Вокальное воспитание младших школьников в эстетическом классе
материал по музыке (5 класс) по теме

Шведова Ольга Петровна

Сообщение предназначена для преподавателей музыки и хорового пения, работающих с младшими школьниками в классе хорового пения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Vokalnoe_vospitanie.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУ ДОД «Миньярская детская школа искусств»

Методическое сообщение

 "Вокальное воспитание

 младших школьников

в эстетическом классе"

выполнила:

О.П. Шведова

        преподаватель хоровых дисциплин

Миньяр - 2006

Содержание

  1. Введение
  2. Особенности вокальной работы с младшими школьниками
  3. Заключение

1 Раздел.

Дополнительное образование - это специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие, и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения.

Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергшихся коренным изменениям, со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкального образования детей как важнейшего фактора развития личной художественной культуры.

Центром музыкального воспитания и образования детей были и остаются ДМШ, ДХШ, а также эстетические центры общеобразовательных школ.

Такие явления, как демографический спад, массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психофизического и двигательно-моторного характера, неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребенка среды, а также резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста,  при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важнейших средств формирования и развития личности, падения интереса родителей к художественному образованию усиливают неоднородность контингента учащихся ДМШ и ДШИ по уровню способностей, усложняют процесс освоения образовательных программ.

Часто отсутствие конкурса вынуждает принимать практически всех желающих.

Психологи утверждают, что все способности поддаются развитию и что именно методике обучения определенному виду деятельности принадлежит решающая роль в проявлении человеком способностей в данной области. В процессе обучения музыке ребенок приобретает необходимые навыки, знания, умения, проявляя при этом определенные музыкальные способности.

Центр образовательного процесса – ребенок, и задача школы – предоставить ему самые широкие возможности для успешного развития своих творческих способностей. В не зависимости от того, как ребенок попал в музыкальную школу – сам ли он этого захотел, или привели родители, - педагог сразу акцентирует его внимание на таких вопросах, как, ради чего он ходит заниматься, чем музыка интересна сама по себе, что оно может дать и почему ей следует уделять много времени, подкрепляя такие беседы посещением концертов, различных мероприятий совместно.

2 Раздел.

 Хоровое пение - один из самых доступных для детей видов музыкальной деятельности. Приходя в хор, дети включаются в творческую атмосферу коллективного музицирования. В процессе обучения пению у них развиваются художественные способности: музыкальный слух, музыкальная память, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству.

Сама специфика хорового исполнительства требует, чтобы вынесенное хоровым коллективом на суд слушателя произведение было не только грамотно разучено, закончено и решено в смысле художественного раскрытия его образа, оно должно быть, прежде всего, спето.

Вокальная работа в детском хоре наиболее сложна, так как она непосредственно связана с развитием такого хрупкого инструмента, каким является детский голос. В период его становления и развития, с ним надо обращаться очень умело. Чтобы развивать и воспитывать детские голоса, учителю необходимо знать певческие возможности школьников.

Детский голосовой аппарат находится в состоянии непрерывного роста и развития. У детей младшего школьного возраста, до 9-10 лет голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий, о нем говорят:

  • "головное звучание",
  • "фальцетное звучание".

Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. Для детей 6-9 лет практикой установлено, наиболее типичный рабочий диапазон "до-ре1" - "ре2" октавы.

Методы вокально-хоровой работы целиком опираются на методы профессионального обучения пению, которые в применении к детям приобретают особую специфику.

Начиная с первых же занятий, внимание ребят следует обратить на выработку основных певческих свойств голоса - звонкости, полетности, являющихся главным источником красоты детского певческого звука. Ребятам нужно разъяснить, что качество воспроизводимого звука зависит от умения владеть своим голосом, а это владение достигается планомерным обучением вокальному искусству.

Чтобы научить детей естественному, красивому пению, необходимо привить им определенные певческие навыки: дыхания, звукообразования, звуковедения, артикуляции, дикции, фразировки.

Самая главная задача, стоящая перед руководителем - зажечь первые искры интереса к хорошему пению, обучить основам хорового пения, а далее постоянно поддерживать этот возникший интерес (порой еще сложнее).

В первоначальном этапе вокально-хоровые навыки воспитываются в их элементарном виде, в процессе же дальнейшей работы они постепенно углубляются, развиваются и совершенствуются.

С первых же репетиций нужно приучить детей к свободному положению корпуса, головы, рук, ног. Все мышцы участвующие в голосообразовании должны быть в естественном состоянии покоя (обычно говорю: “ничего во рту не строим”). При пении нужно стоять или сидеть прямо, выражение лица во время пения должно быть естественным.

