О роли хорового искусства.
статья по музыке по теме

О роли хорового искусства в становлении личности, о воспитании в хоровом коллективе, о традициях хорового пения, о месте и значении  хоровых занятий в свете ФГОС 2 поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_roli_horovogo_iskusstva.doc262.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное и творческое развитие

средствами хорового искусства

Введение. О необходимости духовно- нравственного воспитания в современном мире.

В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла экономическая, политическая, культурная и морально-психологическая дезинтеграция общества, что резко снизило воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Глядя на современную молодежь, приходится констатировать факты, которые свидетельствуют о падении нравов и проявлении безнравственных поступков. Сегодня многие понимают, что без духовно-нравственных идеалов в сознании и поступках людей мы все больше скатываемся в бездну. Назрела острая необходимость помочь подрастающему поколению в самоопределении. Большая роль в этом отводится школе с ее высоким уровнем ответственности за духовно-нравственное и творческое развитие подрастающего поколения.

Чтобы решить проблему духовно-нравственного возрождения России, надо бороться за каждого человека, за очищение его души от скверны до тех пор, пока сам человек не ощутит потребность творить добро, приносить радость людям. Отрадно, что сегодня в нашем обществе пробуждается осознание того, что только совместными усилиями педагогов, духовенства, представителей науки и культуры, общества в целом можно добиться оздоровления морального климата.

ФГОС-ы о духовно-нравственном воспитании

В ФГОС второго поколения   направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, формирование у них основ музыкальной культуры  как неотъемлемой части   общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

Стандарты также предписывают создание в образовательных учреждения условий для реализации  этих требований.

Забота о духовно-нравственном развитии детей средствами искусства прозвучала и в послании президенты, где был дан импульс к развитию хорового искусства.


В этом году
востановлено существовавшее еще в царские времена Всероссийское хоровое общество,  по новой программе, хоры получат статус общественных организаций с отделениями и внебюджетным финансированием.

В задачи ВХО будет входить развитие хоровых училищ, а также популяризация хорового пения в школах. 
По мнению авторов этой инициативы хоровое пение может стать важным инструментом межэтнической коммуникации. Грубо говоря — той самой «скрепой», о которой в конце прошлого года и  говорил Путин.

Считается, что школьники, принадлежащие к разным национальностям и конфессиям, будут лучше понимать друг друга, если на уроках  будут  вместе петь.  

По сути, речь идет о возрождении традиций.

Традиции хорового искусства нашего города зародились вместе с его основанием, когда Петр привез из Москвы хор певчих дьяков (28 чел.)

Государевы певчие дьяки (с XV в.) (с 1589 г.).   числились по Посольскому приказу и  представляли собою корпорации, своеобразно организованные, с своими начальниками («уставщики»), и делились на «станицы» (шесть, семь станиц по пять певчих, причем первые две станицы состояли из самых опытных, заслуженных певцов). От государевых певчих  ведет свое начало петербургский придворный хор, в конце XVIII века получивший название Придворной капеллы.

Первым директором ее был композитор Бортнянский, затем, друг за другом,

отец и сын Львовы: Федор Алексеевич и Алексей Федорович, видный  в свое время композитор. После Львова начальниками капеллы были

 Бахметев,

Балакирев    (1883—1895),  

 Аренский (1895 -1901), за ним

С. В. Смоленский (1901—1903).

 Придворный хор, ко времени зарождения оперных представлений при петербургском дворе, был настолько организован и обладал столь хорошими певцами, что принимал участие в этих представлениях, причем хористы с выдающимися голосами исполняли сольные партии.

Наряду с хоровыми коллективами, существовавшими на средства государства (Петербургская капелла,  хоры оперных театров), появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии.

