Конспект урока «Образ героизма, борьбы и победы в искусстве» 5 класс. 2 полугодие, 3 четверть, урок № 25.
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

 

Цель: средствами музыки, живописи, литературы раскрыть значение образа борьбы и победы, защиты Отечества; развивать умение слышать и видеть образы в произведениях искусства, развивать навыки выражения собственного мнения; развивать познавательные психологические процессы, воспитывать уважение к истории, культуре и искусству своего народа.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение.

Конспект урока

 «Образ героизма, борьбы и победы в искусстве»

5 класс. 2 полугодие, 3 четверть, урок № 25.

Цель: средствами музыки, живописи, литературы раскрыть значение образа борьбы и победы, защиты Отечества; развивать умение слышать и видеть образы в произведениях искусства, развивать навыки выражения собственного мнения; развивать познавательные психологические процессы, воспитывать уважение к истории, культуре и искусству своего народа.

Задачи: Личностные-определить, что для учащихся наиболее важно, интересно в изучаемой теме, знать произведения искусства своего народа по данной теме, развивать коммуникативные качества. Метапредметные-самостоятельно поставить цель и наметить пути к ее достижению; установить взаимосвязь между произведениями разных видов искусства; развивать умения и навыки работы с ИКТ.

Предметные-познакомить с конкретными произведениями искусства, понятием триптиха, священной троичности, святой Руси; развивать культурный кругозор.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: ПК, музыкальный центр, диски с фрагментами произведений из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, симфония № 2 А. Бородина, песни «От героев былых времен» из к/ф «Офицеры», цветные карточки для оценивания своей работы на уроке.

Структура и ход урока.

Организационный момент. Вход в класс под  фрагмент песни «Сыны полков» ( муз. Я. Дубравина, слова В. Суслова). Распевание. Определение песни, ее особенностей; исполнение.

– Что звучит? ( фрагмент из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева)

- Прозвучало 2 произведения разных жанров, разных эпох, но что в них общего? (защита Отечества, героизм, стремление к победе)

-Как бы вы сегодня назвали наш урок? (…)

-Что хотели бы узнать, чего достичь? (…)

-Задание: 1 группе-перечислить произведения литературы о героях-защитниках русской земли, 2 группе-произведения живописи, скульптуры, 3 группе-музыкальные произведения. (Работа групп; проверка).

-Итак, и в музыке, и в живописи, и в литературе есть много примеров воплощения образа героизма, победы, но разными средствами, ведь каждое искусство говорит своим языком. Центральным персонажем сегодня на уроке является защитник земли русский-богатырь. Кто такой богатырь и были ли они на самом деле-послушайте небольшое сообщение (1 ученик).

-Как вы передали бы образы богатырей в музыке, если бы были композиторами? (…)

-Сравните ваши представления, сочинения с произведением А. П. Бородина (слайд). Это симфония № 2. Слушание.

-Вспомните, что называется симфонией? (слайд).

-Какие ассоциации вызвала симфония Бородина и почему?

-Давайте узнаем в Интернете on-line о симфонии № 2 Бородина. (ПК, Яндекс, www.rodon.org/.mus/borodin/s_2.htm )

Современники А. Бородина назвали симфонию «Богатырской». Правы ли они, как вы думаете? Докажите свое мнение.

-Посмотрите презентацию (подготовил 1 ученик) о героях земли русской в живописи. (Два князя» И. Глазунова, «Победа»

И. Глазунова, фрагмент триптиха П. Корина «А. Невский» и др.) (По ходу просмотра объяснение термина «триптих»).

-Какие чувства вызывают данные картины? (…)

-Можно ли сказать, что в образе героизма, борьбы и победы есть что-то главное, что связывает несколько видов искусств, обогащая друг друга? (…)

-Ребята, а знаете ли вы, почему в искусстве часто обращаются к троичности-«Три танкиста», «Богатыри», три поколения-как в к/ф «Офицеры» и т.д?

-За что воевали?

-Не только за победу, а за веру, за отца с матерью и за свое отечество-за Три святыни. Какие священные, святые примеры вы еще добавите в нашу культурно-эстетическую копилку? (Икона «Троица» А. Рублева, примеры 3-х сестер в народных сказках и др.)

-Примеры разные, и говорят они о разном. Понятно, что мы в мире не одни, живем с людьми, а вот каковы мы в этой жизни, способны на подвиг или можем стать предателями, к чему стремимся-это решает каждый для себя. А вот героями святой Руси гордились люди с давних-предавних времен, и по сей день их чтят-и богатырей, и современных солдат, офицеров.

- Почему Русь святая? (…)

Для защиты Отечества и победы в бою необходимо многое. Что, например? (…)

-И физическая подготовка тоже. Физминутка (под музыку «Три танкиста» 1 куплет-маршируют, далее потягиваются «к чистому небу», делают глубокий вдох и выдох, садятся за парты).

Выполните задание: составьте пары: 1 вариант-из произведений литературы и музыки, 2-живописи и музыки. (Повторный просмотр презентации, произведения литературы выписаны на доске, музыкальные произведения звучат фрагментарно).

Взаимопроверка (работу 1 варианта проверяют учащиеся, выполнявшие 2-й вариант, и наоборот, 2-1).

-Ребята, те цели, которые мы ставили в начале урока, достигнуты? (…)

-Что удалось? Над чем еще работать?

-За 1 урок, конечно, такую сложную и важную тему не изучить, но вы работали с интересом, искренне, молодцы! Если по данной теме найдете интересную информацию или захотите сделать презентацию, то во временных рамках 3-4 минут можете выступить на следующем уроке. А сейчас поднимите карточки, оценив свою собственную работу на уроке.

Домашнее задание: выписать определения, их значения: триптих, троичность, святая Русь.

Осталось время исполнить 1 или 2 любимых песни. Предлагайте-споем! (песни в соответствии с темой урока, или близкие к ней).

-Вывод. Что узнали важного, интересного? Что вызвало затруднение?  Урок понравился? Мне понравилась ваша активность. Спасибо, до встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:"Образы борьбы и победы в искусстве"

Урок расскрывает образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л. Бетховена.Данный урок помогает проследить за творческим процессом сочинения музыки композ...

Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс

Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....

Открытый урок в 5 классе Образы борьбы и победы в искусстве

Тип урока: урок сообщение и усвоение новых знанийЦель урока: (для учителя):Познакомить  с жизнью и творческим процессом сочинения музыки  Л. БетховенаПланируемый результат (для учащихся):Нау...

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...

УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ "ОБРАЗЫ БОРЬБЫ И ПОБЕДЫ В ИСКУССТВЕ"

Данный материал стал призером Конкурса методических разработок "Методическая копилка", проведенного Учебно-методическим центром г. Чехов (Московская область) в 2019 году.Урок музыки в 5 клас...

Технологическая карта урока в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве « О, душа моя, ныне Бетховен с тобой"

осмысление способности искусства влиять на человека, заставлять бороться и побеждать на примере симфонии № 5 Бетховена...