Главные вкладки

    План-конспект урока по музыке по теме:
    Открытые уроки младших школьников


    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Государственная  программа по музыке  авт. В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр.

                                                  1 КЛАСС         14 УРОК

    ТЕМА: Детская жизнь, отраженная в музыкальных произведениях (вторая часть).

    ЦЕЛИ УРОКА:  Показать моменты из жизни ребенка, образно воссозданные в музыкальных произведениях.

    Сформировать умение чувствовать в музыке характеры, переживания, эмоции и настроение героев. Способность определять их действия, анализируя средства музыкальной выразительности (мелодию, ритм, темп, тембр, динамику).

    ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ  ОБУЧЕНИЯ: Способность узнавать изученные музыкальные произведения ( вне зависимости от аранжировки). Умение точно определять

    Автора и название музыкального произведения. Умение определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыки.  

    МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: Портреты композиторов, аудио и видеоматериалы, репродукции картин, игровые карточки, куклы (2 шт.).

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Музыкальный центр, DVD –проигрыватель + телевизор, компьютер.

                                                    ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ:

    Музыкальное приветствие детей и учителя.

    На доске : «Музыка  более всего способна к выражению и к передаче душевных настроений» Ц.А.Кюи.

    ПОВТОРЕНИЕ И СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:

    - Ребята, вспомните, какой музыкальный мультфильм мы с вами смотрели?

                                       («Детский альбом»)

    - А вы помните какой композитор написал такую красивую музыку? ( П.И. Чайковский»).

    - Сейчас мы с вами устоим небольшую викторину. Я буду показывать вам небольшие фрагменты пьес, которые вы уже слышали, а вы попробуете представить, что же рисует нам музыка. Попробуете вспомнить и назвать музыкальные моменты «Детского альбома».

                                  (Звучат фрагменты: «Вальс», «Игра в лошадки»,

                                   «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза»).

    - Молодцы. Мультфильм вам понравился? Но в него вошли не все пьесы  П.И. Чайковского, которые он включил в «Детский альбом». О них мы сегодня поговорим. ХОД УРОКА: Пьеса «Зимнее утро». Сам композитор родился в маленьком городке на Урале, где  долгие зимы. И мне кажется, что именно вспоминая их, он и написал «Зимнее утро». (РАБОТА С УЧЕБНИКОМ : Откройте учебник на стр. 29,30,31). Сейчас мы будем слушать музыку, а вы постарайтесь представить себе, что встречаете день в маленьком деревенском доме, сидя у окошечка, на котором чудесный морозный узор, а за окном на солнце искрится снег, и на ветках деревьев сверкает иней.

    ( Звучит « Зимнее утро»)

    - Как композитор дает нам понять, что он изобразил именно зимнее утро? ( Музыка таинственная, тихая, спокойная, «холодноватая»).

    - Музыкальные фразы короткие, как будто мы дышим на замерзшее стекло или ладошки.

    - Хорошо, а вы любите играть в куклы? Но ведь и мальчики играют в игрушки, которые можно назвать куклами для мальчишек – например в трансформеров. Вот и у ребенка, которому посвящен « Детский альбом», а это племянник композитора Володя Давыдов шести лет, была любимая игрушка. Ее печальную историю и рассказал в музыке П.И. Чайковский.

                              ( Звучит « Болезнь куклы»)

    - Что же случилось с игрушкой? ( Она сломалась, заболела, испортилась) Показать 1куклу.

    - У вас на столе лежат карточки с обозначениями характера музыки, попробуйте подобрать подходящую.

    - Давайте послушаем, как ребенок переживает за свою игрушку.

                               (Звучит пьеса «Похороны куклы»).

    - Какая музыка? Что же делает ребенок? Подберите карточку.

    - Но вот что-то случилось. Слушайте!

                                 (Звучит «Новая кукла»)

    - Как вы думаете, что произошло? Хорошее или плохое? (Хорошее). Подберите карточку.

    Ребенку подарили новую игрушку, новую куклу. ( Показываю 2 куклу).

