Выступление на заседании методического объединения учителей естественных наук
методическая разработка (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Вахитова Гульнара Газизулловна

Науки о Земле имеют безусловную практическую значимость. Значение природного ресурсного потенциала для развития экономики трудно переоценить.  Роль  геологии  в  жизни  современного  общества  определяется  ее важностью как фундаментальной науки о строении Земли, закономерностях ее формирования  и эволюции, о геодинамических  процессах,  определяющих  саму  возможность  существования  человечества.

Значение  геологии  возрастает  в  связи  с  необходимостью  учета  катастрофических геологических последствий нерациональной  хозяйственной  деятельности,  обостряющимися экологическими  проблемами.  Особая  роль  геологии  и  геологического  образования  в  России связана  с  развитием  минерально‐сырьевой  базы  государства,  как  основ  возрождения  и подъема отечественной экономики

Программа предназначена учащихся 6-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innov.rabota_vahitova_g.g.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность по геологическому направлению.

(учитель химии и биологии Вахитова Г.Г.)

Инновационная деятельность реализуется в рамках Концепции геологического образования в России, принятой Решением коллегий Минобразования РФ и Министерства природных ресурсов РФ от 19.05.1999 г. № 11/9  (Приложение № 1). По решению правительства РТ активное внедрение геологического направления в общеобразовательные учреждения началось с 2014 года. В гимназии №10 организована работа по реализации проекта  «Внедрение модели внеурочной деятельности по изучению геологии в  образовательный процесс гимназии».

Науки о Земле имеют безусловную практическую значимость. Значение природного ресурсного потенциала для развития экономики трудно переоценить.  Роль  геологии  в  жизни  современного  общества  определяется  ее важностью как фундаментальной науки о строении Земли, закономерностях ее формирования  и эволюции, о геодинамических  процессах,  определяющих  саму  возможность  существования  человечества.

Значение  геологии  возрастает  в  связи  с  необходимостью  учета  катастрофических геологических последствий нерациональной  хозяйственной  деятельности,  обостряющимися экологическими  проблемами.  Особая  роль  геологии  и  геологического  образования  в  России связана  с  развитием  минеральносырьевой  базы  государства,  как  основ  возрождения  и подъема отечественной экономики

Программа предназначена учащихся 6-11 классов, проявляющих интерес к изучению окружающей среды, а также  тех, кто желает повысить уровень своих знаний области геологии,

 на подготовку школьников старших классов  к Всероссийской олимпиаде по геологии.

 Геология сегодня почти не изучается в школе. Поэтому сегодня становится необходимым готовить учащихся интересующихся геологией к участию в геологических олимпиадах в ВУЗах в рамках дополнительного образования и профориентационной деятельности.

 Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что учащиеся смогут освоить ряд предметных умений (составлять план прочитанного, тезисы, конспекты, таблицы, планировать свою деятельность, контролировать выполненные действия) и общеучебных умений (вести диалог с преподавателем, с одноклассниками, защита своих взглядов, устанавливать контакты с целью выполнения заданий за пределами школы). Безусловно, полезным окажется и опыт исследовательской деятельности, приобретенный в результате подготовки итоговых зачетных работ.

Программа по содержательной, тематической направленности является-естественно-научной; по функциональному предназначению -учебно-познавательной; по форме организации -  групповой.

Цель проекта: расширение  представлений обучающихся об окружающем мире, знакомство  с различными  направлениями геологической науки, развитие единой информационно-коммуникационной среды учреждения образования для обеспечения доступности образования.

Задачи: образовательные: обучение методам и приёмам решения нестандартных задач, требующих      применения знаний о геологических процессах на Земле и развивающих научно- теоретическое и алгоритмическое мышление; обучение школьников применению полученных знаний при решении различных прикладных задач.    

развивающие: развитие самостоятельного и творческого мышления учащихся, активизация    мыслительной деятельности в условиях ограниченного времени;        

расширение кругозора учащихся через работу с  дополнительным материалом,   дополнительной литературой и самообразование.                

воспитательные: формирование навыков и интереса к научной и исследовательской деятельности; профессиональная ориентация и развития гражданской позиции учащихся.

   

 Структура программы состоит из трёх образовательных блоков: теория, лабораторная практика, полевая практика.

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно- практического опыта.

Выполнение программы рассчитано на 3 года (6-11 класс).

Ожидаемые результаты:

По окончании обучения школьники:

имеют представление о строении Земли, минералах, горных породах, полезных ископаемых; могут определять ряд главных минералов, горных пород;

  • владеют первоначальными навыками работы с книгой, картой.

имеют представления об основных понятиях и закономерностях геологической жизни Земли; «читают» топографические и спортивные карты.

В результате усвоения программы  у ребят появляется устойчивый интерес к предмету, проявляющийся в создании собственных коллекций пород и минералов, в участии в геологических олимпиадах, написании творческих работ.

Формы оценки результативности:

  1. Текущий контроль за освоением теоретической части курса осуществляется в форме тестов и собеседований, самостоятельного определения минералов и пород, соревновательных конкурсов, подготовкой выступлений по исследуемой теме.
  2. Итоговым контролем являются результаты участия в Геологической Полевой Олимпиаде  и самостоятельные творческие работы, представляемые на конференции.

Результаты деятельности:
Проделанная работа позволила:

для педагогов:

  •  повысить ИКТ-компетентность и уровень информационной культуры;
  • оптимизировать рабочее время и время подготовки к уроку, внеклассной работе; внедрять в образовательный процесс новые педагогические технологии, основанные на широком использовании ИКТ.

для учащихся:  повысить мотивацию обучения; приобрести практические навыки в исследовательской работе, расширить объем ресурсов для обучения.

Команда юных геологов гимназии участвовала в Республиканской открытой полевой олимпиаде  юных геологов Татарстана  В рамках профильной смены были предусмотрены курсы обучения, где ребятам рассказывали об основах организации полевой стоянки, шлихового опробования, основах нефтяной геологии. Члены команды гимназии №10 приняли участие в различных соревнованиях, стали призерами  в конкурсах по  минералогии и  радиометрии.

 Ученики гимназии Яруллин Фарид, Лобанова Анастасия заняли призовые места на муниципальном этапе республиканской  олимпиаде по геолог



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы методического объединения учителей естественных наук МБОУ СОШ №5 за 2010 – 2011 учебный год

Школьное методическое объединение естественных дисциплин продолжает работать  над темой: «Повышение познавательной активности учащихся на уроках дисциплин естественного цикла». Учителя пост...

Выступление на заседании методического объединения учителей изобразительного искусства и МХК .

Выступление на заседании методического объединения учителей изобразительного искусства и МХК на тему:  «Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в подростковом возраст...

Анализ работы за год школьного методического объединения учителей естественных наук

В материале изложен подробный пла ра боты ШМО учителей естественных наук за учебный год....

Выступление на заседании Методического Объединения учителей иностранного языка (круглый стол) 2015 по теме Электронная форма учебника (ЭФУ)

Данный материал представляет собой краткий обзор о понятии ЭФУ и такого вида активной деятельности на уроке и дома, как "интеллект-карта" , который возможно применять, используя электронную форму учеб...

Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла"Развивающие тесты на уроках географии"

Материал содержит  информацию об уроках ФГОС(типы уроков,виды развивающих тестов на уроках)...

План работы школьного методического объединения учителей естественных наук

В плане работы ШМО  отражены цели, задачи,направления деятельности, формы методической работы....