УРОК В 6 классе "ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ"
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме

КОПЫЛОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ УРОК И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ "ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ" .

РЕСУРС СОДЕРЖИТ КОНСПЕКТ УРОКА, ПРЕЗЕНТАЦИЮ, А ТАКЖЕ ФАЙЛ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ В ФОРМАТЕ МП 3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pesni_opalennye_voinoy.ppt850 КБ
Microsoft Office document icon urok_pesni_opalennye_voynoy.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Песни, опалённые войной» МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Инжавино» ЭПИГРАФ: Благодаря музыке Вы найдете в себе новые, неведомые Вам прежде, силы. Д.Д. Шостакович.

Слайд 2

«Священная война» (сл.В.Лебедева-Кумача, муз.А.Александрова)

Слайд 3

«Священная война» (сл.В.Лебедева-Кумача, муз.А.Александрова)

Слайд 4

«Священная война» (сл.В.Лебедева-Кумача, муз.А.Александрова)

Слайд 5

«СИНИЙ ПЛАТОЧЕК» (сл.Яков Галицкий, муз.Ежи Петербурского)

Слайд 6

«В землянке» (сл.Алексея Суркова, муз.Константина Листова)

Слайд 7

«КАТЮША» (сл.Михаила Исаковского, муз.Матвея Блатера)

Слайд 8

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Подберите высказывание из предложенных ниже ,которое по вашему мнению музыке, тексту, эмоциональному настрою соответствует прослушанным песеням: 1) Песня – лирическая 2) Песня- призыв 3) Песня –Гимн мести гитлеризму 4) Бытовая песня 5) Бессмертная песня 6) Торжественная песня

Слайд 9

2010 год - год 65-летия победы в великой отечественной войне! Долгих 4,5 года длилась эта война. Сколько стихов и песен было написано в эти годы! Они помогали людям в трудную минуту, грели души солдат, вели их на подвиг! А сколько стихов и песен было написано уже после окончания войны ее участниками и их потомками !

Слайд 10

Проблемные вопросы Можно ли считать полными знания об истории Великой Отечественной войны без знания песен тех лет? Если уйдут из жизни ветераны ВОВ, то можно ли полагать, что песни военных лет также «канут в лету»?

Слайд 11

Не отнимайте солнце у детей 1. Один рассвет для всех Горстями дарит солнце. Наш звонкий детский смех О души взрослых бьется. Луч солнца из окна, Что утром мирно светит Ты защити, страна, Чтоб улыбались дети. Припев: Не отнимайте солнце у детей! И жизнь Земли вовеки не прервется! Чтоб над Землей звучало каждый день: Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет солнце! 2. Мы вырастем и все Поможем Вам исправить. И крест Ваш понесем, И не порушим память. Луч солнца из окна, Что утром мирно светит, Ты защити, страна, Чтоб жили твои дети

Слайд 12

«Священная война» (сл.В.Лебедева-Кумача, муз.А.Александрова)

Слайд 15

Анкета для родителей 1 ) Знаете ли вы авторов песен ВОВ? 2)Назовите песни военных лет. 3)Могут ли песни военных лет бесследно исчезнуть? (обоснуйте свой ответ)

Слайд 16

Перспектива развития проекта: издание сборника «Песни Великого подвига»; проведение в школе «Фестиваля песен ВОВ»; выступление перед ветеранами ВОВ и тружениками тыла; создание сайта «Песни Великого подвига».

Слайд 17

Благодарим за внимание!



Предварительный просмотр:

МБОУ «Инжавинская СОШ» Тамбовской области.

    Копылова Надежда Николаевна

учитель музыки

                                                                                 Разработка и презентация

                                                                                     урока музыки в 6 классе –

"Песни, опалённые войной"

Аннотация:

Ресурс содержит конспект урока, презентацию, а также файл с музыкальными файлами в формате MP3.

Тема полугодия: «Преобразующая сила музыки».

Тема урока: «Песни, опалённые войной»

Цель урока: формирование положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве через исследование песен ВОВ.

