«Формирование слухового восприятия – важный фактор творческого развития учащихся»
методическая разработка по музыке по теме

Волкова Светлана Владиславовна

Вспоминая великих музыкантов прошлых столетий, мы наблюдаем, что они были и исполнителями, и композиторами, и дирижерами, и теоретиками, и импровизаторами одновременно. Однако,  с начала 20-го столетия произошло своеобразное разделение творческого труда: одни стали сочинять, другие - исполнять, третьи - анализировать. Такое положение вещей пагубно отразилось и на воспитании юных музыкантов, поскольку именно взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности предоставляет детям безграничные возможности для свободного творчества, для формирования своей индивидуальности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детская школа искусств №3

ДОКЛАД

Тема: «Формирование слухового восприятия – важный      фактор творческого развития учащихся»

Преподаватель фортепиано

Волкова Светлана  Владиславовна

Тамбов

2010

Вспоминая великих музыкантов прошлых столетий, мы наблюдаем, что они были и исполнителями, и композиторами, и дирижерами, и теоретиками, и импровизаторами одновременно. Однако,  с начала 20-го столетия произошло своеобразное разделение творческого труда: одни стали сочинять, другие - исполнять, третьи - анализировать. Такое положение вещей пагубно отразилось и на воспитании юных музыкантов, поскольку именно взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности предоставляет детям безграничные возможности для свободного творчества, для формирования своей индивидуальности.

Психологи определяют творчество как мощный фактор формирования ЛИЧНОСТИ, готовой изменяться в различных условиях, отказываться от стереотипов, искать новые, неординарные способы решения проблем.

Известно, что научить творчеству нельзя, но научить творчески, осмысленно подходить к решению каждого задания - задача вполне выполнимая. Творческое начало органически присуще каждому ребенку. Я часто сталкиваюсь с тем, как ребенок, приходя на урок, с гордостью заявляет: «А я вчера МУЗЫКУ сочинил». И какими бы  смешными и нелепыми не были бы эти первые опыты - за ними кроются самые истинные творческие устремления, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей. Даже если эти ростки не дадут дальше своих корней, творческое начало, творческая фантазия, стремление создать что-то  новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, останутся в этом человечке навсегда. Творческое начало может проявляться в ребенке и в своеобразии ответов (а не только в их правильности), и в стремлении самому задавать вопросы педагогу (а не только отвечать на его вопросы), и в собственных предложениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, и в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах об услышанной музыке. Задача нас, педагогов, поддержать, развить творческую фантазию ученика, укрепить творческую активность. Вызываемая педагогом творческая активность может служить одним из важнейших критериев его педагогического мастерства. Активность эта, конечно, не исчерпывается количеством, быстротой и даже содержательностью выполняемых задач. Все формы музыкальных занятий должны способствовать творческому развитию ребенка, т.е. вырабатывать в нем стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.

Фундаментом разностороннего гармоничного музыкального развития и, как следствие, большой творческой активности является развитие слухового восприятия учащихся. Работа идет гораздо интенсивнее и успешнее, если она базируется на материале, стимулирующем эмоциональное увлечение и творческое воображение.

Развивая на уроках различные формы приобщения ребенка к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Активное восприятие музыки- основа музыкального  воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по-настоящему научатся слышать ее и размышлять о ней. Более того, не умеющий слышать музыку не научится никогда по-настоящему хорошо ее исполнять, а уж тем более проявлять творческую фантазию.

Г. Г.Нейгауз писал: «Как часто еще и сейчас некоторые педагоги и их ученики считают, что одной зубрежкой, «долбениной», бесконечной двигательной тренировкой, без всякой тренировки музыкальной, главное, без непрерывного духовного развития, движения вперед  можно добиться хороших успехов, научиться «хорошо играть». Нет, товарищи, нельзя».

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - основа всех форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир ребенка, если он не научился слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы. Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время собственного исполнения, и когда они выступают в роли собственно слушателей - моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил.

Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее.