Возникают хоры  в различных учебных учреждениях. К концу XIX века количество частных хоров значительно возросло. 
Наряду с этими хорами во второй половине XIX века в России появляются
народные профессиональные хоры. Организатором и руководителем первого профессионального народного хора был крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович Молчанов (1809-1881). До организации своего коллектива  Молчанов пел в разных хорах. В 60-70-е годы хор под его руководством пользовался широкой популярностью и концертировал по различным городам России. После смерти И.Е. Молчанова многие его воспитанники стали руководителями народных хоров.
Концертное хоровое исполнение народных песен еще с конца XVIII века получило широкое распространение в
цыганских хорах. Исполнение лучших цыганских хоров отличалось высоким художественным совершенством, большой выразительностью и эмоциональностью. В репертуаре этих хоров, кроме подлинно русских народных песен, были произведения А.В.Варламова, А.А.Алябьева, А.Л.Гурилева, П.П.Булахова  и других русских композиторов. Некоторые руководители и певцы цыганских хоров были превосходными знатоками русского песенного фольклорав конце XVIII и начале XIX века, их хоровые обработки явились стимулом для развития стиля светского хорового творчества и исполнительства
Огромную роль в развитии русской хоровой культуры сыграли композиторы конца XVIII века Д.С.Бортнянский и М.С.Березовский. Их творчество было насыщено «мирским» народнопесенным, эмоциональным началом. 
Дальнейшее развитие культуры хорового исполнения связано  с хоровым творчеством русских композиторов XIX века (М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков).

 С именами многих русских музыкальных деятелей и хоровых дирижеров связаны прогрессивные мероприятия в области хорового образования и воспитания, проведение музыкально-просветительной работы.

 Например, А.А. Архангельский один из первых ввел в 90-х годах XIX века в церковные хоры женские голоса. В 1890 году И.А. Мельников, известный оперный певец, и хормейстер Ф.Ф. Беккер организовали в Петербурге бесплатные классы хорового пения.
Хоровая культура продолжала свое развитие в XX веке. Создавались новые формы и виды хорового исполнения: ансамбли песни, среди которых выделялся Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А.В. Александрова,  и народные профессиональные хоры, к которым относились хор им. М.Е. Пятницкого, хор Северной песни, Сибирский хор.

 Важную роль в росте советской культуры играло хоровое творчество советских композиторов. 
Была также распространена хоровая самодеятельность, которая не уступала по уровню профессиональным коллективам.

Активно развивалась детская хоровая исполнительская культура.
Современное состояние хоровой культуры вселяет надежду на возрождение
 традиций певческого искусства  в России. Эта надежда воплощается в исполнительстве талантливых хоровых дирижеров, проявивших себя в разных аспектах хоровой деятельности – в профессиональных хорах, в учебных хорах музыкальных учебных заведений, в фольклорных певческих ансамблях, в детских хоровых студиях и школьных хорах,  в любительских (самодеятельных) коллективах и  певческих праздниках.

О содержании работы

   

В Санктр - Петербурге накоплен большой опыт работы по развитию творческих способностей детей, формированию у них активной гражданской позиции, воспитанию духовно-нравственных качеств. На протяжении всей своей истории проблемам музыкального образования уделялось значительное внимание

Хоровое пение является наиболее общедоступной формой музицирования, и поэтому может успешно решать как задачи общемузыкального развития, так и  задачи воспитания.

 В последнее время, несмотря на широкое развитие самодеятельности и системы дополнительного образования, качество учебно-воспитательной работы и уровень исполнительского мастерства хоровых коллективов остаются невысокими.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень духовно-нравственного и творческого развития детей и недостаточным  уровнем подготовки специалистов, музыкально-просветительской деятельности в рамках факультативных занятий.

 

Следовательно, ведущая педагогическая идея ФГОС-ов 2 поколения – создание психолого-педагогических и организационных условий для духовно-нравственного и творческого развития  средствами хорового искусства.

