Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках МХК.
статья по мхк на тему

Щеблыкина Ольга Владимировна

Духовно-нравственное воспитание на уроках МХК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -_nravstvennoe_vospitanie.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках МХК.

        "Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее. Да, счастливее. Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими народами, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить". (Д.С.Лихачев)

     Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Проблема духовно – нравственного воспитания сейчас очень актуальна, так как   изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологических пустот.

      Актуальность этой проблемы связана с тем, что наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.  

   Предмет МХК как учебная дисциплина обладает достаточными ресурсами для воспитания духовно-нравственной составляющей у учащихся. Цель курса МХК — силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность. На первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства.  Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства

        Моя задача - так организовать встречу учащихся с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у детей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник, музыкант, писатель и которые приглашает осмыслить. В то же время важно воспитывать уважение к национальным и универсальным ценностям, способность понимать и принимать свою и чужую культуру.

      Уроки, посвященные древнерусскому искусству, способствуют воспитанию чувства сопричастности к истории Родины, воспитывают уважение к культурному наследию нашей страны.

        На уроке в 10 классе «Архитектурный облик Древней Руси» учащиеся знакомятся со своеобразием древнерусского зодчества, с особенностями архитектуры Киева, Великого Новгорода, Владимиро – Суздальского княжества. Эпиграфом к уроку стали слова из произведения древнерусской литературы «Слово о погибели Русской земли»:

«О, светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси: городы великими, селы дивными, домы церковными… Всего еси исполнена земля Русская!..»  

      Учащиеся совершают заочную экскурсию в соборы святой Софии в Киеве и Новгороде, Дмитриевский собор во Владимире, читают заранее подготовленные доклады об архитектурных шедеврах Древней Руси.

       

Своими впечатлениями от встречи с архитектурным шедевром учащиеся делятся на уроках МХК.

«Меня очень удивило, как в такой глубокой древности наши предки тонко чувствовали красоту… Этот небольшой храм прекрасно вписан в окружающую природу. Сверху – бесконечное небо, внизу – вода, и над всем этим – изящная белокаменная церковь в окружении деревьев и кустов. Я представила себе, как я иду по тропинке, постепенно приближаясь к церкви, любуюсь ее зыбким отражением в воде. Я захожу в храм, и на душе становится так легко и спокойно… Особенно меня поразил вид храма Покрова на Нерли весной, во время разлива. Это необыкновенное зрелище!  Как необычно выглядит церковь на островке среди воды!»

     Большой эмоциональный подъем вызывают у учащихся уроки, посвященные русской иконописи, жизни и творчеству великих иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева.

     Анализируя шедевр древней иконописи - «Святую Троицу» Андрея Рублева, учитель обращает внимание учащихся на ясный, чистый и прозрачный облик иконы, который создают необычайно яркие и светоносные краски. Нежные и величавые фигуры ангелов как будто преображены мягким сиянием. В иконе нет движения, действия, особая тишина ощущается в ней. На вопрос, как вы понимаете смысл этой иконы, учащиеся отвечают:

- Мне кажется, икона символизирует мир и согласие между людьми.

- От иконы идет ощущение покоя, тишины. Учитель поясняет:

- Андрей Рублев был послушником Андроникова монастыря, в котором он познакомился с учением и взглядами Сергия Радонежского. В память о нем и создал Андрей Рублев свою знаменитую икону. При жизни Сергий Радонежский энергично выступал против княжеских ссор и междоусобиц, видя в Святой Троице символ единства и согласия.

   Непреходящие ценности отечественной и мировой художественной культуры, и искусства, воплощая вечную истину «прекрасное пробуждает доброе», как никогда нужны современной школе. Курс МХК призван способствовать становлению личности школьника, формированию его духовного мира, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания.

Пример урока МХК.

Ребята, каждый из нас приходит в этот мир с особой миссией, целью. И чтобы не сбиться с истинного пути на путь ложный, нам с вами помогает искусство: оно учит видеть нам прекрасное и прекрасное, прежде всего, в душе, оно учит нас творить и ценить добро. Можем ли поставить знак равно между добром и искусством? Почему? - Какие виды искусства вы знаете, назовите?

- А всё ли, что нарисовано, спето, мы можем назвать искусством? Почему?

Чтобы разобраться в этом, нам нужно с вами разобраться в предназначении искусства, его главной цели, для этого обратимся к нашему рассказу.

