Традиционный образ Петрушки в детском кукольном театре
статья по мхк

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsionnyy_obraz_petrushki_v_detskom_kukolnom_teatre.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционный образ Петрушки

в детском кукольном театре

 

                                   Эпиграф: «Бывают слова, настолько значительные, что говорить о них надо целыми залпами образов, партиями понятий, бороздить океан до дна, а  в тоже время вздыматься к небу. Такое слово – Петрушка.»

                                            Н.Я Симонович-Ефимова.

 

  В своем докладе мне хотелось бы обосновать такую идею, что вспоминая  о традициях русского кукольного театра, мы должны творчески относиться к доставшемуся материалу. Жизнь течет, условия изменяются и чтобы наследие наших предком не умерло, не превратилось во что-то музейное и ветхое, мы, являясь тем же народом,  должны быть не только потребителями, ну или в лучшем случае хранителями, но и созидателями, соавторами народных традиций. Я призываю не бояться этого, как уже не раз бывало в нашей истории – все поверхностное, наносное уйдет, а действительно ценное останется.

     Итак, при упоминании Петрушки у всех в памяти почти сразу всплывает образ весельчака и заводилы в яркой рубахе, непременный персонаж русских ярмарок и народных гуляний. Однако, если заглянуть более пристально в историю этого героя, то можно убедиться, что не все так однозначно. И я позволю  себе небольшой экскурс в глубь веков, чтобы нагляднее показать, какие традиции петрушечников мы можем поддерживать и развивать, а от каких нам, возможно, придется отказаться.  

      Первое письменное упоминание о Петрушке относится к 17 веку, было сделано немецким путешественником и дипломатом Адамом Олеарием. Петрушка был близким родственником итальянского Пульчинеллы, английского Панча, французского Полишинеля и многих других национальных кукол того времени. Всех их отличала необычная внешность – большой нос, часто горб, красный колпак, на губах не улыбка, а оскал…  Все сценические проявления этого героя четко указывали, что это шут, паяц, в нашем случае скоморох,  тот, кто противопоставляет себя церкви, власти и общественной морали – отрицательный персонаж, некий клапан для выпуска негативной энергии.  Известный русский писатель Максим Горький писал об этом следующее: « Была создана фигура… известная всем народам… это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и все: полицию, попов, даже черта и смерть, сам же остается бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов - именно он преодолеет всё и всех.» Естественно, это было представление для взрослых и не самых благочестивых людей. Не случайно, кстати, петрушечники были запрещены в царской России и городовые часто пресекали их выступления.     

    Репертуар актеров-петрушечников относится скорее к устному народному творчеству – большинство из них были неграмотными, и пьесы просто запоминали, а не записывали, часто добавляли что-то от себя, в зависимости от наличия кукол в театре и щедрости зрителей. Речь в представлениях    

часто была в форме стихотворного райка, рифмованные двухстрочья без четкого размера, такими часто сочиняются частушки, прибаутки, райком написано знаменитое произведение Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца» .

Функция народных сказителей, вплетающих в канву спектакля рассказ о реальных событиях в собственной интерпретации также была свойственна петрушечникам.  Ну и часто бродячие актеры, переходящие от села к селу, от одного уездного городка к другому, были настоящими носителями новостей, происходящих в мире или окрестностях.  

       Теперь кратко напомню о том, как организовывалось выступление. Поначалу ширма петрушечника представляла собой жесткую юбку на одном актере, которая во время представления поднималась вверх и поддерживалась палками,  закрепленными на поясе. Таким образом, верхняя часть туловища актера скрывалась, он вытягивал руки, на каждой из которой было по герою, меняя голоса и кукол, петрушечник разыгрывал представление. Часто кукольнику аккомпанировали волынщик или гусельник. Впоследствии, гусли были заменены шарманкой, а ширма-юбка переносной ширмой из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась на землю и скрывала кукольника.

   Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актер с помощью пищика  (специального приспособления, вставленного в гортань) начинал общаться с публикой. Голова Петрушки вырезалась из дерева, потом раскрашивалась. Управлялась кукла , надеваясь на руку как перчатка. Выразительные свойства у такой куклы были невелики – мимики нет, жест не амплитудный, работа с предметом также ограничена – удержать дубинку или еще что-то крупное – вот, пожалуй, и все. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не совсем внятной, и он повторял речь Петрушки, вел диалог. Пищик применяли чтобы сделать голос более громким и выразительным. Каждая сценка изображала схватку Петрушки с тем или иным персонажем, Петрушка побеждал (часто убивая) всех противников кроме смерти, которая могла появляться  также в виде  черной собаки или черта.  Иногда проигрывался скабрезный сюжет про «свадьбу» Петрушки. Все представление длилось 15-20 минут.