Цель – повышение уровня исполнительского мастерства хорового коллектива в целом и каждого хориста в отдельности, раскрытие творческого потенциала детей, формирование духовно-нравственной и гражданской позиции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Кадровое обеспечение
  2. знакомство с современными методами и формами работы с хоровым коллективом;
  3. определение оптимальных условий для повышения эффективности духовно-нравственного и творческого развития детей;
  4. организация концертной деятельности творческого коллектива;
  5. активизация научно-исследовательской работы по проблеме духовно-нравственного и творческого развития личности.

Объектом  является работы является  хоровой коллектив, предметом – духовно-нравственное и творческое развитие учащихся средствами хорового искусства.

Исходя из цели и задач,  можно сформулировать гипотезу – духовно-нравственное и творческое развитие детей   будет эффективным при соблюдении следующих условий:

-Профессионализм руководителей детских коллективов;

  1. -подбор высокохудожественного и педагогически целесообразного репертуара;
  2. -создание доброжелательной творческой атмосферы;
  3. -формирование коллектива на основе творческого сотрудничества;
  4. -участие хора в концертной и музыкально-просветительской деятельности.

Вокально-хоровое пение как форма духовно-нравственного воспитания личности

 в детском хоровом коллективе,  специфика вокально-хорового пения как деятельности самовыражения индивидуальности личности и как условие духовно-нравственного развития. Основная проблема: может ли пространство хора рассматриваться как воспитательная среда.

хоровое пение одно из древнейших проявлений музыкального творчества. Характерно для музыки устной и письменной традиций, религиозной и светской. Существует как самостоятел. жанр (хор а капелла), так и в составе синтетических (вокально-симфонич., музыкально-театральн.) Хоровое пение имеет свою специфику:

оно направлено на духовное единение поющих (их согласие и созвучие чувств),

приобщение к миру духовного,

на образование и воспитание личности через приобщение к высокому искусству.

Хоровое пение явилось одной из основ музыкального воспитания

Начиная с 20-х гг. прошлого столетия, выдающиеся музыканты-педагоги (Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова, В. Г. Коротыгин, Н. Н. Ковин, А. А. Шеншин и позднее – В. Н. Шацкая, О. А. Апраксина, Н. Л. Гродзенская и др.), подчеркивая культурно-просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали духовно-нравственному воспитанию средствами музыки. Многие деятели (Э. Б. Абдуллин, М. А. Римский-Корсаков и др.) говорили о воспитании в хоровой деятельности, как системе, которая через восприятие, запоминание, осознание, понимание музыки и текста пробуждает переживания, желание приобщиться к красоте воспроизведения смысла через пение занятия музыкальной деятельностью в любых ее видах невозможны

. Важными для становления человека в хоровом коллективе являются потребность в социальных контактах с себе подобными, познавательная потребность и потребность во внешних впечатлениях, в широком смысле [4, с. 114]. Исходя из этого, можно положить, что любой хоровой коллектив – это пространство, где созданы благоприятные условия для творческого роста как в области вокально-хоровой деятельности, духовно-нравственного развития, так и в расширении субъект-субъектной зависимости, в сфере культуры общения, взаимодополняемости поющих.

Целью вокально-хоровой деятельности является не только правильное и гармоничное развитие индивидуальности исполнителей, их музыкальных, слуховых, интонационных, ритмических способностей, но и воспитание личности духовным, нравственным и эстетическим содержанием самого процесса пения, направленного на ценностно-смысловое постижение окружающей действительности и самого себя.

