"Земное и Небесное в творчестве И.С. Баха"
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме

Авдиенко Татьяна Анатольевна

    Открытый урок музыки, посвящённый органному и хоральному творчеству И.С. Баха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_muzyki.doc358.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            Открытый урок музыки .

       Проведён 30 ноября  2010 г. в рамках

 внутришкольного  семинара

  учителем  музыки  высшей  квалификационной

  категории   Авдиенко Т. А.

 

   6 класс     Тема урока:

        «Земное и небесное в музыке  И. С. Баха.

                   Хорал. Страсти. Орган»

       На уроке присутствовали двенадцать   учителей

   музыки района   во   главе с       руководителем

   методического   объединения  Айдамировой Г.

  Цели урока:

1) формирование ощущения широты стиля композитора, многогранности

его таланта;

2) эмоциональное восприятие музыки И.С. Баха.

   Задачи:

1) воспитание духовности ребёнка через эмоционально-образное восприятие

искусства (музыки, поэзии, живописи);

2) знакомство с новыми понятиями: Хорал. Страсти. Орган;

3) развитие творческого воображения.

                                       Оформление доски.

Выписана тема урока.

Крупным шрифтом написаны новые понятия: Хорал. Страсти. Орган.

                                       Оформление стенда.

Портрет И. С. Баха.

Фотография памятника в Лейпциге.

Фотография церкви Св. Фомы в Лейпциге.

Репродукция картины старого Лейпцига.

Фотография органа.

Слова Плутарха:

   « Благодаря истории мы точно принимаем каждого из великих людей

 в своём доме…, узнаём «кто он и что» и выбираем из его подвигов самые

 значительные и прекрасные».

Шуман о Бахе:

   « Как глубока и богата была его жизнь по сравнению с окружающими!

 …Мысль, дух, наполняют его произведения. Он был насквозь Человек».

            Музыкальные произведения  для слушания и исполнения.

1)  «Осень» Ария.

2)   «Страсти по Матфею». Хорал  №63  «O Haupt woll Blut und Wunden»

3)   Органная фуга соль минор.

4)   Фрагмент концерта для флейты. «Шутка»

5)   «Мелькнёт за часом час». Ария из нотной тетради А. М. Бах

       (партитура у детей на парте)

                                  Поэзия, звучащая на уроке.

1)  «Бах». Осип Мандельштам.

2)  «Что-то  в музыке поминальное…» Виктор Боков

3)  «Бах»  Глеб Семёнов

Большая  политическая карта мира на задней стене кабинета

       Портрет И. С. Баха.

Работа Элиаса Готтлоба Хауссманна,

                 1748г.

                                                                               

               Памятник Баху в Лейпциге у церкви Св. Фомы.                                          

                             

       

               

                                                   

  Церковь Святого Фомы в Лейпциге

. 

                          Лейпциг времён И. С. Баха

           Орган – король музыкальных  инструментов

                                               Ход урока.

Приветствие и распевка.

 Учитель: « Благодаря истории мы точно принимаем каждого из великих

людей в своём доме, узнаём «кто он и что» и выбираем из его подвигов                                                                                          

самые значительные и прекрасные»

                                                                                        Плутарх

-  Сегодня на уроке будет звучать музыка И.С. Баха. Музыка, в которой

 талантливым  образом слились надежда и отчаяние, радость и боль,

 бренное и вечное, земное и небесное.

    Бах писал музыку, когда мир был совсем иным – ещё передвигались на

 лошадях,  стреляли  из  мушкетов,  секли  людей  шпицрутенами,

 фортепиано было в диковинку. И жизнь тащилась медленно и сонно,

 как почтовая карета из Лейпцига в Гамбург.

 (показать на карте Германию и город Лейпциг, обратить внимание

  детей на стенд с фотографиями старого Лейпцига).

                                                       *   *   *

      - Стояла осень. И сегодня в последний день уходящей осени  мы с вами

 Исполним Арию Иоганна Себастьяна  Баха «Осень»

     - Что такое Ария?

Ответы ребят: «Вокальное произведение с сопровождением»,

                          «Сочинение для голоса с аккомпанементом»

    - Сравним слова двух куплетов. Чем они отличаются?  Какова их сила

  воздействия  на слушателя?

 Ответы: « В словах первого куплета – тоска, отчаяние, безысходность.

 Второй куплет совсем другой. В тексте – надежда, свет, мечта о радости»

   - Как будем исполнять эти куплеты?

