Музыкальное путешествие
методическая разработка по музыке по теме

Сандакова Светлана Станиславна

Урок - концерт.Конспект заключительного урока. 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon KONSPEKT_ZAKLYuChITELNOGO_UROKA.doc125 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО УРОКА-КОНЦЕРТА

ВО 2 КЛАССЕ ( 1-3).

ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».

Цели:

  1. Обобщение, закрепление основных тем и знаний за второй год обучения. Применение полученных знаний в жизни, на практике.

Получение представлений о том, что нового узнали, как научились слушать, исполнять музыку, размышлять о ней.

  1. Активизация мыслительной деятельности. Развитие вокально –хоровых навыков, творческих способностей, воображения, артистизма.
  2. Нравственно – эстетическое воспитание, увлечённость музыкой, творческий отчёт, демонстрация знаний и способностей детей;

      развитие ответственности, коллективизма, сопереживания.

Материалы и оборудование:

  1. Наглядность: плакат «Море», острова, корабль, нотный стан, ноты;

                              кроссворд, ребусы, слова – рассыпушки, лира;

                              маски – нотки, костюмы гномов, героев песен.

  1. Музыкальный материал:
  1. Для исполнения:

                               «Классное Рондо» Д. Кабалевский

                                «Зачем нам выстроили дом?» Д. Кабалевский

                                «Кто дежурные?» Д. Кабалевский

                                 «Кузнец» Д. Кабалевский

                                «Звуки музыки» Р.Роджерс

                                «Песенка о капитане» И. Дунаевский

                                «Лесной марш» Ю. Чичков.

                                «Кукушка» (швейцарская народная песня)

                                «Почему медведь зимой спит?» Л. Книппер

                                «Любитель – рыболов» М. Старокадомский

                                «Пастушья песня» (французская народная песня)

                                «Дружат дети всей земли» Д. Львов – Компанеец

  1. Для слушания:

                              «Увертюра» И.Дунаевский

                              «Утро» Э.Григ

                               «В пещере горного короля» Э.Григ

                              «Золотые рыбки» Р. Щедрин

                               «Арагонская хота» М. Глинка

                               «Полонез» Ф.Шопен

  1. Стихи  о музыке.
  2. Портреты композиторов.

Ход урока:

I этап - Организационный момент, повторение.

Исполнение попевок: - Здравствуйте, ребята!

  1. Здравствуйте, учитель!
  2. На уроках музыки музыку мы слушаем.
  3. На уроках музыки песни мы поём.
  4. Вместе мы играем, вместе мы танцуем.
  5. На уроках музыки дружно мы живём!

«Классное Рондо» Д.Кабалевский (хор – группа – хор)

 - Дорогие ребята! Позади второй класс. За этот год вы узнали много интересного о музыке, научились определять её характер, формы, качество, интонацию и развитие. Это всё основа музыкальных произведений, которая помогает передать образы, содержание.

-  С помощью чего записывается музыка?

- Музыка записывается с помощью нот.

- А что мы слышим?

- Мы слышим музыкальные звуки.

- Что составляют звуки, которые записаны нотами?

- Звуки составляют мелодию, которая записана нотами.

- Любые звуки составляют мелодию?

- Нет, только согласованные, дружные звуки.

- Что такое мелодия?

- Мелодия – это музыкальная мысль, это душа музыки.

- Молодцы! Давайте исполним песню о звуках по ролям.

Исполнение «Звуки музыки» Р.Роджерс ( дети исполняют по очереди каждый свою фразу, у детей маски – нотки, солисты – хор).

II этап:

Ученик:

Всё в мире хочется познать,

Всё хочется увидеть в мире:

В стране мелодий погулять

И поиграть на струнной лире.

Корабль нас ждёт, пора нам плыть,

Нам музыка всего дороже,

Фантазий сказочная нить

Не заблудиться нам поможет.

- Сегодня нам предстоит совершить музыкальное увлекательное путешествие. Голоса ваши уже согрелись, готовы к новым заданиям.