Кроме того, важно воспитать толерантное отношение к другим в процессе деятельности, развить культуру самоуправления в хоровом коллективе, укрепить морально-волевые качества исполнителей. вокально-хоровая деятельность − это деятельность людей, где переживания и чувства одного сочетаются с переживаниями и чувствами всего коллектива, объединяются одним художественно-этическим направлением, единым стремлением к художественному, эстетическому, нравственному и творческому совершенству, цивилизованному развитию. В связи с этим, мы проанализировали

Таким образом, вокально-хоровая деятельность − это деятельность людей, где переживания и чувства одного сочетаются с переживаниями и чувствами всего коллектива, объединяются одним художественно-этическим направлением, единым стремлением к художественному, эстетическому, нравственному и творческому совершенству, цивилизованному развитию. В связи с этим, мы проанализировали Понятие «хоровой коллектив» многие исследователи рассматривали как «организованный коллектив певцов, творческий коллектив… [10, с. 21], как «ансамбль вокальных унисонов» [5, с. 81], это собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы» [17, с. 25]. В хоровом словаре находим: «хор – певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку с инструментальным сопровождением или а капелла» [11, с. 124].

П. Г. Чесноков пишет: «Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении В качестве методологического обоснования

Б. М. Целковников определил следующие принципы вокально-хорового исполнительства как деятельности:

− духовность, которая рассматривается как необходимое основание в поиске личности найти высший смысл своей деятельности;

− соборность, указывающая путь духовно-нравственного развития;

− толерантность как необходимое условие установления взаимопонимания.  Хоровой коллектив создает условия для проявления особых психологических процессов и качеств личности (эмпатия, сопереживание, эмоциональная идентификация, творческое воображение, логическое образное мышление) и специальных способностей (слуховые представления, ритмическое и ладовое чувство, музыкальная память, ладовое чутье, гармонический слух и т. д.), все те высокоразвитые рецептивные компоненты, без которых успешные занятия музыкальной деятельностью в любых ее видах невозможны Итак, хоровой коллектив – это исполнительский коллектив, с определенной воспитательной направленностью, основа которой проявляется в психологическом комфорте участников, взаимодополняемости поющих в условиях творчества и реализации музыкально-исполнительских способностей каждого и коллектива в целом. Следовательно, посредством вокально-хоровой деятельности осуществляются, сохраняются, передаются хоровые традиции в форме индивидуального, коллективного вокального исполнительства, а также подразумевается эстетическое, духовное и нравственное воспитание, развивается психологическая устойчивость, эмоциональная выносливость, самопозиционирование себя в хоровом искусстве.

Список литературы

Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования. М., 2006 с.1.

Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. М., 2005 с. 2.

Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1890–1907. 3.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо, 2005. 336 с. 4.

Краснощеков В. И. Вопросы хороведения. М., 1969.5.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304с. 6.

Лапина О. А. Проявление индивидуальности во времена и творческих судьбах. Иркутск: 7. ВСГАО, 2009. 133 с.

Никитина Л. Д. «История русской музыки: популярные лекции для студ. высш. и сред. пед. 8. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 272 с.

Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение,1986. 463 с. 9.

Пигров К. К. Руководство хором. М.: Музыка, 1964.10.

Романовский Н. В. Хоровой словарь. М., 1980.11.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: АПП СССР, 1989. 704с. 12.

Ручьевская Е. А. . Иванова Л. П. Анализ вокальных произведений: учеб. пособие. Л.: Музы13. ка, 1988. 352 с., нот.

Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое 14. общество России, 1999. 416 с.

Соколов В. Г. Работа с хором. М., 1983. 15.

Струве. Г. А. Школьный хор. М., 1981. 16.

Чесноков П. Г. Хор и управление им. М., 1961.17.

Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка, 1985. 176 с., нот. 18.

Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного и творческого развития студентов средствами хорового искусства

1.1. Освещение проблемы духовно-нравственного и творческого развития личности в методической и психолого-педагогической литературе

Духовно-нравственное воспитание молодежи остается одним из приоритетных направлений современной системы образования. В настоящее время, когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня. Необходимо преодолеть духовную разобщенность общества, сохранить духовное целомудрие. И большая роль в этом отводится педагогам, которые должны наметить правильные ориентиры, подвести своих воспитанников к истинному пути, на котором душа человека может развиваться, достигать зрелости и совершенства. Сохранилась традиция качества образования, которое всегда являлось основой российского учительства. В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» подчеркивается, что «образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным». Требования к качеству образования представлены его основными задачами: подготовка квалифицированных работников, формирование сознательных и активных граждан, принимающих общественные ценности; формирование и обогащение творческого потенциала и духовного мира человека; гармонизация интересов личности и общества [4]. В перечисленных задачах явно виден воспитательный компонент, внимание к личности, нравственности и духовности человека.

