РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по музыке по теме

Сулим Светлана Леонидовна

 

В последние годы музыкальная педагогика рассматривает старший дошкольный  возраст,  когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развитии музыкальности детей, в развитии понимания «языка» музыки.  В музыкально-педагогической практике давно сложилось объективное мнение, что, чем раньше начинать знакомить детей с разнообразной музыкой – классической, народной, созданной композиторами специально для детей, тем в дальнейшем будет намного проще и легче формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности. Именно в  этом возрасте созданы все благоприятные условия для «закладки прочного фундамента» дальнейшего     успешного  музыкального     развития   ребенка,  начинают            формироваться    основы             общей музыкальности:

-  эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера;

- музыкально-сенсорные способности, на основе которых в дальнейшем формируются музыкальные способности.

 Самое существенное — развивать стремление и способность детей применить свой музыкальный       опыт            в         творческих    проявлениях. Немаловажную роль в обучении и воспитании играет задача сохранения, распространения и развития национальной культуры.

Анализ   литературы и практики музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях  позволяет выявить  ряд противоречий, к числу наиболее существенных из них можно отнести противоречия между:

- потребностью и необходимостью музыкально-творческого развития старших дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических технологий этого процесса;

- объективно существующими возрастными предпосылками музыкально-творческого развития личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания;

- потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и их реализацией;

- универсальными возможностями русской народной музыки и недостаточным ее использованием в практике работы с детьми.

Решение данной проблемы  возможно,  если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В последние годы музыкальная педагогика рассматривает старший дошкольный  возраст,  когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развитии музыкальности детей, в развитии понимания «языка» музыки.  В музыкально-педагогической практике давно сложилось объективное мнение, что, чем раньше начинать знакомить детей с разнообразной музыкой – классической, народной, созданной композиторами специально для детей, тем в дальнейшем будет намного проще и легче формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности. Именно в  этом возрасте созданы все благоприятные условия для «закладки прочного фундамента» дальнейшего     успешного  музыкального     развития   ребенка,  начинают        формироваться    основы         общей         музыкальности:

-  эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера;

- музыкально-сенсорные способности, на основе которых в дальнейшем формируются музыкальные способности.

 Самое существенное — развивать стремление и способность детей применить свой музыкальный         опыт         в         творческих         проявлениях. Немаловажную роль в обучении и воспитании играет задача сохранения, распространения и развития национальной культуры.

Анализ   литературы и практики музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях  позволяет выявить  ряд противоречий, к числу наиболее существенных из них можно отнести противоречия между:

- потребностью и необходимостью музыкально-творческого развития старших дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических технологий этого процесса;

- объективно существующими возрастными предпосылками музыкально-творческого развития личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания;

- потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и их реализацией;

- универсальными возможностями русской народной музыки и недостаточным ее использованием в практике работы с детьми.

Решение данной проблемы  возможно,  если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах.

Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки  - трещотки, погремушки, бубенцы и т.д. Они развивали у детей, сначала на уровне первичной рефлекторной реакции, координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем  - интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что эти игрушки-инструменты являлись своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

Эмоциональное воздействие музыкального инструмента усиливается, когда ребенок, взяв его в руки, как бы ощущает дыхание времени, истории развития культуры своего народа. Играя на народном музыкальном инструменте, он входит в особый мир эмоциональных переживаний, в котором рождаются образы, навеянные звучанием, историей бытования данного инструмента. Проводниками в этот мир образов могут быть сказки, былины, произведения песенного и поэтического народного творчества, сам музыкальный инструмент как образец декоративно-прикладного искусства.

  Не секрет, что некоторые дети без желания играют на ложках. Причину этого вижу в следующем – значит детям не дали своевременно правильного представления об этом,   в своём роде уникальном инструменте. К примеру, перед тем, как дать детям в руки ложки я  говорю  довольно обыденные слова, но они  могут произвести определённое впечатление: «Умен и смекалист русский народ. Такой обычный предмет – ложка, а как необычно его можно использовать –  как музыкальный инструмент!» Аналогичным образом можно дать представление и о других    предметах  русского быта, которые  использовались как музыкальные инструменты (коса, пила, рубель и т.д.).

 При обучении игре на ложках сначала надо рассмотреть ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная ее сторона называется «щекой». На двух деревянных ложках освоить 2-3 приема (стучать «щеками», ручками и «щеками» в кулачках). Затем  добавляются приемы на двух ложках (палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочередно играть на своих ложках и на ложках соседа).

 В быту народа, в различных культовых обрядах музыкальные инструменты часто применялись как эмоционально воздействующие. Например, трещотки, свистки использовались для привлечения или отпугивания птиц, зверей, ими отгоняли («злые силы» и стремились призвать «добрые»). А некоторые инструменты из предметов быта превратились в редкие и уникальные по своему звучанию, так, примеру рубель из приспособления для глажения белья после стирки,  стал неподражаемым по своим колористическим возможностям музыкальным инструментом.

Народные музыкальные инструменты как произведения народного прикладного искусства помогают создавать необходимый эстетический настрой, активизирующий детское восприятие, стимулирующий формирование обратной связи между педагогом и детьми.

Народные музыкальные инструменты выступают также в роли источников информации: слушая звучание инструментов, дети знакомятся с историей их создания, визуально их воспринимая, исполняя несложные ритмические партии, дети постигают культуру своего народа.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы.

Оркестровое исполнение на шумовых музыкальных инструментах может сопровождаться не только фонограммой или уже привычным звучанием фортепиано, но и живым звучанием домры,  балалайки. Такое исполнение, безусловно, является мощным фактором не только эстетического воспитания, но и средством приобщения к национальным истокам.

Совмещение педагогической деятельности в детской музыкальной школе по классу домры, гитары с работой  в дошкольном учреждении музыкальным руководителем для меня  является благоприятной возможностью для осуществления идеи пропаганды русского инструментального искусства на практике. Это может осуществляться как в организации концертов – лекций в самом дошкольном учреждении, так и в непосредственной образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФОЛЬКЛОРА»

        В рамках данной работы рассматривается фольклор, как средство художественного воспитания детей и подростков, при обучении их в ансамбле РНИ. Рассматривается классифи...

Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника

Представленный материал познакомит педагогов ДОУ с системой работы по приобщению детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству....

Отчёт по научно-исследовательской работе на тему "Народный танец как средство эстетического воспитания младших школьников"

Данное исследование Педагог дополнительного образования Денисов Г.В. проводил с учащимися своего коллектива....

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

Мальцева Т.В. Методические рекомендации. Русский народный танец как средство нравственно-эстетического воспитания детей.

Одним из средств развития и формирования двигательных навыков у детей выступает занятие хореографией. Хореография способствует не только развитию навыков здорового образа жизни ребенка, но и позволяет...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...