Образовательное путешествие во внеурочной деятельности как исследовательская технология освоения культурного наследия и изучения истории отечества.
статья по мхк (10 класс)

Сироткина Мария Николаевна

 «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла»

 

Д. С. Лихачев

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnoe_puteshestvie.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Сироткина Мария Николаевна

учитель искусства ГБОУ СОШ № 263

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Образовательное путешествие во внеурочной деятельности как исследовательская технология освоения культурного наследия и изучения истории отечества.

 «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла»

Д. С. Лихачев

В связи с внедрением ФГОС нового поколения в систему общего образования современные условия обучения и воспитания характеризуются новизной технологий и методов, используемых в работе. И нам, педагогам, исключительно повезло работать в школе XXI века, которая требует от нас всё новых и новых подходов к обучению и воспитанию наших учеников. Необходимо стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать творческую активность, умение работать в коллективе[1].

Духовно-нравственное становление подростков, патриотическое воспитание, подготовка их к самостоятельной жизни – есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Экскурсии раскрывают широкие возможности для восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей школьного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать.

Курс внеурочной деятельности «Духовно-нравственное воспитание через экскурсионную деятельность» несколько лет назад был разработан педагогическим коллективом ГБОУ СОШ № 263 (классными руководителями) для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному городу, району, к школе, семье.

Экскурсии помогают решить ряд задач: активизируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей Родины, формируют отношение ребят к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, постепенно приобщают к миру искусства, формируют художественный вкус, развивают черты прекрасного в духовном облике ребёнка.

Не надо ставить только задачу информировать учеников о музеях и выставках, не стремиться использовать музей только как наглядное пособие к урокам литературы, истории, биологии, физики. Увиденное на экскурсии, должно вызвать у ребят положительные эмоции, стать личным переживанием, достоянием души. Только тогда посещение любых учреждений культуры и искусства будет иметь воспитательный эффект. С помощью экскурсий надо постараться оказать воздействие на систему ценностей ребёнка в тот период, когда она находится в процессе становления.

Программа представляет собой комплекс основных целей, задач, стратегических программных мероприятий по развитию духовно-нравственного и патриотического воспитания через экскурсионные и паломнические поездки, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.

Цель программы: духовно-нравственное воспитание, развитие гражданскопатриотических качеств, любви к Родине посредством экскурсионных поездок по родному краю.

Задачи:

  • развивать у обучающихся интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.); к углубленному изучению учебных дисциплин;
  • способствовать формированию у обучающихся навыков экскурсионной деятельности, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;  
  • развивать навыки коллективной работы во время экскурсий, содействовать исполнению обучающимися различных социальных ролей как слушателей, так и экскурсоводов, в т. ч. на английском языке, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов экскурсионной деятельности, представлению полученных результатов в различных формах;  
  • способствовать мотивированному выбору обучающимися будущей профессии, развитию интереса к выбранной профессиональной деятельности, приобретению дополнительных знаний, умений и навыков в интересующей области;  
  • способствовать осознанному выбору обучающимися здорового образа жизни, отказу от вредных привычек и зависимостей.
  • выявить способных и одарённых учащихся в области экскурсионной деятельности с целью оказания им педагогической поддержки, в том числе через проектную деятельность школы.
  • создать условия для взаимодействия родителей, детей и учителей на основе интереса к историческому и культурному наследию Санкт-Петербурга.
  • поддерживать социально-значимые инициативы учащихся, педагогов и родителей. Предоставить классным коллективам возможность выбора экскурсионных маршрутов в ежегодные Дни музея и театра.

Занятия проводятся в форме беседы, исследовательской деятельности обучающихся и в виде образовательных путешествий.

Технология образовательного путешествия рассматривается как особая форма освоения мира, способная соединить реальное передвижение в пространстве с освоением культурных пространств.

История образовательных путешествий уходит корнями в античность. Известны описания путешествий ученых греческой и римской аристократии; в средние века в Европе странствующие школяры получали знания, переходя из одного кампуса в другой. В России петровских времен обучение практиковало путешествие «государевых слуг» за рубеж.

