Конкурсная работа. Методическое объединение "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ"
методическая разработка

Панова Любовь Сергеевна
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Воспитательная деятельность классного руководителя многообразна. В данной работе обобщен мой опыт по патриотическому воспитанию детей в школе. Данный материал пригодится классным руководителям, организаторам по воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_obedinenie.docx32.26 КБ
Файл prezentatsiya_metod_obedineniya.pptx191.6 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы классного руководителя.

«ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

Добрый день, уважаемые коллеги, жюри.

Нам всем приятно, когда рядом с нами человек с хорошим настроением. Всем вокруг становится тепло и радостно. Давайте все будем поддерживать доброе и хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день конкурсных испытаний. А теперь протянем руки навстречу солнцу и скажем дружно, вместе:

Добрый день лесам и полям! (руки вверх)

Добрый день скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Я улыбаюсь миру,

Мир улыбается мне.

Я желаю всем людям планеты

Хорошего настроения.

Говоря о какой-либо стране, у человека возникают определённые ассоциации об этой стране.

У меня в руках один из главных государственных символов нашей страны – флаг.

Ветер колышет его в небесах,

Яркий и гордый – российский наш флаг.

Наш триколор – символ нам дорогой,

Дети гордятся – Россия – тобой!

-Как вы думаете, уважаемые участники методического объединения, о чем сегодня я поведу речь?

Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Описание материала: В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем.  Воспитательная деятельность классного руководителя многообразна. В данной работе обобщен мой опыт по патриотическому воспитанию детей в школе. Данный материал пригодится классным руководителям, организаторам по воспитательной работе.


Актуальность темы заключается в том, что 21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Это важно, это современно. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества. Это всё взаимосвязано.

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

Как вы понимаете данное слово?

Предлагаю вам небольшую игру. У вас у всех на столах лежит листочек со словом патриот. Напишите, пожалуйста на каждую букву по одному два слова, с чем она у вас ассоциируется. Данная методика даёт представление педагогу о сформированности у детей понятия патриотической направленности.

«Патриот», «патриотизм», «гражданин» - слова греческого происхождения и переводятся как соотечественник, родина.

      Проявления патриотизма могут быть самыми различными.
     Проведённые в нашей школе социологические исследования среди учащихся показали следующее:
    • 64%  связывают патриотизм с любовью к Родине;
    • 49% - к семье и своим близким;
    • 40% - к своему посёлку, дому;
    • 37% - к отечественной культуре; 
    • 27% - к своему народу;
    • 23% считают, что важнейшая задача патриотизма - возрождение традиций российского государства;
    • 19% - что патриотизм проявляется в любви ко всему человечеству, глобальному и безопасному миру;
    • 5% связывают патриотизм с вероисповеданием;
    • 4% определяют патриотизм в понятиях коллективизма;
    • 1% негативно относится к феномену патриотизма.

Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис.

Посмотрите на следующий слайд и вы увидите, какая картина складывается в стране и в школах нашей страны. Пугающе, не правда ли?

В стране

В школе

До 80% старшеклассников стремятся уехать из страны (100 000 уезжают из страны ежегодно 70% из них молодежь)

выпускники школ не возвращаются домой, в небольшой город, тем более посёлок после окончания учебных заведений

безразличие  к судьбе Родины

безразличие к школе

забываются традиции, обычаи своего народа

утрата семейных традиций, равнодушие к школьным традициям

не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе

не соблюдаются правила поведения в классе, в школе

падение культуры

не читаю книги, газеты, сквернословят, портят школьное имущество

отсутствие компетентности по вопросу гражданско-патриотического воспитания

не все педагоги достаточно компетентны в данных вопросах, формы классных часов не всегда выбираются удачными

Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во второй мировой войне.

 В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету, главным образом, проамериканские ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться.


Вывод: появляется острая необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма, гражданского самосознания.
Правительство и Министерство образования РФ считает патриотическое воспитание в школе, как одну и главных задач образования детей и молодежи.
Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию. Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине.

