разработка урока по теме "Портрет в литературе и живописи"
план-конспект урока (11 класс) на тему

 Разработка интегрированного урока внеклассного чтения по литературе, развития речи и ИЗО с использованием ИТ  по теме «Портрет в литературе и живописи». 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Симанович Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

                                               средней общеобразовательной школы № 9 г. Аши Челябинской

                                области (с начальной профессиональной подготовкой)

Разработка интегрированного урока внеклассного чтения по литературе, развития речи и ИЗО с использованием ИТ  по теме «Портрет в литературе и живописи»

11 класс

Методы: объяснительно-иллюстративный, показательный, частично-поисковый, мастерская творческого письма

Тип учебного занятия: урок развития речи с элементами интеграции; видеолекция

Технология: педагогическая мастерская, личностно-ориентированный урок

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, творческое письмо

УМК и оборудование: мультимедиа CD-ROM по культуре и искусству «Государственная Третьяковская галерея» (раздел «Коллекция»), издание второе, дополненное, 2004.

Дидактическое сопровождение: компьютер с мультимедийным проектором для показа презентационного материала к занятию

Используемая литература: Долгополов И.В. Мастера и шедевры [Текст] : в 3 т. / И.В. Долгополов. — М. : Изобразительное искусство, 1987. - Т. 2. — 751 с. : ил.; Ионина Н.А. 100 великих картин [Текст] / Ионина Н.А. — М. : Вече, 2000. — 512 с. : ил.; Валентин Серов [Текст]: живопись. Графика. Театрально-декоративное искусство / сост.: Сарабьянов Д.В., Арбузов Г.С. — Л. : Аврора, 1982. — 372 с. : ил. — Лит.: с. 368.

Аша

Челябинская область

2014

Портрет в литературе и живописи

(интегрированный урок внеклассного чтения, развития речи и ИЗО с использованием ИТ)

Цели и задачи урока:

Методическая: организация внешней деятельности школьников, способствующей переходу внешних действий в умственные, являющейся основой рационального управления процесса усвоения знаний, навыков, умений.

Образовательные:

1) учить описывать внешность человека;

2) подвести итоги работы по знакомству с портретной живописью и портретными описаниями в художественных произведениях;

3) учить составлять искусствоведческие и публицистические тексты.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию;

2) развивать самостоятельность мышления, творческие способности, активную жизненную позицию;

3) акцентировать внимание на уровне владения учащимися монологической речью.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать эстетический вкус и читательский интерес;

3) ориентировать в потоке литературы.

Структура урока:

Наименование этапа

Методы по характеру познавательной деятельности уч-ся и участия учителя в учебном процессе; формы деятельности; приёмы работы.

Время

I. Организационный этап

Определение места урока в теме. Объяснение формы работы, беседа.

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Слово учителя.

3. Установка на восприятие.

5

II. Этап проверки домашнего задания.

Совершенствование навыка самостоятельной работы, оценки и самооценки, коммуникативный навык.

1. Работа со словарной статьей.

10

III. Этап применения компьютерных технологий (информационных ресурсов музеев).

Подбор необходимого фактического материала, отбор методов и форм преподавания и контроля, определение способов учебной деятельности учащихся; обучение конспектированию, обработке и использованию необходимой информации.

1. Работа с ЦОРами - видеолекция.

15

IV. Этап всесторонней проверки знаний по теме.

Аналитическая работа с художественными текстами, сопоставительная характеристика

1. Групповая работа с литературными портретами

2. Сопоставление литературных и живописных портретов

3. Выводы

25

V. Творческая групповая работа.

Частично-поисковый и личностно ориентированный методы. Создать условия для успешной творческой деятельности.

1. Создание мотивации.

2. Исследовательская деятельность.

3. Дискуссия (мозговой штурм).

30

VI. Подведение итогов урока.

Создать условия для развития умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

1. Подведение итогов работы и определение своей роли в исследовательской деятельности.

2. Объявление домашнего задания.

