Фортепиано, как средство выразительности и подачи музыкального образа.
материал по музыке по теме

Лукоянова Наталья Николаевна

 

 

Разработка открытого урока.

 

 

Тема: Фортепиано, как средство выразительности и подачи музыкального образа.

 

 

Исполнители:  ученик 1-го класса отделения музыкального                инструмента и ученица 2-го класса отделения специального фортепиано.

 

Цели урока:

 

 

Воспитательная - формирование творческого подхода к инструменту и его специфическим особенностям.

 

Образовательная – посвящение в историю появления фортепиано;  изучение инструмента, как средства музыкальной выразительности: особенности звукоизвлечения.

 

Развивающая – расширение понятия «фортепиано» для учащегося, развитие слуха и координации движений участников исполнительского процесса, а так же эмоционально- образных представлений; выявление индивидуального подхода к использованию выразительных средств.

 

Задачи урока: в интересной для ребёнка форме  посвятить его в историю создания фортепиано; дать и закрепить понятия выразительных средств и их влияния на эмоционально- образный тон произведения, а так же  особенностей инструмента для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения игре.

 

 

Оформление класса.

 

Музыкальные инструменты: а) 2  пианино,

Наглядные пособия: изображения кларнета, лютни;

альбомы с репродукциями И.Шишкина  - «Тутовый лес»,  И. Левитана  -       «Цветущее вишнёвое дерево»,  П.Синьяка  - «Сосна»,  В.Васнецова  - «Алёнушка».

 

Технические средства: магнитофон.

 

Ход урока.

      

1. Вступление: Что такое образ? Музыкальный образ. Исполнение учеником 1-го класса польской народной песни «Висла».   - 8мин.

 

2. Фортепиано: а). Что есть фортепиано? б). Изобразительные возможности инструмента (С.Прокофьев «Петя и Волк» - фрагмент, исполняет ансамбль учеников 1-го и 2-го классов). в). Средства музыкальной выразительности.

- 10мин.

3. Узнаём и сравниваем: а). Изобретение фортепиано. б). Образ – основа художественного произведения (от лютни к фортепиано -  от живописи к музыке). в). Возможности фортепиано (клавесин и фортепиано). – 10мин.

 

4.Заключительная часть: а). «Сказка о рояле, который хотел быть клавесином» Л.Кирилиной. – 11мин.

 б). Индивидуальный анализ-вывод. в). Домашнее задание. – 6мин.

 

1.Вступление.

 

          Тема нашего  сегодняшнего урока широка и многогранна. Но «сердцем» её  стал музыкальный образ. Что означает этот термин? Если мы  заглянем в словарь, то прочтём, что «образ - это вид, облик». Можно добавить: обобщённый тип  или характер. Например, героический образ или образ победителя  – рыцарь; образ злой силы – Кощей Бессмертный.

Обращение- задание: Дети, назовите знакомые вам образы.

Предполагаемые ответы: образы: простака-хитреца – Алдар Косе; в русских  народных сказках – лиса; простофили – Емеля; мудреца – Василиса Премудрая.

Вопрос: Где можно встретить перечисленные образы?

Предполагаемый ответ: В сказках, мультфильмах, живописи, в жизни и т. д.

Вопрос: Как вы понимаете слова «музыкальный образ»?

Предполагаемый ответ: образ, создаваемый музыкой.

Учитель Оксана , сыграет пьесу, которая называется Висла.

Вопрос: Скажи, какой характер у пьесы?

Ответ: Грустный, спокойный.

Вопрос: Что ты  себе представляешь или что хочешь передать своим исполнением?

Ответ: Я представляю речку, которая спокойно течёт себе и вспоминает о чём-то грустном.

 

Далее следует исполнение пьесы.

 

 

 

Учитель: Оксана , посмотри на картину русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка». Как ты думаешь, какая сказка подсказала художнику этот образ?

Предполагаемый ответ: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Учитель: Сказочники для создания образа пользуются словом, художники – красками, а музыканты?

Предполагаемый ответ: Музыкальными звуками.

Учитель: Этому делу служит целая «армия» музыкальных  инструментов. Но сейчас речь пойдёт о фортепиано.

 

 

 

2.Фортепиано.

 

А).

Вопрос: Что есть фортепиано?

Предполагаемые ответы:1). Это инструмент. 2). Слово состоит из названия 2-х динамических оттенков: форте и пиано.

