Урок музыки для 6 класса. "Два музыкальных посвящения"
план-конспект урока (музыка, 6 класс) на тему

Матяж Елена Владимировна

Урок по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской. Посвящен творчеству М.И, Глинки. В чентре внимания - романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С. Пушкина и " Вальс- фантазия".  Оба произведения посвящены Е.Е. Керн. Урок может быть ( в измененном виде) интересен учителям литературы или МХК из-за связи с творчеством А.С. Пушкина. Выстраиваются параллели: Пушкин - А.П. Керн, Глинка - Е.Е. Керн.

Цель урока− знакомство с музыкальными образами вокальных и инструментальных произведений М.И. Глинки.

Задачи:

− анализ формы, ритма, звуковысотной линии романса и сопоставление его с образно- смысловым анализом стихотворения А.С.Пушкина

− развитие вокально- хоровых навыков

− расширение  музыкально- интонационного словаря учащихся

− воспитание слушательской культуры, чувства восхищения русской классикой

 ( литературной и музыкальной)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2_muz_posvyashcheniya_6_klass.doc35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

6 класс. Тема полугодия « Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Подтема: Образы романсов и песен русских композиторов.

Тема урока: « Два музыкальных посвящения» (по программе  Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 6 КЛАСС)

Цель урока− знакомство с музыкальными образами вокальных и инструментальных произведений М.И. Глинки.

Задачи:

− анализ формы, ритма, звуковысотной линии романса и сопоставление его с образно- смысловым анализом стихотворения А.С.Пушкина

− развитие вокально- хоровых навыков

− расширение  музыкально- интонационного словаря учащихся

− воспитание слушательской культуры, чувства восхищения русской классикой

 ( литературной и музыкальной)

Материал для урока: − портреты А Керн, А.С. Пушкина, М.И. Глинки, Е. Керн.

                                    − Глинка. Романс  « Я помню чудное мгновенье», « Вальс−  

                                     Фантазия», романс « Жаворонок»

                                     − карточки: « неопределенность», « неуверенность»,

                                     « взволнованность», « меланхолия», « взволнованность»,

                                    − тексты романса « жаворонок».

                                   - учебник  «Музыка»  для 6 класса  по программе  Сергеевой,

                                     Критской                          

Ход урока.

− на уроках первой четверти мы знакомились с образами романсов и песен русских композиторов. Тема сегодняшнего урока− « Два музыкальных посвящения».

Обратите внимание  на уже знакомый вам эпиграф: «Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости» М. И. Глинка. Как вы думаете, о каком жанре пойдет речь сегодня.

/ о романсе

− сейчас мы исполним романс, хорошо вам знакомый  ( наигрываю вступление)

  /  романс «Жаворонок»

− кто сочинил этот романс?

/ М.И. Глинка

− но прежде, чем мы исполним его, нам нужно распеться.

Вычленяю и играю на фортепиано фразу: « ….над подруженькой своей жаворонок звонкий.»

− предлагаю исполнить эту фразу на слог « ле» сначала кому-то одному на ряду

 ( настроить ряд), а потом  за солистом повторяет весь ряд. Во время настройки, от ряда к ряду транспонирую мелодию все выше.

Исполняем 1 куплет целиком. Работаем над чистотой интонации, ритмической точностью, прикрытым звуком. 2 куплет исполняем стоя.

Каков музыкальный образ этого романса? Кто здесь главный герой?

/ образ одинокого, покинутого человека

− с каким еще романсом М.И.Глинки мы познакомились в этом году?

/ « Я помню чудное мгновенье»

− Глинка сочинил этот романс через несколько лет после трагической смерти Пушкина, положив в основу бессмертное произведение поэта. Что стало поводом к сочинению Пушкиным его стихотворения?

/ любовь к А.П.Керн. ( портреты  Пушкин− Керн)

− Как вы считаете , что толкнуло М.И.Глинку на сочинение романса?