    У вас хорошее настроение? Давайте немного разомнемся : МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, РАСПЕВАНИЕ, ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА.         –ИТОГ УРОКА:А теперь прочитайте, что написано на доске. Мы действительно убедились, что музыка и без слов может нам рассказать чудесные истории, нарисовать картины без кисти и красок, помочь пережить те события, о которых хотел рассказать, которыми хотел поделиться с нами композитор.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: не задано.

    Музыкальный финал урока.

                                           

                                                     

     

                                                                                   Учитель музыки ГБОУ СОШ №377

                                                                                    Белостоцкая Елена Геннадьевна.

                                       

                         


    Предварительный просмотр:

    Государственная программа по музыке авт. В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр.

                             

                           1 КЛАСС                                                  24 УРОК

    ТЕМА: Мелодии и краски пробуждающейся природы. Музыка и живопись.

    ЦЕЛИ УРОКА: Научить детей улавливать взаимосвязи двух видов искусства – музыки и

                                живописи.

                                Сформировать умение определять художественный образ в музыке,

                                научить чувствовать характер, настроение, эмоциональную окраску

                                произведения, анализируя средства музыкальной выразительности

                                (мелодию, ритм, тембр, динамику).

                                Показать в сравнении музыкальный и художественный пейзажи

                                (учить «слышать» увиденный образ).

                                Развитие вокально-хоровых навыков, общей музыкальности,

                                эстетического вкуса.

    ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ: Умение сопоставлять и сравнивать музыкальные и художественные произведения (пейзаж в музыке и живописи), улавливать общее в их характере и настроении. Умение определить автора и название музыкального произведения (Э.Григ «Утро»).

    МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: Портреты композиторов, аудио и видеоматериалы (фонограммы, презентация), репродукции картин, наборы для ИЗО (акварель, вода, кисти, бумага).

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Музыкальный центр, DVD-проигрыватель + телевизор, компьютер.

                                                      ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Музыкальное приветствие детей и учителя.

     

    На доске: « Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» Микеланджело Буонарроти.

    ПОВТОРЕНИЕ И СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:

    - Ребята, на прошлом уроке мы с вами вместе порадовались, что наконец-то наступила календарная весна, месяц март. Мы послушали и сравнили музыку А.Вивальди и еще одного композитора, который тоже написал цикл пьес «Времена года». А как его зовут?

    (П.И.Чайковский).

    - Сегодня мы с вами еще поговорим о весне. А что происходит в природе весной? (Снег тает, появляются почки, первая травка). Почему так происходит? ( Больше солнца и тепла).

                                                               -2-

    - Мы уже соскучились по солнышку. Давайте откроем наши учебники на странице 60-61.

    РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: Посмотрите как красиво. Здесь соседствуют зима и весна. Послушайте (звучит КЛАСТЕРНЫЙ АККОРД). Мог ли композитор так изобразить солнце? Похоже на солнце или нет? (Нет). Правильно – это тьма, чернота, грязный темный цвет. А послушайте сейчас. (Поступенное восходящее движение по клавиатуре до           трезвучия). На что это похоже? (Солнце встает, восход). А теперь приготовьте правую руку, покажите свои пальчики. Поставьте руку на нарисованную клавиатуру, а теперь вместе со мной мы поиграем. Пальчиками мы поочередно нажимаем белые клавиши и слушаем, как просыпается наше солнышко.

    ( Данный этап урока может проводиться с применением компьютерной техники и синтезаторов).

    - У вас хорошее, солнечное настроение? Тогда давайте немного разомнемся. Выходите на коврик. Встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Давайте на время превратимся в солнышки.

    МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. ЗАДАЧИ: научить детей слушать, чувствовать и воспринимать музыку. Координировать движения с музыкальным сопровождением. С помощью простых движений, выражать восприятие художественных образов музыки, ее динамики, темпа, характера, а так же смену частей и фраз в музыкальном произведении. Используется как здоровьесберегающая технология.

    УПРАЖНЕНИЯ: «Цветочек», «Утро», «Солнышко».

    - Садимся. Закрываем учебники и откладываем на край парты. А теперь внимание на наш экран. Сейчас мы  послушаем очень красивую музыку, она вам знакома. Вы будете слушать, и смотреть фотографии и картины весенней природы. Обратите внимание, какие краски используют художники, чтобы мы с вами точно узнали, что перед нами именно весна.

