Развитие техники
статья по музыке по теме

В работе над пианистической техникой требуются необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубины переживаний, ощущение живого пульса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tehniki.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических (мышечных), так и психических (волевых) свойств.

В работе над пианистической техникой, кроме указанных свойств, требуются еще такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубины переживаний, ощущение живого пульса, а также слуховое развитие. Часто сталкиваешься с примерами, когда недостаточно яркое ощущение характера музыки, недостаточное переживание бывает причиной не только бледности звукового образа, но и технической ограниченности. Еще больше примеров, когда неровность технических пассажей вызвана недослушиванием звуков, особенно при сменах фигураций, позиций, регистров. Двигательная вялость, неточность попадания, несобранность объясняются медленной реакцией, недостаточной концентрацией внимания. Поэтому огромное значение для успешной работы над пианистической техникой имеет развитие общей музыкальности студента.

        К числу главных недостатков в техническом развитии относится зажатость, скованность аппарата. Одна из причин зажатости заключается в искусственности игровых приемов, не увязанных с музыкальными задачами. Например: в гаммах, арпеджио, этюдах ставится узкая цель (четко и быстро), а вопросы звучания, фразировки, дыхания, гибкости, пластичности проигнорированы.

        Такие студенты инструктивный материал играют хорошо, а при исполнении художественных произведений у них появляется угловатость, корявость. Основная цель технического развития- обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить музыкальную задачу, подчинить двигательную систему музыкальной воле исполнителя. Назначение музыкальной воли- управлять исполнительским процессом, а технического аппарата- подчиняться музыкальной воле. Оба эти процесса (управление и подчинение) с первых шагов обучения должны находиться в полном единении.

        Игровой прием, навык не может быть абстрактным, а должен быть обоснован музыкальным выражением.

Принципы развития пианистического аппарата:

1.Гибкость и пластичность.

2.Связь и взаимодействие всех его участков при ведущих живых и активных пальцах.

3.Экономия движения.

4.Управляемость техническим процессом.

Для улучшения мелкой техники можно воспользоваться направлением, изложенным Е.М.Тимакиным, учеником и последователем С.Н.Игумнова.

Оно заключается в 4 пунктах:

1.Быстрое взятие клавиши кончиком пальца.

2.Моментальное освобождение от давления на клавишу.

3.Отскок предыдущего пальца.

4.Быстрая подготовка очередного пальца над следующей клавишей.

Коечная цель состоит в том, чтобы все 4 действия производились одновременно. Это направление вносит в технику дисциплину и организованность, способствует развитию активности, независимости пальцев, легкости пассажей и сохранению этих качеств в быстром темпе. Однако четкие, активные пальцы нельзя изолировать от кисти, это приводит к ее неподвижности и как следствие- перемещая руку исполнитель снижает активность пальцев. Например: Машковский  Этюд №7, соч.72; Черни Этюд №5, соч.740.

Чтобы избежать скованности, пальцы должны взаимодействовать с рукой. Размах пальца перед взятием звука производится с легким отклонением руки в противоположную от требуемой клавиши сторону. Такая позиция обеспечивает свободное положение руки и позволяет достигать большой  силы  удара, не прибегая к высокому подъему пальцев и к дополнительному взмахиванию кисти. После быстрого и сильного взятия клавиши кончик пальца моментально прекращает давление, тем самым освобождая всю руку, которая пружинит наподобие батута, свободная отдача после толчка. Важно, чтобы отдача была направленной и приводила руку и пальцы в позицию для взятия очередной клавиши.

Для развития игровых движений рекомендуется играть гаммы и арпеджио быстрыми, стремительными «Перебежками» с остановками на первых нотах каждой октавы или через две октавы. На остановках  с легким акцентом рука должна мгновенно освободиться, как бы взлетая вверх и чуть придерживая клавишу пальцем, спокойно опускаться в исходное положение. Можно предложить играть гаммы и арпеджио (прямые и расходящие) в быстром темпе с возвращениями в каждой октаве или на каждой ступени. Рука и кисть должны огибать все повороты, слегка отталкиваясь от крайних верхних точек, но ни в коем случае не акцентируя нижние звуки построений.

