Главные вкладки

    План-конспект урока по музыке по теме:
    Открытые уроки младших школьников


    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Государственная  программа по музыке  авт. В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр.

                                                  1 КЛАСС         14 УРОК

    ТЕМА: Детская жизнь, отраженная в музыкальных произведениях (вторая часть).

    ЦЕЛИ УРОКА:  Показать моменты из жизни ребенка, образно воссозданные в музыкальных произведениях.

    Сформировать умение чувствовать в музыке характеры, переживания, эмоции и настроение героев. Способность определять их действия, анализируя средства музыкальной выразительности (мелодию, ритм, темп, тембр, динамику).

    ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ  ОБУЧЕНИЯ: Способность узнавать изученные музыкальные произведения ( вне зависимости от аранжировки). Умение точно определять

    Автора и название музыкального произведения. Умение определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыки.  

    МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: Портреты композиторов, аудио и видеоматериалы, репродукции картин, игровые карточки, куклы (2 шт.).

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Музыкальный центр, DVD –проигрыватель + телевизор, компьютер.

                                                    ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ:

    Музыкальное приветствие детей и учителя.

    На доске : «Музыка  более всего способна к выражению и к передаче душевных настроений» Ц.А.Кюи.

    ПОВТОРЕНИЕ И СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:

    - Ребята, вспомните, какой музыкальный мультфильм мы с вами смотрели?

                                       («Детский альбом»)

    - А вы помните какой композитор написал такую красивую музыку? ( П.И. Чайковский»).

    - Сейчас мы с вами устоим небольшую викторину. Я буду показывать вам небольшие фрагменты пьес, которые вы уже слышали, а вы попробуете представить, что же рисует нам музыка. Попробуете вспомнить и назвать музыкальные моменты «Детского альбома».

                                  (Звучат фрагменты: «Вальс», «Игра в лошадки»,

                                   «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза»).

    - Молодцы. Мультфильм вам понравился? Но в него вошли не все пьесы  П.И. Чайковского, которые он включил в «Детский альбом». О них мы сегодня поговорим. ХОД УРОКА: Пьеса «Зимнее утро». Сам композитор родился в маленьком городке на Урале, где  долгие зимы. И мне кажется, что именно вспоминая их, он и написал «Зимнее утро». (РАБОТА С УЧЕБНИКОМ : Откройте учебник на стр. 29,30,31). Сейчас мы будем слушать музыку, а вы постарайтесь представить себе, что встречаете день в маленьком деревенском доме, сидя у окошечка, на котором чудесный морозный узор, а за окном на солнце искрится снег, и на ветках деревьев сверкает иней.

    ( Звучит « Зимнее утро»)

    - Как композитор дает нам понять, что он изобразил именно зимнее утро? ( Музыка таинственная, тихая, спокойная, «холодноватая»).

    - Музыкальные фразы короткие, как будто мы дышим на замерзшее стекло или ладошки.

    - Хорошо, а вы любите играть в куклы? Но ведь и мальчики играют в игрушки, которые можно назвать куклами для мальчишек – например в трансформеров. Вот и у ребенка, которому посвящен « Детский альбом», а это племянник композитора Володя Давыдов шести лет, была любимая игрушка. Ее печальную историю и рассказал в музыке П.И. Чайковский.

                              ( Звучит « Болезнь куклы»)

    - Что же случилось с игрушкой? ( Она сломалась, заболела, испортилась) Показать 1куклу.

    - У вас на столе лежат карточки с обозначениями характера музыки, попробуйте подобрать подходящую.

    - Давайте послушаем, как ребенок переживает за свою игрушку.

                               (Звучит пьеса «Похороны куклы»).

    - Какая музыка? Что же делает ребенок? Подберите карточку.

    - Но вот что-то случилось. Слушайте!

                                 (Звучит «Новая кукла»)

    - Как вы думаете, что произошло? Хорошее или плохое? (Хорошее). Подберите карточку.

    Ребенку подарили новую игрушку, новую куклу. ( Показываю 2 куклу).