Задачи урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о разновидности и отличительных чертах песен Великой Отечественной войны.
  2. Развивать у детей способность сопереживания, творческое, нестандартное мышление посредством слушания и анализа музыкальных произведений.
  3. Воспитание музыкально- эстетического вкуса, интереса и любви к музыке. Желание слушать и исполнять её.
  4. СВЕРХЗАДАЧА:

А) Возрождение и популяризация военной песни как важного инструмента культурно- воспитательной политики.

Б) Прививать родителям интерес к музыкальным приоритетам своего ребёнка.

1

Оборудование: мультимедийная установка, СД- проигрыватель, дидактический материал, портреты композиторов, документальная фотохронка.

Музыкальный ряд:

  1. «Священная война» муз.Ал.Александрова, сл.Лебедева- Кумача;
  2. «Синий платочек» муз.Е.Петербургского, сл.Я. Галицкого;
  3. «В землянке» муз.К.Листова, сл.А.Суркова;
  4. «Прощание славянки» муз.А.Агапкина;
  5. «Не отнимайте солнце у детей» муз.и сл.Н.Осошник.

«Благодаря музыке вы найдёте в себе новые,

неведомые Вам прежде, силы»

Д.Шостакович.

Ход урока

  1. Организационный момент

Вход  класс под музыку «Прощание славянки » муз. А. Агапкина

Слайд № 1 «Песни, опалённые войной» - тема урока.»

  1. Вводное слово учителя

        День победы навсегда будет одним из светлых и могучих праздников нашей страны. В памяти народа никогда не сотрутся горе и страдание, которые война принесла людям. Мужество советских людей, их готовность защитить Родину не знало границ.

        Вместе с Отчизной песня встала в солдатский строй с первых дней войны. Стихи и песни вели в бой. Они стали оружием, разящим врага. Они помогали народу выстоять и победить.

              Прошли годы. Страна залечила свои военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Сколько их – прекрасных и незабываемых!

        У  каждой песни есть своя судьба, своя история. Наш сегодняшний урок посвящён песням военных лет, созданных в первые дни войны, песням, рождённых любовью, горем утрат и гордостью побед над жестоким врагом.

Слайд № 2 Плакат «Родина мать зовёт» И. Тоидзе.

Доклады и сообщения учащихся об истории создания и авторах песни

«Священная война»

1-й ученик : «Священная война» -  это песня – воин, песня – полководец». Её слова были опубликованы в газете «Известия» через два дня после начала войны – 24 июня 1941 года. А 27 июня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с  которого уходили на фронт военные эшелоны.

2 ученик.

Участник хора, который исполнял песню «Священная война» на белорусском вокзале Юрий Емельянов вспоминает: «В зале ожидания на вокзале было большое скопление народа, и когда хору настало время исполнять песню, в душе закралось сомнение – можно ли выступать в такой шумной обстановке? И вот взмах руки композитора, хор начинает петь – зал затихает… С первых же тактов было понятно, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали как при исполнении гимна. На суровых лицах солдат волнение и слезы. Песню требовали повторить пять раз подряд! – пели мы «Священную войну».

3 ученик.

С этого дня песня прошла долгий и славный путь. Она была «взята на вооружение» нашей армией, всем народом. Ее пели повсюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу врага. В те суровые военные годы каждое утро после боя Кремлевских курантов по радио звучала «Священная война». Но и сегодня ее нельзя слушать без волнения. Она напоминает нам о небывалом мужестве советских людей.

(Звучит фонограмма песни «Священная война» в исполнении ансамбля песни и пляски им. Александрова) После слушания дети вносят в тетрадь название песни и имена авторов песни.

Слайд №3 Фотохроника. (Клавдия Шульшенко исполняет песню во время передышки между боями)

Доклад учащегося об истории создания песни.

Ученик. В сентябре 1939 г. во Львов приехали музыканты популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Яков Галицкий, поэт и драматург, тут же, в зале набросал несколько строк в своем блокноте, слушая нежную мелодию вальса: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь ласковых, радостных встреч…»

После концерта композитор и поэт встретились. «Синий платочек» очень понравился Ежи Петерсбургскому. И уже через несколько дней, песню, полный текст которой дописал Галицкий, исполнял солист оркестра Станислав Ландау.

