Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника
статья на тему

Боброва Галина Владимировна

Представленный материал познакомит педагогов ДОУ с системой работы по приобщению детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkoe_narodnoe_tvorchestvo.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника

Прекрасен сказок мир воздушный-

к нему с младенчества привык,

мне мил и дорог простодушный,

животворящий их язык.

К.М. Фофанов.


Введение


Устное народное творчество, как средство социализации ребенка. Ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми перенимая у них не только умение ходить, разговаривать,  обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем  становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными  произведениями детской литературы цель которых, как писал К.И. Чуковский,  воспитывать в человеке человечность- эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями,  радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою! Как же  развить в ребенке отзывчивость, добрые эмоции! На этот вопрос есть общий  безусловно правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный аспект в  жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому. А вот как  сделать этот стихийный процесс целенаправленным. Этот путь лежит через  художественную литературу. Почему именно литературу? Да потому, что искусство, литература- богатейший источник побудитель чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Хорошо известна  побудительная сила детской книги. Ребенок стремиться подрожать героям,  которые эму симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в  детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к  духовному и нравственному опыту. Детская литература- это искусство. Как  искусству ей свойственно выражение общих идей в яркой, художественной  форме - в конкретных образах. Носителем идей всегда является сказочный  герой. Конкретность, яркость, психологическая достоверность героев, событий,  деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном  произведении, доступными, жизненно важными, личностно переживаемыми.

Поэтому при отборе литературных произведений нам педагогам,  необходимо прежде всего видеть, какая позитивная концепция выдвигается в произведении. Идейная направленность детской книги должна отвечать  задачам нравственного воспитания. Сказка раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания: формирует правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и другое. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, формируют у ребенка нравственное отношение действительности, несут целую программу позитивных норм  поведения.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые  встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного  чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой,  приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего  являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом  многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши,  пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и  развития ребенка.


II. Роль произведений русского устного народного творчества в духовно-эмоциональном воспитании детей дошкольного возраста.


2.1 Фольклор в жизни малышей.


 Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится  буквально с колыбели,- это произведение фольклора. Что обеспечивает этим,  внешне не замысловатым, элементарным произведениям надёжное много  вековое существование в народной поэзии, педагогики? Народные песенки, прибаутки, словесные игры радуют малышей своим  удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием близким быту и  интересом ребенка. Важнейшая общая характерная черта разнообразных форм  детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения  взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация интимности и  тепла, не даром этим произведения устного народного творчества называются  материнскими песенками. Просто прочитанные по книге, они в значительной  степени утрачивают свое воздействие, так как рассчитаны на общение людей,  объединенных эмоциональным сопереживанием. Этой задаче общения подчинена и соответствующая ей форма, гармонически сочетающая в себе  слово, мелодию , действие. Важно подчеркнуть и то, что, будучи веселыми,  смешными, занимательными, игровыми произведения «материнского»  фольклора не заметных для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в  его сознание важнейшие и вечные духовные ценности- любовь к окружающим,  доброжелательность, доброту, трудолюбие. Малые формы фольклора должны войти в быт ребёнка и сопровождать все  моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру. Не случайно жанр малого  фольклора- пестушка , потешка, прибаутка - уже в самих названиях своих  отмечают эту функцию – воспитывать развлекая (см. прилож. № )

Содержание и форма потешек, прибауток, с очевидностью свидетельствуют  о том, что самими создателями они предназначены детям, и притом самым  маленьким. Едва ли можно предположить, что, скажем потешки «Ладушки»,  «Идет коза рогатая» создавались не для малышей. В раннем возрасте у детей  наблюдается стремление к игровым действиям, движениям. Во многих  потешках, прибаутках наличествует игровое начало; «Сорока, сорока» ,  «Пальчик-пальчик», и ряд других составлены так, что подсказывают игровые  действия взрослого с пальчиками или ручками ребёнка. Есть потешки,  например «Катя, Катя меленька» , составленные для детей, которые только  начинают ходить. Произнося эту потешку, взрослый побуждает ребёнка  походить, потопать. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное  обращение к нему обличено в художественную форму и поэтому вызывает у  малыша радость, удовольствие. Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым  содержанием, но и наличием повторяющихся сочетанием разных звуков-

 « Чики, чики ,чикалочки», «Ай тюшки,тюшки». Повторение в различных  комбинациях звуков ч, к, ш предает тексту, когда он произноситься в слух  взрослым, звонкость, музыкальность, которые легко улавливаются детьми. Возникает привлекающие внимание детей игра со звуками, полезная для  развития слухового внимания. Действенность- одно из необходимых условий, приближающих  произведения исскуства к пониманию меленького ребенка, так как он  воспринимает мир прежде всего в движении, в действии. Содержание потешек,  песенок ограничивается большей частью рассказом о вещах и явлениях,  которые ребенку знакомы. В потешке « Баю- баю баиньки, купим сыну  валенки» радующая ребенка обновка (валенки) представлена перед ним не в  описательной, а в действенной форме: валенки надевают на ноженьки , которые  бегут по дороженьке.