Игумен Георгий (Е.В.Шестунов) в статье «Духовно-нравственное становление личности в православной традиции», опубликованной в научно-теоретическом журнале «Педагогика» (2006, № 4), размышляет над проблемой современного профессионального образования, указывает на его ограниченность в понимании «уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, многообразия ее талантов и способностей. Современное образование все более становится безличным. Цель и смысл человеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной экономической и политической системе, что, естественно, приводит к конкретным педагогическим целям, среди которых определяющими являются социальная адаптация и профессионализация. В такой системе образования практически нет места духовно-нравственному воспитанию» [2]. Эту же проблему поднимает и педагог И.Н. Сиземская   в своем выступлении на научно-практической конференции, говоря о том, что образование утрачивает духовно-нравственную ориентацию. И учащиеся, и общество смотрят на образование прагматическими глазами, т.е. просто как на средство получения специальности [6]. Образование, в том числе и профессиональное должно способствовать дальнейшему развитию, самосовершенствованию духовных и нравственных качеств человека, т.к. именно духовно-нравственное становление определяет жизнеспособность человека.

Уделяя внимание духовно-нравственным аспектам творческой деятельности студентов, следует отметить, что сложность нравственного становления личности в период юности, которым характеризуется студенческий возраст, объясняется исходя из многих факторов, влияющих на него. Эстетическое воспитание подрастающего поколения – неотъемлемая и составная часть процесса формирования всесторонне развитой творческой личности. На всех этапах развития общества этой проблеме уделялось большое внимание, а в настоящее время она приобретает особую актуальность и остроту в связи с ростом влияния на молодежь различных течений музыкальной культуры.

        Исследованию проблемы творческого развития личности, вопросам коллективного воспитания и творческого саморазвития личности в коллективе, выявлению наиболее эффективных форм организации коллектива, разработке принципов и методов стимулирования коллективной творческой деятельности уделено много внимания в научных работах известных педагогов В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, М.Д. Виноградовой, Л.И. Новиковой. Современная концепция воспитательного коллектива рассматривается как «своеобразная модель общества, отражающая не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята» [5]. В работе с хоровым коллективом необходимо опираться на общие музыкально-дидактические принципы обучения, сформулированные Г.М. Цыпиным: увеличение объема используемого музыкального материала, установка на овладение необходимыми исполнительскими навыками, увеличение меры теоретической емкости занятий, акцент на творческую инициативу исполнителей [13].

        Большое внимание уделяется концертному выступлению как важной составной части воспитательного процесса. По этому поводу высказывал свою точку зрения Б.М. Теплов: «Нельзя сочинять, играть, рисовать и т.д. только для упражнения в данной деятельности; необходимо, чтоб какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта, который на кого-либо должен оказать воздействие, который кому-то нужен… Без этого развитие ребенка  неизбежно подменяется развитием некоторого умения» [11]. О воспитании творческого начала, об использовании в эстетическом воспитании различных видов искусств, их взаимосвязи пишет в своей книге «Воспитание ума и сердца» известный композитор-педагог Д.Б. Кабалевский. В области вокально-хоровой работы великие хормейстеры В. Соколов, В. Попов, Г. Струве в своих книгах, статьях рассматривали основные направления и этапы работы по организации хоровых коллективов, методику проведения занятий, принципы отбора репертуара, вопросы творческого развития детей.

        В музыкальной педагогике и психологии имеется ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества. Так, Б.В. Асафьев писал, что творчество способствует более глубокому усвоению музыкального материала и развитию музыкальности. По мнению Н.А. Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития способности образного видения мира.

