Россия Игоря Талькова
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

 

Цель:развитие в детях  творческого начала, показать, как автор и певец смог в условиях тотального режима  рассказать о трагичной странице русской

истории.

Задачи:

- обучающие: познакомить с песенным творчеством Игоря Талькова;

овладеть навыками выразительного пения.

- развивающие: развивать музыкальный вкус и эмоциональное восприятие музыки.

- воспитывающие: воспитывать в детях любовь к Родине   при познании

исторических событий, связанных с историей  политических репрессий в

нашей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_igorya_talkova.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                Россия Игоря Талькова.

«Россия – боль моей души.

Песни – крик моей души».

Игорь Тальков

Автор: Манаенко Лидия Викторовна   kasya18@gmail.com

Место работы: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города  Астрахани

Предмет: Музыка, комбинированный урок

Тема урока: «Россия Игоря Талькова»

Продолжительность:  40 минут

Класс: 7

Технологии: Презентация Power Point, с включением аудио и видеофайлов

Цель: развитие в детях  творческого начала, показать, как автор и певец смог в условиях тотального режима  рассказать о трагичной странице русской

истории.

Задачи:

- обучающие: познакомить с песенным творчеством Игоря Талькова;

овладеть навыками выразительного пения.

- развивающие: развивать музыкальный вкус и эмоциональное восприятие музыки.

- воспитывающие: воспитывать в детях любовь к Родине   при познании

исторических событий, связанных с историей  политических репрессий в

нашей стране.

Презентация к уроку

Слайд 1

Учитель: Игорь Тальков – поэт, певец, композитор – прожил короткую жизнь. Он трагически погиб в возрасте 35 лет. Отношение к Талькову

неоднозначное. Бесспорно одно: Тальков -  неординарная личность,

творческая натура, та лантливый человек. Его творчество многопланово и разнообразно: кого-то покорила мелодичная лирика; кому-то ближе рок-бардовские баллады; кто-то получает энергетический заряд от

прослушивания остросоциальных песен, политизированных, но не имеющих иной направленности, кроме любви к родной земле, тревоги за настоящее и будущее своего народа, России.

         Тальков – патриот; всё, что он делал, делал искренне и не напрасно,

по скольку все его песни актуальны, созвучны мыслям и нерву всего русского народа. Кем бы он ни был по убеждению, каких бы взглядов не

придержи вался, его творчество не может не заинтересовать умеющего и

желающего думать человека.

         Сила творчества Талькова – в его честности. Он не писал и не пел о том, чего не чувствовал; при этом его песни – не просто мысль, облачённая в

сти хотворно-музыкальную форму, но состояние души.  

         Стихи и музыка обычно рождались одновременно. Именно поэтому они так прекрасно сочетаются в песнях Игоря Талькова. Вроде простые слова, но нужная  ключевая фраза всегда попадает на эмоциональный подъём мелодии,   жёсткая рифма как влитая входит в сильную струю, и мы уже при всём

жела нии не можем песню слушать как бы между прочим.

Слайд 1. Звучит песня Игоря Талькова «Я вернусь» (фрагмент).

Учитель: Сегодня мы с вернувшимся к нам в своих  песнях Игорем

Тальковым. Вы только что прослушали песню « Я вернусь». Сбылась ли вера Талькова в своё возвращение? Как возвращаются поэты, композиторы?

Учащиеся: …Да, он вернулся своими песнями.

                   … Мы поём и слушаем их

                   …Есть записи на кассетах.

Учитель: Настоящая песня получается тогда, когда у автора возникает

жела ние высказать то, что волнует его душу. При этом говорят, что «душа поёт» или  «душа стонет». Что в связи с этим можно сказать о песне

«Я вернусь»?

Учащиеся: …Тальков переживал, что наша страна была нищей…

                   …Он не хотел войн в стране…

                   …Надеялся, что наступит хорошая жизнь.            

Учитель: Так уточните, у него «душа пела» или «душа стонала»?

Учащиеся: Душа стонала.

Учитель: Согласна с вами. Душа поэта, певца стонала по любимой родине – России, ей он посвятил свои лучшие песни.

Слайд 1.Поэтому тема урока:

                                   «Россия Игоря Талькова». 

Слайд 2. В конце урока я предложу вам ответить на вопрос:

«О чём мы задумыва емся после знакомства с песнями Игоря

Талькова?»

Россия – страна, в которой мы живём. Но у каждого человека есть малая

родина. И думается, что Тальков пел для каждого из нас, для нашей России, в которой есть такое замечательное место – наш город Астрахань.

 Слайд 3.Посмотрите на фото и скажите, какие мысли у вас возникают когда вы смотрите на них?

Учащиеся: …Это красота Астраханского Кремля – храм и колокольня.

                   …Самое знаменитое место в Астрахани.

…Кремль связан с историей, там был Пётр I и сказал: «Зело                                                                       лепотен  храм сей», был там и Степан Разин.

…Это церковь, куда люди ходят молиться.

Учитель: Во время гастролей в Астрахани  Игорь Тальков был восхищён

кра сотой  храма, он слышал колокольный звон, и под  впечатлением  

увиденного у него возник музыкально-поэтический образ. Так появилась песня-компози ция. Я назвала эту песню композицией, желая тем самым

подчеркнуть, как объёмна эта песня и какое большое значение имеет здесь музыка. Слушаем инструментальное вступление, которое подготовит нас к пониманию всей песни.

                           Слайд 3. Слушание  (1 мин. 10 сек.).(фрагмент аудио)

Ваше впечатление? Чего можно ожидать в песне после такого  

инструментального вступления?

Учащиеся: …Колокольный звон подсказывает, что будет песня о России

                   …В музыке слышна грусть, жалоба, песня будет о печальных

                    событиях.

Учитель: Слушаем песню Игоря Талькова «Россия».

                         Слайд 4.Слушание (видео,8 мин.)

Что вы можете сказать о содержании песни и о музыке?

Учащиеся: …Песня о трагической судьбе России, когда разрушалось всё, что

                    было до революции, погибало много людей.     

                   … Музыка в середине песни звучит грозно.

                   …Надвигается опасность.

Учитель: Да, опасность  30-х годов прошлого века состояла вот в чём:  

умные, свободомыслящие, высокообразованные люди  понимали, что страна  катится в пропасть. За это  новая власть подвергала людей репрессиям.

Слайд 5. Словарь: Репрессии – это меры принуждения, применяемые исходя из политических мотивов, такие как лишение жизни и свободы, высылка

ссылка, лишение прав и свобод лиц.

Родители Игоря Талькова были репрессированы и сосланы. Познакомились они в лагере для политических заключённых, поженились, там же родился их первый сын Владимир. Спустя много лет семья Тальковых была освобождена. 4 ноября 1956 года в семье родился второй сын Игорь. О трагических событиях из жизни своей семьи он узнал спустя много лет, после смерти отца. Произошедшее оставило неизгладимый след  в душе Игоря Талькова и отразилось в творчестве.

Учитель: Как эти события отражены в песне?

Учащиеся: появляется интонация  тре воги, агрессии, напряжённости.

  Учитель:      Это  связано с содержанием песни. Напомню вам:

Разверзлись с треском небеса

И с визгом ринулись оттуда

Срубая головы церквям

И славя нового царя

  Новоявленные иуды.                            

Что услышали вы  в заключении?

Учитель: …В заключительной части повторилось вступление.

                …Торжественно звучат колокола.

                …Мелодия грустна, слышен плач.

Песня заканчивается постепенно удаляющейся  мелодией. Это далёкое

вос поминание о чём-то, что никогда  не вернётся. Слайд 6

              После паузы учитель исполняет песню Игоря Талькова «Бывший подъесаул».

Словарь: Подъесаул – офицерский чин в России в казачьих войсках.

                Атаман – стали звать своих начальников донские казаки.

После исполнения песни учитель спрашивает:  Почему  герой песни снял и бросил в реку ордена и погоны?

Ответ: В этом состоял смысл репрессий

            Он мог пострадать от них.

Учитель: «За народную власть, со своим же народом» как  вы понимаете эти слова?

Ответ: В те годы была гражданская война

Учитель: А  в чём это заключалось?

Ответ:   Война, которая происходит внутри страны.

             Это не нападение внешних врагов.

            Брат на брата, сын на отца.

Учитель: Кто был прав в этой войне?

Ответ:     Те, кто войны не хотел.

Учитель: Правильно.

Ибо врагами становились выдающиеся люди.  Профессора-биологи,

художники, музыканты  погибали. Страна, теряя таких людей, разрушалась.

         Разучивание и исполнение песни учащимися (раздаточный материал на столах).

Мы с вами прослушали  и разучили песни Игоря Талькова. Силой своего

таланта он открыл для нас тему репрессий 30 годов. Трагична история нашей страны. Но мы должны сделать выводы и никогда не забывать об этом.

Песни Игоря Талькова  помогут это сделать.  Кроме нашего урока вы  этих песен не услышите ни по телевидению, ни на  многочисленных радио. Там  нет песен о любви к Родине, затрагивающих душу, заставляюших  

задуматься  об истории нашей страны нет.  

Слайд 7. О чём вас заставляют задуматься эти песни?

Учащиеся: …Любить родину, Россию также верно и сильно как Игорь

                     Тальков.

                   …Изучать историю своей страны, чтобы понимать какой должна                

                   быть наша жизнь.

                    …о том, что надо уметь выстоять в сложных условиях, не

сгибаться перед трудностями, сохранять чувство собств. достоинства, что и показал своей жизнью Тальков.

Заключение. Слайд 8. Просмотр видео «Бывший подъесаул» Игоря Талькова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кайгалов Игорь. Историческое эссе "Недаром помнит вся Россия.."

В текстовом документе историческое эссе о Бородинском сражении войны 1812 года. Написано учеником 11 "б" класса МБОУ СОШ № 10 для участия в школьном мероприятии, посвященном войне 1812 года....

Я точно знаю, что вернусь….(Литературно – музыкальная композиция, посвященная памяти И.Талькова).

Цели литературно - музыкальной композиции: 1) Познакомить  учащихся с жизнью и творчеством  певца и композитора И.Талькова. 2) Развивать стремление быть Личностью, неравнодушной к судьбе Ро...

Вечер "Памяти Игоря Талькова"

Этот сценарий поможет познакомить учащихся с творчеством Игоря Талькова....

Урок по творчеству И. Талькова. (музыкальная композиция)

Цели урока:1. продолжить знакомство с бардовской песней;2. познакомить с творчеством И. Талькова;3. дать понятие о рок-поэзии;4. показать тенденции современной литературы, место рок-поэзии в развитии ...

Внеклассное мероприятие по творчеству Игоря Талькова

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству поэта-барда...

Презентация к песне "Комарово" музыка Игоря Николаева, слова Михаила Танича. из репертуара Игоря Скляра.

Презентация содержит краткие сведения об авторах песни, Игоре Скляре; история песни, текст....

Сценарий мероприятия, посвященный Герою России Грудному Игорю Сергеевичу

Жизненный путь Героя России  Грудного Игоря Сергеевича...