Рабочая программа «Искусство» 8-9 класс. Сергеева Г. П. Критская Е. Д.
рабочая программа по мхк (8, 9 класс) по теме

Гуженко Татьяна Владимировна

Тематическое планирование разработано на основе программы «Искусство» Сергеева Г. П.   Критская  Е. Д.

Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temat.planir_iskusstvo_8-9.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 901  ЮАО  учитель ИЗО  и  МХК  Гуженко Т.В.

ИСКУССТВО

Пояснительная записка

8-9 класс

Тематическое планирование разработано на основе программы «Искусство». Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности,  художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
  • приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
  • культурная адаптация школьников в современном информационном  пространстве,  наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие  интеллектуальных и творческих способностей подростков;
  • воспитание художественного вкуса;
  • приобретение   культурно-познавательной,   коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. — становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

          Планирование разработано на основе учебника авторов программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской, который кроме краткого по форме, но емкого по содержанию текста, содержит творческие вопросы и задания, иллюстративный материал (нотная графика, репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников, сцены из музыкальных спектаклей, кадры из кинофильмов). Изобразительный ряд учебника отражает особенности художественного образа в современных видах искусства (реклама, видеоклипы, кино, телевидение, компьютерная графика).

Требования к уровню подготовки учащихся

VIII класс

  • иметь представление о значении искусства в жизни человека;
  • понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
  • рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
  • размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
  • иметь представление о многообразии видов,  стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра
    и кино;
  • использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

IX класс

  • представлять значение разнообразных явлений культуры и   искусства  для  формирования  духовно-нравственных ориентации современного человека;
  • понимать  функции   искусства   (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
  • ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
  • понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
  • осуществлять самостоятельный поиск и обработку" информации в области искусства, используя современные технологии;
  • выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности,
    при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

Рекомендуемая литература

Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. — М., 1986.

Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.

Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.

Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М, СПб.; Киев, 2005.

Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.

Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.

Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.

Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. — М., 1996.

Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002.

Программы общеобразовательных учреждений. Литература: 5—11 классы (Базовый уровень). / Под ред. В. Я. Коровиной. — М, 2005; Сергеева Г. П. Музыка: 5—9 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская — М., 2006; Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы. / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.

 

Тематическое планирование

по предмету «Искусство»

 п/п

№ темы

Разделы и темы

Кол-во часов

VIII класс (35 ч)

I

Искусство в жизни современного человека

2

1.

1.

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Роль искусства в формировании художественного и научного творческого мышления.

1

2.

2.

Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Выразительные средства разных видов искусства в контексте разных стилей.

1

II

Искусство открывает новые грани мира.

7

3.

3.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное.

1

4.

4.

Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.

1

5.

5.

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

1

6.

7.

6.

Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве

2

8.

9.

7.

Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции.

2

III

Искусство как универсальный способ общения

7

10.

11.

8.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.

2

12.

13.

9.

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде.

2

14.

10.

Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.

1

15.

16.

11.

Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

2

IV

Красота в искусстве и жизни

11

17.

12.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство  эcтетического переживания

1

18.

19.

13.

Символы красоты.

2

20.

21.

14.

Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.

2

22.

23.

15.

Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника.

2

24.

25.

16.

Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи.

2

26.

27.

17.

Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза

2

V

Прекрасное пробуждает доброе

8

28.

18.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер).

1

29.

30.

19.

Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. Искусство как модель для подражания.

2

31.

32.

20.

Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др.

2

33.

21.

Синтез искусств в создании художественного образа спектакля.

1

34.

35.

22.

Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

2

IX класс (35 ч)

I

Воздействующая сила искусства

9

1.

2.

1.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации.

2

3.

2.

Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

1

4.

5.

3.

Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры.

2

6.

7.

4.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств

2

8.

9.

5.

Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения.

2

II

Искусство предвосхищает будущее

7

10.

11.

6.

Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.

2

12.

13.

14.

7.

Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство.

Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях.

3

15.

16.

8.

Предсказание сложных коллизий XX—XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

2

II

Дар созидания. Практическая функция

11

17.

9.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1

18.

19.

10.

Архитектура: планировка и строительство городов.

2

20.

21.

11.

Специфика изображений в полиграфии.

2

22.

12.

Равитие дизайна и его значение в жизни современного общества

1

23.

13.

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.

1

24.

14.

Музыка в быту.

1

24.

25.

15.

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении.

2

27.

16.

Единство стиля в материальной и духовной культуре.

1

IV

Искусство и открытие мира для себя.

8

2.8

17.

Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. Творческое воображение на службе науки и искусства — новый взгляд на старые проблемы.

1

29.

30.

18.

Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники.

2

31.

32.

19.

Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства.

2

33.

20.

Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья.

1

34.

35.

21.

Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Искусство 8-9 класс"

разработка рабочей программа по искусству для 8 класса по программе Критская...

Рабочая программа Искусство "Музыка" 8 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова

                                        Пояснительная запискаРабочая учебная программа р...

Рабочая программа Искусство "Музыка" 9 класс Е.Д. Критская. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова

№ п\п урокаНаименование разделов и тем Кол-во часов     Вид урока  ИКТ, наглядные пособияДомашнее задание Вид контроля        ДатаI...

Рабочая программа по музыке 5 класс .Сергеева,Критская

Рабочая программа разработана на основе учебника "Музыка" ред.Критская ,Сергеева...

Рабочая программа по музыке 6 класс .Сергеева,Критская

Рабочая программа разработана на основе учебника "Музыка" Критская,Сергеева...

Рабочая программа по музыке 7 класс .Сергеева,Критская

Рабочая программа разработана на основе учебника "Музыка" ред.Критская,Сергеева...

Рабочая программа по музыке 8 класс .Сергеева,Критская

Рабочая программа разработана на основе учебника "Музыка" ред.Критская,Сергеева...