Учитель: Этот инструмент может очень много.   В его репертуар входят не только  фортепианные произведения, но и переложения вокальных, инструментальных, оркестровых, хоровых сочинений.

Произведение, которое сейчас исполнит  наш ансамбль, называется Симфоническая сказка «Петя и Волк». Написал его советский, русский композитор Сергей Прокофьев. И предназначено оно для симфонического оркестра, где каждому герою соответствует свой музыкальный инструмент. Номер, который сейчас прозвучит, называется «Кошка», её образ в оркестре исполняет кларне.

 

Б).

Учитель:  А мы играем и показываем, как фортепиано может изобразить кошку.

 Ученица 2-го класса(1-я партия) и ученик 1-го (2-я партия) исполняют ансамбль, отрывок из Симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и Волк», Кошка.

Учитель: Послушайте, как кошку исполнит кларнет – деревянный  духовой инструмент, который входит в состав любого симфонического оркестра (учитель ставит на пюпитр изображение кларнета). А ещё внимательно слушайте каждый свою партию, ведь вторая партия ансамбля принадлежит оркестру, но обе партии звучат, как одно целое.

Звучит кларнет.

Вопрос: Образ,  который  вы только что услышали, какой он?

Предполагаемый ответ: Образ кошки - осторожный, крадущийся.

Вопрос: Похожа ли ваша Кошка на Кошку кларнета? Если нет, то чем они отличаются?

Предполагаемый ответ: Нет, не похожа. Отличаются звучанием.

Вопрос к исполнительнице 1-ой партии: Как надо играть, что бы образ получился? 

Предполагаемый ответ: Играть надо тихо и аккуратно, как бы всё время, прислушиваясь.

Вопрос к исполнителю второй партии: Чью партию ты исполняешь?

Предполагаемый ответ: Партию оркестра.

Вопрос: Как звучит оркестр: громко или тихо?

Предполагаемый ответ: Он звучит тихо и настороженно.

Учитель: Не забывай об этом, когда будешь играть.

В).

А вот послушайте, как я сейчас сыграю ту же пьесу и скажите, что изменилось в ней?

Учитель играет « Кошку» в высоком регистре на стаккато.

Предполагаемый ответ: Сменился регистр.

Вопрос: Со сменой регистра изменился ли сам образ?

Предполагаемый ответ: Да. Осторожная кошка превратилась в птичку, или кузнечика.

Учитель: Со сменой  регистра поменялся и характер образа, и сам образ. Следовательно, регистр есть средство выразительности, которое помогает создавать музыкальные образы и понимать (на пюпитр ставится слово «регистр»).

Учитель исполняет пьесу в «родном» регистре, но на портаменто.

Вопрос: Что изменилось?

Предполагаемый ответ: Поменялся исполнительский приём – штрих.

Учитель: Образ сменился или нет?

Предполагаемый ответ: Да. Он стал тяжёлым, неповоротливым, не похожим на настоящую Кошку.

Учитель: Следовательно, штрихи  тоже есть средство музыкальной выразительности (на пюпитр  ставится слово «штрихи»).

А если сыграть пьесу на форте с самого начала, останется ли образ Кошки осторожным? Послушайте.

Учитель играет пьесу на форте.

Предполагаемый ответ:  Нет. Осторожность исчезла. Получился марш.

Учитель: Я играла громко – на форте, вместо того, чтобы играть тихо – на  пиано. А что такое форте и пиано?

Предполагаемый ответ: Динамические оттенки.

Учитель: Теперь попробуем поменять темп и ритм (играет пьесу быстрее, в пунктирном ритме). Что произошло с характером и образом пьесы?

Предполагаемый ответ: Он изменился  - стал смешным.

Учитель:  Из всего услышанного можно сделать вывод –  музыкальный образ помогают создавать регистр, штрихи, динамические оттенки, ритмический рисунок, темп и многие другие средства музыкальной выразительности.

 Учитель: А теперь попробуйте сыграть на фортепиано так, как кларнет под аккомпанемент оркестра. Но слушайте себя очень внимательно, звук должен быть максимально приближен к звучанию инструментов, которые только что прозвучали. Вы должны слушать и чувствовать друг друга – быть одним инструментом, одним образом.

Дети снова исполняют свою пьесу.

