Программа по вокалу
материал по музыке по теме

Петров Александр Владимирович

Программа по дополнительному образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vokalu.docx37.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №2

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании ШМО

____________________________

Прот. №_____ от _____________

Рук. ШМО Т.А. Плотникова

___________________________

Согласовано

на заседании педагогического совета

МБОУ СОШ №2

Прот. № 1 от 30.08.2012 г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №2

_________________ Е.А. Подзорова

Пр. № 177 от 01.08.2012 г.

Рабочая программа

кружка

«Вокал»

Учителя Петрова Александра Владимировича

2012-2013 учебный год

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Вокал»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В общей системе развития важное значение имеет эстетическое и музыкальное воспитание. Приобщение к музыке, к наследию русской и мировой классики, к лучшим образцам современной музыкальной культуры способствует развитию учащегося.

Для обучения необходимо:

  1. наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов;
  2. здоровый голосовой аппарат.

Перед началом обучения педагог должен проверить:

  1. диапазон голоса;
  2. музыкально-вокальные данные;
  3. исполнение вокального произведения (народная песня, произведение   современного композитора);
  4. чтение стихотворения, басни, прозы;
  5. хореографические данные (станцевать любой танец).

         Цель программы - дать возможность ученикам получить основы вокального и музыкального образования.

Достижение этой цели требует решения нескольких взаимосвязанных задач:

  1. развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  2. формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  3. воспитание интереса и любви к музыкальному искусству,  художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  4. освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
  5. развитие навыков сольного (ансамблевого) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения.

Программа рассчитана на работу с детьми 10 – 15 лет. Режим занятий: программа реализуется в процессе работы учебной группы и индивидуально.

Рассчитана   на 6 часов в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Голос

1.1. Голос

Человеческий голос - это инструмент, который требует максимального количества занятий, и чтобы добиться каких-то результатов, мы должны понять, как он работает? Голосовой аппарат состоит из трех основных частей:

  1. Дыхательной системы, в которую входят: легкие, мышцы диафрагмы, живота, спины и верхняя часть грудной клетки.
  2. Гортань: в ней находятся голосовые связки - это складки мягких тканей, которые в среднем чуть меньше полутора сантиметров длиной. Когда мы просто дышим, связки широко распахнуты. Первичный звук  появляется в результате взаимодействия голосовых связок и выдыхаемого из легких воздуха. Воздух, проходя мимо голосовых связок, заставляет их вибрировать. Так получается звук.
  3. Артикуляционный аппарат, в который входят: нижняя челюсть, губы, зубы, язык, корень языка, мягкое нёбо и маленький язычок.  
  4. Звукообразование или фонация (от греч. «фоне» - звук) происходите результате действия голосового аппарата. Певческий звук возникает от колебания голосовых связок, а усиливается и тембрально окрашивается с помощью резонаторов.

1.2. Певческие голоса

Выделяется три вида певческих голосов:

Мужские:

  1. Бас - низкий мужской голос
  2. Баритон - средний мужской голос"
  3. Тенор - высокий мужской голос.

Женские:

  1. Сопрано - высокий женский голос.
  2. Меццо - сопрано - средний женский голос.
  3. Контральто - низкий женский голос.


Детские:

  1. Дискант - голос мальчиков. В ансамбле дисканты разделяются на низкие, средние и высокие по вокальным партиям.
  2. Сопрано - высокий голос девочек. В ансамбле голоса сопрано разделяются по вокальным партиям.
  3. Альт - низкий голос девочек. В ансамбле альты разделяются по вокальным партиям.

1.3. Певческие регистры

  1. Нижний регистр: малая, большая и т.д. октавы. (Мужчины имеют два регистра; грудной и головной).
  2. Средний регистр: I октава (сич-рег). (Потенциальный участок соединения грудного и головного голосов).
  3. Верхний регистр: II октава, женщины могут петь выше. (Женщины        имеют грудной, средний (медиум - mixt) и головной).
  4. Суперголовной регистр - участок, располагающийся на четвертом переходном участке женского диапазона, при этом ощущается уход за пределы обычного головного голоса, а так же дополнительное чувство свободы. У девочек это наблюдается от си, и выше.

1.4. Диапазон

Диапазон - это расстояние от крайней верхней до крайней нижней ноты, которые может спеть ученик. Обычно рабочий (тренировочный диапазон) шире концертного.

                                                  1..5 . Тесситура

Тесситура - это высотное положение звуков произведения по отношению к диапазону. Вид тесситуры определяет высота первой части диапазона, которая используется в произведении. Если высокие верхние звуки - значит тесситура высокая и т. д.

1.6. Тембр

         Тембр - это окраска голоса  (мягкий, резкий, густой, звенящий, бархатный, и т.д.). По тембру  можно найти каждому голосу свой цвет, так же, как по типу окраски звуков, воспроизводимых на инструменте (фортепиано), используя теплые и холодные тона.

1.7. Здоровье и уход

        Общее здоровье организма является главным условием здоровья голоса. Певец должен иметь распорядок дня, в котором необходимо включить не только работу над голосом, но и мероприятия по поддержанию организма в хорошем состоянии.

1.8 Подготовка вокалиста к пению

         Прежде чем начинать занятия пением, певцам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого существуют специальные разминки.

Раздел 2. Дыхание

2.1. Развитие правильного дыхания

Дыхание - это источник энергии для возникновения звука.

           В обычной ситуации дыхательная система работает автоматически, без каких бы то ни было усилий. Основная ее функция состоит в снабжении организма кислородом и удалении из него углекислого газа. Вдох происходит тогда, когда в организме скапливается слишком много углекислого газа.

ВДОХ:

1. Сигнал:

Мозг дает мышцам дыхательной системы сигнал о том, что организм нуждается в кислороде.

2. Действие:

Диафрагма - основной дыхательный мускул - сокращается и становится плоской, увеличивая грудную полость в вертикальном направлении, в то время как межреберная мускулатура и грудная клетка увеличивают объем грудной полости в стороны. В результате в грудной полости создается разряжение.

3. Результат:

Воздух заполняет легкие по мере того, как его поток компенсирует создавшееся разряжение.

  ВЫДОХ:

1. Сигнал:

Мозг дает сигнал мышцам дыхательной системы о том, что организму необходимо освободиться от углекислого газа.

2. Действие:

 Диафрагма и межреберная мускулатура расслабляются. Диафрагма возвращается в исходное состояние, а грудная клетка опускается.

3. Результат:

Воздух выдавливается из лёгких, во время пения и разговора вы можете регулировать выдох в пределах, не нарушающих  нормальную жизнедеятельность организма.

2.2. Дыхание во время пения

Дыхание во время пения - это очень расслабленный процесс! В дыхании должны принимать участие мышцы живота, диафрагмы, спины и легкие. Брать дыхание следует до того, как исчерпан, запас воздуха.

2.3. Управление голосовыми связками

Голосовые связки раз, за разом сжимаясь и разжимаясь, создают серию звуковых волн, которые называются вибрацией.

Когда выдыхаемый воздух достигает голосовых связок, они вместе с мышцами гортани управляют потоком воздуха, определяя, таким образом, высоту и интенсивность звука. Высота звука - это частота его колебаний (вибраций). Она измеряется в «герцах» (колебаниях в секунду), от 20 до 20 000 Гц. Интенсивностью (или силой звука) называется амплитуда звуковой волны, достигающей слушателя. Она измеряется в единицах громкости, которые носят название «децибел».

                                                         2.4. Гласные звуки

Певческая гласная основана на активной работе мышц дыхания и голосовых связок.

Ы,    Э,      А,     О,     У,   -   твердые гласные

 И,    Е,      Я,      Ё,     Ю,   -  мягкие гласные

Важно петь только «своим голосом», то есть сохранять естественную окраску. Для этого надо вслушаться в свой голос и петь в зоне примарных звуков, по началу спокойно, в умеренной динамике, избегая крайних звуков диапазона голоса. Петь надо, как говоришь, то есть артикуляция во время пения должна быть внятной и четкой.

Петь следуете в  высокой певческой позиции, которая обеспечивает чистоту интонации, остроту мелодического интонирования, полётность и яркость, звонкость звучания. Достигается, это посредством сокращения мышц верхнего мягкого нёба, в результате зевка.

Раздел 3. Дикция

                                 

                                     3.1. Развитие дикции

            Дикция является средством донесения содержания произведения выраженного в словесном тексте, и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Главное правило дикции – полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.

3.2. Интонирование согласных

Все согласные разрабатываются в движении в себя и из себя также как и гласные.

В русском языке согласные делятся на:

звонкие - М, Б, В, Д, 3, Н, Л, Р, Ж, Г.

 глухие - П, Ф, Т, С, Ц, Ш, К, X.

 сонорные - Р, Л, М, Н, .

При пении, в виду того, что основной удар в произношении согласной приходится на какую-то часть артикуляционного аппарата, согласные условно подразделяются на:

грубые - Б, П, М, В, Ф.

языковые - Д,Т,Л,Н Р.

небные - К,Г,Х,(Й).

шипящие - С,З,Ш,Щ,Ч,Ж,Ц.

поющие -М,Л,Н,Р,Й.

Раздел 4. Резонанс. Атака звука.

                 

                 4.1. Контроль тембра и проекции

          Над гортанью расположена система полостей, называемых «надставной трубкой». Ее составляют: глоточная полость, ротовая, носовая и придаточные полости носа. Благодаря резонансу этих полостей меняется тембр звука.

Придаточные полости носа и носовая полость - стабильные по форме и потому имеют неизмененный резонанс. Резонанс же ротовой и глоточный полостей меняется благодаря артикуляционному аппарату, состоящему из языка, губ и мягкого нёба.

Резонанс – усиление идущего от связок звука в полостях, расположенных над гортанью.  Хотя голосовые связки с каждой пропеваемой нотой постоянно приспосабливаются к высоте звука и динамике (уровню громкости), мы упрощенно рассматриваем этот процесс сточки зрения физических ощущений, которые испытывает при этом певец.        

Грудной голос или грудной резонатор отвечает за нижнюю часть диапазона, за объемность? звучания. Резонанс грудной низкие звуки (пение классического типа). Головной резонатор отвечает за верхнюю часть диапазона. Резонанс головной - высокие звуки (дает усиленное, более полетное звучание)

Часть диапазона, в котором смешиваются свойства как грудного, так и головного резонаторов, называется средним резонатором или средним голосом. Резонанс полости рта центральный (пение не усиленным голосом, посылая звук в направлении рта).

Резонанс - это фактор определяющий уникальность голоса.

  Ощущение, которое вы испытываете, не имеют отношения к колебаниям связок - они являются результатом резонансов. Возникнув на связках звук, проходит определенные трансформации. Связанные друг, с другом полости  которые лежат  к верху от гортани  (включая и состояние стенок) усиливают волны одних частот.  Это процесс называется резонансом.

 Проекция  – это акустический феномен, возникающий тогда, когда вы, извлекая свой звук, сохраняете эффективный баланс между воздухом и мышцами. Крик же подразумевает выброс воздуха, который может «сорвать» ваш голос.

                         

                          4.2.Резонансная система

           Побочным продуктом резонанса являются испытываемые певцом физические ощущения. Низкие звуки ощущаются так, как будто они звучат во рту и горле, а иногда и в груди, поэтому и возник термин «грудной голос». Грудное резонирование придает голосу мощь, силу, компактность.

При пении выше, если петь правильно, голос как бы уходит изо рта и движется дальше, и дальше за мягкое нёбо, пока наконец певец не почувствует что он исходит из задней части головы отсюда термин «головной голос». Звук направляется в головной резонатор, фиксируется в одной точке, как бы собирается конусом, пучком в эту единственную точку.

Но испытываемые вами физические ощущения не имеют ничего общего с тем, что слышит слушатель. Однако эти ощущения могут помочь управлять вашим собственным голосом.

                                                 4.3. Атака звука

Атака - это степень и характер включения в работу голосовых связок в начале пения. Атака - твердая, мягкая и придыхательная.

  1. ТВЕРДАЯ  АТАКА - голосовая щель плотно замыкается перед началом звука, а затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Твердая атака применяется при выражении характера пения: негодование, отчаяние, чувство страсти, испуга и страдание.
  2. МЯГКАЯ АТАКА - голосовые связки смыкаются сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется при выражении характера пения: широты, округленности, мягкости, благородстве и эмоциональной выразительности.
  3. ПРИДЫХАТЕЛЬНАЯ  АТАКА - при неполном смыкании связок, когда происходит значительная утечка воздуха. Придыхательная атака применяется при выражении характере пения: осторожности, изнеможения.

                                                 4.4. Опорный звук

       Мотив – самая маленькая смысловая единица музыки. Из мотивов складываются фразы. В каждой фразе есть наиболее выразительный опорный звук. Если фраза состоит из двух мотивов, и, следовательно, в ней имеются два опорных звука, то один из них сильнее.

Выполнение итогового проекта. Итоговый проект – выступление учащихся на сцене.

Материально - техническое обеспечение:

  1. Фортепиано.
  2. Хрестоматия с упражнениями по вокалу.
  3. Компьютер.
  4. Акустическая система.
  5. Фонограммы.

В результате изучения курса учащиеся будут знать, уметь, применять на практике:

  1. элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах;
  1.  правильную установку корпуса при пении;
  2.  правильно пользоваться певческим дыханием;
  3.  правильно формировать гласные в сочетании с согласными;
  4.  пользоваться средним регистром;
  5. петь интервалы в медленном темпе: большая и малая секунда, большая и малая терция и, возможно, кварта;
  6. обращать особое внимание на чистоту интонации;
  7.  следить за тем, чтобы не было форсированного звука;
  8. не завышать сложность репертуара;
  1. работать над «сглаживанием» регистров;
  2. выравнивать звучность гласных и добиваться правильного четкого произношения согласных;
  3. работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
  4. при работе над вокализами добиваться плавного звуковедения, вносить в исполнение элементы художественно-исполнительского творчества, чувствовать движение мелодии и кульминацию произведения;
  5. при работе над текстом в произведениях, добиваться смыслового единства текста и музыки;
  6. при выборе индивидуального репертуара избегать высокой или слишком низкой тесситуры, а также эмоциональной перегрузки, ведущей к форсированию звука;
  7. войти в класс вокального ансамбля, вырабатывать чувство ансамбля, умение слышать себя и партнеров; работать над диапазоном голоса;
  8. работать над чистотой интонирования;
  9. работать над музыкально выразительным исполнением произведения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

          Разделы и темы

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел 1. Голос

1.1.

Голос

12

1.2.

Певческие голоса

12

1.3.

Певческие регистры

12

1.4.

Диапазон

12

1.5.

Тесситура

12

1.6.

Тембр

12

1.7.

Здоровье и уход

12

1.8.

Подготовка вокалиста к пению

12

Раздел 2. Дыхание

2.1.

Развитие правильного дыхания

12

2.2.

Дыхание во время пения

12

2.3.

Управление голосовыми связками

12

2.4.

Гласные звуки

12

                                                  Раздел 3. Дикция

3.1.

Развитие дикции

12

3.2.

Интонирование гласных

Раздел 4. Резонанс. Атака звука

4.1.

Контроль тембра и проекции

12

4.2.

Резонансная система

12

4.3.

Атака звука

12

4.4.

Опорный звук

12

                                          Список литературы

  1. Л.Б. Рудин - Основы голосоведения, Издательство: Граница,2009
  2. В.П.Морозов - ИСКУССТВО РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ. Основы резонансной теории и техники, Издательство: Редакционно-издательский отдел Московской государственной консерватории,2002
  3. Емельянов Виктор Вадимович -6.Джазовый вокал, Издательство: Граница,2009
  4. М.И. Глинка – Упражнения по вокалу, Редакционно-издательский отдел Московской государственной консерватории,2002
  5. Л.Н. Морозов - Школа классического вокала, Издательство: Граница,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по вокалу

Рабочая программа по вокалу для детей на три года обучения...

Предпрофильная учебная программа по вокалу

Данная программа рекомендована для работы с учащимися, которые уже закончили основной курс обучения в ДШИ и собираются поступать в профильные ССУЗы и ВУЗы....

Программа по вокалу на хоровом отделении

Программа по вокалу на хоровом отделении. 1-7 классы...

рабочая программа по вокалу

Рабочая программа по ФГОС вокальной студии "Звонкие голоса" 4 года обучения...

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ВОКАЛУ

Инновационные образовательные технологии, которые я применяю на занятиях в вокальной студии, описаны на примере учебного занятия "Сочиняем синквейн". Здесь используются эвристическая  и информаци...

Программа по вокалу для детей 5-7 лет

Программа предназначена для детей подготовительного курса ДМШ, расчитана на 2 года....

программа по вокалу

Программа по вокалу...