Открытый урок с хором с применением педагогических технологий
методическая разработка по музыке по теме

Иванова Екатерина Михайловна

 

Открытый урок с младшим хором на тему:

 

Тема: «Формирование эмоциональной отзывчивости на исполняемые произведения с применением педагогических технологий».

         Хоровое пение,— основа музыкального обучения и воспитания детей в музыкальной школе. Оно является для массы учащихся активной и доступной формой музыкальной деятельности, в процессе которой наиболее органично развиваются музыкальные способности детей — слух, голос, музыкальное чувство, музыкальное мышление и художественный вкус. Через хоровое пение дети не только овладевают навыками певческого исполнительства, знаниями и навыками в области музыкальной и нотной грамоты, но у них развиваются также и способности восприятия музыки. Более того, сама нотная грамота приобретает смысл и интерес для учащихся только в том случае, если она связывается с пением.
Основным материалом для хорового пения является песня, где мелодия сливается с поэтическим текстом в органическом единстве. Поэтому без культуры речи не может быть и культуры пения. Произношение в пении является условием правильного звукообразования. Поэтому вопросы фонетики имеют непосредственное отношение к хоровому пению.
Дети очень любят петь. Задача состоит в том, чтобы интерес детей к пению воспитывался в направлении ко всему лучшему и здоровому, что составляет содержание и форму народной песни.

         Непосредственная и основная задача хорового пения в школе заключается в тем, чтобы научить детей петь хором стройно, чисто и выразительно. В процессе обучения хоровому пению осуществляется и задача вокального воспитаний. В условиях массового обучения детей пению обе эти задачи составляют неразрывное целое, они взаимосвязаны и не могут быть решены одна без другой.
Однако не на всех ступенях обучения эти задачи равнозначны: в системе вокально-хоровых навыков программы I и II классов вокальные навыки превалируют над собственно хоровыми. Среди многочисленных навыков — дикция, атака, вдох медленный, вдох короткий, пение плавное, пение легким звуком и др. — к собственно хоровым в I классе можно отнести лишь навыки пения по дирижерскому жесту и пение в унисон.

Цель: * Развитие музыкального восприятия, способности чувствовать настроения в музыке, их смену.

 *  Познакомить учащихся с произведениями  композиторов классиков и  современных композиторов.

* Развить музыкальные способности детей младшего школьного возраста.

* Обогатить музыкальное восприятие детей.

Задачи: * Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, учить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию.

 * Развивать способности детей передавать движениями характер музыкального произведения.

* Учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем исполнительных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную – легким звуком в оживленном темпе.

* Выстроить точную интонацию в общем ансамбле.

* Закрепить навыки правильного певческого дыхания, правильной опоры звука, певческой артикуляции и четкой дикции,

* Создать условия для музыкально – творческой работы с различными образами

Применение педагогических технологий                            

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Краснопоймовская сельская детская музыкальная школа»

Открытый урок с младшим хором на тему:

«Формирование эмоциональной отзывчивости на исполняемые произведения Работа над художественным образом».

Преподаватель:

Иванова Екатерина Михайловна

Красная пойма, 2012 год

Тема: «Формирование эмоциональной отзывчивости на исполняемые произведения Работа над художественным образом».

         Хоровое пение,— основа музыкального обучения и воспитания детей в музыкальной школе. Оно является для массы учащихся активной и доступной формой музыкальной деятельности, в процессе которой наиболее органично развиваются музыкальные способности детей — слух, голос, музыкальное чувство, музыкальное мышление и художественный вкус. Через хоровое пение дети не только овладевают навыками певческого исполнительства, знаниями и навыками в области музыкальной и нотной грамоты, но у них развиваются также и способности восприятия музыки. Более того, сама нотная грамота приобретает смысл и интерес для учащихся только в том случае, если она связывается с пением.
Основным материалом для хорового пения является песня, где мелодия сливается с поэтическим текстом в органическом единстве. Поэтому без культуры речи не может быть и культуры пения. Произношение в пении является условием правильного звукообразования. Поэтому вопросы фонетики имеют непосредственное отношение к хоровому пению.
Дети очень любят петь. Задача состоит в том, чтобы интерес детей к пению воспитывался в направлении ко всему лучшему и здоровому, что составляет содержание и форму народной песни.