Известно, что основой правильного пения служит правильное дыхание. Выработка спокойного и свободного дыхания является одной из главных задач на пути к овладению вокальным искусством. Принципы певческого дыхания при работе с детьми в основном те же, что и с взрослыми. Однако необходимо учитывать возрастные особенности детей. Нельзя предлагать ребятам много сложных и непонятных для них приемов и терминов, например: “дети, берем хорошее дыхание и на устойчивой диафрагмальной опоре извлекаем фонационный слегка вибрационный тембральный  звук”. Чтобы сделать понятным прием, который поможет детям добиться лучшего результата, целесообразно использовать жизненные образы, которые вызывают аналогичные физические и психофизические ощущения, таким образом, делает прием понятным. Например, выработать навык глубокого вдоха помогает такое сравнение: “ вдохни глубоко с удовольствием, как будто нюхаешь душистый, красивый цветок”, ребенку это понятно. Каждый участник хора должен почувствовать и осознать: вдох, задержку и экономное расходование воздуха при выдохе. Умение экономно расходовать выдыхаемый воздух, распределить его на целую фразу в пении - важная задача в выработке навыков певческого дыхания.

На первых же репетициях необходимо познакомить детей с видами дирижерских жестов - внимание, взятие дыхания, вступление, снятие. Чтобы понимать язык дирижерских жестов; нужно быть очень внимательным. Можно предложить детям игру “в дирижера”. Все певцы с большим интересом относятся к показу своих товарищей, так как каждый может оказаться на их месте. Эта игра полезна тем, что она активизирует каждого поющего, приучает следить за каждым движением руки дирижера.

В детском хоровом пении применяются и мягкая, и твердая атаки звука. Основу певческого звучания составляет мягкая атака звука. Однако при мягкой атаке требуется точность и определенность в становлении звука, поэтому необходимо работать над преодолением расплывчатости и неопределенности его возникновения. Дети будут воспроизводить звук особенно осторожно, без толчка, если его сравнить нежным цветком, у которого при неосторожном обращении сразу опадут лепестки. В случаях применения твердой атаки надо обязательно следить за звуком, чтобы не был крикливым, форсированным (“как у Дональда Дака”).

Условиями грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. Первое требование здесь - воспитание напевного, протяжного звучания голоса. Детям необходимо объяснить, что петь - значит тянуть звук, то есть протяжно исполнять каждый гласный звук (гласные как тесто).

Важным методом воспитания правильного певческого звукообразования является показ голосом самим руководителем хора, демонстрация правильного звучания и ошибок.

Основная задача первоначального этапа обучения - воспитание у ребят умения слушать самих себя, контролировать воспроизводимый звук, сосредоточиться на звучании. Если педагог постоянно воспитывает в юных певцах чуткое отношение к краскам голоса, акцентирует их внимание на анализе качества пения, то тем самым добивается и активизации слуха.

Становление любого вокально- хорового навыка связано с решением многих чисто технических задач, требующих напряжения духовных и физических сил каждого юного певца. Чтобы эта работа не была тяжелой, а наоборот, приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно.

Подвижность и неусидчивость ребят младшего школьного возраста заставляет искать разные формы в работе над вокально- техническими навыками. Метод восприятия через игру, через знакомые, близкие образы и понятия помогает поддержать у ребят интерес к предлагаемым упражнениям, желание добиться хорошего результата.

Используя игровые приемы на хоровых занятиях, можно добиться очень важного момента в коллективной деятельности – атмосферы эмоциональной отзывчивости. В игре значительно легче создаются предпосылки для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра.

У маленьких детей тембр очень не ровен, что особенно проявляется в пении различных гласных, звучащих пестро и не красиво. Характер колыбельных песен способствует выработке ласкового, льющегося звука. Например, работая над “Сонной песенкой” Р. Паулса, дети рисуют перед собой образ младенца засыпающего под звуки песни, и чтобы не испугать и не разбудить малыша надо петь ласково, тихо. В результате исполнения становиться выразительным, звукообразование правильным, а звук легким близким, именно таким, какого надо добиваться. Выразительное осмысленное исполнение, помогает лучше овладеть соответствующими вокальными навыками.

Таким образом, в процессе выразительного пения у детей развивается творческое отношение к исполняемому репертуару, то есть у них создается та психологическая основа, без которой не мыслимо успешное вокальное воспитание.

Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания.

 3 раздел.

Вокальная работа в детском хоре – процесс трудный и длительный. Она приносит плоды не сразу. Педагог должен обладать большим терпением и тактом в кропотливой хоровой работе, находить верные слова, сочетать требовательность, серьезность тона с веселой искрометной шуткой во время снимающей напряжение, усталость, поддерживать и ободрять своих юных певцов, чтобы они чувствовали свою победу над трудностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание младших школьников посредством хореографической деятельности

Народный танец играет немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетиче...

Эстетическое воспитание младших школьников через приобретение танцевальной культуры

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в коррекционных классах

В статье говорится о важности музыки в учебном процессе для учащихся классов коррекции.  Музыка создает у младших школьников хорошее настроение, влияет на их внешний и моральный облик, ...

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО.

Все большее значение в содержании учебно-образовательного процесса  приобретает комплексное развитие музыкальных способностей учащихся, опирающееся на раннее приобщение детей к творческому  ...

Отчёт по научно-исследовательской работе на тему "Народный танец как средство эстетического воспитания младших школьников"

Данное исследование Педагог дополнительного образования Денисов Г.В. проводил с учащимися своего коллектива....