С первого дня занятий педагог должен воспитывать в ребенке творческое отношение к любой музыкальной деятельности, развивать тонкую эмоциональность и чувствительность. Очень важно научить ребенка говорить о своих переживаниях, ощущениях. Это можно делать не только на музыкальном, но и на художественном и литературном материале. Очень полезно предложить ребенку рассказать, какие чувства возникают у него при виде той или иной картины, описании различных людей и ситуаций. Но не следует при этом спрашивать: «На что это похоже?» Наша задача научить ребенка говорить о своих эмоциональных впечатлениях, чувствах, их оттенках. Для совместного творчества необходимо разговаривать на одном уровне с учеником. Как можно чаще надо беседовать  о жизни, о людях, о том, что и как воплощается в музыке - это расширяет музыкальные взгляды ребенка. Надо научить его жить как бы в иной стране, стране чувств, образов, мыслей, выраженных не словами, а особым языком - музыкальным. Ученик должен понять, что мысль существует и без словесного выражения, поделиться ею можно не только с помощью слов. Мысли и чувства выражаются также языком музыки, танца, живописи и др.

Постоянное расширение мировоззрения, чувствительности, развитие речи приведет ребенка к приобретению собственного взгляда, мнения, творческому отношению к делу и умению объяснять и высказывать свои мысли и чувства. А кроме того  урок будет представлять собой процесс совместного творчества - ведь ученик будет нуждаться в совете педагога, как следует играть, чтобы музыка звучала соответственно его замыслу. Процесс обучения из выполнения чужих требований и назиданий превратится в исполнение своих собственных желаний и задумок. Выполнять же свои желания гораздо приятнее, чем чужие. Это и стимулирует к творчеству, а только творческий труд может дать высокий результат и устойчивый интерес.

Для детей не должно существовать никаких правил и упражнений, отвлеченных от живой музыки, требующих заучивания  и многократных повторений. На протяжении всего урока безраздельно должно господствовать увлекательное искусство. Но учитель должен, конечно, отдавать себе отчет в том, что, вводя своих питомцев в мир музыки, он уже с первого урока начинает учить их музыке, хотя приемы и методы этого обучения во многом принципиально отличны от приемов и методов изучения научных предметов.

Известно, что в любом предмете заучить можно все. Однако заученное, как правило, быстро забывается, не оставляя следа ни в сознании, ни в душе. По-настоящему запомнить можно только то, что по-настоящему понято. Для музыки ( вообще для искусства) нужно еще больше: запомнить в музыке можно только то, что понято и эмоционально прочувствовано. В равной мере это относится и к самой музыке, и к слову, сказанному о музыке, к исполнению музыки и к ее слушанию.

Формирование по-настоящему творческих  юных музыкантов неразделимо с формированием их музыкальной культуры и хорошего музыкального вкуса. Полезно на уроках чаще обращаться к симфонической музыке. Ребенок должен знать все о возможностях музыкального языка: какие чувства, переживания, характеры он выражает, а инструментовка расширяет исполнительские возможности, так как каждый инструмент имеет свой тембр, характер, образ. Задавая на дом новое произведение, полезно предложить ребенку сделать его инструментовку (продумать, каким инструментом лучше сыграть темы, фактуру аккомпанемента, линию баса и т.д.) Такие задания развивают творческий потенциал учащихся, а работа над звуком, выразительностью исполнения приобретает более глубокий смысл, позволяет решать более сложные задачи. Это поможет и в общении с ребенком. Например, достаточно предложить сыграть тему, как играет виолончель, и ребенок, опираясь на свой слуховой опыт (тембр и звукоизвлечение) и чувствуя характер инструмента как человеческий характер, уже будет иметь четкое представление, как нужно играть. Ему останется решить лишь одну задачу: как передать свои представления и чувства с помощью фортепиано.

Особенно следует поддерживать стремление ученика по-своему истолковать характер произведения, придать звучанию определенную тембровую окраску, найти выразительную динамику. Конечно, этому предшествует работа педагога: он проигрывает произведение, сопровождая игру увлекательным и поэтичным рассказом, приводя образные сравнения, доступные пониманию ребенка. А на основе этого ребенок находит свои образы и сравнения, сам, на основе собственной фантазии, создает исполнительский план музыкального произведения. Как показывает практика, такой подход к работе особенно пробуждает творческую инициативу юного музыканта.

Творческое воображение основано на жизненных впечатлениях, которые формируются в сознании, сохраняются в памяти и перерабатываются в художественные образы. Об этом писал Р.Шуман: «Меня волнует все, что происходит на белом свете – политика, литература, люди; обо всем этом я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет выражения в музыке».

Установление ассоциаций с жизненными образами обогащает творческое воображение музыканта. Это имеет важное значение во всех видах музыкальной деятельности. В тех случаях, когда воображение ученика пассивно, лениво, педагоги должны активно пользоваться различными ассоциациями, сравнениями из жизни, природы или других видов искусства. Воображение надо воспитывать с детства. Поэтому в репертуаре учащихся имеется много программных сочинений, которые адресуются к конкретным представлениям, к образному воображению ребенка.