    У вас хорошее настроение? Давайте немного разомнемся : МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, РАСПЕВАНИЕ, ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА.         –ИТОГ УРОКА:А теперь прочитайте, что написано на доске. Мы действительно убедились, что музыка и без слов может нам рассказать чудесные истории, нарисовать картины без кисти и красок, помочь пережить те события, о которых хотел рассказать, которыми хотел поделиться с нами композитор.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: не задано.

    Музыкальный финал урока.

                                           

                                                     

     

                                                                                   Учитель музыки ГБОУ СОШ №377

                                                                                    Белостоцкая Елена Геннадьевна.

                                       

                         


    Предварительный просмотр:

    Государственная программа по музыке авт. В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр.

                             

                           1 КЛАСС                                                  24 УРОК

    ТЕМА: Мелодии и краски пробуждающейся природы. Музыка и живопись.

    ЦЕЛИ УРОКА: Научить детей улавливать взаимосвязи двух видов искусства – музыки и

                                живописи.

                                Сформировать умение определять художественный образ в музыке,

                                научить чувствовать характер, настроение, эмоциональную окраску

                                произведения, анализируя средства музыкальной выразительности

                                (мелодию, ритм, тембр, динамику).

                                Показать в сравнении музыкальный и художественный пейзажи

                                (учить «слышать» увиденный образ).

                                Развитие вокально-хоровых навыков, общей музыкальности,

                                эстетического вкуса.

    ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ: Умение сопоставлять и сравнивать музыкальные и художественные произведения (пейзаж в музыке и живописи), улавливать общее в их характере и настроении. Умение определить автора и название музыкального произведения (Э.Григ «Утро»).

    МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: Портреты композиторов, аудио и видеоматериалы (фонограммы, презентация), репродукции картин, наборы для ИЗО (акварель, вода, кисти, бумага).

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Музыкальный центр, DVD-проигрыватель + телевизор, компьютер.

                                                      ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Музыкальное приветствие детей и учителя.

     

    На доске: « Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» Микеланджело Буонарроти.

    ПОВТОРЕНИЕ И СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:

    - Ребята, на прошлом уроке мы с вами вместе порадовались, что наконец-то наступила календарная весна, месяц март. Мы послушали и сравнили музыку А.Вивальди и еще одного композитора, который тоже написал цикл пьес «Времена года». А как его зовут?

    (П.И.Чайковский).

    - Сегодня мы с вами еще поговорим о весне. А что происходит в природе весной? (Снег тает, появляются почки, первая травка). Почему так происходит? ( Больше солнца и тепла).

                                                               -2-

    - Мы уже соскучились по солнышку. Давайте откроем наши учебники на странице 60-61.

    РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: Посмотрите как красиво. Здесь соседствуют зима и весна. Послушайте (звучит КЛАСТЕРНЫЙ АККОРД). Мог ли композитор так изобразить солнце? Похоже на солнце или нет? (Нет). Правильно – это тьма, чернота, грязный темный цвет. А послушайте сейчас. (Поступенное восходящее движение по клавиатуре до           трезвучия). На что это похоже? (Солнце встает, восход). А теперь приготовьте правую руку, покажите свои пальчики. Поставьте руку на нарисованную клавиатуру, а теперь вместе со мной мы поиграем. Пальчиками мы поочередно нажимаем белые клавиши и слушаем, как просыпается наше солнышко.

    ( Данный этап урока может проводиться с применением компьютерной техники и синтезаторов).

    - У вас хорошее, солнечное настроение? Тогда давайте немного разомнемся. Выходите на коврик. Встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Давайте на время превратимся в солнышки.

    МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. ЗАДАЧИ: научить детей слушать, чувствовать и воспринимать музыку. Координировать движения с музыкальным сопровождением. С помощью простых движений, выражать восприятие художественных образов музыки, ее динамики, темпа, характера, а так же смену частей и фраз в музыкальном произведении. Используется как здоровьесберегающая технология.

