Формирование «информационной» культуры личности на уроках МХК
статья по мхк по теме

Санькова Светлана Александровна

В статье говорится о том, что интенсивное развитие вычислительной техники обусловило формирование информационного пространства.  Современные информационные технологии сделали возможным доступ каждого ученика к огромному количеству информации. Ученик сегодня вынужден адаптироваться к новым условиям существования – ускоряющемуся развитию технических возможностей и многократному увеличению количества доступной информации. Самым тревожным симптомом, характеризующим низкий уровень «информационной культуры» учеников, является то, что они не осознают своей некомпетентности в области «информационной» деятельности. Не представляют ценности специальных знаний и умений в области «информационного» самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: учебной, самообразовательной, досуговой и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санькова Светлана Александровна

Учитель музыки и МХК

СОШ № 13, г. Нерюнгри РС(Я)

Формирование «информационной»

культуры личности на уроках МХК

Современное общество вступило в фазу активного информационного развития. Интенсивное развитие вычислительной техники обусловило формирование информационного пространства. Ученик сегодня вынужден адаптироваться к новым условиям существования – ускоряющемуся развитию технических возможностей и многократному увеличению количества доступной информации.

Методы и процедуры, при помощи которых учащиеся получают информацию, быстро  изменяются. Ежедневно многие пользователи просматривают методом браузинга (с использованием программ  Netscape или Internet Explorer и других) сети Web с целью отыскания более широкого круга источников информации, чем это было возможно в прошлом. Несмотря на изменение характера информации, пользовательского интерфейса и интерфейса передачи данных, становящихся все более совершенными, но и более сложными, остается открытым вопрос: как ученик может наиболее эффективно использовать возможности доступного ему инфопространства, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать для этого.

Успешное функционирование ученика в условиях быстро развивающегося «информационного» общества неразрывно связано с его способностью к учению и самообучению, со способностью найти, оценить и использовать информацию с применением всех доступных технологий, с его «информационной» грамотностью и культурой.

Поэтому очень важно уже с юных лет воспитывать у ребенка потребность в получении знаний, прививать ему новые навыки самостоятельного поиска и систематизации информации.

Современные информационные технологии сделали возможным доступ каждого ученика к огромному количеству информации. Но возможность обладания не есть обладание. Чтобы доступ к информации превратился в обладание информацией, ученик должен быть подготовлен сразу в двух направлениях:

  1. Владеть современными технологиями работы с информацией;
  2. Обладать определенными интеллектуальными качествами.

Поэтому необходимо:

  1. Поднимать уровень общей грамотности на более высокий уровень, чем традиционное умение читать и писать;
  2. Уделять внимание развитию интеллектуальных навыков боле высокого порядка, требующих аналитических способностей, оценочных, дедуктивных, которые позволят решать задачи, которые стоят перед обществом в настоящем и встанут в будущем.

Сегодня задача первостепенной важности – формирование «информационной культуры личности», прежде всего, подрастающего поколения. В школе учителя становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня «информационной культуры» у учащихся. Особое значение имеет проблема повышения «информационной культуры» и внедрения новых информационных технологий, обеспечивающих доступ ученика к сокровищам национальной и мировой «культуры».

 Формы и методы работы по формированию «информационной культуры» у учащихся модернизируются в соответствии с требованиями времени. Основными из них являются уроки «информационной культуры», во время которых учащиеся обучаются поиску информации в электронных базах данных, Интернете, сайтах; рациональной работе с книгой, ориентации в структуре различных изданий, в том числе справочных. Также происходит обучение аналитико- синтетической переработке информации (составлению конспектов, докладов, обзоров, аннотаций, рефератов и т.п.).

Самым тревожным симптомом, характеризующим низкий уровень «информационной культуры» учеников, является то, что они не осознают своей некомпетентности в области «информационной» деятельности. Не представляют ценности специальных знаний и умений в области «информационного» самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: учебной, самообразовательной, досуговой и т. д.

Следует выделить элементы информационного поведения:

  1. Осознание необходимости информации и формулирование информационной цели;
  2. Поиск объекта, обладающего информационным ресурсом;
  3. Использование информационного ресурса.

Информационная потребность в своем примитивном виде (как потребность в новых впечатлениях) присуща всему живому. Осознание информационной потребности можно рассматривать как первый шаг на пути формирования «информационной культуры личности».

Среди качеств, составляющих «информационную культуру личности», с уверенностью можно выделить две группы:

  1. Предметно – операциональные:
  1. владение техническими средствами, помогающими выполнять операции с данными, представляющими информацию
  1. Интеллектуальные:
  1. Осознание информационных потребностей;
  2. Способность порождать смысл – формулировать мысли;
  3. Навыки системного анализа информационных объектов.

Системное мышление не условие, а суть «информационной культуры личности». Поэтому необходимо научить ученика воспринимать любой информационный продукт как систему. А чтобы понять систему, нужно исследовать ее структуру и способы взаимодействия структурных элементов.

В нашей школе созданы условия, для  формирования «информационной культуры» у учащихся.

Использование компьютерных телекоммуникаций в учебном процессе позволяет реализовать идеи личностно – ориенированного обучения в школе, опережающего образования, демократизации системы обучения. Наиболее эффективной формой работы с ресурсами Интернета являются сетевые проекты. Анализ проектной деятельности показал, что она ориентирована на дополнительное или углубленное обучение.

 В результате сотрудничества учителей по разным предметам:  литература, история, география, НКЯ и МХК с учащимися 11 классов, в нашей школе был создан   сайт «Республика САХА (Якутия)». Якутия стала родиной для многих учеников нашей школы. Сейчас мы переживаем большие сложности – бездуховность, безнравственность – основные критерии идеологии, которую нам навязывают с Запада. Из нас делают общество равноничтожных, легкоуправляемых. Человек выброшен в бездушную модель современного общества. И чтобы выстоять, нужно хорошо знать и понимать не только мировую культуру, но культуру своего народа. В жизни страны значительную роль играют не только экономические и социальные факторы, но и культурные. А культура охватывает очень много – и весь круг идей, и искусство, и нравственность. Ведь культура – живой процесс человеческой деятельности, поэтому важно не только создавать, но и сохранять накопленное  веками. Нарушение преемственности культуры приводит к тяжелым последствиям. И сейчас особенно важно об этом помнить. Нам необходимо сохранить основы духовно- нравственного потенциала. Уберечь истинные ценности от разрушения. Сегодня часто можно видеть детей и подростков – равнодушных и пустых, эмоциональная глухота – самое характерное их качество; серые сочинения, убогая, стандартная речь, словарный запас ограничен. Наши дети не умеют говорить. Так как не могут чувствовать – они привыкли к тому, что мы, взрослые, пытаемся вложить в них знания – нужные и ненужные. Детям сложно разобраться в потоке информации, уловить связь эпох, стилей, потому что нет специальной подготовки для встречи с искусством.

Цель создания сайта -  систематизировать разрозненную информацию о культурном наследии народов Якутии.

Теперь каждый ученик и учитель – предметник имеет возможность получить необходимую информацию из любого раздела сайта по интересующему его вопросу, и использовать ее на уроках и во внеурочной деятельности. Работа над каждым из разделов потребовала от создателей сайта знакомства с дополнительной литературой, биографическими источниками, умения систематизировать, оформлять и размещать материалы в информационном пространстве. Самостоятельная работа ученика по составлению таких программ – полный простор для творчества и возможность заинтересовать большее количество ребят предметами гуманитарного цикла.

Сайт «Республика САХА (Якутия) эффективно востребован в учебном процессе, так как создана среда, которой свойственно:

  1. Информативность (тематическая учебная информация является основой, на которой идет усвоение новых знаний и умений учащимися, просмотр и отбор материалов средств массовой коммуникации);
  2. Системность (выстраивание взаимосвязей между имеющимися знаниями и получением новой информацией);
  3.  Ориентированность на социокультурные проблемы, помогающие дать учащимся представления о нравственных, эстетических, этических ценностях. При этом формирование понятий происходит на основе ассоциаций, обобщений, абстрагирования явлений и т. п.;
  4. Целенаправленность на комплексное рассмотрение информационных текстов (сообщений, презентаций и пр.) помогающих достижению цели учебного предмета;
  5. Демократичность, проявляющееся в личностно – ориентированном подходе на основе идей гуманизации педагогических отношений, а также оказании помощи в понимании себя и определении отношения к социокультурному окружению.

Литература:

  1. А.А.Журин. Художественные видеофильмы на уроках химии
  2. О.Ю.Гончарук. Разработка новых подходов к обучению химии через решение задач медиаобразования. Выступление на «Московском педагогическом марафоне учебных предметов», 10 апреля 2002г.
  3. А.А.Журин. Медиаобразование на уроках химии.
  4. Д.Ю.Добрынин, А.А.Журин. Интернет в обучении химии.
  5. А.А.Журин. Научно недостоверные сообщения средств массовой информации и обучение химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...

Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии

Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии...

«Открытое информационное пространство – школа и семья. Использование ИКТ для формирования информационной культуры школьника»

Данный материал представляет серию уроков по теме «Коммуникации в глобальной сети Интерне», раздел «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов»...

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...

Современные технологии и методики эффективного усвоения материала на уроках информационной культуры личности.

Каждый педагог хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавани...

Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся.

Проблема познавательной активности,этапы формирования познания учащихся,роль образовательного учреждения в формировании познания...

Обзор методической литературы «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»

Предлагаемый Вашему вниманию обзор методической литературы был проведён в рамках городской конференции руководителей детского чтения «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ И ОБРА...