  Министерство просвещения России с 1 сентября 2022 года запустило в российских школах масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Здесь возникает большое опасение, не станет ли это рутиной. Тем более цикл занятий строго определён, хотя методические материалы носят рекомендательный характер. Но мы все разные, разные и дети. Нужно не ограничиваться определёнными стереотипами, а смотреть шире, ведь у каждого педагога рождаются всё новые и новые идеи. Мы понимаем, что помимо цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» патриотическое воспитание прослеживается на таких дисциплинах, как: история, литература, география, ОДНКНР, история Забайкалья, родная природа Забайкалья, но роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения ещё больше возросла - он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.

Работа по воспитанию ведётся круглый год и поэтому мной составлена программа по этому направлению. Средством послужила всем вам знакомая старая песня «С чего начинается Родина?». В текстовом поле этой песни актуализируется три уровня педагогической семантики:

- С чего начинается родина? – с изучения своей страны.

-С чего начинается родина? – с малой родины, родного края, улицы, с того места, где чел0век родился и вырос. История района – это живая история и в биографии семьи и в судьбе каждого человека.

С чего начинается родина? – с родной природы.
Цель программы: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели решаю следующие
задачи:
- стимулирую познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;
- формирую способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание,
- развиваю творческие способности, знакомлю с традициями края, страны, достижениями людей;
- воспитываю трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;
- учу заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы;
- учу бережному отношению к общественному достоянию;
- прививаю уважение к культуре и традициям других национальностей;
- прививаю чувство любви к своему Отечеству.
- развиваю чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России.
- воспитываю у детей неприятие агрессии, насилия и войны.
- способствую физическому развитию учащихся, развиваю чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.
Решая задачи патриотического воспитания, строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Ожидаемые результаты.
В процессе реализации программы патриотического воспитания  по ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ
у обучающихся к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
В соответствии с целями, задачами Программы, а также с ожидаемыми результатами выделяю несколько направлений.

Направления патриотического воспитания        

1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье
В рамках данного направления:
- изучаем историю своего рода через составление генеологических древ
«Мое семейное древо»;
- создали библиографический альбом о земляках нашего посёлка, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны;
- проводим конкурс сочинений – рассуждений на тему
«От истории семьи к истории страны»;
- проводим конкурсы рисунков
 «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама» и др.;
- организуем совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери,
«День пожилого человека», «День добра и уважения», День семьи, 8 Марта, «А мамины глаза» и др.

Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы


При работе по данному направлению используются  следующие формы воспитательной работы:
- сбор материала и оформление стенда
«Они защищали Родину»;
- сбор материала и оформление стенда
«История школы»;
- проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя;
- проведение акции
«Милосердие», поздравление ветеранов школы, тружеников тыла, ветеранов труда, чье детство было опалено войной.
Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.

3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.


Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном поселке, районе.
По данному направлению провела следующие мероприятия:
- проект
«Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
- оформление стенда о земляках нашего посёлка
«Они защищали Родину»;
- изучение истории возникновения нашего посёлка;
- создание видеоролика
«Мой прадед – герой!»;
- проведение урока – путешествия
«Заповедные места родного края»;
- конкурс рисунков
 «Красоты моего края»;
- проведение классного часа
«Край родной, мой Забайкальский»;
- внеклассного мероприятия
«День земли»;
- в школьном музее проведен классный час
«Неизвестный солдат»,
- внеклассное мероприятие
«Не должно быть в России забытых героев», посвящённое Дню Неизвестного Солдата.


Многие мероприятия были проведены в школьном музее.


Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.


Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны. Считаю, что проведение мероприятий ко дню Победы в Великой Отечественной войне это идеальные условия для развития патриотических ценностей у школьников.
По данному направлению провела следующие мероприятия:
- ежегодно 3 декабря отмечаем праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами;
- ежегодно 9 декабря провожу с учениками мероприятие
«День Героев Отечества»;
- провела урок мужества
«Не забудется Афган»;
- традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику День защитника Отечества;


- конкурс
«Мальчишка - будущий солдат»;
- праздник Дня Защитника Отечества
«Русский солдат умом и силой богат»;


- выпускаем стенные газеты к праздникам.
Ежегодно в канун празднования
Дня Победы мы с ребятами участвуем:
- в акциях
«Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»;
- в конкурсах рисунков, поделок, посвященные Дню Победы;
Провела с детьми цикл мероприятий к памятным датам Великой Отечественной войны:
- провела классные часы
« Дети блокадного Ленинграда», «Ленинград в годы блокады», посвященные снятию блокады Ленинграда;


- классные часы
«Ты же выжил, солдат», «Дети Сталинграда», посвященные Сталинградской битве;
- урок мужества
«Колокола нашей памяти», посвященный битве за Москву;
- внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Победы
«Не забудем это никогда»;
- историко-музыкальная гостиная
«Песни опалённые войной»;
- историко-литературная гостиная
«Духовные корни Победы»;
- урок мира
«Вспомним всех поимённо».
Участвуем в акции
«Свеча памяти». Ежегодно в День памяти и скорби 22 июня зажигаем с учениками свечи в честь 27 миллионов погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и всех павших в боях за Родину.
Эта акция большое имеет значение в воспитании детей.
Многие разработки моих мероприятий опубликованы на сайте:
Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия я включаю в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества.
В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов:
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что мой опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия.
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Н. М. Карамзин.
Надеюсь, мои ученики будут настоящими патриотами! И нас будет много!

Мы разделимся на три группы. Преподаватели, получившие красные карточки, играют роль учителей. Преподаватели, получившие зелёные карточки, играют роль родителей. Преподаватели, получившие жёлтые карточки, играют роль учеников.  Каждая группа получает задания.

1 группа  (учителя)

Задание: Выделить приоритетные направления в работе по гражданско-патриотическому  воспитанию обучающихся. Составить перечень основных мероприятий  (реальных дел).

2 группа (родители)  

Задание: Определить роль обучающихся в ходе патриотического воспитания.

Составить перечень  мероприятий  (реальных дел), в которых  приняли бы участие.

3 группа (ученики)

Задание: определить свою роль, как гражданина нашей страны. Составить список мероприятий, в которых вы хотели принять участие.

Затем представители каждой группы проговаривают результаты своей работы. Проходит обсуждение предложенных дел, учитываются мнения других групп, дополнительные аргументы в поддержку идей других или возражения.

Учителя: Необходимо включать каждый месяц в план работы классных руководителей мероприятия, направленные на воспитание гражданина своей Родины.

Родители: Необходимо проводить больше встреч с интересными людьми, чтоб у детей появилось больше примеров из жизни.

Ученики: Следует проводить тематические классные часы, интересные поездки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

Слайд 2

Проявления патриотизма могут быть самыми различными. Проведённые в нашей школе социологические исследования показали следующее: • 64% связывают патриотизм с любовью к Родине; • 49% - к семье и своим близким; • 40% - к своему посёлку, дому; • 37% - к отечественной культуре; • 27% - к своему народу; • 23% считают, что важнейшая задача патриотизма - возрождение традиций российского государства; • 19% - что патриотизм проявляется в любви ко всему человечеству, глобальному и безопасному миру; • 5% связывают патриотизм с вероисповеданием; • 4% определяют патриотизм в понятиях коллективизма; • 1% негативно относится к феномену патриотизма.

Слайд 3

В стране В школе До 80% старшеклассников стремятся уехать из страны (100 000 уезжают из страны ежегодно 70% из них молодежь) выпускники школ не возвращаются домой, в небольшой город после окончания учебных заведений безразличие к судьбе Родины безразличие к школе забываются традиции, обычаи своего народа утрата семейных традиций, равнодушие к школьным традициям не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе не соблюдаются правила поведения в классе, в школе падение культуры не читаю книги, газеты, сквернословят, портят школьное имущество отсутствие компетентности по вопросу гражданско-патриотического воспитания не все педагоги достаточно компетентны в данных вопросах, формы классных часов не всегда выбираются удачными

Слайд 4

4 популярных центральных канала и просмотр передач. По окончании эксперимента: -для детей за весь день показан а только 1 передача («Умники и умницы»); -научно-популярных фильмов – 3 (Великая тайна воды и др.); - культуроведческих программ – 0; - художественных фильмов – 4; -новостных передач и криминальных новостей – ежечасно. Зато на других каналах за один день зрителям было предложено 11 детективов и боевиков, 13 передач на криминальную тему, 8 сериалов, несколько ток – шоу скандального характера.