    УПРАЖНЕНИЯ: «Цветочек», «Утро», «Солнышко».

    - Садимся. Закрываем учебники и откладываем на край парты. А теперь внимание на наш экран. Сейчас мы  послушаем очень красивую музыку, она вам знакома. Вы будете слушать, и смотреть фотографии и картины весенней природы. Обратите внимание, какие краски используют художники, чтобы мы с вами точно узнали, что перед нами именно весна.

    ПРОСМОТР ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИИ: ЗАДАЧИ: Показать детям гармоничное соединение музыки и изобразительного искусства на примере весенних пейзажей и произведения Э. Грига «Утро».

    - Вы вспомнили, как называется эта музыка?  Что вы себе представляли, когда ее слушали? Понравились вам картины? А что, чаще всего, вы на них видели? (Деревья, ручьи, реки, цветы.) Какие цвета преобладали?

    - Когда мы рассказываем о весне, то непременно говорим, что тает снег, на улице ручьи и лужицы с талой водой, в лесу речки разливаются, вместо снега начинает идти дождь. Вода, вода, вода! И не случайно я попросила вас принести акварельные краски. Это самые «весенние» краски. Аква – по-гречески «вода», отсюда и название «акварель». Вы, как настоящие художники, попробуете нарисовать весну, просыпающуюся природу. А для того, чтобы у вас лучше получалось, я еще раз дам вам послушать пьесу Э.Грига «Утро».

    Намочите листочек водой, слушайте и начинайте рисовать!

    ЗВУЧИТ МУЗЫКА.

                                                           -3-

    - Молодцы - настоящие, юные художники. Отложите ваши работы сушиться, а пока мы с вами споем песню про львенка, который любил рисовать, только сначала немного подготовим свой голос.

    РАСПЕВАНИЕ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА. ЗАДАЧИ: Выработка правильного звукоизвлечения и звуковедения. Координация правильного звукообразования, дыхания, четких дикции и артикуляции. Отработка хоровых навыков – взаимодействия детей в ансамбле.

    ПЕСНЯ «КИСТОЧКА»

    ИТОГ УРОКА: - Мы с вами хорошо поработали. А теперь посмотрите, что написано на доске. Вы ведь слышали такое выражение «душа поет», а она поет, когда мы видим что-то очень красивое, радуемся, особенно весной, когда капель, солнце, поющие птицы, первые листочки. А если мы слышим  красивую музыку, нам представляются замечательные картины. Сегодня вы увидели, как близко соседствуют музыка и живопись, сами немного побыли художниками, которых вдохновляет музыка, и думаю, что настроение у вас самое,

    что ни есть хорошее, солнечное и весеннее. Поприветствуем весну вальсом. Инструменты кладем перед собой и ждем начала музыки.

    ШУМОВОЙ ОРКЕСТР – «ВАЛЬС»

    - Урок окончен. Надо прощаться.

     МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФИНАЛ УРОКА.

                                                                                         Учитель музыки ГБОУ СОШ №377

                                                                                         Белостоцкая Е.Г.

                                                                                         


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Открытые уроки

    Уроки музыки в школе...

    Открытые уроки

    В данном разделе представлены конспекты открытых уроков...

    Открытые уроки

    открытые уроки и мероприятия...

    Открытые уроки

    Открытые уроки по географии...

    открытые уроки

    открытые уроки ...

    Открытые уроки

    Мир прекрасного в рассказе В. Г. Короленко "Последний луч"...

    Открытые уроки

    Золотарева Елена АлексеевнаТема «Вычислительные таблицы. Работа в Excel»7 класс (УМК Л.Л. Босовой)Урок по формированию п...

    открытые уроки.

    открытые уроки по английскому языку во вторых классах....

    Открытые уроки по физической культуре и внеклассное мероприятие

    Разработка игровых уроков в младших классах (конспекты). Сценарий общешкольного праздника, посвященный 23 февраля. Докла...

    Открытые уроки

    Материал содержит разработку открытых занятий по музыке....