Детскую активность вызывает потешки, составленные в диалогической  форме. Например, «Ваня, Ванечка куда ходил? В лесочек. Что видел? Пенечек»  и так далее. При слушании у детей возникает желание самим включиться в  разговор в той мере, в какой им это доступно. Содержанию лучших народных потешек, песенок, прибауток соответствует  их форма, что свидетельствует о подлинной художественности этих  произведений. Они отличаются благозвучностью- отсутствием трудно  произносимых слов и звукосочетаний; отсюда их музыкальность, напевность.

Как и всякая поэтическая речь, народные песенки, потешки ритмичны,  причем ритм определяется их содержанием. В колыбельных песенках,  предназначенных для того, чтобы успокоить ребенка, ритм медленный,  плавный- « Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай» ; слова здесь звучат напевно,  так как в них неоднократно повторяется звук «а».для передаче движения,  быстроты действия применяется иной ритм, короткий, отрывистый- «Побегу  по бору, тебе ягод наберу». Рифмы в потешках, прибаутках чаще всего расположены в ближайшем  соседстве, то есть рифмуются последние слова стоящих рядом строчек- «  Петушок, петушок золотой гребешок. Масляна головушка, шёлкова  бородушка» и так далее. Такая организация слов в стихотворных народных  текстах не случайна. Она говорит о том , что творцы малых форм фольклора  внимательно наблюдали маленького ребенка, знали его потребности и вкусы.  Смежная рифма легко улавливается детьми, и это содействует лучшему  пониманию и запоминанию текста.


2.2 Воспитательная ценность малых форм устного- народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалочки).


К малым формам народного творчества относятся так же пословицы,  поговорки, загадки, считалочки. Если потешки, пестушки, прибаутки, как мы  указывали имеют совершенно определенного адресата, то перечисленные виды  совестного творчества далеко не всегда направлены детям. Однако среди них  можно отобрать то, что имеет воспитательную ценность и доступна  школьникам. Из практики известно, что эти формы фольклора принимаются  детьми с большим интересом, живо, эмоционально. Народные пословицы и  поговорки в краткой, образной и ритмической форме отражают реальную  жизнь во всём её многообразии: быт, общественные явления, труд,  взаимоотношение людей. Некоторые пословица содержат в себе поучения,  выраженное иногда в прямой форме, например: «Играть- играй, да дело знай»,  иногда форме иронии, насмешки: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да  бабушка» или « Люди с базара, а Назар на базар». Есть поговорки, которые  дают меткую характеристику человеку или его деятельности: «наш пострел  везде поспел», «всё готово, да бестолково». Ещё один вид малых форм  словесного народного творчество- загадки. Самый простой прием составления  загадок- указание основных признаков, характеризующих предмет. Например  «Шапочка да ножка- вот и весь Ермошка» (гриб). Иногда выделяются  некоторые признаки, одинаковые для различных предметов или явлений; на  основании сходства этих предметов надо найти разгадку: «Кругла, а не месяц,  желта, а не масло, с хвостом, а не мышь» (репа). В этой загадке признаки репы  (круглая, желтая, с хвостом) сравниваются с аналогичными признаками месяца,  масло, мыши. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности умения  предоставить себе тот предмет, к которому надо приложить указанные в  загадке признаки. Отгадывая загадку ,дети должны путём умственного  напряжения решить поставленные перед ними задачи. Это развивает их  мышление, пытливость, наблюдательность.


2.3 Сказки - для ума и души закваски.  


Наиболее распространенный вид устного народного творчества- сказки.  Талантливые и популярные художники слова в народной среде обыкновенно  собирали самых разнообразных слушателей- от стариков до маленьких детей.  Особенности их искусства заключалась в том, сто оно привлекало всех,  независимо от возраста. До нас дошли только те сказки, которые выдержали  испытание временем в силу своих высоких художественных качеств. Русские  писатели с присущим им мастерством образно им живо рассказывают, кА под  влиянием русских сказок, воплотивших в себе народную мудрость, в их  детском сознании складывались обобщенные представления о справедливости,  о добре и зле, о прекрасном и безобразном. К.Д. Ушинский подчеркивал не  только художественную, но и воспитательную ценность сказок. К.И. Чуковский говорит, что ребенок, лишенный сказки, сам создает  сказочные, фантастические образы в своих играх, разговорах, что следует  использовать тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью  классических, веками испытанных художественных образов. Народные  художники, создавшие сказки для детей, с удивительным педагогическим  тактом умели учитывать запросы и особенности своих маленьких слушателей. Художественные приемы народной сказки рассчитаны на детскую аудиторию.  Они вызывают интерес детей к сказке помогают им осмыслить её идейное  содержание. Сказки отличаются лаконичностью изложения. С первых слов сказка  вводит слушателей в ход событий и тем самым заставляет их сосредоточиться,  слушать внимательно.