Слайд 5

Цель программы: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций.

Слайд 6

Для достижения этой цели решаю следующие задачи: - стимулирую познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края; - формирую способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание, - развиваю творческие способности, знакомлю с традициями края, страны, достижениями людей; - воспитываю трудолюбие, бережное отношение к результатам труда; - учу заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы; - учу бережному отношению к общественному достоянию; - прививаю уважение к культуре и традициям других национальностей; - прививаю чувство любви к своему Отечеству. - развиваю чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России. - воспитываю у детей неприятие агрессии, насилия и войны. - способствую физическому развитию учащихся, развиваю чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.

Слайд 7

1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье В рамках данного направления: - изучаем историю своего рода через составление генеологических древ «Мое семейное древо» ; - создали библиографический альбом о земляках нашего посёлка, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны; - проводим конкурс сочинений – рассуждений на тему «От истории семьи к истории страны» ; - проводим конкурсы рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья» , «Пусть всегда будет мама» и др.; - организуем совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери, «День пожилого человека» , «День добра и уважения» , День семьи, 8 Марта, «А мамины глаза» и др.

Слайд 8

2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной работы: - сбор материала и оформление папки «Они защищали Родину» ; - сбор материала и оформление стенда «История школы» ; - проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя; - проведение акции «Милосердие» , поздравление ветеранов школы, тружеников тыла, ветеранов труда, чье детство было опалено войной.

Слайд 9

3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном поселке, районе. По данному направлению проводим следующие мероприятия: - проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» ; - оформление стенда о земляках нашего посёлка «Они защищали Родину» ; - изучение истории возникновения нашего посёлка; - создание видеоролика «Мой прадед – герой!» ; - проведение урока – путешествия «Заповедные места родного края» ; - конкурс рисунков «Красоты моего края » ; - проведение классного часа «Край родной, мой Забайкальский» ; - внеклассного мероприятия «День земли» ; - в школьном музее проведен классный час «Неизвестный солдат» , - внеклассное мероприятие «Не должно быть в России забытых героев» , посвящённое Дню Неизвестного Солдата.

Слайд 10

4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего. По данному направлению проводим следующие мероприятия: - ежегодно 3 декабря отмечаем праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами; - ежегодно 9 декабря провожу с учениками мероприятие «День Героев Отечества» ; - уроки мужества «Не забудется Афган », «Колокола нашей памяти» и т.д. - традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику День защитника Отечества; - конкурс «Мальчишка - будущий солдат» ; - праздник Дня Защитника Отечества «Русский солдат умом и силой богат » ; - выпускаем стенные газеты к праздникам. Ежегодно в канун празднования Дня Победы мы с ребятами участвуем: - в акциях «Георгиевская ленточка» , «Бессмертный полк» ; - в конкурсах рисунков, поделок, посвященные Дню Победы.

Слайд 11

«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Н. М. Карамзин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...

Проектная деятельность обучающихся в условиях современной школы

Аттестационное задание для учителя истории, методические разработки...

Доклад. Формы и методы работы социального педагога с семьями обучающихся в условиях коррекционной школы.

В работе описаны этапы работы социального педагога коррекционной школы с семьями обучающихся. Учитывается контингент учащихся школы: дети -инвалиды, многодетные семьи, неполные семьи, приемные семьи, ...

Формирование проектно-образовательного маршрута обучающихся в условиях современной школы

Современная система образования ориентирована на поиск путей реализации вариативности и индивидуализации, остро нуждается в действенных моделях и способах достижения поставленных целей. На наш взгляд,...

Работа классного руководителя по формированию гражданско-патриотического самосознания учащихся в условиях современной школы

Основные направления и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию современных школьников...