Учитель: Теперь  Кошка звучит, как у кларнета и оркестра. Вы показали своей игрой, что фортепиано по силам изобразить звучание другого инструмента. Следовательно, фортепиано тоже есть средство выразительности, помогающее раскрыть художественный образ музыкального произведения. А вот кларнет не сможет повторить звучание фортепиано, но это ни в коей мере не умаляет его особенностей, ведь вы слышали какая у него Кошка! Он помог нам лучше узнать возможности нашего инструмента.

 

3.Узнаём и сравниваем.

А).

Изобретение фортепиано принято связывать с именем флорентийца Бартоломео Кристофори. Он работал хранителем (тот, кто хранит) и реставратором (тот, кто восстанавливает, чинит) музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Однажды  гостям герцога объявили, что их ожидает сюрприз. Как вы понимаете, фортепиано и было тем сюрпризом. Звучание инструмента не понравилось гостям, которые привыкли к изысканному звуку клавикорда и клавесина. Оно показалась им грубым, и врядли кто из них понимал, что присутствует при рождении инструмента, которому уготовано столь блестящее будущее.

Со  временем фортепиано изменялось и совершенствовалось. Послушайте, как звучит произведение И.С.Баха на этом замечательном инструменте.

Б).

Учитель исполняет  Маленькую  прелюдию  c-moll на фортепиано.

Учитель: А теперь, это же произведение исполнит другой инструмент – лютня. Обратите внимание на музыкальный образ: изменился ли его характер?

Звучит Маленькая прелюдия  до минор И.С.Баха на лютне.

Учитель: Каждый для себя, наверное, определил характер, тип, настроение? Как один и тот же образ  звучит у разных инструментов?

Предполагаемый ответ: В исполнении фортепиано, характер беспокойный, тревожный, стремительный; у лютни образ более выдержанный.

Вопрос: Отличаются ли услышанные вами инструменты?

Ответ: Да.

Вопрос: Чем?

Предполагаемый ответ: Звуком. Учитель: Отличие в тембрах.

Вопрос: Влияет ли это на характер произведения?

Предполагаемый ответ: Нет (затруднительно).

Учитель: Посмотрите на эти репродукции. Они с картин разных художников, которые пользовались разными приёмами письма. Определите настроение, отражённое в них. Предлагает вниманию учеников три репродукции: Шишкин И. «Тутовый лес», Левитан И. «Цветущее вишнёвое дерево»,  Синьяк П. «Сосна».

Предполагаемый ответ: Настроение светлое, солнечное, праздничное.

Учитель: То есть, разные приёмы отражают похожие настроения, а помогают нам его понять краски и талант художника.

Так и в музыке: образ, заложенный самим композитором, есть основа произведения, а инструменты раскрывают его каждый по-своему, исходя из своих особенностей и возможностей.

Для фортепиано переложение с другого инструмента означает, что на образ влияет и тембральная окраска. Выразить глубину чувств, мысли, передать настроение, краски и интонационный колорит – вот то чему служит наш инструмент и то, о чём мы должны помнить, играя на нём.

 

В). Помните, когда я рассказывала о неудавшемся сюрпризе  Бартоломео Кристофори, то упомянула о клавесине. Фортепианную пьесу С.М.Майкапара «Мотылёк»  мы сейчас попробуем сыграть на клавесине.

Ученица  играет пьесу  С.Майкопара «Мотылёк».

Учитель:  Понравился тебе клавесин?

Предполагаемый ответ: Да.

Учитель: Как ты считаешь, помог ли тебе инструмент раскрыть образ произведения? Каким он тебе представляется?

Предполагаемый ответ:  Играть эту на клавесине легко. Звук этого инструмента подходит для  «Мотылька». Образ мотылька очень хрупкий, нежный, но с ним происходит небольшое приключение, которое для мотылька  заканчивается удачно. И он улетает.

Учитель: Самуил Моисеевич Майкапар, композитор, написавший эту пьесу, родился в конце XIX века и умер в 1938 году. Это советский композитор, родившийся на Украине, но всю свою жизнь он провёл в Петербурге – Ленинграде. Думаю, ему был знаком клавесин, но он посвятил себя и своё творчество фортепиано. «Мотылёк» - фортепианная пьеса, но образ, заложенный в ней, как будто написан для клавесина. Единственный недостаток, как мне кажется, это негибкая динамика инструмента. У фортепиано, инструмента современного и усовершенствованного, больше выразительных возможностей.