Чтобы привлечь внимание слушателей, в некоторых сказках применяются  присказки или заставки (см. прилож. №). Присказка, как правило,  несвязанна с содержанием сказки. Вот пример присказки: «Из-за лесу с крутых  гор едет дедушка Егор. Сам на кобылке, жена на коровке, дети на телятках,  внуки на щенятках. Съехали с гор, развели костер, кушают кашку, слушают  сказку». Необычность, юмористический характер такого вступления сразу  привлекает внимание детской аудитории, а в дальнейшем оно поддерживается  уже фабулой сказки. Встречающиеся в народной сказки концовки, вроде « сейчас они в этой избушке живут , нас с тобой в гости ждут», то же играют свою роль. Они как  бы помогают слушателям примериться с тем, что интересная сказка кончена  (см. прилож. № ). Присказки и концовки не являются непременной принадлежностью всех  сказок для детей, тем не менее они свидетельствуют о мудрости и чуткости  народных педагогов, тонко учитывающих психологию маленького ребенка.  Присказки, зачины и концовки составляют обрамление сказок.

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их  внешнего облика с характером и поведением определяют художественную цельность произведений устного народного творчества. Живой, выразительный  язык сказок изобилует меткими, остроумными эпитетами, с помощью которых  дается характеристика образа, выражается отношение к нему : «молодец- удалец», «котишка мурлышка, серый лобишко», « коза-дереза» и другие. Композиция сказок о животных отличаются простотой. Как правило ,каждой  из них неоднократно описываются встречи сказочных персонажей друг с  другом, сопровождающиеся повторяющимися словесными выражениями. Так,  колобок каждый раз поёт одну и туже песенку; в сказке, «Теремок» каждый  персонаж задает один и тот же вопрос: «Терем, теремок, кто а тереме живет?»

Подобное построение сказок облегчает слушателям восприятие их. Часто  встречающиеся в сказках диалоги, живой язык, острый юмор отдельных  эпизодов так же составляют их большую художественную ценность. В волшебных сказках, как и в сказках о животных нет описание природы  или портрета персонажей. Внешность положительных героев характеризуется  краткой традиционной формулой- герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни  пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера  мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие.  Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные  эпитеты- «море синее», «лес дремучий» и так далее.

Мышление ребенка на ранних стадиях возраста отличается образностью и  конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными  образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения,  выводы.

Народная сказка и в этом отношении отвечает потребностям ребенка; её  основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности»-  путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся  выразителями идеи представляют собой живые фигуры, взятые из реальной  действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность  достигается тем, сто герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной  чертой характера- добротой, трусостью, смелостью- и выявляет эту черту в  полной мере. Все его поступки, поведение подчинены характеризующей его  особенности. Ясная, не сложная характеристика положительных и отрицательных героев  помогает детям разобраться в сущности происходящего между ними  конфликта, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их  поведению. Это содействует пониманию идеи сказки, того, чему она учит своих  слушателей.

Своих героев сказка преподносит в интересных, выразительных  поэтических образах. Петух в сказке « Лиса, заяц и петух» изображен героем в  прямом значение этого слова: он выполнил то, чего не смогли сделать звери  сильнее его- выгнал лису из домика зайца, который она не справедливо у него  отняла. Первое появление петуха в сказке сразу привлекает внимание детей: он  идёт с кассой на плечах, в красных сапогах, его называют «петушок- золотой  гребешок», он не боится лисы и смело вступает в единоборство с ней, из  которого выходит победителем. Понятен и убедителен для детей образ кота в сказке «Кот, петух и лиса». Он  трудолюбив , рассудителен, не оставляет товарища в несчастье. Народная  фантазия придает ему и внешне привлекательный вид: отправляя спасать  петушка, кот надевает бархатный кафтан, берет гусли. Особенно богаты поэтическими образами волшебные сказки. Вот царевна- лягушка-девушка, по злому волшебству превращается в лягушку. Она умная,  энергичная, и слушатель с самого начала воспринимает этот образ как  положительный. Принимая человеческий образ, царевна- лягушка оказывается,  согласно сказочной традиции, такой, «что не в сказке сказать, ни пером  описать». Моральные ценности волшебных сказок представлены более конкретно, чем  в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены  мужеством, смелостью, упорством в достижением цели, красотой,  подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными  качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это  красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков- добрый молодец ( смелый, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя  с идеалом свои поступки и дела. Идеал, приобретенный в детстве, во много  определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям ( типа « Слушайся родителей»,  «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании  всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка « Репка» учит младших дошкольников быть дружными,  трудолюбивыми «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить  нельзя- можно попасть в беду, сказки «Теремок», «Зимовье зверей»- учат  дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди»,  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» . в страх и трусость высмеивается в  сказке «У страха глаза велики», хитрость- в сказках «Лиса и журавель», «Лиса  и тетерев». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ( «Хаврошечка», «Морозко», « Царевна лягушка»).

