Открытые уроки младших школьников
план-конспект урока по музыке по теме


Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственная  программа по музыке  авт. В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр.

                                              1 КЛАСС         14 УРОК

ТЕМА: Детская жизнь, отраженная в музыкальных произведениях (вторая часть).

ЦЕЛИ УРОКА:  Показать моменты из жизни ребенка, образно воссозданные в музыкальных произведениях.

Сформировать умение чувствовать в музыке характеры, переживания, эмоции и настроение героев. Способность определять их действия, анализируя средства музыкальной выразительности (мелодию, ритм, темп, тембр, динамику).

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ  ОБУЧЕНИЯ: Способность узнавать изученные музыкальные произведения ( вне зависимости от аранжировки). Умение точно определять

Автора и название музыкального произведения. Умение определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыки.  

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: Портреты композиторов, аудио и видеоматериалы, репродукции картин, игровые карточки, куклы (2 шт.).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Музыкальный центр, DVD –проигрыватель + телевизор, компьютер.

                                                ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ:

Музыкальное приветствие детей и учителя.

На доске : «Музыка  более всего способна к выражению и к передаче душевных настроений» Ц.А.Кюи.

ПОВТОРЕНИЕ И СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:

- Ребята, вспомните, какой музыкальный мультфильм мы с вами смотрели?

                                   («Детский альбом»)

- А вы помните какой композитор написал такую красивую музыку? ( П.И. Чайковский»).

- Сейчас мы с вами устоим небольшую викторину. Я буду показывать вам небольшие фрагменты пьес, которые вы уже слышали, а вы попробуете представить, что же рисует нам музыка. Попробуете вспомнить и назвать музыкальные моменты «Детского альбома».

                              (Звучат фрагменты: «Вальс», «Игра в лошадки»,

                               «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза»).

- Молодцы. Мультфильм вам понравился? Но в него вошли не все пьесы  П.И. Чайковского, которые он включил в «Детский альбом». О них мы сегодня поговорим. ХОД УРОКА: Пьеса «Зимнее утро». Сам композитор родился в маленьком городке на Урале, где  долгие зимы. И мне кажется, что именно вспоминая их, он и написал «Зимнее утро». (РАБОТА С УЧЕБНИКОМ : Откройте учебник на стр. 29,30,31). Сейчас мы будем слушать музыку, а вы постарайтесь представить себе, что встречаете день в маленьком деревенском доме, сидя у окошечка, на котором чудесный морозный узор, а за окном на солнце искрится снег, и на ветках деревьев сверкает иней.

( Звучит « Зимнее утро»)

- Как композитор дает нам понять, что он изобразил именно зимнее утро? ( Музыка таинственная, тихая, спокойная, «холодноватая»).

- Музыкальные фразы короткие, как будто мы дышим на замерзшее стекло или ладошки.

- Хорошо, а вы любите играть в куклы? Но ведь и мальчики играют в игрушки, которые можно назвать куклами для мальчишек – например в трансформеров. Вот и у ребенка, которому посвящен « Детский альбом», а это племянник композитора Володя Давыдов шести лет, была любимая игрушка. Ее печальную историю и рассказал в музыке П.И. Чайковский.

                          ( Звучит « Болезнь куклы»)

- Что же случилось с игрушкой? ( Она сломалась, заболела, испортилась) Показать 1куклу.

- У вас на столе лежат карточки с обозначениями характера музыки, попробуйте подобрать подходящую.

- Давайте послушаем, как ребенок переживает за свою игрушку.

                           (Звучит пьеса «Похороны куклы»).

- Какая музыка? Что же делает ребенок? Подберите карточку.

- Но вот что-то случилось. Слушайте!

                             (Звучит «Новая кукла»)

- Как вы думаете, что произошло? Хорошее или плохое? (Хорошее). Подберите карточку.

Ребенку подарили новую игрушку, новую куклу. ( Показываю 2 куклу).

У вас хорошее настроение? Давайте немного разомнемся : МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, РАСПЕВАНИЕ, ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА.         –ИТОГ УРОКА:А теперь прочитайте, что написано на доске. Мы действительно убедились, что музыка и без слов может нам рассказать чудесные истории, нарисовать картины без кисти и красок, помочь пережить те события, о которых хотел рассказать, которыми хотел поделиться с нами композитор.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: не задано.

Музыкальный финал урока.

                                       

                                                 

 

                                                                               Учитель музыки ГБОУ СОШ №377

                                                                                Белостоцкая Елена Геннадьевна.

                                   

                     



Предварительный просмотр:

Государственная программа по музыке авт. В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр.

                         

                       1 КЛАСС                                                  24 УРОК

ТЕМА: Мелодии и краски пробуждающейся природы. Музыка и живопись.

ЦЕЛИ УРОКА: Научить детей улавливать взаимосвязи двух видов искусства – музыки и

                            живописи.

                            Сформировать умение определять художественный образ в музыке,

                            научить чувствовать характер, настроение, эмоциональную окраску

                            произведения, анализируя средства музыкальной выразительности

                            (мелодию, ритм, тембр, динамику).

                            Показать в сравнении музыкальный и художественный пейзажи

                            (учить «слышать» увиденный образ).

                            Развитие вокально-хоровых навыков, общей музыкальности,

                            эстетического вкуса.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ: Умение сопоставлять и сравнивать музыкальные и художественные произведения (пейзаж в музыке и живописи), улавливать общее в их характере и настроении. Умение определить автора и название музыкального произведения (Э.Григ «Утро»).

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: Портреты композиторов, аудио и видеоматериалы (фонограммы, презентация), репродукции картин, наборы для ИЗО (акварель, вода, кисти, бумага).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Музыкальный центр, DVD-проигрыватель + телевизор, компьютер.

                                                  ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Музыкальное приветствие детей и учителя.

 

На доске: « Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» Микеланджело Буонарроти.

ПОВТОРЕНИЕ И СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами вместе порадовались, что наконец-то наступила календарная весна, месяц март. Мы послушали и сравнили музыку А.Вивальди и еще одного композитора, который тоже написал цикл пьес «Времена года». А как его зовут?

(П.И.Чайковский).

- Сегодня мы с вами еще поговорим о весне. А что происходит в природе весной? (Снег тает, появляются почки, первая травка). Почему так происходит? ( Больше солнца и тепла).

                                                           -2-

- Мы уже соскучились по солнышку. Давайте откроем наши учебники на странице 60-61.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: Посмотрите как красиво. Здесь соседствуют зима и весна. Послушайте (звучит КЛАСТЕРНЫЙ АККОРД). Мог ли композитор так изобразить солнце? Похоже на солнце или нет? (Нет). Правильно – это тьма, чернота, грязный темный цвет. А послушайте сейчас. (Поступенное восходящее движение по клавиатуре до           трезвучия). На что это похоже? (Солнце встает, восход). А теперь приготовьте правую руку, покажите свои пальчики. Поставьте руку на нарисованную клавиатуру, а теперь вместе со мной мы поиграем. Пальчиками мы поочередно нажимаем белые клавиши и слушаем, как просыпается наше солнышко.

( Данный этап урока может проводиться с применением компьютерной техники и синтезаторов).

- У вас хорошее, солнечное настроение? Тогда давайте немного разомнемся. Выходите на коврик. Встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Давайте на время превратимся в солнышки.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. ЗАДАЧИ: научить детей слушать, чувствовать и воспринимать музыку. Координировать движения с музыкальным сопровождением. С помощью простых движений, выражать восприятие художественных образов музыки, ее динамики, темпа, характера, а так же смену частей и фраз в музыкальном произведении. Используется как здоровьесберегающая технология.

УПРАЖНЕНИЯ: «Цветочек», «Утро», «Солнышко».