5

Ход занятия:

I. Организационный этап

1. Организационный момент

2. Слово учителя

     Некогда считалось, что душа может покинуть человека и переселиться в его изображение. Люди верили в волшебство, способное даровать им вечную жизнь. Но такое волшебство в самом деле существует. Это искусство.

     Несколько тысячелетий назад скульптор-египтянин изваял лик царицы Нефертити, почти 500 лет назад великий Леонардо да Винчи написал загадочную Мону Лизу, 300 лет назад Рембрандт создал галерею портретов старушек - сила людей искусства удержала людей, запечатленных художниками на полотне, от исчезновения, от забвения, они останутся с нами и останутся с теми, кто будет жить на земле после нас.

     Высказывают предположение, что само слово ПОРТРЕТ берет начало от латинского глагола, означающего «извлекать на поверхность, обнаруживать, выявлять».

     Притягательность хорошего портрета в том, что он делает ясной самую суть натуры изображаемого человека, его помыслы, чувства, его место в обществе и отношения с другими людьми.

3. Установка на восприятие

     Сегодня мы поразмышляем об искусстве портрета и об искусстве вообще, о творчестве великих мастеров пера и кисти.

II. Этап проверки домашнего задания.

1. Работа со словарной статьей (портрет в литературном произведении) – подготовленное сообщение учащегося

     Портрет – в литературном произведении – описание внешности персонажа (его лица, фигуры, одежды), играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрирует стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору. Через портрет можно передать состояние человека, его характер. Портрет также является средством психологической характеристики персонажа.

     Каждая эпоха вносит в описание персонажа что-то свое.

     Так, например, в античной литературе портрет отражает качества, особенно ценимые древними: подвижность («быстроногий»), грацию, красоту тела (тонколодыжная дева»). Портрет эпохи Возрождения стремится подчеркнуть внутреннее содержание человека, его духовную жизнь. Писатели-сентименталисты подчеркивают в портрете безыскусственность и живость чувств героя, его доброту. У романтиков портрет – яркий, рельефный, как бы говорящий о контрасте между героем и его окружением или о контрасте между внешним обликом и внутренней сущностью героя – это отражение сложности отношений человека с миром. В реализме XIX века получает широкое распространение психологический портрет. У реалистов портрет более подробный, включающий описание костюма, манеры поведения, таким образом, характеризуется не только «натура» героя, но и принадлежность его к определенной социальной среде, сословная принадлежность. Именно таким расширенным описанием создается типический портрет.

     Таким образом, в литературном произведении портрет соответствует особенностям его содержания и формы, составляет одну из его художественных особенностей.

III. Этап применения компьютерных технологий (информационных ресурсов музеев).

1. Слово учителя

     Мы говорили о портретах, написанных словами, но можно создать портрет карандашом, кистью, вылепить из глины, высечь из мрамора, вырезать из дерева. Портрет, написанный словами, имеет некоторое преимущество перед живописным, так как писатель своим рассказом вызывает у нас представление не только о лице и фигуре человека, но и сообщает об изменении в выражении лица, голосе, манере держаться. И все-таки, если портрет талантлив, то и в произведении живописи мы можем увидеть душу и поговорить о характере человека.

2. Работа с одной из моделей видеоуроков – урока с применением информационных ресурсов музеев.

А. Установка на восприятие: Одним из крупнейших русских реалистических живописцев считается В.А. Серов. Он вошел в историю русского искусства как художник исключительной глубины и многосторонности, с блеском испытав свои силы почти во всех жанрах живописи и графики. Но высшие его достижения принадлежат области портрета. Мы постараемся познакомиться с историей создания и композиционными особенностями одной из самых знаменитых картин В.А. Серова «Девочка с персиками», написанной еще в 1887 году, но настолько напоенной солнечным светом, светлым восприятием мира, что и сейчас создается впечатление, что это настоящая песня о юности человека, о его душевной чистоте, о радости жизни.