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба  Яга, Кощей Бессмертный), и поведение, поступки характеризуют их с плохой  стороны. Развивая перед своими слушателями картину действенной упорной борьбы  со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться  намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в  конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает  воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.


2.4 Воспитательная ценность русских народных сказок.


Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё и в том, что в  них  запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие,  природный ум, настойчивость, упорство достижение цели. Сказки воспитывают  у детей гордость за свой народ, любовь к родине. Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской  аудитории, что усиливает её воспитательное влияние. Интенсивность  переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки,  разнообразие приключений, которые испытывают её герои. Эмоции  способствуют пониманию дошкольниками смысла, основной идеи  произведения. Перечисленные качества народной сказки характеризуют её как  высокохудожественное произведение для детей, соответствующее  психологическим особенностям возраста. Сказка разговаривает с детьми  языком искусства- светлого, бодрого, понятно и убедительного. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особая реальность,  реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни,  только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими  явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и  сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих  явлений, особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота  проявлений, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми». Те  уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для  маленьких. Для детей это не с чем не сравнимые уроки нравственности, для  взрослых это уроки в которых сказка обнаруживает своё порой неожиданное  для взрослых воздействие на ребенка.

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется  внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро  гаснут, так как нет условий для их реализации. Правда, они как аккумулятор,  заряжают душу нравственной энергией. Читая малышу сказки, с искренним интересом разглядывая вмести с ним  картинки и комментируя их, понимаешь, что это, может быть, важнее и,  главное, эффективнее, чем последующая многолетняя работа с подросшими  детьми. Именно и создается это богатство- естественный и стойкий интерес к  книге, представление о правильной, красивой литературной речи, вкус к  родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью. Упустить  этот момент- и понадобятся годы специальные методики прочие  педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создается так  легко- достаточно просто читать ребёнку сказки.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами и волшебством,  всегда привлекает детей. Ребенок с радость погружается в не реальный мир,  активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир  кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в  сказке, как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Перевоплощаясь в сказочных героев, принцев и в принцесс, в колдунов и  фей, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют  задания, чем будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.

Дети очень любят сказки, потому, что в них- «естественное пространство  их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток  действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая  жизнь». Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях  людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через  сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных  ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые  переживает в своей жизни каждый человек. Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему  предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной  жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого- что  выбрать из одежды, до жизненно важного- как жить дальше. На примере судеб  сказочных героев ребенок может проследить последствие того или иного  жизненного выбора человека.

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство  окружающего Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым.  Многие детские вопросы ставят взрослых в тупик. Не так-то просто объяснить  ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо», а  что такое «плохо». Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные  ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во много формирует  для себя картину Мира и взаимности от этого ребенок будет воспринимать  различные ситуации и действовать различным образом.

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство  психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все  заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на  долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и  мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой совершивший плохой  поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через  все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.  В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе!

Проживая сказку дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко  чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным  эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление  различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать  выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по  сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от  стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь сбрасывая зажимы, открывая спрятанные  глубоко в под сознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети  становятся мягче, добрее уверение в себе, восприимчивее к людям о  окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела,  принятия себя таким, какой ты есть. Сказка несет в себе культуру, а так же  мировоззрение своего народа.


 Система работы с дошкольниками по русским народным сказкам.


3.1 Эмоциональное погружение детей в сказку.


С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все  труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка- это сегодня, пожалуй,  один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать  им возможность понять друг друга. Цель педагогов- дошкольников: дать  ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем не  сравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие  сказок. Сделать так что бы сказка- была средством эмоционального погружения  ребенка в новую область знания. Эмоционально погружая ребенка в какую- либо тему, мы, педагоги, даем общее ведение того нового знания, которым  будет овладевать ребенок, постепенно шаг за шагом со своими новыми  друзьями- сказочными героями. Я ставлю перед собой следующие задачи:

- Использовать сказочную форму

- для интеграции личности ребенка;!

- для психоречевого развития;

- для совершенствования вербального языка;

- для развития умения слушать окружающий мир, людей в нём и себя;

- для развития социально-эмоционального поведения каждого ребенка;

- для развития креативного мышления, фантазии, вооброжения

эмпатии ребенка;

- для расширения сознания и совершенствования взаимодействия

с окружающим миром;

- для сплачения группы людей, педагогов для развития сенсомоторики,

как базы для развития речи, интеллекта;

- для развития творческих способностей ребенка.

В своей работе с детьми я использую два варианта знакомства ребенка со  сказкой: Сказка для чтения, 2. сказка для театрализации.