 Работа с классом. Анализ произведения.О.Генри «Последний лист»

 Образ Джонси, Сью. Настоящая дружба.

- Что, по мнению доктора, могло погубить Джонси, помимо ее болезни? Объясните смысл фразы доктора, обращенной к Сью: «Если вы сумеете добиться, чтобы она хоть один раз спросила, какого фасона рукава будут носить этой зимой, я вам ручаюсь, что у нее будет один шанс из пяти вместо одного из десяти».

(Самое главное, считает доктор, - это не лекарство даже, а воля к жизни. Если пациент будет думать, что он неизбежно умрет, если не станет сопротивляться болезни, он будет иметь «один шанс из десяти». Если удастся заинтересовать больную хотя бы чем-то, связанным с жизнью, пусть даже фасоном рукавов, это уже хорошо: это значит, что подсознательно человек строит планы на будущее, надеется. Мечтать о будующем значит надеяться на что-то, стремиться к чему-то. Человек, который вспоминает прошедшее, стар душой, а тот, кто мечтает, у того всё впереди)

- Докажите, что Сью и Джонси были настоящими друзьями. Что сделала Сью для подруги? Обратите внимание на фразу: «Подумай обо мне, если не хочешь, если не хочешь думать о себе! Что со мной будет?»

(Каждый наш поступок невидимыми нитями связан с жизнью других людей. Сью работала ради подруги, кормила ее, ухаживала за ней, даже лгала ради ее выздоровления («Да ведь ещё сегодня утром доктор говорил мне, что ты скоро выздоровеешь… что у тебя 10 шансов против одного».).

- Никто не одинок, ни один человек на свете. Обязательно найдутся люди, к-ые готовы помочь нам в любую минуту, и очень важно суметь увидеть таких людей вокруг себя, дать им возможность помочь вам в беде. Что хотела доказать Сью своей подруге своими поступками?

(Она хотела доказать Джонси, думавшей только о своей болезни и близкой смерти, что та очень нужна ей, что девушка не имеет права поддаваться беде, хотя бы ради Сью).

- Да, в трудные моменты не стоит замыкаться на своем горе. обратите внимание на эпиграф к нашему уроку «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое», как вы думаете, о чем идет речь, о каких человеческих взаимоотношениях?

- Какую   мысль   внушила   себе   Джонси?   Почему   вид   последнего   листа, державшегося на ветке, воскресил в душе девушки желание жить? Докажите, что Джонси раскаивалась в своей слабости и просила у подруги прощения.

 (Лист, так упорно боровшийся за свою жизнь, внушил Джонси чувство стыда за свою слабость: «- Я была скверной девчонкой, Сьюди», - сказала Джонси. - Должно быть, этот последний

лист остался на ветке для того, чтобы показать мне, какая я была гадкая. Грешно желать себе смерти. Теперь ты можешь дать мне немножко бульона, а потом молока. Хотя нет: принеси мне сначала зеркальце, а потом обложи меня подушками, и я буду сидеть и смотреть, как ты стряпаешь.

Часом позже она сказала:

- Сьюди, я надеюсь когда-нибудь написать красками Неаполитанский залив»).

- Жить только для себя – смерть (духовная), а если живешь для другого, то жизнь наполняется смыслом. Как вы считаете, можем ли мы назвать дружбу девочек истинной крепкой? Что для этого нужно сделать, чтобы она таковой являлась, к чему нас подводит автор?

(Нельзя быть эгоистом, думать только о себе, нужно помогать друг другу в беде, добро не останется незамеченным. Смысл нашей жизни – творить добро, творить добро для других, тогда оно неизбежно вернется к тебе снова. И лишь в этом случае жизнь будет ненапрасной, она не будет пустой, а, наоборот, яркой и приносящей счастье. Значение истинной дружбы -  в поддержке в трудную минуту).

Образ Бермана.

- Что вы можете рассказать о художнике Бермане, о его жизни прошлой и настоящей. Каким был его смысл жизни, то болезни девочки? (написать шедевр).

В чем состоял смысл поступка художника Бермана?

(наша жизнь не должна проходить бесследно, смысл жизни – творить добро, помогать окружающим, оставить свой след в истории, такой след, чтобы после вспоминали с уважением и восхищались. Именно такой поступок совершил Берман, раньше его жизнь не отличалась ничем подобным, люди были о нем не лучшего мнения, но его поступок (нарисованный лист) доказал обратное, он спас человеку жизнь, пожертвовав жизнью своей. Этим поступком он доказал, что жизнь он прожил не зря, она обрела смысл, что он создал то, к чему стремился, что жизнь его не прошла бесследно и бесцельно).