/ тоже любовь к кому-то

− откройте учебник на стр. 16 и найдите ответ на вопрос: кто стал музой для Глинки?

/ Е.Е. Керн. ( портреты Глинка− Е.Керн)

− я хотела бы вам напомнить  этот романс, слушая  его постарайтесь ответить на вопрос: сохранил ли композитор особенности стихотворения Пушкина?

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»

− чтобы ответить на мой  вопрос, давайте вспомним особенности строения стихотворения : сколько частей? на принципе сходства или контраста строит стихотворение Пушкин? какие прилагательные подойдут для характеристики каждой части?

Учебник. Стр.14, 16 Анализируем романс: −мелодию  и ритм первой фразы ( ритм предлагаю прохлопать ребятам из музыкальной школы, проанализировать его) музыка ласковая, нежная, ровная− « дышу полной грудью, счастье, восторг в душе.»

Мелодию и ритм второй фразы разбираем аналогично. Мелодия− на одной ноте, ритм− острый, пунктирный.− « в душе все мертво, порыв развеял  все мечты»

Третья фраза− точная копия первой.

Вывод: сохраняются ли особенности стихотворения?

/ да.

− ребята, но на доске у нас записаны названия двух музыкальных произведений, о чем это говорит?

/ о том, что Глинка посвятил Екатерине Ермолаевне еще и Вальс- фантазию

− наша задача− в ходе дальнейшей работы ответить на вопрос: зачем Глинка добавил в название второе слово «фантазия»?

Обращаемся к главной теме вальса ( исполняю  ее)

− какую интонацию несет в себе тема: вопросительную, восклицательную, повествовательную?

/ вопросительную, многоточие

-Каким настроением проникнута?

/ Неуверенностью, грустью

( предлагаю обратить внимание на прилагательные на карточках, которые подобрала сама ( расширяем словарный запас)

Сейчас прозвучит вальс, постарайтесь услышать, что происходит со знакомой нам темой, мы будем слышать ее постоянно?  

 Звучит «Вальс− фантазия»…

/ тема исчезает, мелодии постоянно меняются

− как это может характеризовать отношения между влюбленными?

/ они часто ссорятся , отношения непостоянные, неровные.

− Как вы считаете, какое будущее у этих отношений?

/ прогнозы детей

Послушаем как Глинка заканчивает свой вальс

Звучит музыка

/ они расстанутся

− почему?

/ звучит поток голосов, срывающихся вниз− крушение надежд

− теперь мы способны понять: почему вальс назван фантазией?

/ потому, что все мечты только в голове, в воображении, в жизни− ничего не сбылось

Как вам кажется это сочинение− обычный вальс, музыка для танца или нечто большее?

/ это рассказ из жизни, кусочек души

− конечно. Молодцы, что почувствовали это.

Д.З.− мостик к нашему следующему уроку. Подготовьте обоснованный ответ на вопрос: можно ли назвать эти два музыкальных  произведения музыкальными портретами? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс, тема"Музыкальная азбука"

Описание методической разработки урока музыки в 3 классе "Музыкальная азбука". Цель урока:познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знания музыкальной азбуки. На данном уроке осуществляется д...

Методическая разработка урока музыки на тема «Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке» для 6 класса

Урок музыки в 6 классе на тему "Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке"...

Урок музыки 5 класс.В музыкальном театре.Опера

Архив содержит презентацию к уроку на тему "в музыкальном театре. опера", а также тест, выполненный в программе Power.Point, на закрепление материала по изученной теме...

Урок музыки 7 класс «Марш - музыкальный жанр или зеркало истории?»

Тип урока: музыкально-творческий практикумформа: урок-исследованиеЦель:   Определить роль     марша   в жизни людей  путем исследования исторических фактов и...

Открытый урок музыки. 2 класс "Средства музыкальной выразительности"

Тема урока: «Средства музыкальной выразительности. Тембр»...