 Как же читать ( рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий рассказа  сказки- это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. При  рассказе от педагога требуется выражения подлинных эмоций и чувств, так  как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время  чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они  могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так  как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от  прочтения.

При чтение я слижу не только за своим исполнением, но и за восприятием,  за вниманием слушателей. Важно не читать, а рассказывать, так как  необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в  процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты  его взволновали. По отношению ребенка к рассказываемому можно определить  те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный  момент его жизни. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей  усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс  вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться  своими переживаниями и оценками. Не следует делать детям замечания,  призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать  события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут  себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и  направленность чувств обычно не вызывает сомнений.

При использовании элементов кукольного театра манипуляции с куклами  должны быть предварительно отработанны. Работая с куклами, звуки речи  должны направляться к зрителям, необходимо заботиться о четкой дикции, о  достаточной силе голоса. Действуя с куклой, надо следит за тем, чтобы её  движения соответствовали содержания произносимых реплик, их интонации.  Голос речь должны соответствовать внутренней характеристики персонажа.

Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми,  когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, я  преобразовываю сложные ситуации педагогические задачи, подвожу к  решению проблемы. Дети в месте с героем ищут альтернативные способы  действия, спорят с ним или соглашаются предлагают свои решения.

Использование сказки воспитательно-образовательной работе с детьми.


Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она  была отраженна во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах  деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей  дошкольного возраста.

Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то  есть обладают познавательными значениями. В частности я стараюсь  пробудить у детей национальное самосознание дать ощутить им национальный  идеал, почувствовать себя как бы приемниками славы русских богатырей. Мы  рассматривали картины В Васнецова « Богатыри» «Витязь на распутье» «Бой  Добрыне Никитича со Змеем Горынычем» Много информации содержат детские рисунки, выполненные после  прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в  них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство  выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей  наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким  представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее. Таким  образом сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «  театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным  стимулом, питающие детское творчество явиться источником новых  художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмоциональное  воздействие , которой сказка производит на детей, тем интереснее и  разнообразнее их рисунки (см. прилож. № ).

Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к  следующему этапу работы – сочинению сказок. Педагог может рассказать, что  есть не только люди, которые хорошо сказывают сказки – сказатели, но и те,  кто сами их сочиняют – сказочники. Дошкольники, как правило, с  удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать  сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно  придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу.  Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов,  логическому развертыванию сюжета, завершению его и многому другому. Из  достаточно богатого арсенала методики обучению рассказыванию воспитатель  может отобрать то, что покажется ему наиболее интересным, целесообразным,  близким его педагогическому опыту (Короткова Э.П. Обучение детей  дошкольного возраста рассказыванию.- М., 1982; Левин В. Воспитание  творчества. – М., 1977; Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978;  Шибицкая А. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми //  Художественное творчество в детском саду. – М ., 1974). Итогам работы по этой теме станет праздник сказки, где дети выступят в  ролях сказителей, сказочников покажут инсценировки знакомых сказок.  Знакомство со сказками можно завершить и по–иному --- « изданием» сборника « Наши сказки», куда вошли бы лучшие сказки детей и лучшие детские  рисунки к ним.

В работе по ознакомлению со сказкой, я стараюсь вовлечь и родителей.  Родители вмести с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации.  Совместное творчество родитель с детьми, создает атмосферу доверия, свободы  общения, удовлетворенности, обеспечивает максимально свободный  эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом их взаимное доверие,  эмоциональную раскованность и так далее. Всё это в конечном итоге ведет к  творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых,  индивидуальных образов ( см. прил. № ).

В соответствие с работой по перспективному плану и с лексическими  темами систематически, еженедельно родителям даются рекомендации по  проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком в  выходные дни посещают библиотеку, рисуют иллюстрации к заданной сказки,  изготавливают декорации и рекламки к драматизируемой сказке в группе, учат  ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею  вызываемые и т.д. Работая с родителями по выполнению домашних  рекомендаций мною разработаны памятки для них (см. прил №)

Так же родители сделали нам много ксерокопии, разукрашек по русским  сказкам. Дети с большим удовольствием разукрашивают их, воспроизводя при  этом содержание сказки (см.прилож. № ).

Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно- роливые игры. Сказка и игра- самый верный и короткий путь к детскому разуму  и сердцу. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку  определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми.  Руководство педагога во время игры, как правило, не носит обучающего  характера. Дети активно погружаются в игровую атмосферу, в мир сказок, где  импровизационное творчество воспитателя и ребенка не избежно. Я использую, совестно с другими специалистами, сказку в игровых  физкультурных занятиях ( используются игры со сказочными героями), в  музыкально-ритмических занятиях, основанные на народных плясках и  хороводах. Во взаимодействии с музыкальным руководителем была поставлена  сказка «Теремок». Совместно с библиотекой Д,К «Энергетик» мы  организовывали викторины «Отгадывание и толкование загадок по сказкам»,  что способствует развитию понятия и обогащению словарного запаса ( смотри  фото в приложение).