Мы с вами проделали хорошую работу: 

  • послушали разные инструменты;
  • выяснили, что такое образ и что помогает музыканту «рисовать» образы;
  • узнали о возможностях фортепиано и его особенностях.

     

 

4. Сейчас настало время сказки.

 

Одна писательница – Л.Кирилина сочинила историю, которая называется «Сказка о рояле, который хотел стать клавесином». Задание: Слушайте, а после скажите мне: прав был рояль, или нет и почему.

Далее следует сказка (11 мин). 

Смотри приложение.

 

Вопрос: Прав был рояль, когда захотел отказаться от своего неповторимого звука?

 

Предполагаемые ответы: Да, нет…

Учитель: Думаю, что пора подвести итог нашего урока.

Вывод: Основа музыкального произведения – художественный образ или образ мысли, который композитор излагает музыкальными звуками. Что же помогает нам понять, представить и изобразить его?

Ответ: Средства музыкальной выразительности.

Учитель: Перечислите их.

Ученики: Штрихи, динамические оттенки, регистр, темп, ритм, лад, музыкальные инструменты.

Учитель: Какие инструменты  помогли  нам на уроке разобраться в образах?

Ученики: Кларнет, лютня, клавесин и фортепиано.

Учитель: Все эти инструменты отличны друг от друга, каждый обладает характерным для него тембром, то есть окраской.

Вопрос: А что можно сказать о фортепиано?

Предполагаемый ответ: Что фортепиано может изобразить любой музыкальный инструмент.

Учитель:  Иначе говоря, можно назвать фортепиано многотембровым инструментом, с большими изобразительными и выразительными возможностям.

И это -  его главная особенность и основное свойство.

 Домашнее задание:  1.-Придумайте для сказки свой финал, иначе – конец;

                               2- подумайте, как можно  изобразить  на фортепиано 

      медведя,  дождик, пение кукушки;

                             3-нарисуйте два рисунка любого понравившегося вам

                                  музыкального образа,  о которых сегодня мы говорили,

         в звучании различных инструментов.

                                   4- попробуйте поиграть одну из своих пьес разными

                                       штрихами: стаккато,  легато,  нон легато, маркато.              

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. С.Газарян. В мире музыкальных инструментов, Москва «Просвещение»,1989год.
  2. Журнал «В мире музыки». Москва «Музыка», 1996год.
  3. Л.Е.Фейнберг, Ю.И.Гренберг. «Секреты живописи старых мастеров». Москва «Изобразительное искусство».
  4. А.Фёдоров-Давыдов. «Исаак Левитан». Альбом репродукций. Ленинград «Аврора», 1988год.
  5. А.Савинов, А.Фёдоров-Давыдов. «Иван Шишкин». Альбом репродукций. Ленинград «Аврора», 1986год.
  6. Л.И.Иовлева. В.Васнецов. Из собрания Государственной Третьяковской Галереи. Москва «Изобразительное искусство», 1984год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».

Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности....

Роль выразительных средств в создании музыкального образа

Открытый урок по слушанию музыки (2 класс)Преподаватель Шнайдер Л.В.Тема: Роль выразительных средств в создании музыкального образаПрограммные задачи:познакомить с музыкальными средствами выразительно...

Разработка открытого урока в классе фортепиано на тему "Работа над музыкальным образом"

Технологическая карта и конспект открытого урока в классе фортепиано с презентацией.Тема урока:_ «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»Цель  урока:  Формирование представлений ...

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....

Развитие дикции и артикуляции учащихся как средство выразительности и передачи сценического образа (доклад)

Доклад был зачитан на методическом объединении педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов общеобразовательных школ Пуровского района ЯНАО. В нём раскрываются особенности работы...

Статья "Музыкально- дидактическая игра на уроке фортепиано, как средство музыкального развития учащихся младшего школьного возраста"

Данная статья рассказывает о важности применения игровых технологий на уроке фортепиано с младшими школьниками. В этом возрасте шаблонное изучение теоретических основ  музки и  небольших пье...

Педализация как средство выразительности в воспитании образного мышления учащихся в классе фортепиано

В фортепианной исполнительской практике огромная роль принадлежит педализации, которая является важнейшим средством выразительности и играет значимую роль в формирования музыкально-художественного обр...