         Непосредственная и основная задача хорового пения в школе заключается в тем, чтобы научить детей петь хором стройно, чисто и выразительно. В процессе обучения хоровому пению осуществляется и задача вокального воспитаний. В условиях массового обучения детей пению обе эти задачи составляют неразрывное целое, они взаимосвязаны и не могут быть решены одна без другой.
Однако не на всех ступенях обучения эти задачи равнозначны: в системе вокально-хоровых навыков программы I и II классов вокальные навыки превалируют над собственно хоровыми. Среди многочисленных навыков — дикция, атака, вдох медленный, вдох короткий, пение плавное, пение легким звуком и др. — к собственно хоровым в I классе можно отнести лишь навыки пения по дирижерскому жесту и пение в унисон.

Цель: * Развитие музыкального восприятия, способности чувствовать настроения в музыке, их смену.

 *  Познакомить учащихся с произведениями  композиторов классиков и  современных композиторов.

* Развить музыкальные способности детей младшего школьного возраста.

* Обогатить музыкальное восприятие детей.

Задачи: * Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, учить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию.

 * Развивать способности детей передавать движениями характер музыкального произведения.

* Учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем исполнительных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную – легким звуком в оживленном темпе.

* Выстроить точную интонацию в общем ансамбле.

* Закрепить навыки правильного певческого дыхания, правильной опоры звука, певческой артикуляции и четкой дикции,

* Создать условия для музыкально – творческой работы с различными образами

Применение педагогических технологий                            

  1. Технология проблемного обучения.

Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Назовите основные жанры музыки», «Что такое песня» «Какая по характеру может быть песня?», Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение, приходя к новым знаниям и навыкам, закрепляя их на песенном репертуаре.

  1. Технология личностно-ориентированного обучения

И. С. Якиманской.

На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение по данной проблеме), развития творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение ритмического рисунка на заданный ритм ) Отношения «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества.

  1. Технология индивидуализации и дифференциации.

Использование элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения данной темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия); метод эмоционально-волевого воздействия (оперирование образами, сравнениями); метод эвристической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его).

  1. Технология формирования мотивации или игровая технология.

Включение в учебный процесс игровых моментов  – театрализация песни, которая повышает интерес учащихся к занятиям хора, активизирует их творческую деятельность (внутренняя мотивация – потребность в познавательном процессе). Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха»--самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио (внешняя мотивация).

  1. Здоровьесберегающая технология.

На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. Необходимо включение в процесс урока ритмотерапии (несложные движения и жесты под музыку), фольклорной арт-терапии (исполнение русских народных песен с использованием шумовых инструментов), музыкально-эмоциональной психотерапии (расширение спектра доступных учащемуся переживаний на звучащую музыку).

Содержание урока:

I Распевание, пение упражнений (сознательное понимание упражнений, на что ориентированно, какие элементы музыкального языка включены в упражнение).

I Упражнение на выработку широкого дыхания, рассчитанного на большую фразу, высокого позиционного звучания, напевного льющегося звука:

а) Закр.ртом, б) на ЛЁ  (Мажорная гамма) 

II а) Упражнение для выработки полетного округлого  звука

           Ду     –      ду     –     ду     –      дуй    в    тру    –    бу

      б) Упражнение для выработки полетного округлого  звука с применением динамических

          оттенков(Ву, ду, лю)

III  Упражнение для выработки собранного звука (и – и – и –и – ди):

IV Упражнение  на выработку навыков исполнения staccato

Упражнение для выработки ощущения диафрагмы:

        По тоническому трезвучию

        Арпеджио

VI  Упражнение для выработки четкой дикции:

       Ми, мэ, мо, му на одном дыхании в одной позиции

II Работа над  унисоном и 2х голосием в произведениях разного, характерного содержания.

«Капельки»

Музыка Б. Печерского слова М. Райкиной

 Задачи:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое произведение.
  2. Развитие образного мышления
  3. Уравновесить голоса по динамике звука.
  4. Выработать собранный, напевный звук с ясным формированием гласных и  активным произношением согласных.
  5. Выработать естественное звучание произведения.

         Это произведение позволяет развить навыки одноголосного, речитативного и кантиленного пения, а также помогает наладить координацию между слухом и голосом, выстроить точную интонацию, развить образное мышление.

         В произведение используется два вида звуковедения, staccato и legato что позволяет учащимся более точно понять контраст между видами звуковедения.

         Говоря о вокальной работе нельзя не сказать о характере звуковедения. При исполнении этого произведения требуется собранный, легкий не крикливый звук.

