Воспитание интеллигентности через системный подход в освоении культурного наследия края
статья на тему

Розаева Надежда Вениаминовна

Выступление на городской научно-практической конференции "Нравственность, гражданственность, духовность".Санкт-Петербург,  декабрь 2012

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОСВОЕНИИ КУЛЬТУРНОГО  НАСЛЕДИЯ КРАЯ

Структура определения  интеллигентности:

Интеллигентность

Индивидуум

Интеллектуальные виды деятельность

Знание

Общество

Формирование системы нравственных ценностей

Нравственность

Культура

Культурная деятельность

Воля

Что значит быть интеллигентным? Ответ находим  у Д. С. Лихачева: «Если бы Владимир Мономах  не писал свое «Поучение» преимущественно для князей, то совестливость его и знание пяти языков могли бы стать основанием для причисления его к первым русским интеллигентам»

Знания

Воля

Нравственность

Формирование интеллигентных черт через музейную работу.

Аспекты музейной работы

Знание

Изучение исторических, культурных и нравственных аспектов деятельности  исторических героев: князя Александра Невского, героев ВОВ (кавалеров ордена А. Невского)

Изучение исторических документов и экспонатов музея

Нравственность

Формирование системы нравственных ценностей на примере исторических личностей

привитие нравственных идеалов гуманизма и патриотизма

Воля

Участие в культурной жизни общества

Культурная деятельность музея

  На музеях лежит ответственная задача

        воспитания людей, развития у них

эстетического вкуса и поднятия      культурного уровня.                        Д. С. Лихачев

Историческая справка

В 1712 году Петр I подписал Указ о создании понтонной роты для наведения мостов через реку Нева. Рота была расположена        в 25 верстах от Санкт-Петербурга, недалеко от Усть-Ижоры, места битвы новгородского князя Александра Ярославовича со шведами в 1240 г. После одержанной победы князь вошел в историю как Александр Невский.

 Школе № 400, расположенной в поселке, в 1993 году было присвоено имя Александра Невского за:

- поиск и нахождение более 800 ветеранов Великой Отечественной войны, награжденных орденом Александра Невского, их них 400 кавалеров этого ордена, жителей Санкт-Петербурга;

- за инициативу создания Региональной общественной организации « Клуб кавалеров ордена Александра Невского»;

- за создание школьного музея «Сыны отечества». Сейчас музей представляет собой 2 зала  Александровский и Кавалерский.

- В оформлении Александровского зала прослеживаются традиции Великого Новгорода (оформление стендов, оконных проемов, витрин). Оформление Кавалерского зала -  дань петербургскому стилю екатерининских приемов кавалеров I ордена святого Александра Невского « За труды и Отечество». Это портреты кавалеров, картины, вазы, кавалерские сервизы, награды. У ордена Александра Невского две истории: с 1725 гола по 1916 и с 1942 года

                                        Структура музейной работы                                                                        

                                        

                                        Музей научный центр

Без памяти нет совести                        Д. С. Лихачев

В архивах музея хранятся 2000 материалов, подлинных документов, рукописных мемуаров, позволяющих вести научно- исследовательскую работу учащихся. Ежегодно ученики школы становятся призерами и лауреатами городских военно-исторических, краеведческих конференций. Работая над проектом «Родом из Петроградского детства» учащиеся изучали военные и послевоенные страницы жизни ярких личностей.        

Орденом Александра Невского с 1942 г. награждались командиры за проявления инициативы по выбору удачного момента  для внезапного смелого, стремительного нападения на врага, за малые потери своих войск, за жестокий урон живой силе и технике врага.

Статус ордена Александра Невского «выбирал» из огромного количества героических людей, самых инициативных, в рискованных  ситуациях. Умеющих сделать правильный выбор, взять всю ответственность на себя за принятое решение проявлять особый ум и образованность в  решении нестандартных задач.

Сама военная действительность ковала слой советской интеллигенции. Кавалеры ордена Александра Невского -  люди необыкновенных судеб, что и привлекает старшеклассников к исследовательским работам.

И. А. Глебов, Бойков П. М. ,Демидов П. М., Харитонов В. Н., Еркович А. В.,  Пальмский Г.  Л.

