Мастер – класс на тему: «Остаться на пароходе современности... (Современный урок литературы)»
методическая разработка

Сорокина Евгения Петровна

Цель мастер-класса - знакомство учителей с приемами, помогающими разнообразить современный урок литературы, заинтересовать учащихся, мотивировать их на чтение художественных произведений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему: «Остаться на пароходе современности...

(Современный урок литературы)»

Цель: знакомство учителей с приемами, помогающими разнообразить современный урок литературы, заинтересовать учащихся, мотивировать их на чтение художественных произведений.

СЛАЙД 1

С парохода сойти современности

Хорошо самому до того,

Как по глупости или из ревности

Тебя мальчики сбросят с него.

Очень спорны эти строки современного поэта Александра Кушнера.

А о чем они и как связаны с репродукцией на слайде?

СЛАЙД 2 (Футуристы в 1912 году в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призывали бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности). Я не могу согласиться с Кушнером, нельзя нам, учителям, сходить с парохода современности. Если мы не будем идти в ногу со временем и успевать познавать мир вместе с детьми (а лучше - опережая их), то кто же тогда это сделает?

Антуан де Сент-Экзюпери в романе «Земля людей» говорит:  «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома,  который, быть может, жил в тебе когда-то»

Эти пронизанные болью слова как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. А где, как не на уроках литературы, развивать творческое мышление детей?

Мы можем возмущаться, сетовать на то, что современные дети не читают произведений художественной литературы, спрашивать у коллег, разводя руками, как вести урок, если дети не прочитали текст, пересказывать этот текст на уроке, понимая, что ребята все равно его не запомнят и не поймут. А можем попытаться найти те приёмы, которые заинтересуют ребят и заставят активно включиться в работу.

Такими приёмами, выручающими меня на уроках литературы и при планировании домашнего задания, я сегодня хочу с вами поделиться.  

СЛАЙД 3. Поэтому приглашаю вас на свой пароход современности. Точнее - современного урока литературы.

КЛИК. Безусловно, основой любого урока литературы является текст и его анализ, но как сделать этот текст интересным для работы, а ещё и развить на основе этого текста творческие способности, ведь талантлив писатель не сам по себе, а только благодаря читателям, которые понимают его произведения.

Предлагаю почувствовать себя поэтом.

Перед вами хорошо известное стихотворение М.Ю. Лермонтова «Горные вершины». Нужно вычеркнуть из него слова таким образом, чтобы из оставшихся слов получилось другое стихотворение. (Чтение получившихся текстов, сравнение с текстами детей).

Этот приём я назвала «Мозаика». Он помогает сосредоточить внимание детей на каждом слове в стихотворении, понять смысл, чтобы изменить значение и не сказать то же самое, только короче. А в старших классах после изучения творчества это может быть домашним заданием, затем на уроке ребята определяют, о каком стихотворении идёт речь.

Интересным домашним заданием может стать центон.  Я прочитаю, а вы сами скажите, что это такое:

Выхожу один я на дорогу,
В старомодном ветхом шушуне.
Ночь тиха, пустыня внемлет богу,
Не грусти так шибко обо мне.

Центо́н — стихотворение, полностью составленное из известных строк других стихотворений. Нужно не только подобрать строки по смыслу и верную рифму, но и учесть размер, ритм стихотворения.

Предлагаю и вам попробовать составить 1 четверостишие – центон. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Я помню чудное мгновенье -

Три сестрицы под окном.

Зима!.. крестьянин торжествуя,

Всё ходит по цепи кругом,

Гонимый вешними лучами.

Уж солнце меркнет за горами...

Беги, сокройся от очей!

И сердцу будет веселей.

Во глубине сибирских руд

Горит восток зарёю новой.

Не пой красавица при мне,

Подруга дней моих суровых.

Прощай свободная стихия,

Гусей крикливых караван…

Мороз и солнце! День чудесный!

Храни меня мой талисман!".

Я. Квятковский

Поэзии 21 века почти нет места в программе, тем интереснее в старших классах сопоставлять классические произведения с современной поэзией: от самых простых аллюзий до сложных завуалированных ассоциаций. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - у каждого на столе).

КЛИК. Лимерики – короткие юмористические стихотворения со строгой композицией:

в первой строке говорится, кто и откуда,

во второй — что сделал или какой? (обладает качеством), В лимериках обычно описывается некое происшествие, случившееся с кем-то где-то. Обязательным условием при этом является комизм происходящего, причем юмор обычно понимается в английском стиле, некая чудаковатость, парадоксальность, ирония - все это весьма ценится.

в третьей и четвертой — что из этого вышло или как проявляется качество,

пятая строчка – реакция на этот поступок или качество. Конец последней строки обычно повторяет конец первой.

Барабанщик из-под Барнаула

Все кричал: «Попадись мне акула!»,

А увидел ерша —

Убежал, чуть дыша,

Храбрый малый из-под Барнаула.