3.3 Драматизация сказок дошкольниками


Завершающим этапом работы со сказкой является из драматизация. При  этом я рассматриваю драматизацию как один из видов театрализованной ( театрально- игровой) деятельности детей дошкольного возраста, целью  которой является раскрепощение каждого вовлеченного в неё ребенка как  актера. Драматизация может проявиться в самых разнообразных формах: как  сочинение и импровизация сценок по содержанию сказки, как инсценирование  готового литературного материала, как самый настоящий спектакль, то есть  театральная постановка сказки. В любом случаи драматизирую сказку, дети  проигрывают её сюжет, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в  их образе. В старшей группе при работе над драматизацией сказок основной задачей  является развитие у каждого ребенка интонационной, жестовой и мимической  выразительности. В подготовительной группе углубляю работу по  использованию в речи детей синонимов, антонимов, сравнений и эпитетов. Драматизирую сказку, дети, как правило, знают, что и кого они изображают  но не всегда знают, как это нужно делать. В результате может возникнуть  неудовлетворенность ребенка своими действиями, разочарование, потеря  интереса к драматизации и к сказке в целом. В связи с этим возникает  необходимость научить детей способом воплощения и передаче сказочного  образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа  на сцене ( речевая и интонационная выразительность, пантомима: жест, поза,  походка, мимика и др.) Здесь помогают дидактические игры, например: «Посмотри и повтори»,  «Вспомни и воспроизведи», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается»,

Процесс переживания и воплощения образа, который, безусловно, носит  творческий характер, зависти от индивидуальности каждого ребенка: его  индивидуально-эмоционального отношения к тому или иному сказочному  персонажу, предпочтения, определенного способа творческого самовыражения  ( музыкальное, речевое, двигательное и т.д.) поэтому, нам педагогам, не стоит  сковывать творчество детей, навязывая им определенные схемы воплощения  образа. Именно поэтому должно быть место для импровизации. Очень важно  поощрять детей к импровизации в драматизациях, стимулировать их  творческую инициативу и активность. Для формирования более яркой эмоциональной отзывчивости и чуткой  восприимчивости немало важным является создание атмосферы доверия,  свободы ощущения, удовлетворенности, обеспечивающей максимально  свободный контакт детей друг с другом и с педагогом, их взаимное доверие,  эмоциональную раскованность и т.д. Все это в конечном итоге ведет к  творческому раскрепощению, создание ярких, неповторимых, индивидуальных  сценических образов. Для того, чтобы ребенок проявил творчество,  необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными  впечатлениями, сформировать необходимые представления, навыки. Ведь чем  богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления в различных  видах деятельности. Использование народных сказок в качестве основы  театрализованной деятельность детей дошкольного возраста позволяет сделать  их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями,  интересными делами, радостью творчества.


 3.4 Отслеживание влияния сказочного жанра народного творчества на ум и душу ребенка.


Для отслеживания эффективности работы по нравственному и эмоциональному развитию детей я использую методики, позволяющие  фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств,  нравственного поведения, эмоциональной уравновешенности в начале и в  конце работы.


Методики используемые мною :


Методика « Закончи историю» ( Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)

Цель.

Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-  злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость. Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят  следующее: « Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».1. У девочки из  корзинки на дорожку высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел  к девочке и сказал… Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил?  Почему ты так думаешь? (После каждой мини – истории задаются  аналогичные вопросы.) 2. Кате на день рождения мама подарила красивую  куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала:» Я  тоже хочу играть с этой куклой». Катя ответила… 3. Дети строили город. Оля  не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют  другие. К детям подошла воспитательница: « Пора ужинать. Кубики надо  сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила… 4 Петя и  Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа  испросил: « Кто сломал игрушку ?». Петя ответил…

Обработка результатов.

1 балл – ребенок не может оценить поступки  детей. – ребенок может оценить поступки детей

2 балла - ребенок может  оценить поведение детей как положительное или отрицательное ( правильное  или неправильное хорошее или плохое ), но оценку не мотивирует и  нравственную норму не формулирует

3 балла – ребенок называет  нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует  свою оценку.

4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает  поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика «сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным  качествам, что указанны и в предыдущей методики.

Материал. Картинки с изображение ситуации, подлежащих нравственной  оценки ( например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка  уступила место пожилой женщине)

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают  картинки: « Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на  которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны- плохие…  Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

Обработка результатов.

1 балл-ребенок не правильно раскладывает  картинки ( в одной стопке оказываются картинки с изображением как  положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции не  адекватны моральным нормам.

2 балла- ребенок правильно раскладывает  картинки, но не может обосновать свои действия.

3 балла – правильно  раскладывае6т картинки, обосновывает свои действия, называя моральную  норму.