Известный психолог В.А. Моляко, исследуя проблему творчества и одаренности, выделяет следующие составляющие творческого потенциала человека:

  1. стремление к развитию, духовному росту;
  2. способность удивляться;
  3. способность полностью ориентироваться в проблеме;
  4. спонтанность, непосредственность;
  5. оригинальность мышления;
  6. способность к быстрому приобретению новых знаний;
  7. «открытость» по отношению к новому опыту;
  8. способность к синтезу, анализу, к комбинированию, дифференциации явлений;
  9. энтузиазм;
  10. способность к самовыражению.

Таким образом, творческое развитие личности, ее духовно-нравственные ценности составляют фундамент гармоничного развития личности. Поэтому необходимо создать все условия и направить всю систему образования и воспитания на формирование на формирование нравственных потребностей личности, ориентированных на социально значимые духовные ценности.

1.2. Формирование и развитие субъект-субъектных отношений

в хоровом коллективе

Исследование методической литературы показало, что достаточно много материала по методике работы с хором, где рассматриваются в основном типы голосов и их особенности, вокально-хоровые навыки, которые развиваются в процессе пения. Но остается без внимания вопрос о том, что хор составляют не голоса, а их обладатели – живые, мыслящие и чувствующие люди, вступающие в процессе творческой деятельности в  определенные отношения как друг с другом, так и с дирижером (руководителем хора).

        Известно, что качество исполнения хорового произведения во многом зависит не только от уровня вокальной подготовки певцов, но и от того, как они относятся друг к другу и к своему руководителю, насколько сходны их эстетические потребности, интересы, устремления; от того, какова творческая и нравственная атмосфера в коллективе, насколько едино их понимание художественного замысла произведения. Ведь, если хор монолитен, если он движим единым желанием как можно точнее и лучше выполнить требования дирижера, он способен делать чудеса. Поэтому главной задачей руководителя хора является – объединить творческие устремления всех участников хора и направить их в единое русло. Иными словами – установить с певцами творческий и деловой контакт.

        Объектом воздействия дирижера является человек, его ум, душа и сердце, и это дает право говорить о дирижерской деятельности как воспитательно-образовательной. Воспитательная сторона лежит в эмоционально-коммуникативной сфере и связана с непосредственным взаимодействием педагога-дирижера и студента-хориста. Руководитель хора разрабатывает драматургию педагогического действия, выступает как активный режиссер воспитательных идей и установок.

        Другой признак общности дирижерского и педагогического процессов – взаимодействие человека на человека и вызов переживаний. Контакт, взаимоотношения с другими людьми в любой деятельности – явление очень сложное. Среди факторов, способствующих установлению контакта, можно назвать творческий облик дирижера, его музыкальный и педагогический авторитет, природную одаренность и артистизм, практический опыт и педагогические способности.

        Одной из особенностей дирижерской профессии является то, что это профессия управленческая, подразумевающая целенаправленное воздействие на других людей, где на первый план выступает педагогическое общение. От уровня этого общения зависит творческая атмосфера репетиций. Средствами педагогического общения дирижера с хором являются исполнительский показ голосом или на инструменте, речь и невербальные средства общения – облик, жест, мимика, интонация. Яркий, эмоциональный исполнительский показ произведения дирижером вызывает интерес у певцов, желание работать над произведением. Поэтому необходимо помнить, что при первом знакомстве с произведением показ-иллюстрация является сильнейшим средством воздействия, наиболее убедительной формой раскрытия художественной стороны произведения. И, если это первое знакомство не произведет на студентов-хористов должного впечатления, то дальнейшая работа над произведением будет всем втягость.

Во время репетиций взаимодействие дирижера и хора бывает настолько тесным, что коллектив с полуслова, полувзгляда понимает необходимые замечания дирижера. Иногда достаточно пристального и властного взгляда дирижера, чтобы хор буквально преобразился, мгновенно изменилось его звучание.