 (Приложение 2):

Поэт Лермонтов был на Кавказе

Где наладил прекрасные связи

Но Мартынов не знал

На дуэль вдруг позвал

Так скончался поэт на Кавказе

Поэт Пушкин для няни Арины

сочинил вдруг смешную былину

но ни строчки она

прочитать не смогла

по-французски ни в зуб ведь Арина

А ещё можно заинтересовать ребят составлением  ЛИСТИКЛА.

Листиклы – списки произведений, рекомендованных  к прочтению. Мы часто видим их в интернете: 10 причин начать худеть и т.д.(Приём копирайтинга) Такое задание предлагают некоторые всероссийские олимпиады. Например, домашнее задание может звучать так: Составить список из 5 произведений, которые должен прочитать каждый пятиклассник (...классник) или 7 произведений Маяковского, которые стыдно не знать. Конечно, с обоснованием каждого.

КЛИК. Не забываем и старые добрые приёмы, например, СТИЛИЗАЦИЯ: сказки, баллады.

Пример:

Сазонов Савва, 7 класс

Как во славном во селе Иогач

Посреди площади пыльно-каменной

Стоял короб красно-кирпичный

Знаниями до краев наполненный

И велик и прекрасен сей короб был

Каждый день то на раннем рассвете

Зазвенят лишь будильников звоны

Собирались добры и не добры молодцы

Нужны и не нужны знания осваивать

Да были такие добры молодцы

Среди люда здешнего

Что знания те осваивали, осваивали

Да запомнить забыли.

И пришла смута в буйны их головы

И давай они чудить-колобродить

Да короб сей чудный трясти

Начали знания в лес уходить

Там среди травы и бурьяна прятаться

И стали добры и не добры

Молодцы пустоголовы.

И стоял гул во коробе великий

Да пришли к ним на помощь тогда

Ведуны и ведунии мудрые

Зелье волшебное принесли им

«Ремень» называется

Так и вернулись знания

К добрым молодцам

Хоть и не через ту дверь,

в которую вышли...

КЛИК. Эйдос - конспекты – творческая работа, состоящая из ассоциативного образа, цитаты к образу и комментирования. (Примеры работ).

Эйдос-конспект помогает увидеть образ, созданный художником, позволяет проверить уровень восприятия произведения, так как комментарий показывает, насколько глубоко текст понят учеником, требует от учащегося самостоятельной работы в выборе тем, образов, учит его исследовательской деятельности, развивает творческие способности учащегося, интегрирует разные виды искусства: литературу и живопись, для неподготовленного читателя ЭК, составленный одноклассником, является своего рода помощником при чтении.

Буктрейлейры в старших классах являются интересной формой итоговой работы по произведению. Ребятам вместо сочинения иногда даётся возможность выбрать буктрейлеры. (Пример работ Керноз Н. и Анищенко Р.)

КЛИК. Поднимаем якорь и знакомимся с приёмом Фанфик - любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений. Например, чем же закончился незавершенный роман Пушкина «Дубровский»?

Предлагаю послушать сочинение одного из учеников 6 класса.

Конечно, ни одна из продемонстрированных работ не претендует на звание литературного произведения, эти тексты не стоит судить даже по критериям обычного школьного сочинения, часто они примитивны. Но ведь это не главное, главное, что тексты стали интересны ребятам и они испытывают эмоции от их прочтения.

Якорь подня,т и пароход готов отправиться в путь. Предлагаю и вам присоединиться. Если вы готовы применить какие-либо из показанных приёмов или уже ими пользуетесь, приглашаю со мной. Если вам нужно подумать, подойдут ли такие приёмы вам и вы не готовы сказать однозначно, будете ли их применять, предлагаю поставить своего человечка на пристань.

А закончить мастер класс я хочу латинской поговоркой: Почувствуйте попутный ветер в вашем парусе. Двигайтесь. А если нет ветра – беритесь за вёсла.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир".

 

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

Уж меркнет солнце за горами;
Вдали раздался шумный гул;
С полей народ идет в аул,
Сверкая светлыми косами.

Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

 

Горит восток зарею новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальный.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

С.А.Есенин

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

С.А.Есенин


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

После изучения лирики поэтов серебряного века в 9, 11 классах

Светлана Супрунова

Начитавшись классиков

 

Я бы мог, наверно, жить иначе.

Будто лёд, кремнистый путь блестит.

Не жалею, не зову, не плачу –

И звезда с звездою говорит.

Лев Котюков

Выхожу один я на дорогу,

Пишется неплохо при луне.

Допишусь до книги понемногу.

Дай же, Джим, на счастье лапу мне!

Вроде бы зима, – а дождь и слякоть,

Прячу шею в тёплое кашне.

Ох, февраль! Достать чернил и плакать,

Вспомнив Гюльчатай и Шаганэ.

Молния ударила, сверкая,

Но её в стихах не восхвалю.

Я люблю грозу в начале мая,

А зимой, поверьте, не люблю.

А ещё, друзья, люблю культуру,

Только книг приличных не достать.