 

 

        Расцвет народного кукольного театра приходится на вторую половину 

19 века. Этому способствовали многие причины:  отмена крепостного права, развитие промышленности и торговли, а значит и появление крупных  ярмарок, наличие свободных денег у населения, потребность в выражении интересов определенных слоев общества.  Однако уже в начале 20 века форма бродячего кукольного театра  теряет актуальность. Взрослые зрители реже награждают вниманием, а следовательно и деньгами петрушечников, и они вынуждены обратить свой репертуар к детям. Кукольники стали появляться на детских праздниках, текст сцен менялся, теряя свою остроту.

    Новую жизнь русскому кукольному театру дала, как это ни странно прозвучит, октябрьская революция 1917 года. Создатели первых профессиональных кукольных театров - художники, на волне небывалых социальных перемен устремились к строительству доселе невиданных, "революционных" форм искусства. Причину того, что именно художники заинтересовались куклами, наверное, следует искать в том, что прежде чем играть с куклой, требовалось её создать, "вылепить" образ. Старый добрый Петрушка не всегда отвечал требованиям нового времени, однако были на заре Советской власти агитационные театры "Красный Петрушка", которые ставили сценки на темы: «Петрушка в продотрядах», «Петрушка - борец за кооперативы», «Петрушка - агитатор за коллективизацию». Знаменитые кукольники Ефимовы и даже сам Сергей Образцов начинали свое творческую жизнь в кукольном театре именно с Петрушки.  Однако, Советская власть, со временем сконцентрировав в своих руках значительные людские и материальные ресурсы, могла выделять на любое начинание невиданные для остального мира средства. "Первый государственный профессиональный театр был создан в Советском Союзе" - эта фраза С.В.Образцова отражает реальное положение вещей. Профессиональные кукольники стали воплощать иные, более масштабные проекты, а Петрушка вновь вернулся к  детским самодеятельным спектаклям, т.е. в народ.

    Образ Петрушки у нас (в детском театре  «Золотой ключик»), конечно, изменился – теперь это не носатый зубастый грубиян, а симпатичный  озорной мальчишка, веселый и непосредственный, в самых тяжелых случаях хулиган и задира, который в конце представления точно перевоспитается. И вот теперь сравним, что от прежнего Петрушки сохранилось в почти неизменном виде, а что под  воздействием времени стало иным.  Традиционный Петрушка, несомненно, имел очень важные функции: а) он был носителем определенного мировоззрения, выступал своеобразной антитезой клерикальной морали,

б) являлся средством классовой борьбы, сатирой на существующие тогда порядки, в) обогащал русский язык, «Комедия Петрушки» - это одна из форм устного народного творчества, также не забудем, г) информационную и конечно же, д) развлекательную функции такого явления как театр Петрушки.  

   Функции  нынешнего, «детского» Петрушки не так масштабны, но не менее интересны.  Первой, конечно, приходит на ум воспитательная роль наших представлений, причем как для зрителей, так и для артистов. Для артистов в первую очередь – работая в неизбежной тесноте за ширмой, они учатся терпению, «чувству локтя», приобретают различные навыки и умения. А юному зрителю предлагается несложная драматургия с неизменным доброжелательным посылом. Еще один плюс традиционного кукольного театра: развитие речи – сценарии пересыпаны шутками-прибаутками, загадками, поговорками и скороговорками – все, что позволяет раскрыть ребенку богатство родного языка.