В пути нас будут ждать трудности, неожиданности, приключения. Справиться с ними Вам помогут ваши знания. А на чём мы отправимся в путь? Чтобы выбрать транспорт необходимо послушать музыкальное произведение и определить: 1. Название произведения и его композитора?

                      2. Что нарисовала музыка?

                      3. Какой характер выражает?

                       4.Сколько и какие качества услышали в музыке?

                       5. Какие инструменты исполняют музыку?

- Для определения характера музыки используйте пластическое дирижирование.

Слушание: «Увертюра» И.Дунаевский (анализ музыки).

- Мы слушали «Увертюру» И.Дунаевского.

-Музыка рисует море: штормовое и спокойное.

- Музыка выражает тревожное, взволнованное настроение, которое чередуется с радостным, лёгким.

- В произведении сочетаются три качества: песенность, танцевальность и маршевость.

- Музыку исполняли духовые и струнные инструменты – симфонический оркестр.

- Молодцы! Справились с этим заданием. На чём же мы отправляемся в путь?

- На корабле.

- А вы хотите отправиться в путешествие? Устали уже дома?

Исполнение песни: «Зачем нам выстроили дом?» Д. Кабалевский

- Молодцы! В какой форме написана песня? Что это за форма?

- Песня написана в форме Рондо.

- Рондо-это музыкальная форма, где главная часть повторяется и чередуется с эпизодами.

- Какая часть в песне главная?

- «Град и стужа за окном, дождь и лужа за окном…»

- Кто составит схему формы Рондо?

(Составление учеником формы из фигур)

- Молодцы! Вашим кораблём является школа и все вы ученики – моряки. Моряки не только умные, они ещё и аккуратные. Без порядка и чистоты успехов не достичь.

Исполнение: «Кто дежурные?» Д.Кабалевский

(солист – группа – хор)

- Молодцы! Ребята, какой композитор создал песни, которые мы сейчас с вами исполняли? ( показ портретов: Р.Щедрина, Э.Грига, Д.Кабалевского, М.Глинки)

- Песни написал Д.Кабалевский.

- Что вы знаете о его творчестве?

- Дмитрий Кабалевский создавал музыку для детей о школе, дружбе, детстве.

- Молодцы! Наш корабль идёт по верному курсу!

Ученик:  Музыка – чудесная работа, чтобы людям сердце взволновать,

                Мало пьесу выучить по нотам, надо научиться колдовать.

                 Тот, кто это знает и умеет, тот приносит счастье в каждый дом.

                 Постарайся сделаться скорее добрым музыкантом – колдуном.

- Мы и не  заметили, как приплыли к первому острову «Угадай – ка». На этом острове нас ждёт волшебный свёрток. Что это? (разворачиваем) Кроссворд «Краски музыки». Нам надо вспомнить и назвать основные краски, которыми пользуются композиторы, чтобы нарисовать  что-то, передать настроение.

Кроссворд:        

                                      *

                          1.    тембр                  1. Окраска голоса, звучания

                      2.      темп                  2. Скорость движения

                      3.        лад                   3. Настроение в музыке

                      4.  высота                  4. Расположение звуков, регистр

                      5.        динамика        5. Сила звучания, громкость

                      6.      ритм                  6. Чередование, организованность звуков

              7.  гармония                       7. Согласие, созвучие звуков

- И центральное слово, обозначающее «душу» музыки, музыкальную мысль – это…

- Мелодия.

- А вот и следующее испытание: «Ребусы».

(Показ карточек – ребусов, составленных из нот)

фамилия, домино, ребусы, доля, сирена, дорога, фасоль, мир, дом.

- Молодцы! А вот эти слова рассыпались. Их надо собрать и назвать их определение. (работа по командам)

Интонация – характер звучания мелодии, её настроение.

Развитие – отражение в музыке всего происходящего, изменение мелодии.

Форма – построение музыкального произведения.

Качества – основные признаки, происходящие от характера песни, танца, марша – песенность, танцевальность, маршевость.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями на этом острове. Мы можем отправляться дальше, и в пути нам помогут песни. На нашем корабле все мы капитаны и песня наша будет о капитане.

