «Рекомендации по проведению первых занятий в творческих объединениях» (для педагогов дополнительного образования)

Как встретить детей? Чем завлечь? Как понравиться ребёнку? Очень часто такими вопросами задаются педагоги при первом занятии в кружках. В данном материале вы можете найти  ответы на свои вопросы....

презентация к уроку технологии (девочки) в 7 классе по теме "Декоративно- прикладное искусство.Ручная роспись тканей (батик)"

Урок разработан в соответствии с авторской программой:А.Т. Тищенко, Н.В. Синица «Технология: программа:5-8 классы» (Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица...