Родина - мать, умей за нее постоять! (урок-беседа, 4 класс)
методическая разработка (музыка) по теме

Уркина Светлана Николаевна

 

Методическая разработка №4

урока мужества по теме «Родина - мать, умей за нее постоять»

 для учащихся 4-го класса

(из цикла уроков мужества по патриотическому воспитанию

 «Растим патриотов России!»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodina_-_mat_umey_za_nee_postoyat.doc827 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Смышляевская средняя общеобразовательная школа №3

муниципального района Волжский Самарской области

Методическая разработка №4

урока мужества по теме «Родина - мать, умей за нее постоять»

 для учащихся 4-го класса

(из цикла уроков мужества по патриотическому воспитанию

 «Растим патриотов России!»)

Автор:

Уркина Светлана Николаевна,

учитель музыки

МОУ Смышляевской СОШ №3

муниципального района Волжский

 Самарской области

Самара

2010

Сценарий урока-беседы в 4 классе

по теме «Родина - мать, умей за нее постоять».

Класс: 4.

Тема урока: «Родина - мать, умей за нее постоять».

Тип урока: урок-обобщение полученных знаний с использованием разнообразия жанров музыки.

Жанр урока: тематический.

Вид урока: урок-беседа.

Технология: личностно-ориентированная.

Время проведения: апрель-май.

Цель: 

рассказать о героических поступках Дмитрия Шостаковича и семьи Володичкиных, связанных с нашим краем, познакомить с сочинениями Д.Шостаковича в военное время.

Задачи:

образовательные: 

  • закрепить слуховое восприятие различных музыкальных жанров, акцентрируя внимание на их роли в восприятии важных жизненных ситуаций;

воспитательные:

  • развить чувство гордости за свою Родину;
  • сформировать этические нормы поведения;
  • побудить интерес к изучению традиций своей страны;

развивающие:

  • научить вычленять завершенную музыкальную и поэтическую мысль в звучании произведения;
  • развить логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей;
  • на основе чувственных ощущений научить отличать разное качество исполнения музыки.

Программно-дидактическое обеспечение: компьютер, мультимедиапроектор.

Оформление кабинета: 

портрет Д.Шостаковича, афиша об исполнении седьмой симфонии в осажденном Ленинграде; изображения памятников героям,  погибшим  в годы Великой Отечественной войны.

Участники: учитель, группа детей.

Подготовка к уроку:

подбор нот музыкальных произведений:

  • Д. Шостакович, Седьмая «Ленинградская» симфония №7, отрывок из 1 части (главная и побочная партии);
  • колокольный звон;
  • «Журавли», муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова;
  • «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова;

подбор этих же музыкальных записей в формате mp3;

изображения (фото):

  • портрет Д. Шостаковича,
  • памятник  П. Е. Володичкиной в  с. Алексеевка Волжского района Самарской области,
  • памятник Родины-матери в Волгограде;
  • праздничный фейерверк.

Музыкальный материал: Д. Шостакович, Симфония №7, отрывок из 1 части,  колокольный звон, «Журавли», муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова, «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова.

Изобразительный материал: портрет Д. Шостаковича, фотография памятника П. Е. Володичкиной в с. Алексеевка Волжского района Самарской области, памятника Родины-матери в Волгограде.

Интернет-страницы:

1. http://images.yandex.ru/search

2. http://eta-anastasia.livejournal.com/7072.html

3. http://festival.1september.ru/articles/508970/

Ход урока

(Звучат колокола, трэк 2)

Учитель: Мы живем в мирное время, но память о солдатах-героях вечна. На фронте воевали и рабочие, и крестьяне, и музыканты. Все вставали на защиту Отечества. Музыка поддерживала и давала возможность немного отдохнуть. Жить, работать, воевать, побеждать врага на фронте помогали песни, созданные в те годы.

 В редкие минуты затишья фронтовые бригады давали концерты для солдат. На фронте не было концертных залов. Артисты выступали прямо под открытым небом – на грузовиках или просто на полянах, а композиторы писали свои музыкальные произведения в различных тяжелых условиях.

Сегодня мы вспомним историю создания самой знаменитой симфонии Дмитрия Шостаковича – седьмой. Она начала создаваться во время Великой Отечественной войны в осажденном фашистами городе Ленинграде и настолько известна, что ее узнают по началу главной темы, которую он назвал «Тема нашествия».

(Звучат начальные такты симфонии №7).

   В воскресенье 22 июня 1941 года преподаватель Ленинградской консерватории пошел принимать экзамен у студентов, но экзамен не состоялся. Страшная весть о начале войны потрясла сразу всех людей нашей страны. В отправке на фронт ему отказали т.к. он был очень близорук, а жизнь талантливого композитора – особое богатство народа, и ее нельзя подвергать опасности. Он стал дежурить по ночам в пожарной команде на крышах города. Отправляясь дежурить на крышу, он захватывал с собой нотные листы с записями. Сохранились даже фотографии, где композитор Дмитрий Шостакович, одетый в пожарную каску, дежурит на крыше консерватории. Даже во время воздушной тревоги, когда вся семья отправлялась в бомбоубежище, Шостакович, не замечая рева самолетов и взрыва снарядов, продолжал сочинять свою гениальную музыку, делая отметки в своих работах – в.т. (воздушная тревога). Шостакович сочинял фронтовые песни для команд музыкантов, выступающих в частях Красной Армии, и делал переложения на другие инструменты, т.к. рояль невозможно привезти в воинские части.

 Осенью композитора заставили отправиться в эвакуацию, и он вынужден был уехать на Волгу, в город Куйбышев (ныне Самара). Здесь он продолжал писать свою симфонию. Поставив последнюю точку в нотной партитуре 27 декабря 1941 года, Шостакович написал на титульном листе симфонии: «Моему родному городу Ленинграду, нашей грядущей победе над фашизмом посвящается».

Первое исполнение Седьмой симфонии (ее стали называть Ленинградской) состоялось в марте 1942 года в Куйбышеве. Зрительный зал был переполнен. Люди считали, что соприкоснулись с чудом: музыкой, которая была сочинена в осажденном городе Ленинграде.

Многие считали, что исполнение этой музыки в суровом, измученном  блокадой городе осуществить невозможно. Люди умирали с голоду. В день получали “125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам”. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – её можно было брать только из Невы. Перестали работать электростанции, в домах погас свет.

Однако  оригинал партитуры перевезли на боевом самолете вместе с медикаментами в Ленинград. Но выяснилось, что оркестр Ленинградской филармонии распался:  многие музыканты были на фронте, кто-то погиб от истощения.

В оркестре Радиокомитета осталось 15 человек, а нужно было не менее 100.

По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота.

Первая репетиция симфонии это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно – оркестру быть. Музыканты стали получать дополнительно горячие обеды.

   Осуществить исполнение в голодном полуразрушенном городе – это было само по себе уже подвигом. К премьере готовились не только в городе. Чтобы фашисты не смогли помешать исполнению музыки и своими обстрелами сорвать долгожданную премьеру, военные на линии фронта провели во время концерта мощную артиллерийскую атаку. Когда начали исполнять финал симфонии, все в зале встали, а у многих на глазах выступили слезы. Шел 1942 год, до конца войны оставалось еще три тяжелых года, но композитор своей гениальной музыкой словно провозглашал: «Мы выстоим, и победа будет за нами!»

Когда симфония впервые была исполнена в Америке, один из американских критиков заявил: «Народ, который сочиняет такие произведения, непобедим».

Много лет, прошло с тех пор как закончилась Великая Отечественная война, но мы помним героев, отдавших свою жизнь за Родину, за победу. В 1965 году благодаря писателю и фронтовику Сергею Смирнову 9 мая был объявлен праздничным, выходным днем. После этого в честь героев войны начали появляться памятники во всех уголках нашей необъятной Родины и за рубежом. Один из них – памятник Прасковье Еремеевне Володичкиной в селе Алексеевка Кинельского района Самарской области.

(Демонстрируется фото памятника, звучит колокольный звон).

Картинка 3 из 8             

Это памятник солдатской матери, девять сыновей которой отдали свою жизнь во имя победы. Когда началась война, мать проводила на фронт одного за другим всех своих девять сыновей. А потом стали приходить похоронки. После пятой похоронки сердце матери не выдержало, и Прасковья умерла. С фронта вернулись лишь трое сыновей, но и они вскоре скончались от ран.

В канун 50-летия Победы 7 мая 1995 года состоялось торжественное открытие мемориала семьи Володичкиных. В иконообразном воздушном пространстве стоит бронзовая скульптура матери высотой 5,5 метров в окружении девяти журавлей (весом 100 кг каждый) из бронзы, как символ ожидания и веры,  клином уходящих в небо.

Круглый год сюда приезжают люди, которые хранят память о погибших.

(Звучит песня «Журавли» муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова).

          В бронзе и камне застыли,

Сквозь время взирая на нас.

Вы жизнью своей заплатили

За то, чтоб мы жили сейчас.

Объявляется минута молчания.

1. Вслушайтесь в звучание прослушанных произведений. Что помогает исполнителям понять замысел композитора и донести его до слушателя? (Вдохновение и мастерство композитора и исполнителя).

2. Какие виды музыкальных жанров вы смогли сегодня услышать?

(Песня, симфония).

3. Где и как работал Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время блокады Ленинграда?

(В Ленинграде, затем в Самаре).

4. Какую знаменитую симфонию начал писать Шостакович в Ленинграде, а закончил в Самаре? (Седьмую).

5. Расскажите, какие памятники воинам вы видели в Самаре и в ее окрестностях?

(Вечный Огонь у Монумента Славы, мемориал семье Володичкиных).

Учитель: К 30-летию Великой Победы поэт Владимир Харитонов и композитор Владимир Тухманов написали песню. На праздничном концерте в Московском Кремле ее впервые исполнил Лев Лещенко. На концерте пение настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС, что он встал и не сдерживал слез. С тех пор песня «День Победы» навсегда осталась в репертуаре военных песен. А сейчас она прозвучит для вас.

(Звучит песня «День Победы», слова Владимира Харитонова, музыка Владимира Тухманова в исполнении Льва Лещенко).

Картинка 1 из 4560                     Картинка 16 из 3557            Картинка 202 из 275

На этом урок окончен.

Методические рекомендации:

Урок-беседа по теме: «Родина – мать, умей за нее постоять» может быть проведен в младших и средних классах школы. Предварительная подготовка детей не нужна.

Очень впечатлит ребят экскурсия в с. Алексеевку Кинельского района Самарской области, которую можно посетить после проведенного урока мужества в школе. Необходимо напомнить учащимся, как вести себя около памятников героям.

Использованная литература и Интернет-страницы:

1. Прохорова И., Скудина Г., Советская музыкальная литература. Для VII класса детской музыкальной школы. Под редакцией Т. В. Поповой. 5-е изд. – Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебника для учащихся детских музыкальных школ. – Издательство «Музыка», М., 1980.

2. Затямина Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, текстовый контроль: учебно-метод. пособие/ Т. А. Замятина. - М.: Глобус, 2007. - 170 с. - (Уроки мастерства).

3. Песня не прощается с тобой. Песенник. Ленинград, «Советский композитор», Ленинградское отделение, 1983.

4. Песни страны Советов. Песенник. Ленинград, «Советский композитор», Ленинградское отделение, 1982.

5. http://images.yandex.ru/search

6. http://eta-anastasia.livejournal.com/7072.html

7. http://festival.1september.ru/articles/508970/

8. http://www.9maya.ru/2009/06/04/pesni_pobedy_mp3.html

9. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 – 8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Л. В. Золина. – М.: Глобус, 2008. – 176 с. – (Современная школа).

         

               

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания по теме: "Ценности. Мотивы. Предпочтения". "Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим". 10-й класс

Цели урока: Обучающие: раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм Развивающие: самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; ...

Классный час : « Отечество, Родина-мать, нам её защищать» (урок мужества)

Данный материал представляет разработку классного часа для учащихся 5-6 классов, посвящённого 65-летию Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Классный час носит характер Урока мужест...

Урок- беседа по краеведению. Тема беседы: "Павловск – одна из загородных резиденций императорской фамилии."

Данный урок входит в цикл уроков-бесед по теме краеведение "Люби и знай свой край". Урок выстроен в логике мативации учащихся через личную заинтерисованость, при изучении  истории родного города ...

Урок мужества о пионерах-героях: "Отечество. Родина-мать, нам ее защищать"

Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной войны....

Спортивный турнир «Родина – Мать – умей за нее постоять», посвященный ко Дню защитника Отечества.

Сегодня наш спортивный турнир посвящен ко Дню защитника Отечества. Этот день становится не просто традицией, а традицией замечательной в нашей школе, все ребята очень полюбили этот праздник....

КОРЕНЬ. ЗНАЧЕНИЕ ПОЧВЫ ДЛЯ РАСТЕНИЙ. УРОК-БЕСЕДА .6 КЛАСС

КОРЕНЬ. ЗНАЧЕНИЕ ПОЧВЫ ДЛЯ РАСТЕНИЙ. УРОК-БЕСЕДА. 6 КЛАССЦели: сформировать у школьников представления о почве как о важном для растений факторе внешней среды, о видах корней и типах корневых систем, ...