В работах учащихся отмечались основные черты характера: смелость принятия на себя сложных решений, высокая личная ответственность, скромность, особый такт, обаяние, то, что мы называем особым петербургским стилем. Для подростков очень важны яркие человеческие образцы. Как известно, «человек, перед которым истина не открывается в образце, в идеале, не может быть ни убежденным, ни принципиальным».                                                                                                                                                                                

Музей - центр творчества учащихся и учителей

Каждый человек талантлив, особенно

талантливые  дети.

                                                                   Д.С.Лихачев.

Культурное пространство, созданное системой образования и воспитания, определило особый образ жизни школы. Учащиеся, начиная с 5 класса, проходят школу экскурсоводов, что способствует формированию монологической речи, культуры общения, актерскому мастерству.

Творческим союзом учеников и учителей можно считать созданный в 1999 году театр исторической миниатюры. Старшеклассники школы - актеры театра - оживляют страницы прошлого. Были поставлены следующие спектакли:

- «Наречение именем»

- «Посвящение в Княжение»

- «Первое вручение ордена святого Александра Невского «За труды и отечество»

- «Александр и его дружина»

Театр исторической миниатюры -  визитная карточка школы.

Совместная с учителями интеллектуальная игра «Суд времени». Тема «Слава Александра Невского -  миф или реальность»

Участие школьных художников в конкурсах, проводимых в Александро-Невской Лавре.

Музей -  центр повышения педагогического мастерства

Учиться нужно всегда, до конца жизни не только                                  учим, но и учились все крупнейшие ученые.

                                                                  Перестанешь учиться - не сможешь и учить.

Д. С. Лихачев

На базе музея проводились городские семинары:

  - городской семинар заведующих школьными музеями Санкт-Петербурга «Роль школьного музея в общеобразовательном пространстве» 26.04.2011г.

- городской семинар: «Освоение культурного наследия Санкт-Петербурга как фактор расширения культурного пространства ребенка» по учебному предмету «История и культура Санкт-Петербурга» для методистов ИМЦ, слушателей  курсов  переподготовки «Культурология и учителей истории и культуры Санкт-Петербурга» 27.11.2011г.

Музей -  центр новых педагогических технологий

        Человек не обладает истиной, но неутомимо ее ищет.

                                                                          Д.С.Лихачев

Проект призван помочь школьникам в развитии творческих способностей, духовного кругозора, навыков самообразования через обучение владению всеми видами речевой деятельности, формирование речевой компетентности. В ходе проектной деятельности применялись разнообразные методы и формы работы:

- По источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические;

- По характеру познавательной активности: проблемно-поисковые, исследовательские;

- Индивидуальные, групповые, коллективные.

Проект 5 класс «Из тьмы веков... звучат лишь письмена».

На музейном материале в этом году идет реализация  проектов 5 класса «Из тьмы веков…» и 7 класса «География подвигов кавалеров», продолжается работа учащихся в проекте «Родом из Петроградского детства», проект «Литературный Петербург глазами юных  петербуржцев»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология воспитания на основе системного подхода

Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности.Целевые ориентации:-Формирование личности – главная цель школы.-Сверхцель – всесторонне и гармонически развита...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников через системно - деятельностный подход

В данной работе представлен теоретичсекий  материал, раскрывающий понятия "компетнция и ее виды", формы работы по формированию коммуникативной компетенции на уроках ангглийского языка (из опыта р...

Приобщение к химическому творчеству через системно – деятельностный подход

Собственная методическая разработка по преподаваемому предмету  химия и экология....

План по самообразованию «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка через системно-деятельностный подход»

План по самообразованию "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского зыка через системно-деятельностный подход"...

Повышение мотивации к изучению биологии через системно-деятельностный подход как условие реализации ФГОС

В данной разработке представлен материал в котором показаны какие можно использовать преемы и методы чтобы повысить мотивацию учеников к изучению такого предмета как биология....

«Формирование познавательной активности учащихся через системно - деятельностный подход в обучении биологии »

Цель данной работы – реализация технологии системно – деятельностного подхода для повышения познавательной активности обучающихся на уроках биологии в 5-9 классах....