Информатизация образования в современном обществе
статья

Развитие новых технологий в современном обществе вызывает необходимость использования информационных технологий в образовании. Активное их использование повышает эффективность процесса образования.

Применение информационных технологий в образовании  встречает ряд трудностей, таких как социальное неравенство, уменьшение значимости устной и письменной речи, снижение уровня социализации личности. Также к важным проблемам в нашей стране относятся недостаток специалистов, часто неподготовленность к информатизации педагогических кадров, низкий уровень обеспеченности образовательных учреждений.

Вместе с тем, становится очевидным, что формирование системы образования будет осуществляться неразрывно с информатизацией всего общества. Поэтому следует уделять особое внимание перспективным тенденциям и формам обучения с применением информационных тезнологий: использование мобильной связи, теле- и видео-конференций, дистанционного обучения и т.д.

Требуется создание новых электронных учебных пособий, переподготовка педагогических кадров, переформатирование учебного процесса с учетом новых тенденций.

В современных условиях информационные технологии выступают как технические средства разрешения основных вопросов в период развития новых общественно-экономических условий жизни общества. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatizatsiya_obrazovaniya.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Информатизация образования в широком смысле —это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком — внедрение в учреждения системы образования информационных средств, информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах. Образование в данном случае, не утрачивая своей традиционной функции – передачи социального опыта подрастающим поколениям, должно выполнять принципиально новую функцию, а именно создание высокоадаптивной педагогики информационного общества.

Активное использование информационных технологий повышает эффективность процесса обучения, поскольку образовательный процесс становится более гибким, интенсивным, обеспечивает индивидуальный подход; обучающиеся могут более продуктивно заниматься самоподготовкой к учебным занятиям, усвоением изученного и получением дополнительного учебного материала, закреплением необходимых умений и навыков; преподаватели и обучающиеся могут более эффективно заниматься исследовательской деятельностью;  преподаватели и учебные заведения получают возможность совершенствования процесса преподавания, обмена передовым педагогическим опытом

На сегодняшний момент процедура внедрения и применения информационных технологий в образовании в России существенно тормозится и реализуется неравномерно из-за ряда проблем, исследование и классификация которых весьма важны с точки зрения необходимости их результативного решения. К основным трудностям процесса информатизации образовательной среды относят:

1) повышение общественного неравенства, так как приобретение дорогой техники доступно не всем;

2) угрозу уменьшения значимости устной и письменной речи, так как в новейших разработках в основном доминирует звук и изображение;

3) угрозу снижения уровня социализации личности, т.е. уменьшение времени присутствия среди других людей и общения с ними, посещения социальных и культурных мероприятий, театров, музеев.

К важным проблемам введения информационно-коммуникационных технологий в образовательную сферу, ограничивающим модернизацию отечественного образования, можно отнести также:

1) часто неподготовленность преподавателей к информатизации образования: как психологическая, так и в силу недостаточного владения информационными технологиями;

2) недостаток методических материалов по применению информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

3) низкий уровень обеспеченности образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;

4) недостаток специалистов, одинаково владеющих технологиями обучения, компьютерными и мультимедийными технологиями; специалистов, способных привлечь коллектив к внедрению информационных технологий в образовательную сферу.

Все более активное использование информационных технологий в образовательном процессе сопряжено с рядом негативных последствий, в том числе:

- дефицит «живого» общения и, как следствие, возможные трудности в последующей социализации и профессиональной деятельности: проблемы формирования навыков формулирования и выражения своих мыслей, ведения диалога и др.;

 - наличие в сети Интернет огромного массива готовых работ (докладов, рефератов, курсовых и контрольных работ, дипломов, проектов и т. п.) снижает эффективность обучения и воспитания обучающихся;

- избыток информации, зачастую представленной бессистемно, включающей недостоверные и устаревшие сведения, может отвлекать внимание от учебы, снизить мотивацию и интерес обучающихся.

Вместе с тем, становится очевидным то обстоятельство, что формирование системы образования будет осуществляться неразрывно с информатизацией всего общества. Реальность настоящего времени такова, что регулярно увеличивается необходимость в использовании новых достижений в сфере информационных технологий и в образовательной сфере. Именно поэтому следует уделять особое внимание перспективным тенденциям и формам обучения с применением информационных технологий.

Например, все большую популярность приобретают концепции мобильного обучения и мобильного тестирования, к примеру, в виде SMS-тестирования. Увеличение количества смартфонов, планшетов и других беспроводных устройств справедливо приводит к необходимости использования мобильной связи в обучении.

Продолжают совершенствоваться такие новейшие виды информационных технологий, как теле- и видеоконференции. Телеконференция дает возможность педагогу и обучающимся, находящимся на расстоянии друг от друга, осуществлять учебный процесс, близкий к традиционному, организовывать групповую деятельность обучающихся, пребывающих в разных населенных пунктах, использовать в учебном процессе деловые игры, мозговой штурм и др. Все перечисленное становится возможным вследствие реализации виртуального класса на базе телеконференций, представляющего собой один из видов дистанционного обучения.

По мнению ряда специалистов, дистанционное обучение является более продвинутой образовательной технологией по сравнению с заочным обучением. Сохраняя основные плюсы заочного обучения - способность обучаться на дому, в комфортное для себя время и независимо от места проживания, - дистанционное обучение имеет огромную гибкость и интерактивность. В то время, как заочные курсы работают согласно расписанию, дистанционный курс может начаться в любой момент по желанию учащегося, сроки обучения не установлены конкретно, и обучающийся сам выбирает для себя подходящий темп работы. Дистанционный педагог постоянно доступен по электронной почте и готов дать ответы на всевозможные появляющиеся у учащегося вопросы.

Вместе с тем, активное применение сети Интернет и информационных технологий в ходе учебного процесса требует формирования новых электронных учебных материалов, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки педагогических кадров.

Таким образом, в современных условиях информационные технологии выступают как технические средства разрешения основных вопросов в период развития новых общественно-экономических условий жизни общества. Несмотря на постоянное развитие форм и методов информатизации образования, данный процесс сопряжен с целым рядом проблем, в решении которых необходимо активное участие государства и всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы информатизации образования на современном этапе

Проблемы информатизации образования на современном этапе...

Статья "Роль педагога дополнительного образования в современном обществе"

Статья "Роль педагога дополнительного образования в современном обществе"...

Формирование концертмейстерского мастерства в системе непрерывного педагогического образования в современном обществе

Формирование концертмейстерского мастерства в системе непрерывного педагогического образования в современного образования...

Миссия педагога дополнительного образования в современном обществе.

Есть профессии, к которым мы всегда относимся с особым почтением и уважением. И педагог - одна из них......

Статья "Роль дополнительного образования в современном обществе"

Статья " Роль дополнительного образования в современном обществе"...

Взаимодействие культуры и образования в современном обществе

Статья на тему "Взаимодействие культуры и образования в современном обществе"...