Исполнение : «Песенка о капитане» И. Дунаевский.

- Вот и следующий остров «Среди природы». Мы знаем, что музыка может рисовать природу, всё что в ней происходит.

Сейчас вы должны определить название музыкального произведения, композитора, образ, характер, используя движения рук (дирижирование).

Слушание: «Утро» Э.Григ.

- Мы слушали музыкальное произведение  норвежского композитора Эдварда Грига «Утро».

- В музыке композитор нарисовал восход солнца, рассвет, пробуждение природы, пение птиц, шелест листьев, шум ветерка, наигрыши пастушка.

- Мелодия имела нежный, добрый, трепетный, плавный характер.

- Сколько интонаций было в музыке? Какие?

- Было две интонации: выразительная и изобразительная.

- Что делала каждая интонация?

- Выражала радость, рисовала природу.

- Что происходило с мелодией и почему?

- Мелодия постепенно поднималась вверх, рисуя восход солнца.

- Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Вы все знаете, что природу надо беречь, любоваться её красотой, относиться к ней с осторожностью. И чтобы красота в природе была вечной, многое зависит от вас и вашего отношения к ней.

Исполнение: «Лесной марш» Ю.Чичков (солисты – группа)

Ученик:  То звенела музыка в ручейке,           Музыка повсюду и везде:

                То шумела музыка в ветерке,            В плеске водопада и в реке,

                Ветерок листвой зелёною играл,      В птичьих голосах, в лесной тиши.

                Из листвы он музыку извлекал,        Музыка моя, звучи, дыши!

- Мы в лесу гости. А для кого лес – дом родной?

- Для птиц, зверей.

- О жизни некоторых мы сейчас узнаем!

Инсценировка песен: «Кукушка» (швец. нар. песня)

                              (солистка – группа)

                      «Почему медведь зимой спит?» Л.Книппер

                (солисты – герои, группа, костюмы персонажей)

- Вот какие чудеса происходят в жизни зверей! Наши ребята – хорошие артисты. Кроме птиц и зверей в лесах, высоко в горах живут волшебные существа – сказочные герои, которые охраняют сокровища земли. Кто это?

- Это гномы.

- Мы отправляемся к ним в пещеру и понаблюдаем за их работой.

Слушание: «В пещере горного короля» Э.Григ.

                      ( исполнение танца группой мальчиков)

- Что происходило с мелодией?

- Мелодия постепенно ускорялась, становилась громче, сильнее, ярче.

- Что рисовала музыка?

- Музыка рисовала яркий, стремительный танец.

- Как называется это произведение, кто композитор?

- «В пещере горного короля» Эдвард Григ.

- В какой форме оно написано? Что это за форма?

- Произведение написано в форме вариаций – где главная мелодия повторяется с украшениями, видоизменениями.

-  Молодцы! Отправляемся дальше. Посмотрите, кто нас сопровождает в нашем путешествии.

Исполнение танца «Золотые рыбки» Р. Щедрин (группа девочек).

- Под какую музыку танцевали золотые рыбки? Откуда этот фрагмент?

- Это фрагмент из балета «Конёк – Горбунок» Родиона Щедрина «Золотые рыбки».

- Что же исполнили для нас рыбки и гномы?

- Они исполнили танец.

- Верно, потому что мы приплыли на остров «Танцы».

Ученик:        И остров танца тоже есть,

                      Людей весёлых там не счесть.

                      Весь день резвятся и кружатся,

                      И лишь под утро спать ложатся.

Исполнение танца «Арагонская хота» М.Глинка (солистка).

- Как называется этот танец, кто его композитор?

- «Арагонская хота» Михаил Глинка.

- Что вы знаете об этом композиторе?

- Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор, основоположник русской классической музыки, путешественник.

- Какой интересный инструмент звучал в танце?

- Кастаньеты – деревянные пластинки для пальцев рук, подчёркивающие ритм танца.

- А кто является основоположником польской классической музыки?

- Фридерик Шопен.

- Как называется танец - шествие для торжества?

- Полонез.