Итальянский пианист Ф.Бузони считал, что «анализ проблемы- лучший способ фортепианного упражнения, переделка изложения, транскрипция- лучший способ анализа: лишь изменяя-мы познаем, лишь познавая- овладеваем.

Изменения нотного текста могут быть сравнительно небольшими, т.е. касаться артикуляции, динамики, педали, ритма, регистра. Но есть изменения, кардинально преобразующие нотный текст в плане транскрипций (варианты Ф.Бузони к прелюдиям из «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха, или транскрипции Л.Годовского этюдов Шопена). Цель работы- воспитание разностороннего технического мастерства.

Изучение вариантов Ф.Бузони имеет дальний прицел, достижение результатов, хотя и значительных, откладывается на довольно длительный срок.

Итак, каким арсеналом вариантных изменений фактуры может воспользоваться творческий студент?

  1. Вариант связанный со сменой рук. К.Черни ор.740 Этюд №5. В этом случае партия левой руки становится более  слышимой. Это очень важно, т.к. ученики партию правой руки слышат обычно гораздо лучше, чем партию левой.
  2. Вариант, связанный с транспозицией при неизменной аппликатуре. При этом способе максимально активизируется внимание и слух, мелодическая и гармоническая схема «проступает» более рельефно.
  3. Игра с измененной нюансировкой. В этом случае полезна и громкая и тихая игра. Громкая игра придает большую прочность владения фактурой, тихая

Но наибольшую пользу принесет способ «замедленной киносъемки» (выражение Г.Нейгауза), т.е. выразительное произнесение в замедленном темпе  всей фактуры. При таком  способе звуковая картина в сознании играющего становится более рельефной и четкой.

1.Проработка ровного движения  «пунктирным ритмом». Это позволяет активизировать некоторые «ленивые» пальцы, которые есть у каждого ученика  (Рахманинов в зените пианистической славы «подтягивал» то один, то другой «ленивый» палец.

2.Игра с остановками. Этот способ позволяет осознанно освободить руку и мысленно приготовиться к следующему  «скоростному отрезку».

3.Подчеркивание в ровном движении определенных долей, чаще слабых, смещение сильного времени вынуждает обратить внимание на то, что раньше было в «тени».

4.Варьирование фактуры с помощью повторения звеньев технической формулы. Это позволяет руке лучше почувствовать позицию.

5.Очень полезен прием, предложенный С.Фейнбергом, который заключается в присочинении к оригинальной фигурации в партии одной руки симметричной или «зеркальной» фигурации в партии другой руки.

Таким образом, «опыт» одной руки обогащается «опытом» другой. Известно, что скрипачи используют при игре на грифе скрипки левую руку, причем часто исполняют трели 3-4 и 4-5 пальцами. И при игре на фортепиано они легко исполняют трели теми же пальцами правой руки. С.Фейнберг заметил эту закономерность и использовал ее в технической работе.

Владение методом технических вариантов приучает студентов к самостоятельности мышления, анализу и изобретениям, позволяет на ограниченном музыкальном материале  научиться многому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по развитию техники чтения

Представлено 9 занятий  для корректировки  и повышения техники чтения, для детей имеющих отставание в обучении....

Гимнастика и упражнения в дополнение к занятиям по развитию техники игры на фортепиано

Очень часто дети, независимо от их музыкальных данных, приходят в класс с излишней напряженностью мышц спины, шеи, с «зажатыми» руками. Причем нередко этот гипертонус мышц может сохранятьсяв течение д...

Упражнения для развития техники чтения

Упражнения для развития техники чтения...

Развитие техники в классе баяна

Данная разработка содержит методические рекомендации и упражнения для развития техники баяниста....

Упражнения на развитие техники владения мячом при обучении волейболу

В данной статье я  собрал и разработал серию упражнений, направленных на развитие техники владения мячом при обучении волейболу. Все упражнения многократно применялись на практике и дают очень не...

Методическая разработка открытого урока "Фортепианные упражнения как средство формирования и развития техники учащегося"

Методическая разработка открытого урока содержит дополнительный материал для технического развития учащихся в классе  специального фортепиано и направлена на развитие у учащихся навыков самостоят...

Развитие техники

План-конспект урока потновой истории 7 класс...