- С какой целью Сью рассказала Джинсе о смерти художника и его последнем решении?

(хотела не только почтить память художника, но и укрепить в своей подруге волю к жизни: теперь, когда та знает, что человек сделал ради нее, она не смеет поддаваться болезни).

- Почему старик всё-таки умирает? (он достиг главной цели в своей жизни, спас жизнь молодой девушке).

- Говорят, что человек жив до тех пор, пока о нем помнят? Жив ли старик в сердцах девушек?

 Истинная цель искусства.

Обычно шедевром называют гениальное творение искусства, пережившее века, обессмертившее имя своего создателя. Французское слово chef-d’oeuvre (буквально: «голова труда», «голова творчества») переводится как «шедевр», «образцовое произведение», «мастерски исполненная вещь». Почему ни у автора, ни у читателя, ни у молодых героинь рассказа не возникает сомнения в том, что нарисованный Берманом на кирпичной стене лист -истинный шедевр?

(Его рисунок спас жизнь человеку. Мастерство художника создало полную иллюзию живого листа. Художник заплатил собственной жизнью за создание своего творения. Поэтому его произведение, несущее человеку добро, автор, читатели и героини рассказа считают шедевром. Творить добро - основная задача искусства).

- Вспомните, мы в начале урока перечислили виды искусства, и посмотрите, все они находят отклик в наших душах, заставляют нас сопереживать или переживать, мы находим в картинах образы, которые нас восхищают (захватывают дух), (последний день Помпеи), мы смотрим кино, читаем книгу переживаем в душе то же состояние, что и герой (му-му и Герасим), архитектура, потрясающая наше воображение, танец, заставляющий сердце биться в унисон ветру и музыка, пробуждающая наши чувства.

 Прослушивание музыкальной композиции по мотивам новеллы.

- А теперь давайте прослушаем музыкальную композицию «Последний лист», написанную по мотивам произведения.

 (после прослушивания) Какие чувства и эмоции возникли у вас после прослушивания записи?

Итоги:

Какой вывод мы можем сделать после анализа произведения? О чем это произведения, что автор хотел до нас донести?

  • Нужно верить в себя, не сдаваться.
  • Автор хотел показать нам истинную дружбу.
  • Истинное предназначение искусства – служить человеку, творить добро.

Таким образом, новелла О. Генри - о человечности, сочувствии, самопожертвовании. И об искусстве, которое должно пробуждать к жизни, давать воодушевление, радость и вдохновение. Это и есть уроки О. Генри, они учат радоваться искренним человеческим чувствам, которые могут сделать жизнь в этом неистовом мире счастливой и осмысленной.

Палеотические «Венеры» Палеотические «Венеры» (так их называют ученые) - это обобщающий образ хранительницы очага, символ плодородия.

Исповедь отрицания («Книга мертвых» гл. 125) Я не совершал несправедливости против людей. Я не притеснял ближних. Я не лгал в Месте Истины. Я не грабил бедных. Я не подстрекал слугу против его хозяина. Я не отравлял. Я не убивал. Я не сделал зла никому. … Я чист, я чист, я чист, я чист.

Омар Хайям Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной. Мне известно, что мне ничего не известно! – Вот последняя правда открытая мной. Мы – источник веселья – и скорби рудник. Мы вместилище скверны – и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир – многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик!

Сикстинская мадонна «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти – материнская красота, как символ жертвенной любви во имя спасения человечества.

Роль искусства - приблизить мир переживаний, радостей, тревог, нравственных ценностей при столкновении с которыми формируется личность ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках физики /из опыта работы/

В этой статье рассматриваются: аспекты духовно-нравственного воспитания;   пути их реализации как на уроках физики, так и...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка

Конспект открытого урока "Духовно-нравственно воспитание учащихся на уроках русского языка. Определенно-личные предложения." Урок содержит дополнительный речеведческий материал и презентацию....

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания              ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка

главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учи...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное знач...

Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка.

Статья подтверждает важность и необходимость духовно - нравственного воспитания на уроках иностранного языка....

Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках географии

Целью данной работы является определение роли уроков географии в духовно-нравственном воспитании современных подростков. Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и с...