Б. Задача: заглянуть в творческую лабораторию художника и определить, с помощью каких средств живописцу удается создать неповторимое произведение искусства.

В. Биографические сведения о мастере портрета В.А. Серове.

Г. Просмотр видеоурока и конспектирование. Путь: мультимедиа CD-ROM по культуре и искусству «Государственная Третьяковская галерея», издание второе, дополненное, 2004; раздел «Коллекция» - «Произведения» - «Автор» - «Серов В.А.» - «Девочка с персиками» - «Лекция».

Д. Анализ основных моментов лекции: история создания картины, колорит, композиция, традиции и новаторство в изобразительном искусстве.

Е. Ответы на вопрос: с помощью каких средств живописцу удается создать неповторимое произведение искусства?

- удивительная гармония между изображенным и воображаемым;

- цвет, краски, оттенки — основной компонент создания портрета;

- симметричность композиции;

- реминисценции, параллели с картинами других художников;

- определенное композиционное построение через круговое движение предметов;

- живописно-фактурная образность;

- разнонаправленность жеста и взгляда;

- предметы имеют свой голос и характер;

совмещение в портрете традиций и новаторства.

IV. Этап всесторонней проверки знаний по теме.

1. Установка на выполнение работы.

     Сколько живости, естественности, детской непринужденности в картине В. А. Серова "Девочка с персиками"! Не зря ведь эта картина произвела много шума в Москве, поразила современников художника изумительной выразительностью, легкостью, ощущением радости жизни. Сам Валентин Александрович Серов дал оценку своего произведения: «Я сам ценю и, пожалуй, даже люблю его. Вообще я считаю, что только два сносных в жизни и написал,— этот да еще «под деревом»... Все, чего я добивался,— это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Живописцу это удалось сполна. А какую цель преследуют писатели, создающие портретные характеристики? Попробуем в этом разобраться, выполнив следующий вид работы.

2. Работа с литературными портретами – групповое задание

Задача: подобрать портретные характеристики из наиболее значимых, с точки зрения группы, произведений 19, 20, 21 веков и определить, с помощью чего они были даны.

А. Презентация подобранного материала по группам (отобранный материал представляет отрывки из произведений следующих писателей и поэтов: Марина Цветаева «Стихи к Блоку», Анна Ахматова «Я пришла к поэту в гости…», Стивен Кинг «Зеленая миля», И.С. Тургенев «Живые мощи», А.П. Чехов «Тоска», Е. Гришковец «Декан Данков», воспоминания современников о Д. Мережковском, М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», А.И. Куприн «Погибшая сила», «Суламифь», Т. Толстая «Соня», В. Распутин «Василий и Василиса», В. Личутин «Сукин сын», И.А. Бунин «Легкое дыхание», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»).

Б. Определение того, к каким средствам создания образа героя прибегают авторы литературных произведений:

- рассуждение об имени

- портретная зарисовка

- сопоставление или противопоставление с наружностью других героев

- ряд эпитетов, емких определений

- выразительные сравнения и метафоры

- психологическая характеристика

- пейзаж

- детали обстановки.

В. Примеры из подобранных портретных зарисовок.

3. Сопоставление литературного портрета и портрета живописного

Задача: определить, чем замысел художника в портретном изображении отличается от замысла писателя.

- Какое портретное изображение — словесное или живописное — для вас предпочтительнее, интереснее, объемнее? (Ответы учащихся).

     И.Н. Крамской сказал однажды: «... никакая книга, ни описание, ни что другое не может рассказать так цельно человеческой физиономии, как ее изображение».

Персонажи литературных произведений, которые всегда воплощают писательскую концепцию и становятся символами определенного отношения к миру, настолько неповторимы, что отыскать им аналог или найти неоспоримое сходство в героях живописного портрета очень трудно, а порой и невозможно.

Сопоставляя литературные и живописные портреты, важно отметить сходство отношения авторов к своим героям. В произведении живописи оно воплощается в общей концепции изображения, в стремлении через облик отдельного человека дать обобщающий тип определенной эпохи. В литературном произведении авторское отношение к герою зачастую проявляется открыто.