Теоретические идеи технологии образовательного путешествия можно найти в трудах Л.С. Выготского (знаковая природа культуры), С. Гессена (трехступенчатая система образования, образовательное путешествие как форма самопознания в чужеродной среде); Дж. Дьюи (формы познавательной активности ребенка: исследовательская, коммуникативная, деятельная, проектный подход в обучении).

В конце 20-30-х годов XX века начал формироваться новый педагогический метод, который был активно использован на практике единой трудовой школы. В основе данного метода лежала экскурсионная деятельность, активно используемая в работе педагогов того времени (Н.П. Анциферов, И.М. Гревс и др.). В современном образовании форма «образовательная экскурсия» также является популярной[2].

Главная цель путешествия — самопознание и самосовершенствование; открывая мир, человек, прежде всего, совершает открытие себя, происходит становление личности, ее самоопределение в культурном пространстве. Что и является, по сути, главным метапредметным и личностным ожидаемым результатом обучения, на пути к которому происходит формирование основных УУД всех типов — познавательных, регулятивных и коммуникативных[3].

Определяющей для путешествия является не тема, а культурологическая проблема, которая «поведет» за собой, соединит все предлагаемые к исследованию объекты, выстроит их в определенный маршрут. Проблема формулируется совместно с обучающимися или ими самостоятельно, что обеспечивает формирование регулятивных и познавательных УУД по целеполаганию и определению познавательной задачи[4].

План проведения образовательного путешествия включает три этапа – замысел, поиск и представление.

Реализуя модель образовательного путешествия, педагогу необходимо:

  • сочетать разнообразные вопросы школьников на едином маршруте, не утратив при этом возможности «встречи каждого с культурой»;
  • помочь каждому ученику подойти разными путями к исследованию выбранной им темы;
  • объединить разобщенных вопросами школьников в исследовательские команды, сложить из индивидуальных проектных находок целостное видение эпохи;
  • сделать так, чтобы личные интересы школьников сложились в культурно значимые вопросы;
  • помнить, что учитель является ведущим и помощником, а ученик исследователем.

Приложение 1

Образовательное путешествие в Государственный русский музей для учащихся 10 (гуманитарного) класса, экспозиция «Древнерусское искусство».

Путешествию предшествовали урок МХК (базовый уровень) по теме «Искусство Древней Руси», занятие внеурочной деятельности «Духовно-нравственное воспитание учащихся через экскурсионную деятельность». На уроке МХК ребята познакомились с историей и особенностями культуры и искусства (архитектура, живопись, музыка, театр) Древней Руси, расширили знания об особенностях регионального русского искусства. На занятии курса внеурочной деятельности определили цели и задачи образовательного путешествия в Государственный Русский музей, условия и сроки выполнению задания образовательного путешествия.

Задание учащимся по теме «Иконопись».

Среди музейных коллекций русской иконописи собранию икон Русского музея, наряду с Третьяковской галереей и Историческим музеем в Москве, принадлежит одно из главных мест.

  1. Какое количество произведений древнерусского искусства насчитывает коллекция Русского музея?

Собрание древнерусского декоративно-прикладного искусства, скульптуры и мелкой пластики стоит в одном ряду с коллекциями крупнейших музеев страны. Оно является одной из самых значительных коллекций, дающих представление о развитии русского прикладного искусства на протяжении столетий.

Основную часть собрания составляют русские иконы, происходящие из крупных художественных центров Древней Руси. Каких?

  1. Как называется самая древняя икона коллекции? Когда она была создана? Кто на ней изображен?
  2. Самая молодая икона коллекции? Когда была создана? Кто на ней изображен?
  3. Есть ли разница между этими изображениями? (если есть, укажите какие)

Иногда изображения святых на древнерусских фресках или мозаиках называют иконами. Это, конечно, неправильно. Но фигуры на фресках и иконах в самом деле похожи. Это потому, что в древнерусской живописи существовали строгие правила, или каноны, как изображать святых и библейские сюжеты, одинаковые для икон, фресок и мозаик.