- Давайте исполним основные движения «Полонеза».

Исполнение – слушание – разминка (по группам, парами).

- Молодцы! Какие качества здесь сочетались?

- Маршевость и танцевальность.

- Сколько и какие слышали интонации?

- Две интонации: 1. Выражала радость, 2. Рисовала движение танца – марша.

- Молодцы! Плывём дальше.

Ученик:         Один только остров остался у нас.

                       Мы с ним познакомимся прямо сейчас.

                       Вас песня весёлая в даль увлечёт,

                       Подарит всем солнце и к звёздам полёт.

- Вот мы приплыли на главный остров «Песня». Песня - наш друг и помощник, она всегда с нами рядом, придаёт нам сил и уверенности, поднимает настроение. Убедимся в этом.

Исполнение – инсценировка: «Любитель - рыболов» А. Старокадомский.

                                                        (солист – хор)

- Молодцы! Какой же наш рыболов чудак! Почему же он ничего не поймал?

- Он распугивал рыб своим пением.

- Сколько в песне частей? И какую она имеет форму? (схема)

- В песне две части: куплет – припев:

 

- Молодцы! Кто же сейчас встречает нас?

Исполнение: «Кузнец» Д.Кабалевский (по ролям: всадники – кузнецы)

- Сколько в песне героев?

- В песне два героя: всадник – кузнец.

- Сколько в песне частей и почему?

- В песне одна часть, т.к. настроение – интонация не меняется.

- Что рисует мелодия?

 - Мелодия рисует стук копыт, удары молота.

 - Правильно! А сейчас проведём «Угадай-ку» – по начальным звукам догадайтесь и назовите песню (исполнение учителем на инструменте).

- Это начало «Пастушьей песни».

Исполнение «Пастушьей песни» каноном (две группы).

- Как мы исполняли песню?

- Мы исполняли по группам, распевно, а-капелла, каноном.

- Что такое канон, а-капелла?

- Канон – исполнение по группам, с опозданием («эхо»).

- А-капелла – пение без музыки.

- Сколько частей в песне и почему?

- В песне одна часть, т.к. интонация не меняется.

- Какое здесь развитие?

- Здесь исполнительское развитие.

- А что такое развитие музыки? Какое бывает развитие? И от чего оно зависит?

- Развитие музыки – это изменение мелодии.

- Бывает исполнительское и композиторское развитие.

- Развитие зависит от изменения мелодии или её повторения.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, назвали все основы музыки. И ваши знания помогут вам открывать волшебный мир музыки.

Ученик:               Вся музыка – волшебная страна,

                              Она красива, ласкова, нежна.

                              Мы много раз еще там побываем

                               И очень много нового узнаем!

- Вот мы и вернулись обратно. И в заключении нашего праздника исполним прекрасную песню, которая подчёркивает важное значение музыки в нашей жизни.

Исполнение: «Дружат дети всей земли» Д.Львов – Компанеец (хором)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий концерта-лекции "Музыкальное путешествие по странам и континентам"

Сценарий концерта-лекции из серии "Школьная филармония представляет"  "Музыкальное путешествие по странам и континентам". Знакомство с музыкальными традициями народов разных стран. В концерте п...

Музыкальное путешествие (Урок музыки 1 класс)

На уроке учащиеся в игровой форме знакомятся с основными ступенями звукоряда....

Урок "Музыкальное путешествие в сказку"

Познакомить учащихся с композитором И.С. Бахом, музыкальным инструментом клавесин, сформировать представление о жанре "Менуэт"...

Урок музыки в 8 классе : " Музыкальное путешествие во Францию "

Цель урока : познакомить с классическими образцами французской песенной эстрады, обобщить знания о "легкой" и "серьезной" музыке....

Урок музыки «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка».

Урок в 4 классеУрок разработан по программе « Музыка» 1 – 4 классы» (Авторы: Е. Д. Критская,Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина)  в соответствии с основными положениями художественно- педагогичес...

Музыкальное путешествие по Италии

урок музыки, 4 класс, 3 четверть, 8 урок....