- Садимся. Закрываем учебники и откладываем на край парты. А теперь внимание на наш экран. Сейчас мы  послушаем очень красивую музыку, она вам знакома. Вы будете слушать, и смотреть фотографии и картины весенней природы. Обратите внимание, какие краски используют художники, чтобы мы с вами точно узнали, что перед нами именно весна.

ПРОСМОТР ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИИ: ЗАДАЧИ: Показать детям гармоничное соединение музыки и изобразительного искусства на примере весенних пейзажей и произведения Э. Грига «Утро».

- Вы вспомнили, как называется эта музыка?  Что вы себе представляли, когда ее слушали? Понравились вам картины? А что, чаще всего, вы на них видели? (Деревья, ручьи, реки, цветы.) Какие цвета преобладали?

- Когда мы рассказываем о весне, то непременно говорим, что тает снег, на улице ручьи и лужицы с талой водой, в лесу речки разливаются, вместо снега начинает идти дождь. Вода, вода, вода! И не случайно я попросила вас принести акварельные краски. Это самые «весенние» краски. Аква – по-гречески «вода», отсюда и название «акварель». Вы, как настоящие художники, попробуете нарисовать весну, просыпающуюся природу. А для того, чтобы у вас лучше получалось, я еще раз дам вам послушать пьесу Э.Грига «Утро».

Намочите листочек водой, слушайте и начинайте рисовать!

ЗВУЧИТ МУЗЫКА.

                                                       -3-

- Молодцы - настоящие, юные художники. Отложите ваши работы сушиться, а пока мы с вами споем песню про львенка, который любил рисовать, только сначала немного подготовим свой голос.

РАСПЕВАНИЕ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА. ЗАДАЧИ: Выработка правильного звукоизвлечения и звуковедения. Координация правильного звукообразования, дыхания, четких дикции и артикуляции. Отработка хоровых навыков – взаимодействия детей в ансамбле.

ПЕСНЯ «КИСТОЧКА»

ИТОГ УРОКА: - Мы с вами хорошо поработали. А теперь посмотрите, что написано на доске. Вы ведь слышали такое выражение «душа поет», а она поет, когда мы видим что-то очень красивое, радуемся, особенно весной, когда капель, солнце, поющие птицы, первые листочки. А если мы слышим  красивую музыку, нам представляются замечательные картины. Сегодня вы увидели, как близко соседствуют музыка и живопись, сами немного побыли художниками, которых вдохновляет музыка, и думаю, что настроение у вас самое,

что ни есть хорошее, солнечное и весеннее. Поприветствуем весну вальсом. Инструменты кладем перед собой и ждем начала музыки.

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР – «ВАЛЬС»

- Урок окончен. Надо прощаться.

 МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФИНАЛ УРОКА.

                                                                                     Учитель музыки ГБОУ СОШ №377

                                                                                     Белостоцкая Е.Г.

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому занятию для младших школьников "Весенние пейзажи"!

Презентация к открытому занятию для младших школьников "Весенние пейзажи" состоит из слайдов с картинами русских художников, в чьём творчестве отражается тема родной природы, а также стихотворения рус...

Конспект открытого занятия для младших школьников "Пришла весна!"

Материалы конспекта открытого занятия для младших школьников "Пришла весна!" могут использоваться в начальной школе или 5-6 классах при изучении темы "Весенний пейзаж" или "Стихотворения русских поэто...

Открытый урок по фортепиано " Корректировка исполнительского аппарата у младших школьников."

Развитие и активизация творческого отношения учащихся в работе над освоением технических навыков....

Исследовательская работа «Привлечение родителей в процесс обучения младших и средних школьников по «коротким» программам на примере открытого урока «Электродвигатель своими руками» из программы «Основы электротехники»

Актуальность моей аттестационной работы заключается в необходимости переработки некоторых программ с целью повысить заинтересованность учащихся и привлечь родителей к совместному педагогическому возде...

Технологическая карта открытого урока «Игра- важнейший инструмент двигательной активности младших школьников»

Использование игровых заданий, подвижных и сюжетных игр помогает развивать  у детей способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целом, законченном виде, пр...