    ПРОСМОТР ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИИ: ЗАДАЧИ: Показать детям гармоничное соединение музыки и изобразительного искусства на примере весенних пейзажей и произведения Э. Грига «Утро».

    - Вы вспомнили, как называется эта музыка?  Что вы себе представляли, когда ее слушали? Понравились вам картины? А что, чаще всего, вы на них видели? (Деревья, ручьи, реки, цветы.) Какие цвета преобладали?

    - Когда мы рассказываем о весне, то непременно говорим, что тает снег, на улице ручьи и лужицы с талой водой, в лесу речки разливаются, вместо снега начинает идти дождь. Вода, вода, вода! И не случайно я попросила вас принести акварельные краски. Это самые «весенние» краски. Аква – по-гречески «вода», отсюда и название «акварель». Вы, как настоящие художники, попробуете нарисовать весну, просыпающуюся природу. А для того, чтобы у вас лучше получалось, я еще раз дам вам послушать пьесу Э.Грига «Утро».

    Намочите листочек водой, слушайте и начинайте рисовать!

    ЗВУЧИТ МУЗЫКА.

                                                           -3-

    - Молодцы - настоящие, юные художники. Отложите ваши работы сушиться, а пока мы с вами споем песню про львенка, который любил рисовать, только сначала немного подготовим свой голос.

    РАСПЕВАНИЕ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА. ЗАДАЧИ: Выработка правильного звукоизвлечения и звуковедения. Координация правильного звукообразования, дыхания, четких дикции и артикуляции. Отработка хоровых навыков – взаимодействия детей в ансамбле.

    ПЕСНЯ «КИСТОЧКА»

    ИТОГ УРОКА: - Мы с вами хорошо поработали. А теперь посмотрите, что написано на доске. Вы ведь слышали такое выражение «душа поет», а она поет, когда мы видим что-то очень красивое, радуемся, особенно весной, когда капель, солнце, поющие птицы, первые листочки. А если мы слышим  красивую музыку, нам представляются замечательные картины. Сегодня вы увидели, как близко соседствуют музыка и живопись, сами немного побыли художниками, которых вдохновляет музыка, и думаю, что настроение у вас самое,

    что ни есть хорошее, солнечное и весеннее. Поприветствуем весну вальсом. Инструменты кладем перед собой и ждем начала музыки.

    ШУМОВОЙ ОРКЕСТР – «ВАЛЬС»

    - Урок окончен. Надо прощаться.

     МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФИНАЛ УРОКА.

                                                                                         Учитель музыки ГБОУ СОШ №377

                                                                                         Белостоцкая Е.Г.

                                                                                         


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке

    рассмотреть эмоционально-личностные особенности младших школьников;  разработать систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке;  создать условия для формирова...

    Статья "Профессиональная готовность учителя к формированию у младших школьников навыков творческого самоопределения на уроках искусства

    Для развития у детей предпосылок формирования навыков творческого самоопределения на уроках искусства необходимо соответствующим образом организовывать учебно-позновательную деятельность....

    Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физкультуры.

    Работая с детьми разных возрастов,  мы  не только влияем на их  физическое развитие, но  и  способствуем развитию                 ...

    «Развитие памяти младших школьников с помощью технологий мультисенсорного воздействий на уроках музыки

    Методическая тема:«Развитие памяти младших школьников с помощью технологий мультисенсорного воздействий на уроках музыки»     Работая с учащимися различного возраста, при огр...

    Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках иностранного языка

    Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора младших школьников, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодо...

    Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

    В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

    Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район

    Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"...

    Презентация к открытому занятию для младших школьников "Весенние пейзажи"!

    Презентация к открытому занятию для младших школьников "Весенние пейзажи" состоит из слайдов с картинами русских художников, в чьём творчестве отражается тема родной природы, а также стихотворения рус...

    Конспект открытого занятия для младших школьников "Пришла весна!"

    Материалы конспекта открытого занятия для младших школьников "Пришла весна!" могут использоваться в начальной школе или 5-6 классах при изучении темы "Весенний пейзаж" или "Стихотворения русских поэто...

    Методические рекомендации для родителей младших школьников "Режим дня в жизни школьника"

    Задачи: 1.Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника. 2.Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня....