Конспект урока музыки 6 класс
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме

Сандакова Светлана Станиславна

Урок №3 по теме "Воплощение в музыке атмосферы времени перемен в России начала 20 века" , 2 четверть "Преобразующая сила музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_muzyke_v_6_klasse_po_teme.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 6  КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«Воплощение в музыке атмосферы времени перемен России в начале 20 века»

Урок №3 по теме 2 четверти «Преобразующая сила музыки»

Учителя музыки МОУ «Лицей №1 им.А.П.Гужвина»г.Камызяк

САНДАКОВОЙ С.С.

Для участия в областном  видеоконкурсе

 «Самый креативный учитель музыки Астраханской области»

ЦЕЛИ:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Определение особенностей творчества С.В.Рахманинова;

2.Закрепление творчества Л.В.Бетховена;

3.Показ отражения в музыкальных произведениях напряжения и атмосферы времени;

4.Закрепление умений различать особенности вокальной и инструментальной музыки;

5. Закрепление понятий: вальс, вариация, концерт, мелодия, песня, полифония, симфония, фуга;

6.Организация творческой деятельности;

7.Создание проблемной ситуации для  определения музыки С.В.Рахманинова;

8.Организация процесса анализа нового произведения;

9.Организация процесса передачи музыкальных образов и интонаций в интерпретациях детей;

10.Закрепление представлений о взаимосвязи музыки и жизни.

2.РАЗВИВАЮЩИЕ:

1.Развитие навыков музыкального восприятия путём обогащения разнохарактерными интонациями;

2.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

3.Развитие умения наблюдать за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи;

4.Развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-творческих способностей, внимания, памяти, воображения и мышления;

5.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1.Воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки С.В.Рахманинова;

2.Воспитание патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины;

3.Воспитание доброжелательных отношений среди учащихся;

4.Обогащение духовного мира учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.Портрет С.В.Рахманинова;

2.Кроссворд «Великаны музыки»;

3.Эпиграф: слова Д.Б.Кабалевского, И.Волобуевой, С.В.Рахманинова, Б.Астафьева;

4. Словарь терминов: вальс, вариация, концерт, мелодия, песня, полифония, симфония, фуга;

5.Музыкальные произведения:

   «Ровесники, ровесницы…» А.Островский;  

   Попевки-упражнения;

   «Звуки-музыки» Р.Роджерс;

   Фрагмент Симфонии №5 (1часть) Л.В.Бетховен;

  «Чудо-музыка» Д.Б.Кабалевский;

   Фрагмент Концерта №3 (1часть) С.В.Рахманинов;

   Концерт №2 (1часть) С.В.Рахманинов;

   «Россия» Д.Тухманов.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ/ЗАКРЕПЛЕНИЕ/ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Вход в класс под музыку А.Островского «Ровесники, ровесницы…» (исполнение учителем).

Исполнение  попевки «Здравствуйте!» и песни Р.Роджерса «Звуки музыки» (индивидуальная и хоровая работа)  с целью создания благоприятной атмосферы на уроке и подготовки голосового аппарата к пению.

- Ребята, какое настроение вызвало у вас данное произведение? Почему?

Радость, бодрость, веселье. Мелодия песни задорная, быстрая, игривая, легкая. Исполняли по очереди, каждый свою ноту.

-Как называется такое воздействие музыки на нас?

Преобразующая сила музыки.

-Почему преобразующая сила?

Музыка преобразует человека, делает его лучше, благороднее и добрее. Через человека музыка преобразует всю нашу жизнь, делая её богаче, краше, выразительнее и интересней.

ОБРАЩЕНИЕ К СЛОВАМ Д.Б.КАБАЛЕВСКОГО:

«Музыка воздействует на жизнь через человека и в этом её огромная сила».

-Ребята, давайте настроимся на хорошее, исполнив по рядам и хором песню Д.Б.Кабалевского» «Чудо-музыка, в названии которой указывается сила музыки (Исполнение с движениями).

- МОЛОДЦЫ! Сегодня мы продолжаем говорить и наблюдать за преобразующей силой музыки и за её участием в жизни человека.

Звучит фрагмент 1 части Симфонии№5 Л.В.Бетховена.

-Какое произведение сейчас звучит? (ответ детей).

Дома Вы должны были написать мини-отзыв на это произведение. Давайте послушаем некоторые.

Выступления ребят на фоне звучания музыки.

-Молодцы!

Звучит фрагмент 1 части Концерта №2 С.В.Рахманинова.

   Композиторы всех времён, создавая музыку, хотели помочь людям, желали украсить и обогатить жизнь, рассказывали о жизни всего человечества, отражая в музыке его историю и чувства. Давайте вспомним имена некоторых композиторов, заполнив Кроссворд (индивидуально + доска).

1.Русский композитор, мечтавший, чтобы его музыка приносила людям утешение и опору.

   Юрист по образованию, тонкий психолог души человеческой. – П.И.Чайковский.

2. Стремился  своей музыкой сделать человека мужественным, способным преодолевать любые     жизненные невзгоды. – Л.В.Бетховен.

3. Русский композитор 20 века, учитель музыки, автор школьной программы по музыке. – Д.Б.Кабалевский.

4. Основатель русской классической музыки. – М.И.Глинка.

5.Русский композитор-новатор 20 века, подчеркнувший важность ритма.- С.С.Прокофьев.

6. Основатель немецкой классической музыки, стремился своей музыкой вызвать в человеке чувство собственного достоинства. – И.С.Бах.

7. Основатель польской классической музыки. – Ф.Шопен.

8. Искусство звуков. – Музыка.

                                                                                       *

1.ЧАЙКОВСКИЙ

                2.БЕТХОВЕН

                                                            3.КАБАЛЕВСКИЙ

     4.ГЛИНКА

       5.ПРОКОФЬЕВ

  6.БАХ

                                                           7.ШОПЕН

8.МУЗЫКИ

- Почему композиторов называют «Великанами музыки»?

       1.Это великие люди искусства.

2.Они возвеличивают человека и его душу, обогащают нашу жизнь.

3.Создают образцовую, великую во все времена музыку с идеями любви, добра, гуманизма, ценностей жизни. Музыка сопутствует человеку, делая его чище, добрее, богаче духовно.

- Правильно, ребята. Ведь среди музыкальных сочинений наших дней есть такие, которые ослабляют силу воли человека, портят людей, делая их равнодушными и бессердечными, учат грубости и жестокости. Это примеры дурного влияния, которые вы должны отличать от подлинного искусства.

ОБРАЩЕНИЕ К СТИХАМ  И.ВОЛОБУЕВОЙ:

«Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты».

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:- Определите термин, а из выделенных букв соберите ключевое слово:

 1.Танец – символ молодости, весны, любви. – ВАЛЬС.

2.Душа музыки, музыкальная мысль.- МЕЛОДИЯ.

3.Музыкальная форма, где главная часть повторяется с украшениями.- ВАРИАЦИЯ.

4.Главный жанр музыки, где слова положены на мелодию. – ПЕСНЯ.

5.Крупное музыкальное произведение – размышление о жизни. – СИМФОНИЯ.

6.Склад многоголосной музыки. – ПОЛИФОНИЯ.

7. Крупное музыкальное произведение, выступление-соревнование.- КОНЦЕРТ.

8.Самая сложная музыкальная форма. – ФУГА.

- Какое слово составили? – ВЛИЯНИЕ.

2.НОВАЯ ТЕМА.

Звучит фрагмент 1 части Концерта №2 С.В.Рахманинова.

   В музыке отражаются события и явления жизни, на её характер и содержание влияет время, в котором живёт композитор. А он, в свою очередь, воплощает в своем творчестве те вопросы, которые волнуют и его, и его современников. Тема нашего урока:

«Воплощение в музыке атмосферы времени перемен России в начале 20 века».

     Каждый здравомыслящий человек того времени чувствовал в себе потребность внести свой вклад в перемены общества и выразить настроение в своём творчестве: борьба народа за свободу, независимость, равноправие, стремление к миру и светлому будущему без войн, разрухи, голода и нищеты. Назовите имя великого русского композитора, пианиста-виртуоза, который посвятил свою музыку теме Родины? Послушайте фрагмент и вспомните, кому он принадлежит.

Исполнение учителем фрагмента 1 части Концерта №3.

- Узнали? О ком идет речь?- С.В.Рахманинов.

 Как называется крупное музыкальное произведение, выступление-соревнование? – Концерт.

Звучит фрагмент 1 части Концерта №2 С.В.Рахманинова.

- Верно. С творчеством С.В.Рахманинова мы знакомились и в 4, и в5 классах. Давайте вспомним особенности его музыки, послушав сообщение (Выступление ученика).

ОБРАЩЕНИЕ К СЛОВАМ С.В.РАХМАНИНОВА:

«Музыка должна идти от сердца!»

Человек не может быть равнодушным к событиям своей Родины.

Перед вами таблица эмоциональных состояний и настроений. Выберете те, которые свойственны характеру мелодии 1 части Концерта №2, где композитор передал образ сильной и могучей Родины, но взволнованной и напряжённой теми событиями, царившими в России 100 лет назад.   И подчеркнул мысль: «Человек – это звучит Величественно!» Первое исполнение концерта №2 состоялось в 1901 году.

Слушание фрагмента 1 части Концерта №2 С.В.Рахманинова. Работа детей по таблице.

Повторное слушание фрагмента 1 части Концерта №2 С.В.Рахманинова. Анализ произведения.

- Какие настроения свойственны характеру данного произведения? (Ответы по цепочке).

Показ учителем на инструменте вступления и главной мелодии 1 части.

 Вступление как колокол – это тема набата, тревоги людей, силы и взрыва эмоций, которые больше нельзя держать внутри себя.

Взволнованная, широкая, напевная мелодия раскрывает образ великой и могучей Родины.

Светлая, лирическая, нежная мелодия–монолог фортепиано, раскрывает тепло, трепет, любовь.

Упругая, чёткая, маршевая, суровая мелодия показывает нарастание сил и мужества. Здесь ведущая роль принадлежит оркестру.

ОБРАЩЕНИЕ К СЛОВАМ  Б.АСТАФЬЕВА:

«Композитор необычайно ярко показал во втором концерте то настроение радостного возбуждения, подъёма, ожидания чего-то нового, которыми были охвачены широкие круги русского общества на пороге наступающего столетия».

ИТОГ АНАЛИЗА (Тема урока).

- Почему С.В.Рахманинов выбрал такие насыщенные и богатые музыкальные краски в своём Концерте №2?

Для передачи тем переживаний и волнений людей того времени, т.к. отразил атмосферу России, в которой жили люди начала 20 века.

     Сам С.В.Рахманинов не поддержал революцию 1917 года, т.к. это привело к многочисленным жертвам неповинных людей. Но он переживал за судьбу Родины и простого народа.

 Концерт №2 – это гимн красоте и величия русского человека.

Ребята, давайте закончим наш урок песней Давида Тухманова «Россия», где раскрыта тема любви и гордости к нашей могучей Родине. Обратите внимание на трудные места во 2 части куплетов. Соблюдайте интонационное и динамическое развитие для более выразительного исполнения.

ХОРОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ  Д.ТУХМАНОВА «РОССИЯ».

3.ИТОГ УРОКА/ОЦЕНКИ.

- Что объединяло произведения урока?

- Интонации взволнованности, переживаний, любви к Родине, размышления о её судьбе.

- С творчеством  какого композитора знакомились? – С.В.Рахманинова.

- Какие черты характерны для его творчества? Почему?

- Напевность, неторопливость, широта и грусть мелодий, взволнованность интонаций, т.к. передавал образы Родины и русской природы, опираясь на особенности русской народной песни.

             

1.Русский композитор, мечтавший, чтобы его музыка приносила людям утешение и опору.

   Юрист по образованию, тонкий психолог души человеческой. – П.И.Чайковский.

2. Стремился  своей музыкой сделать человека мужественным, способным преодолевать любые     жизненные невзгоды. – Л.В.Бетховен.

3. Русский композитор 20 века, учитель музыки, автор школьной программы по музыке. – Д.Б.Кабалевский.

4. Основатель русской классической музыки. – М.И.Глинка.

5.Русский композитор-новатор 20 века, подчеркнувший важность ритма.- С.С.Прокофьев.

6. Основатель немецкой классической музыки, стремился своей музыкой вызвать в человеке чувство собственного достоинства. – И.С.Бах.

7. Основатель польской классической музыки. – Ф.Шопен.

8. Искусство звуков. – Музыка.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:- Определите термин, а из выделенных букв соберите ключевое слово:

 1.Танец – символ молодости, весны, любви. – ВАЛЬС.

2.Душа музыки, музыкальная мысль.- МЕЛОДИЯ.

3.Музыкальная форма, где главная часть повторяется с украшениями.- ВАРИАЦИЯ.

4.Главный жанр музыки, где слова положены на мелодию. – ПЕСНЯ.

5.Крупное музыкальное произведение – размышление о жизни. – СИМФОНИЯ.

6.Склад многоголосной музыки. – ПОЛИФОНИЯ.

7. Крупное музыкальное произведение, выступление-соревнование.- КОНЦЕРТ.

8.Самая сложная музыкальная форма. – ФУГА.

- Какое слово составили? – ВЛИЯНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.

Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,  Шмагиной Т.С.   Тип урока: урок   применения и с...

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...