   Ответы детей: « Тяжело и мрачно – первый куплет. Легко, с улыбкой,

радостно – второй куплет».

Исполнение Арии

                                                 *   *   *

Учитель: Во времена Баха церковь была всесильна. Композитор работал

кантором церкви Св. Фомы в городе Лейпциге (показать город на карте и

 фотографию старого города на стенде). В обязанности кантора входило

писать музыку к богослужениям, руководить хором и быть учителем  в

церковной школе. С него требовали очень многое, а давали почти  ничего.

    Главное, Бах должен был к каждой воскресной службе и каждому

празднику сочинять по новой кантате. Тут-то и начинались для него

самые большие трудности .

   Композитор стремился к доступности церковной музыки для простого

 народа. Он включал в свою музыку народные песенные и даже танцеваль-

ные интонации, а церковные  власти  заставляли  его  писать  музыку

традиционную, отвечающую канонам средневековья.

  Вставал вопрос о лишении Баха прав исполнять в церкви свою музыку,

т.к. его музыка мешает верующим сосредоточиться в религиозном

настроении.

                                         Бах. О. Мандельштам

Здесь прихожане – дети праха

И доски вместо образов,

Где мелом Себастьяна Баха,

Лишь цифры значатся псалмов.

                     Разноголосица какая

                     В трактирах буйных и церквях,

                    А ты ликуешь, как Исайя,

                    О рассудительнейший Бах!

Высокий спорщик, неужели,

Играя внукам свой хорал,

Опору духа в самом деле

Ты в доказательствах искал?

                   Что звук? Шестнадцатые доли,

                   Органа многосложный крик –

                   Лишь воркотня твоя, не боле,

                   О несговорчивый старик!

И лютеранский проповедник

На чёрной кафедре своей

С твоими, гневный собеседник,

Мешает звук своих речей.                      1913 г.

(Стихотворение читают двое учеников)

 Учитель: У меня в руках Библия. Новый завет. Четыре евангелиста описали земную жизнь Иисуса Христа. Бах создал два грандиозных произведения на основе двух евангелий. Речь пойдёт об одном из

произведений – « Страсти  по Матфею».

Давайте запишем в тетради понятие:

«Страсти  или страдания – рассказ о последних днях земной жизни Христа»

Главная роль в повествовании принадлежит Евангелисту. Он говорит прозой ,

от  лица очевидца. Сольные номера чередуются с хоралами.

Запишем ещё одно понятие:

Хорал – 1) одноголосное песнопение в христианской церкви;

              2)  многоголосная обработка. Является частью ораторий и кантат.

Звучит хорал.

 - Какая музыка по характеру?

 - О чём думали, слушая такую музыку?

 - Расскажите о вашем настроении.

                                                  *   *   *

                                                                         Виктор Боков

Что-то в музыке поминальное,

Что-то щемящее сверх понимания,

Что-то грустное, что-то печальное,

Что-то пустынное до одичания.

               Что-то скифское и курганное,

              Чернобыльное и полынное,

              Первородное, первозданное,

              Богатырское и былинное,

Что-то смелое и решительное,

И прямое, как высота,

Что-то самое значительное –

Человечность и доброта.                                            1965 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие и современность музыкальных образов в творчестве И.С.Баха

Урок посвящён многогранности творчества немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха....

Тест по творчеству И.С. Баха

Данный тест позволит узнать свои знания по творчеству  немецкого композитора...

Тест для 6 класса - Творчество И.С.Баха

Тест для 6 класса по теме "Образы духовной музыки Западной Европы". Урок "Небесное и земное" в музыке Баха" (по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской)...

Духовная музыка в творчестве И.С. Баха

Данный материал поможет учащимся сформировать представления об особенностях  творчества И. С. Баха....

Презентация выставки "Русь земная, Русь небесная", посвященной Дню славянской письменности и культуры, в рамках культурно-образовательного проекта Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" и Государ. бюджетного учреждения "Моск. дом национальностей"

Место проведения: Московский дом национальностей, ул. Новая Басманная, д. 4, стр.1Дата проведения: 18 мая 2016г.Время проведения: с 13.00ч. до 15.00ч.Участники: 1. Лещенко Елена, 2. Рудаков Геор...

Воинство земное и небесное: связующая нить времён

Статья посвящена защитникам нашей Родины прошлого и настоящего времен. Прослеживается 1000-летняя традиция православных воинов: на исходе жизненного пути менять воинское служение на духовное - принима...