Основой для возникновения русской живописи послужили образцы византийского искусства. Именно оттуда пришли на Русь и каноны.

После трудного периода иконоборчества росписи церквей в Византии были приведены в единую, упорядоченную систему. Все догматы и обряды Греко-Восточной Церкви полностью сформировались и были признаны боговдохновенными и неизменяемыми. Церковное искусство должно было придерживаться определенных схем основных композиций, совокупность которых принято называть «иконографическим каноном».

Канон – совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства.

Целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а отображение художественными средствами сверхъестественного мира, существование которого утверждало христианство. Отсюда – главные канонические требования к иконографии.

  1. Какие требования обязан был соблюдать иконописец?
  2. Как изображались святые на иконах?
  3. Цветовая палитра
  4. Особенности отображения времени
  5. Найдите в экспозиции музея икону «Деяния апостолов. Крещение апостолом Филиппом евнуха царицы Эфиопской», начало XVIII века. Внимательно рассмотрите ее. В тетради для творческих работ составьте анализ этой иконы, используя материал учебника на стр. 361. Подумайте, в чем заключается особенность этой иконы и с чем это может быть связано?
  6. Что вас заинтересовало в коллекции древнерусской живописи Русского музея больше всего? О чем еще вы хотели бы узнать в теме «Древнерусское изобразительное искусство»?

После образовательного путешествия учитель проводит урок-конференцию по теме «Изобразительное искусство Древней Руси», во время которой ребята делятся полученными знаниями об особенностях древнерусской живописи. Можно предложить учащимся попробовать создать макет иконы на заданную тему с условием, что будут соблюдены все каноны древнерусской иконописи.

Исходя из опыта работы педагогов ГБОУ СОШ № 263 Адмиралтейского района очевидно, что технология образовательного путешествия актуальна в современной педагогической ситуации, так как полностью соответствует современным подходам к задачам образования и воспитания и требования ФГОС нового поколения. Результат такой работы — активная жизненная позиция учащихся класса, стремление участвовать в созидательной деятельности на благо своей школы, района, края и приносить пользу стране.


[1] Аксельрод В. И. Город как предмет школьного краеведения (О методическом наследии И. М. Гревса и Н. П. Анциферова) [Электронный ресурс] — HYPERLINK «http://www.institute-spb.standardsite.ru» http://www.institute-spb.standardsite.ru

[2] Голубева И. А. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.pedgorizont.ru/publications?id=401762 

[3] Ковалева Т., Рыбалкина Н. «Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов». — http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65

[4] Коробкова Е. Н. «Образовательное путешествие как педагогический метод: историко-педагогический аспект проблемы» // Содержание образования: исторический и современный опыт. Материалы V научно-практической конференции 23 апреля 2002 г. — СПб.: СПбАППО, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Образ и мысль» на уроках развития речи как способ освоения культурного наследия

В программе по русскому языку в каждом классе много времени отводится специальным урокам по развитию речи, которые готовят к сочинениям по произведениям живописи. Это, пожалуй, наиболее трудный ...

Воспитание интеллигентности через системный подход в освоении культурного наследия края

Выступление на городской научно-практической конференции "Нравственность, гражданственность, духовность".Санкт-Петербург,  декабрь 2012...

"Раскрытие творческого потенциала детей при освоении культурного наследия Санкт-Петербурга"

Творчески работающий учитель не будет применять одну методическую разработку без изменений во всех классах и параллелях. Каждый урок – неповторим, как неповторимы наши чувства, переживания, мысли… Уро...

Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности школьников «Мультимедийные технологии»

В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать...

«Воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов»

Проект предназначен для учителей технологии, педагогов дополнительного обюразования....

Публикация на тему: "Освоение культурного наследия учащимися средней школы через понимание личностного смысла произведения искусства"

Любой учитель, преподающий предметы искусства: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» знает, что рассказывать о произведении искус...