Песня сразу полюбилась москвичам. Известный поэт А. Сурков в своей книге «Голоса времени» писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная…» в солдатском сердце теплятся лирические слова песенки «Синий платочек». Тут же возник и народный вариант «Синего платочка». Его слова всем хорошо известны:

Двадцать второго июня

Ровно в четыре часа

Киев бомбили,

Нам объявили,

Что началась война…

Но все же самым популярным оказался третий вариант песни, возникший в 1942 году.

Как-то артистка со своим ансамблем выступала в гвардейской части генерала Н. Гарина на легендарной «Дороге жизни» через Ладожского озеро. Здесь она познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта лейтенантом Михаилом Максимовым. «Узнав, что я пишу стихи, - вспоминал Максимов, - Шульженко попросила меня написать новый текст «Синего платочка». «Песня популярна в народе, - сказала она, - у нее приятная мелодия. Но нужны слова, которые бы отражали нашу великую битву с фашизмом».

Предложение взволновало молодого журналиста. Он никогда не писал песен. Однако работал над текстом всю ночь. «Мне сразу понравилась песня, простые, берущие за душу слова, - говорила потом певица, - у какого из защитников нашей Родины есть своя родная женщина, самая близкая, любимая и дорогая, за горе и страдания которой он будет мстить врагу». Так появились новые строки.

(Слушание песни)

(Работа с тетрадью – пишем название и авторов песни.)

Слайд № 4. Фотохроника военных лет.

Сообщение учащихся о создании песни «В землянке» (сл. А.Сурикова, муз. К.Листова)

Слушание в исполнении Леонида Утесова

Выполнение творческого задания

Слайд № 4

Проанализировав музыкальный язык и средства воплощения прослушанных песен, подберите высказывание, которое по вашему мнению соответствует музыке, тексту, эмоциональному настрою прослушанных песен.

- Песня лирическая;

- Песня – призыв;

- Песня – гимн мести гитрелизму;

- Бытовая песня;

- Бессмертная песня;

- Торжественная песня.

(Анализ текста, муз. средств воплощения, высказывания у доски, продолжая фразу «потому что…»)

Работа над проблемными вопросами

Слайд №4

(Групповая работа над выводом о роли военных песен, знаний о истории их создания и авторах в наших представлениях о событиях и истории ВОВ. Выдвижение вариантов вывода от команды.)

- Модно ли считать полными знания об истории Великой Отечественной войны без знания песен тех лет?

- Если уйдут из жизни ветераны ВОВ, то можно ли полагать, что песни военных лет также «канут в лету»?

Вокально – хоровая работа.

Слайд №5 (текст песни)

Исполнение  песни «Не отнимайте солнце у детей» (Музыка и слова Н. Ошанник)

Всем классом, группами, солистами. Работа над гласными звуками, окончаниями, дикцией, дыханием.

Оценки за урок.

Домашнее задание:

а.) Продолжить исследование истории создания песен ВОВ.

б.) Анкета для родителей. Слайд №6

1.) Знаете ли вы авторов песен ВОВ?

2.) Назовите песни военных лет.

3.) Могут ли песни военных лет бесследно исчезнуть? (обоснуйте свой ответ)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс тема "Преобразующая сила музыки" 2 урока (Скрябин, обобщающий))

Разработка 2-х уроков. "Творчество А.Н.Скрябина было его временем...", обобщающий урок по теме "Преобразующая сила музыки"...

Конспект и презентация к уроку музыки «Преобразующая сила музыки».

Тема урока: Преобразующая сила музыки.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Формировать знания детей о преобразующей силе музыки.На уроке решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи...

Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс

Презентация к уроку музыки по теме "Преобразующая сила музыки" 6 класс...

Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки" 2 полугодие

Урок  музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки"...

Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки"

В. Моцарт «Реквием»Художественно-педагогическая идея урока:«Ты, Моцарт, БогИ сам того не знаешь».А. С. Пушкин...

Модель урока по музыке 6 класс "Преобразующая сила музыки Л.В. Бетховена"

Конспект урока  по проамме Д.Б. Кабалевского"Преобразующая сила музыки" 6 класс...