То-то и печатают халтуру,

Что умом Россию не понять.

При изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Александр Кушнер

У Коробочки в комнате были картинки с птицами

И меж ними портрет Кутузова, — что за бред!

Что за прелесть! Ну, Гоголь! С затейниками, тупицами,

Хитрецами, которых хитрей в целом мире нет.

И когда, например, говорит у него Коробочка:

«Что за странный товар, лучше я вам пеньку продам!» -

Хочется посмотреть за окно и увидеть облачко

Или дерево, так эти двое противны нам.

Неприятны, противны, и все-таки даже весело,

Потому что смешно. Потому что глупа она,

Но хитра. И как будто однажды вселился бес в него.

И чуть-чуть страшновато. Но жизнь вообще страшна.

Подготовка к олимпиадам всероссийского уровня

Тимур Кибиров

Ну, была бы ты, что ли, поменьше,
не такой вот вселенской квашнёй,
не такой вот лоханью безбрежной,
беспредел бы умерила свой –


чтоб я мог пожалеть тебя, чтобы
дал я отповедь клеветникам,
грудью встал, прикрывая стыдобу,
неприглядный родительский срам!


Но настолько ты, тётка, громадна,
так ты, баба, раскинулась вширь,
так просторы твои неоглядны,
так нагляден родимый пустырь,


так вольготно меж трёх океанов
развалилась ты, матушка-пьянь,
что жалеть тебя глупо и странно,
а любить… да люблю я, отстань.

2000 г.

Из цикла «Нищая нежность»

Какие аллюзии можно найти в стихотворении

безбрежной –
Но я люблю, за что не знаю сам
Её полей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям…
М. Ю. Лермонтов. «Родина».

чтоб я мог пожалеть тебя –
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу.
А. А. Блок. «Россия».

дал я отповедь клеветникам –
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
А. С. Пушкин. «Клеветникам России».

неприглядный родительский срам –
Богаты мы, едва из колыбели
Ошибками отцов и поздним их умом…
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
М. Ю. Лермонтов. «Дума».

…раскинулась вширь, /
так просторы твои неоглядны –
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов полей и рек.
В. И. Лебедев-Кумач. «Песня о Родине».

меж трёх океанов –
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города…
К. М. Симонов. «Родина».

а любить… да люблю я –
Люблю отчизну я, но странною любовью…
Но я люблю, за что не знаю сам…
М.Ю. Лермонтов. «Родина».

Но и такой, моя Россия,
Ты всех краёв дороже мне.
А.А. Блок. «Грешить бесстыдно, непробудно…»


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Лимерики – короткие юмористические стихотворения со строгой композицией:

первая строка

кто и откуда

вторая строка

что сделал или какой? (каким обладает качеством). Описывается некое происшествие, случившееся с кем-то где-то. Обязательным условием при этом является комизм происходящего, некая чудаковатость, парадоксальность, ирония.

третья строка

что из этого вышло или как проявляется качество

четвертая строка

реакция на этот поступок или качество

пятая строка

конец последней строки обычно повторяет конец первой

Барабанщик из-под Барнаула

Все кричал: «Попадись мне, акула!»

А увидел ерша —

Убежал, чуть дыша,

Храбрый малый из-под Барнаула.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Лимерики – короткие юмористические стихотворения со строгой композицией:

первая строка

кто и откуда

вторая строка

что сделал или какой? (каким обладает качеством). Описывается некое происшествие, случившееся с кем-то где-то. Обязательным условием при этом является комизм происходящего, некая чудаковатость, парадоксальность, ирония.

третья строка

что из этого вышло или как проявляется качество

четвертая строка

реакция на этот поступок или качество

пятая строка

конец последней строки обычно повторяет конец первой

Барабанщик из-под Барнаула

Все кричал: «Попадись мне, акула!»

А увидел ерша —

Убежал, чуть дыша,

Храбрый малый из-под Барнаула.


https://img14.postila.io/resize?w=566&src=%2Fdata%2Ff2%2Ff3%2F66%2F2c%2Ff2f3662c61c7931a84494d9cce495f2c2e3ea77d1091f229a8bafbcb880b7e05.jpg

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Развитие познавательной активности учащихся на уроке математики"

Мастер-класс по теме "Развитие творческой активности на уроках математики"...

МАСТЕР-КЛАСС «Ролевая игра как часть интерактивной технологии на уроках литературы при изучении фольклора»

В  настоящее время в условиях реализации ФГОС главной задачей учителя является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видет...

Мастер-класс на тему: Технология развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринева» по I гл. повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

   Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с использованием различных методических приёмов. Основа технологии – построение урока по определённому алгори...

Мастер-класс "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы"

Материал содержит описание приемов ТРКМ на примере урока современной литературы в 11 классе...

Мастер-класс «Концептуализация как прием развития мыслительной деятельности на уроке литературы».

Мастер-класс«Концептуализация как прием развития мыслительной деятельностина уроке литературы»....

Мастер - класс "Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках литературы"

Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках литературы...