Образовательно-просветительская функция всплывает сама собой – при подготовке спектаклей то и дело заводятся разговоры о старине, прежних обычаях и традициях. О развитии творческих способностей можно и не говорить – дети  принимают участие в сочинении текста, постановке мизансцен, придумывают новые характеры для своих персонажей.  Еще полезно вспомнить более редкую, но ответственную работу Петрушки в роли ведущего, например,  кукольного концерта или любого праздничного  мероприятия. И по достоинству оценить возможности рекламы из-за ширмы, когда можно обращаться непосредственно к зрителю. В репертуаре нашего театра есть целых две пьесы, в финале которых подводится закономерный итог:

«Кто не любит одиночества – приходите к нам в Дом Творчества,

Каждый, кто сюда войдет – тут же друга обретет,

Коль возьмется он за дело – станет мастером умелым,

А про драки да проказы и не вспомнит он ни разу…»  Формат Петрушечных представлений очень гибкий, позволяет решать множество текущих задач.

Ну и конечно же, самая приятная, развлекательная, функция у представлений с Петрушкой  никуда не делась. Несмотря на большую конкуренцию со стороны телевизоров, компьютеров и прочих гаджетов, Петрушка по-прежнему пользуется большим успехом  у маленьких зрителей. 

       Здесь необходимо уточнить, откуда же берется сценический литературный материал. Напомню, аутентичных текстов сохранилось немного, и, естественно, не все могут подойти. Выручают пьесы современных авторов, например, таких же преподавателей как мы, и личная смекалка плюс  творческий порыв – отталкиваясь от исходного материала,  сочиняются собственные  сценарии. Могут также пригодиться  и загадки, и народные сказки,  и детские стихотворения,  и даже школьные анекдоты.

      Следует заметить, что если содержание постановок с Петрушкой со временем сильно изменилось, то форма представления оказалась настолько удачной, что осталась почти прежней.

 

Куклы все также перчаточные, несложные в управлении. Но голова у Петрушки  теперь не тяжелая, деревянная, а из папье-маше или из трикотажа, однако  красный колпачок и яркая рубаха – обязательный наряд для нашего героя.  Ширма также легкая, переносная, быстро устанавливается и убирается, что очень важно для уличных представлений, без лишних декораций и реквизита. Только теперь ее проще делать из упаковочного картона.

Мы вот, например, расписали половинки в условно-пермогорском стиле и сделали окошки, дабы было больше пространства для действия.

Даже движения у кукол остались прежние – они не любят длинных речей (при отсутствии мимики и амплитуды движений зрелище быстро станет неинтересным зрителю), а значит  погони, потасовки, танцы снова актуальны.

Любимый реквизит – опять дубинка. Наши представления, как и в стародавние времена, начинаются и заканчиваются музыкальными фрагментами, только теперь это не шарманка, а любое аудиоустройство, воспроизводящее  записи русских народных песен.  Спектакли недолгие – 15-20 минут, потому что иначе маленький зритель устанет, или, хуже того, замерзнет, ведь представления чаще всего даются на улице – на Масленицу.

    Как и прежде техника подготовки спектакля не слишком сложная, она под силу любому детскому объединению,  и тем не менее способно весьма украсить,   любой праздник, придать ему особый народный колорит.

    В заключении хочу сказать , что народный герой Петрушка по-прежнему жив и здоров. Более того, он изрядно помолодел за прошедшие годы, стал оптимистом и обзавелся друзьями, как в кукольном, так и человеческом мире.

У него как обычно множество поклонников и большие планы на будущее. Ну, а если возникнут какие-нибудь трудности, мы всегда будем рады прийти на помощь, ведь востребованность Петрушки не в последнюю очередь зависит от нас с вами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов. Тема: Особенности русского национального кукольного театра ( с кукольным представлением «Петрушка Уксусов»).

На занятии рассматриваются особенности русского национального кукольного театра, рассказывается о самой главной кукле - Петрушке, рассматриваются образы кукол других национальных театров, показывается...

«Основы кукольного театра: распределение ролей по новой пьесе» (План-конспект проведения занятия в детском театре кукол) автор Елена Захарова

План-конспект занятия  предназначен начинающим руководителям детских театральных объединений. На примере авторского сценария   "Почему проснулся Ёжик"  педагог сможет подготовить детску...

Методическая рекомендация по организации работы детского кукольного театра

Работа с театром кукол позволяет развивать творческие умения и навыки учащихся, оказывает нравственное и эстетическое воздействие. Рекомендация адресована педагогам дополнительного образования, ...

Не гаснет рампы свет - опыт руководителя детского кукольного театра

Деятельность детского театра является путем восхождения от простого к более сложному, путем исканий, усовершенствований и экспериментов. Репертуар театра год от года усложняется. Важно помнить, что бо...