Чтобы достичь наилучших результатов в этом направлении, следует работу построить следующим образом: на первом- втором годах обучения в работе находится одновременно 10 - 15 произведений. Для каждой пьесы педагог определяет форму работы: средние по сложности готовятся как исполнительские, более трудные - в общих чертах (не заучивая на память), как знакомство с произведением, легкие пьесы - для чтения с листа, технически сложные исполняет педагог. Дети обладают разными музыкальными способностями, и пока они маленькие, нельзя перегружать их психологически, заставляя отрабатывать весь необходимый арсенал средств исполнения сложного произведения. Но и держать их на элементарных легких  попевках  и пьесах нельзя, так как в любом возрасте хочется играть интересную желаемую музыку. Произведения даются блоком, но на каждом уроке отрабатываются по 2 - 3 элемента или приема игры (столько ребенок может держать во внимании). Так постепенно количество умений увеличивается, и ребенок постоянно совершенствуется. А так как задается много произведений, каждая пьеса проигрывается 1-2 раза, музыка постоянно меняется, ребенок не замечает, как проходит время за домашней работой. Это гораздо увлекательнее, чем многократно повторять одну пьесу.  

Не надо держать учащихся на отработке простых пьесок, лучше дать им возможность быстрыми темпами двигаться вперед. Важен конечный результат, а не показательное выступление на первых школьных концертах. Только со 2-3 года обучения выбираются произведения, в которых ребенок  тщательным образом должен отработать все элементы, при этом работа в избранном в 1-ом классе направлении продолжается.

Начиная со 2-ого класса полезно разучивать  по нескольку пьес одного композитора, например, начать  с «Бирюлек» С.Майкапара, далее пьесы для детей Д.Шостаковича, «Детский альбом» П.Чайковского, пьесы Э.Грига, произведения старинных мастеров и т. д. (опять же не все доводя до исполнительского совершенства). Это поможет детям расширить свой музыкальный кругозор, понять стиль композитора и манеру, в которой следует исполнять его произведения.

Развитию творческих навыков учащихся способствует игра по слуху, подбор знакомой музыки, транспонирование, попытки импровизации и сочинения небольших пьес. В самом раннем возрасте у большинства детей присутствует тяга к творчеству. Это качество необходимо развивать с самых первых уроков, поощряя их попытки подбирать знакомые мелодии, внося в это элементы импровизации. Импровизации могут быть мелодические, ритмические, связанные с интерпретацией произведения и т. д.  Такие попытки содействуют развитию творческих задатков ученика, помогают разнообразнее и свободнее использовать выразительные возможности нашего инструмента. Вообще, работа над чтением с листа, подбором по слуху, транспонированием, импровизацией - это темы отдельных  сообщений. Я посвятила свой открытый урок подбору по слуху с учащимися начального периода обучения. Тема: «Подбор по слуху  - важный фактор развития слухового восприятия».

Воспитание в человеке творческого начала – одна из главных задач всего обучения. Творческое начало  играет огромную роль в любой деятельности, в любом занятии, чему бы себя ни посвятил в будущем наш ученик. Воспитанный с детства к творческому отношению к труду, он в любой профессии станет специалистом-творцом, двигающим свое дело вперед. А это и есть основы развития всего человечества, всей нашей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интеллектуального мышления и творческих способностей учащихся"

В работе представлен опыт работы по формированию  интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Приводятся теоретичекие основы данного процесса и практические рекомендации. Подробно изложе...

Формирование ключевых компетенций через творческую деятельность учащихся

В  настоящее  время  возросла  роль некоторых качеств  личности, ранее  не  особо  важных  в  обществе, таких как  предприимчивость,  мобиль...

Анализ работы по формированию интеллектуального и творческого развития учащихся.

Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.Леонардо да Винчи...

Проблемно-творческий метод обучения детей как фактор интеллектуально-творческого развития учащихся.

Исследования психологов тревожно говорят о том, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности, с чем и связан на западе гуманитарный бум &ndash...

Видео занятие по формированию слухового восприятия и обогащения словарного запаса для детей с ТНР 5-6 лет на тему «Птицы»

Данное материал представлен в виде видеоурока по формированию слухового восприятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.  Цель занятия - обогатить и активизировать словарь по теме; разви...