Живописные портреты

Литературные портреты

Неподвижность, статичность пластических портретов

Литературный герой дается в развитии и постоянном изменении

Одним из главных выразительных средств живописи является цвет

Одним из главных выразительных средств литературы является словесная пластика, которая создается искусным отбором слов в их прямом и переносном значении

Композиция: в живописном портрете взгляд зрителя мгновенно охватывает все изображение; портретируемые часто изображаются на фоне пейзажа, обращается внимание на условность жестов, взгляд устремлен на зрителя

Композиция: используется возможность неоднократного обращения к портрету или к подробному изображению внутреннего мира персонажа, которые могут прерываться лирическими отступлениями, косвенно характеризующими тот или иной образ

В портретной живописи зритель судит об отношении автора к своей модели, обращая внимание на все изобразительные средства — от характера рисунка до выразительных мазков художника

В литературном произведении автор вправе открыто говорить о своем отношении к герою, высказывая симпатию или антипатию к нему, обращаясь к эмоциям, которые его герой вызывает у окружающих

     Живопись и литература встречаются в портрете – это счастливые встречи. Русское искусство знает немало таких счастливых встреч. В Третьяковской галерее, Русском музее, других художественных собраниях перед нами являются образы людей, чьи творения сопутствуют нам всю жизнь. Портреты писателей – это портреты самых дорогих наших собеседников, помогающих нам познавать самих себя, законы и тайны человеческого общения, дружбы, любви, указывающих великие идеалы, открывающих глубокий смысл таких слов, как свобода, справедливость, отечество, мир.

Внимательный художник извлекает из глубин души человека такие грани, что личность портретируемого совершенно по-новому – полнее, точнее, выразительнее – открывается всему миру, а подчас и ему самому.

4. Выводы

     У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение под названием «Портрет». Оно начинается так:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

     Эти слова как нельзя лучше подводят итог нашей сегодняшней работы.

Хороший портрет (и изобразительный, и литературный) имеет свою историю, свою судьбу. В нем сходятся, соединяются жизнь и судьба того, кто изображен, и того, кто изобразил, отражается эпоха.

V. Творческая групповая работа

1. Создание мотивации.

Задача: вспомнив и обобщив все пройденное на уроке, попытаться составить портрет своего современника.

2. Исследовательская деятельность.

А. Создать портрет своего современника как словесный, так и живописный.

Б. Опережающее задание – создать сочинение-рассуждение «Портрет моего современника».

В. Определить, есть ли точки соприкосновения между портретами современного человека, созданными взрослыми и детьми.

3. Дискуссия (мозговой штурм).

     Прослушав подготовленные работы, определить, кто из выступавших наиболее точно или оригинально «нарисовал» портрет своего современника; есть ли точки соприкосновения в описаниях; какие «-» и какие «+» черты были отражены и каких черт больше; о чем это свидетельствует. 

Подведение итогов урока.

1. Подведение итогов работы и определение своей роли в исследовательской деятельности. Выставление оценок.

2. Объявление домашнего задания.

Вспомнив весь материал, разобранный и пройденный на уроке, составить макет-коллаж образа своего современника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету "Музыкальная литература"

Методическая разработка урока "Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха" была участником городского конкурса  методических разработок учебных занятий с применением ИКТ в 2011 году. Данная разра...

"О Родине большой и малой"- Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе автор - Поздникина Г.В.

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

Разработка урока "В,И,Суриков - мастер исторической живописи"

Материалы данного урока показывают, как мастерски художник показывает исторические события, людские судьбы....

Разработка уроков по теме "Французская литература Средних веков"

Предлагаемый материал является логическим сопровождением для работы с презентацией по данной теме....

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе «Всё это в памяти моей»

методическая разработка урока по литературе в форме устного журнала...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе с применением элементов биоадекватной технологии

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе с применением элементов биоадекватной технологии. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой "Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни".Цель зан...