Педагог: Ребята, а вы знаете что такое «песня»?

Ответы детей:

Педагог: Правильно. Песня – это музыкальный жанр. В музыке есть три основных жанра или три кита на которых стоит музыка. Это песня, танец и марш. Песню – мы поем, танец – танцуем, а под марш мы маршируем. Песня бывает разная по характеру – веселая и грустная. Ребята, скажите какое сейчас время года?

Ответы детей: Осень.

Педагог: Правильно – Осень!

 Осень золотая в гости к нам пришла,

Длинной тонкой кистью землю убрала.

Игра на металлофоне:  Капля первая упала – кап!
                                        И вторая прибежала – кап!
                      Мы на небо посмотрели – капельки “кап-кап” запели!

Педагог: Ребята, давайте исполним песню «Капельки» в медленном темпе

Исполняют песню в медленном темпе

Педагог: Ребята, скажите, какое настроение у этой песни?

Ответы детей: Грустное

Педагог: Правильно, а теперь сделаем капельки веселыми.

Исполняется песня в подвижном темпе.

Педагог: А теперь какое настроение у песни?

Ответы детей:

Педагог: А теперь давайте попробуем эту песню протанцевать как капельки ведь мы поем                    

                             «Русского полечку, танец топотушки.

                              Пляшут, пляшут капельки.

                              Капельки – подружки»

 Поем и повторяем за мной.

Исполняется песня вместе с движениями.

 «Пестрый колпачек»

Музыка Г. Струве слова Н. Соловьевой

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое произведение.
  2. Развитие образного мышления
  3. Уравновесить голоса по динамике звука.
  4. Выработать собранный, напевный звук с ясным формированием гласных и  активным произношением согласных.
  5. Выработать естественное звучание произведения.

Внести игрушку гнома или его изображение. Игровой момент: заранее с одним ребенком инсценировать песню (ребенок только выполняет движения). Потом детям предложить придумать движения к этой песне.

Педагог: Ребята, отгадайте загадку

Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки – семь нот.

Ну, а в сказке этой – семеро

Разных гномиков живут

Молодцы! Давайте исполним песню «Пестрый колпачек», а Владик будет гномиком и покажет чем же Гном занимается.

Исполняется песня

Далее следует работа по голосам

Педагог: А теперь, ребята, давайте придумаем ритмический рисунок  под песню, на проигрыш мы с вами будем хлопать.

Исполняется песня с хлопками на проигрыш.

Вот и день к концу подходит

Вечереет, ночь приходит.

Тихо тикают часы.

Гномик, гномик сладко спи.

Исполняется песня «Ходики»

«Ходики»

Музыка Як. Дубравина слова М. Пляцковского

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое произведение.
  2. Развитие образного мышления
  3. Уравновесить голоса по динамике звука.
  4. Выработать собранный, напевный звук с ясным формированием гласных и  активным произношением согласных.
  5. Выработать естественное звучание произведения.

III Домашнее задание

  1. Выучить наизусть слова и мелодию «Капельки»
  2. Проработать свои партии в произведении «Пестрый колпачек», добиваясь легкого и полетного звучания мелодии.
  3. Выучить наизусть мелодию с текстом «Ходики», добиваться четкой дикции, следить за динамическими оттенками.

Литература

  1. «Музыка в школе» составитель Л.И. Уколова, М.Г. Осенева М., 2007
  2. «Школьные шлягеры» составитель Ю.Б. Алиев М., 2005
  3. Г.Струве «Нотный бал» М., 2005
  4. Сб. «Музыкальная палитра»  Открытые уроки
  5. «Методика преподавание музыки в школе» составитель Л.И. Уколова, М.Г. Осенева В. Самарин М., 2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре

"Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре...

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Отчёт о применении педагогических технологий на уроках истории, обществознания и кубановедения

Данный  отчёт   -   применение  педагогических  технологий  на  уроках....

Разработка открытого урока по хору "Игровые моменты в вокально-хоровой работе над произведениями в хоре 1 класса,развитие музыкальных способностей".

В данной разработке представлены различные игровые формы и методы  вокально-хоровой работы  над музыкальным произведением в хоре....

Презентация "Применение педагогических технологий на уроках информатики"

В презентации "Применение педагогических технологий на уроках информатики" представлены различные педагогические технологии, которые можно применять на уроках информатики....