Методика «Наблюдение»( Т.Д.Зенкевич, А.М. Михайлов)

Составление карты наблюдения за эмоциональным и нравственным  развитием детей различных режимных занятий (см. таблицу) проводиться в  течение 1-2 недель ( см. карту наблюдения) В процессе занятий по сказке у меня накапливается большое количество  наблюдений, для того чтобы систематизировать свои наблюдения, заношу в  составленную «Карту наблюдений» . «Карта» позволяет  -фиксировать внимание на качествах, которые важны для характеристики  личности ребенка -обратить внимания на степень выраженности того или иного качества - не загружать свою память и меть возможность вернуться к своим  наблюдениям и впечатлениям в любое время - отчитаться о результатах работы не только по количеству проведенных  занятий, но и по качественным характеристикам - выявить личностные особенности и проследить их динамику в процессе  занятий -при сопоставлении личностных проявлений ребенка с темами занятий можно  выявить, в каких ситуациях какие качества наиболее выражены.

Карта наблюдения включает в себя 6 шкал, построенных по принципу  полярных качеств. Каждая школа имеет шесть градаций. Отметка «3»  показывает отсутствие явной выраженности того или иного качества. Отметки  «0; 1» и « 5; 6» показывают сильную выраженность того или иного качества. Отметки на шкалах можно соединить ломанной линией. Эта линия-  личностный профиль ребенка на данный момент времени. Изменения личностного профиля ребенка в процессе занятий отражает  качественные изменения в его внутреннем мире: изменение его отношения и  поведения в значимых ситуациях, обогащение его опыта. Сравнительный анализ личностных профилей покажет эффективность работы и её влияние на личность ребенка. Методика « Раскрась свои чувства» (Т.Д. Зинкевич А.М. Михайлов)  Данная методика разработана с привлечением материалов Бриды Эллиот.  Методика позволяет выявить чувства которые испытывает ребенок. Кроме того,  раскрашивая « человечка», ребенок может проявить подавляемые им чувства.  Таким образом, ребенок представляет цветной портрет своих чувств. Если ребенок раскрашивает « человечка» розовыми, желтыми, зелеными и  другими спокойными цветами, то можно говорить о том, что его состояние  достаточно стабильно и гармонично, он конструктивно будет воспринимать и  реагировать на занятиях. Иногда в рисунках могут появиться черные,  коричневые и ярко-красные тона. Это может означать либо сложное,  нестабильное актуально-эмоциональное состояние; либо отголоски  психологической травмы, которую перенес ребенок ( особенно если штриховка  неупорядоченная, тревожная, ребенок сильно давит на карандаш); либо места, в  которых ребенок испытывает боль; либо ребенок просто привык рисовать  этими цветами ( дома у него есть карандаши только черного цвета). Если  большая часть рисунка закрашена черным или коричневым цветом, с таким  ребенком желательно провести индивидуальную работу. Для того чтобы сделать окончательные серьезные выводы, необходимо  провести серию рисунков. Так как на раскрашивание «человечка» влияет  состояние ребенка в данный момент, предпочтение им того или иного цвета,  обстановка в которой происходит рисование и многое другое. Говорю ребенку : « Представь, что этот человечек- тот сказочный герой, в  которого ты хотел бы превратится ( или превратился) . Этот герой, так же как и  человечек, может испытывать разные чувства. Чувства и ощущения этого героя  живут в его теле. Раскрась эти чувства:  Радость – желтым Счастье- оранжевым Удовольствие- зеленым Грусть- голубым Гнев, раздражение- ярко-красным Чувства вины- коричневым Страх- черным Когда ребенок красит «человечка», можно поговорить с ним о том, почему он  раскрасил именно так, а не иначе.


IV Заключение


Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников.

Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал в этом  большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по  отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения,  способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе  коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Мы должны научить  ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность  поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение  действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. В сказках  черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Именно  народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы,  сегодня многие растеряли. В народных сказках отраженны « уникальные  традиции и опыт творчества». Во всех народных сказках есть нравственно- этические принципы. Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное  время на них? Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где  сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку да и взрослому  пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу  себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только  глазами но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку  ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе  добра над злом. Основу для правильного общения со сверстниками и взрослыми нужно  закладывать в детстве сказки же учат нас не только житейской мудрости, но и  смелости, мужеству, умению устанавливать контакты.

