Формирование проектно-образовательного маршрута обучающихся в условиях современной школы
статья

Подольная Оксана Анатольевна

Современная система образования ориентирована на поиск путей реализации вариативности и индивидуализации, остро нуждается в действенных моделях и способах достижения поставленных целей. На наш взгляд, одним из наиболее важных направлений выступает разработка и реализация индивидуальных проектно-образовательных маршрутов обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование проектно-образовательного маршрута обучающихся в условиях современной школы»

На данном этапе своего развития современная система образования ориентирована на поиск путей реализации вариативности и индивидуализации, остро нуждается в действенных моделях и способах достижения поставленных целей. На наш взгляд, одним из наиболее важных направлений выступает разработка и реализация индивидуальных проектно-образовательных маршрутов обучающихся.

Принцип индивидуализации — «каждый ребенок имеет право на самостоятельность» — предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития школьника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусматривается обновление содержания образования, повышение качества и вариативности образовательных программ, отвечающих интересам детей с разными образовательными потребностями.

Проектная деятельность в рамках реализации проектно-образовательного маршрута помогает участникам сформировать и развить навыки 21 века, дает возможность продемонстрировать владение цифровыми технологиями, способствует самостоятельности в приобретении знаний.

Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда, когда человек вынужден заниматься делом, не понимая, зачем и почему он им занимается. Если же дело, которым занят человек, ему лично интересно и личностно значимо, то перегрузка даже и не ощущается.

Ведущая роль в реализации проектно-образовательного маршрута принадлежит проектным, практико-ориентированным технологиям.

Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.

В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.

В новом формате взаимодействия со школьниками наставники используют партнерский стиль, который заключается в организации партнерской активности наставника и школьников, а именно:

  1. мотив — самомотивация школьников и наставника;
  2. проект — совместный выбор темы и направления движения к результату проекта;
  3. осуществление — наставник помогает в освоении необходимых знаний, организует пробы;
  4. рефлексия — совместная оценка процесса и результата проектной деятельности, выстраивание перспектив. Общение осуществляется по принципу взаимодействия наставника и школьников, в том числе в режиме удаленного доступа

Наставник сопровождает проектную деятельность, организует пробы, необходимые для взаимодействия в новом формате и определения правильности выбора будущей профессии. Наставник может инициировать проект и предложить программу реализации.

Формы сопровождения:

  • консультации в формате личных встреч
  • консультации в режиме удалённого доступа

Наставник помогает составить проектно-образовательный маршрут.  

Задачи наставника:

  • Помочь обучающемуся определить тему, цели и задачи проекта
  • Поддерживать постоянную связь с наставляемым
  • Оказывать консультационную помощь по мере необходимости
  • Выступить в качестве рецензента/оппонента предложенного способа решения проблемы
  • Организовывать пробы

Инструменты и форматы работы наставников: инструктаж, объяснение, опрос, развивающие вопросы, самостоятельная работа, ролевая игра, метод кейсов, тест, обратная связь и др.

Наставник вправе предложить индивидуальную программу наставничества. Объём, периодичность консультаций и форма коммуникации определяются наставником и обучающимся самостоятельно.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- в любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

  • выбирает  (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения с взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций;
  • оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности

Проект в новом формате — технологически реальный инструмент профессиональной навигации старшеклассников.

По продолжительности проекты можно разделить на:

  • краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной      проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Работа над проектами проводится поэтапно.

На первом этапе тема проекта может быть сформулирована школьником совместно с наставником, либо предложена наставником.

На этапе планирования обучающийся анализирует уже имеющиеся у него знания и навыки, необходимые для успешной реализации проекта. В случае необходимости — начинает поиск путей приобретения новых знаний и навыков, необходимых для достижения поставленной цели.

На третьем этапе важным является осуществление регулярной консультативной поддержки обучающихся со стороны наставника, организация «проб».

Цель проб — формирование условий, необходимых для всестороннего развития личности школьника, а также организация мероприятий, обеспечивающих профессиональное самоопределение старшеклассников.

Четвертым этапом реализации ПОМ является рефлексия. Рефлексия позволяет участникам выявлять и корректировать существенные моменты проекта, вызванные новыми идеями и знаниями, точками зрения, обстоятельствами, результатами проб. Она является обязательным этапом проектной деятельности. Рефлексия помогает обучающимся адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны, осознанно относиться к полученным результатам, систематизировать свой опыт, выстраивать траекторию дальнейшего развития. Рефлексия может и должна проводиться и на других этапах проекта, так как с её помощью развиваются навыки критического мышления, культуры самоанализа и самооценки. Размышления обучающихся о выборе, способах действия, ограниченности времени и ресурсов приводят к пониманию проблем принятия решений и развитию когнитивных навыков.

На этапе презентации проекта обучающиеся делятся своим опытом, показывая, что и как они делали, чему научились и презентуют достигнутые результаты.

При необходимости цикл может быть повторен для достижения лучших результатов.

Данная модель успешно реализуется на базе ГБОУ СОШ № 81 уже несколько лет. За это время учащимися совместно с наставниками были представлены проектные разработки в различных областях: медицина, архитектура, лингвистика, физическая культура и спорт, математика, медиатехнологии и др. Многие из них были успешно апробированы на региональных и всероссийских площадках.

Подводя итог, мы с уверенность можем утверждать, что реализуемая модель служит путем реализации индивидуализации и обеспечения вариативности образовательного пространства, а значит наиболее эффективно способствует становлению гармоничной и всесторонне развитой личности, а также профессиональной самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Формирование и развитие социально- успешной личности в условиях современной школы».

                                                 «Настоящее искусств...

Наиболее эффективные методы и приемы при формировании орфографической зоркости у обучающихся в условиях коррекционной школы VIII вида

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.От того на сколько полно будут сформир...

Проектная деятельность обучающихся в условиях современной школы

Аттестационное задание для учителя истории, методические разработки...

Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках литературы в условиях современной школы

   Данная статья предназначена для учителей литературы. В ней рассказывается о том, каким образом можно формировать универсальные учебные действия на уроках литературы....

Психолого-педагогические аспекты литературного образования, направленного на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций в условиях современной школы.

Как отмечено в педагогической литературе  (Е.Е. Федотова) «компетентностный подход в образовании – система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развит...

Работа классного руководителя по формированию гражданско-патриотического самосознания учащихся в условиях современной школы

Основные направления и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию современных школьников...

Конкурсная работа. Методическое объединение "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ"

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Воспитательная деятельность классного руководителя многообразна. В данной работе обобщен мой опыт по патри...