Сочувствуют различные мнения по поводу влияния сказок на ребенка.  Воспитываю в нем такие важные качества, как смелость, храбрость,  решительность, мы должны опираться на много вековой опыт  предшествующих поколений в использовании сказки педагогических целях.  Ребенка нужно приучать к преодолению трудностей: оберегая его от  реальности, которая далеко не идеал, мы только создадим ему лишние  проблемы. Вырастая , он не сможет объективно воспринимать события, решать  последовательно возникающие задачи, будет не решительным, робким или  погруженным в себя человеком. Всего этого не трудно избежать, если на  раннем этапе развития анализировать сказочные произведения вмести с ним, с  каждым новым прочтением всё более усложняя задачу. Практикуя различные  методы объяснения смысла сказки, можно добиться её полного понимания и  сознания малышом. А это значит, что в трудной ситуации она послужит ему  хорошей опорой в жизни. Немаловажным обстоятельством в развитии ребенка является повторное  прочтение сказки. Не стоит отказывать в этом малышу на том основании, что  перечисление пятьдесят первый раз обстоятельств, при которых Конек- Горбунок вытаскивает Ивана из нищеты и неизвестности, утомляет и  раздражает. Для ребенка эта новая ступенька, по которой он поднимается на  более высокий уровень духовного и интеллектуального развития. Да, дети,  слушая сказку изо дня в день, переживают за героев снова и снова. Но теперь  им важны не столько положительные моменты сказки сколько упущенные при  первом прочтении некоторые подробности сюжета и особенности характеров  персонажей. Таким образом, ребенок учиться акцентировать внимание на  деталях, а образы сказочных героев при этом наполняются новым содержанием,  которое с каждым разом усложняется и приобретает черты действительности.  Если малыш просит ещё раз перечитать понравившуюся ему сказку, не  препятствуйте, видимо, он что-то недостаточно хорошо понял и ему хочется  разобраться в этом. Надо пояснить этот момент. Обращаю пристальное внимание на игры ребенка. Сказка как средство  эстетического и познавательного воздействия гармонично вписывается в  процесс игры. Выделяю, что для малыша является главным: развитие сюжета,  ситуации которого не использует, или присутствие героев, определяющих её  характер. Включаюсь в игру и поправляю ребенка, если то или другое  используется неправильно. Возможно, в этом случае сказку надо будет  прочитать ещё раз, более подробно проанализировав трудные моменты,  научить малыша понимать, зачем человеку нужен сильный и благородный  характер. Привлекают ребенка в сказках и волшебные способности главных героев:  умение летать, быстро перемещаться, перевоплощаться. Конечно, в 3-5 лет не  возможно объяснить природу волшебства, на данном этапе можно просто дать  ему понять, что это- реализация мечты на рода. Со временим волшебство  должно превратиться в сознательное стремление достичь желаемой цели или  уникальное развитие личных способностей. Дети должны усвоить: чтобы  добиться каких-то результатов в жизни, надо обладать не просто  определенными свойствами характера, нужно развивать их до совершенства.  Этот процесс не должен носить приземленный характер, действовать надо по  обстоятельствам, принимая во внимание реакцию малыша. Если я внимательна  он проходит естественно и позитивно. Видимо, с это же точки зрения не следует ограждать ребенка и от  пугающих описаний страшных веществ, явлений, злодеев. Он должен знать,  что превосходной степени зла может противостоять только более изощренная  форма добра. Лишь в таком случае происходит битва на равных межу  отрицательными и положительными персонажами в сказке и естественная  победа последнего.

В каждом человеке, ребенке и в взрослом на уровне подсознания заложена  стремление отвечать обще принятым, установленным веками, способом и  мышления и поведения. Поэтому чувства и поступки положительного героя  малыш сразу же проецирует на себя. Проявляется это обычно сначала внешне:  он начинает использовать определенные речевые обороты, характерные для  этих героев, затем поступки этого персонажа превращаются в особенности  поведения ребенка, постепенно становятся его собственными поступками.  Малыш начинает сознавать их необходимость, он уже не может на добро  ответить злом, обидеть младших и слабых, вырабатываются моральные  критерии.

Цель моей работы- научить ребенка осознанно относиться к своим  чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать  становлению его самосознанию, развивать умение управлять своими чувствами  средствами устного народного творчества. Нравственное здоровье и нравственное совершенствование, заложенные в  детском возрасте, являются предпосылками того, что в дальнейшем ребенок  станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности  и способны постоять за себя и своих близких, то есть социально значимым  человеком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В последние годы музыкальная педагогика рассматривает старший дошкольный  возраст,  когда дети особенно чувствительны к музыке, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развити...

«Народные праздники – как средство нравственного и познавательного развития дошкольников»

«Народные праздники – как средство нравственного и познавательного развития дошкольников»Музыкальный руководитель МДОБУ №17 «Родничок» п. Восход Чуевская Наталья Ивановна...

Мальцева Т.В. Методические рекомендации. Русский народный танец как средство нравственно-эстетического воспитания детей.

Одним из средств развития и формирования двигательных навыков у детей выступает занятие хореографией. Хореография способствует не только развитию навыков здорового образа жизни ребенка, но и позволяет...

Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников"

проект в подготовительной группе воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны...

Ознакомление с народными традициями как средство нравственного воспитания дошкольников

Одна из проблем дошкольного образования заключается в том, что воспитание детей проводится без соблюдения исторической преемственности поколений, без ознакомления с историческим прошлым народов, идеям...