        В ходе работы между дирижером и участниками хора складывается речевой стиль общения. В зависимости от возраста певцов, их музыкальной грамотности, культурного уровня этот стиль меняется. Тем не менее, существуют определенные правила речевого общения дирижера с хором, которые облегчат путь  к достижению творческого контакта. Надо стараться, чтобы речь была ясная, достаточно краткая, образная, эмоциональная, но не обязательно стерильно правильная. Излагать мысли надо сжато, почти афористично, пользуясь немногими, но точными словами. Языку дирижера противопоказаны нарочитая «красивость», словесное «кокетничание», так как высокие слова, употребляемые слишком часто, теряют свое истинное значение.

        Огромное значение для активизации интереса и развития субъект-субъектных отношений имеет образность речи. Обращение к разнообразным аналогиям, параллелям и ассоциациям, использование сравнений, метафор воздействуют на воображение исполнителей, делая их восприятие более острым. Шутка, юмор – тоже вид образной речи. Умение руководителя быть остроумным, в меру веселым имеет большое значение для установления доброжелательной атмосферы, снятия напряжения. Очень важный момент речевой выразительности – нахождение нужной интонации, восприятие которой обычно опережает восприятие смысла. Неправильное интонирование может привести к нарушению коммуникации. В зависимости от интонации одно и тоже замечание может стать обидным и ласковым, подбадривающим и уничтожающим. По речевой интонации можно определить, насколько хормейстер доволен или огорчен, искренен или фальшив.

        В установлении контакта с хором большую роль играют и неречевые средства общения – жест, мимика, манера держаться и т.д. Для дирижера  все это является не только средствами воздействия на исполнительский коллектив, но и знаками выражения его творческих намерений. Поэтому подобно актерской профессии мимика и жест хормейстера являются важным «инструментом» для решения поставленных задач.

        Очень важно хорошо знать каждого из участников хора, видеть и «прочитывать» эмоциональное состояние, уровень заинтересованности и сосредоточенности, отношение к разучиваемому произведению. В своей работе с хоровым коллективом необходимо внимательно и уважительно относиться ко всем участникам хора, оценивать общую атмосферу репетиции и выбирать оптимальный вариант воздействия.

Глава 2. Практическое исследование эффективности духовно-нравственного и творческого развития будущих специалистов средствами хорового искусства

2.1. Роль руководителя в становлении творческого коллектива

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее объективной характеристикой. Это обусловлено тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач. Поэтому педагог уделяет большое внимание творческому развитию студентов как будущих специалистов.

Одной из специфических особенностей хорового пения является возможность объединения в один исполнительский коллектив студентов с различным уровнем развития голоса и слуха. Руководитель хора привлекает к творческой деятельности робких и неуверенных в себе студентов, дает возможность им раскрыться, самореализоваться. Все эти навыки формируются в репетиционной хоровой работе, в основе которой лежат коллективные занятия, воспитывающие «чувство локтя», общую ответственность за исполнение. И здесь многое зависит от дирижера, от его умения дать каждому участнику коллектива равноправную возможность полнее проявить себя во имя общей художественной цели, от его умения воспитать у каждого певца желание создавать произведение искусства сообща.

Занимаясь исследованием роли человеческого фактора в творческом коллективе, несложно заметить, что эффективность воздействия любых педагогических и коммуникативных приемов зависит от авторитета руководителя. Если хормейстер пользуется уважением, доверием, а еще лучше – любовью участников хора, он вызывает у них интерес к работе, творчеству. Однако в дирижерской деятельности завоевание авторитета – дело довольно трудное. Это требует преданности искусству, целеустремленности, высокого профессионализма. Кроме того, дирижер должен постоянно подтверждать свое право руководить людьми, влиять на певцов с целью их духовно-нравственного, культурно-эстетического и профессионального совершенствования.

        Конечно, руководитель хорового коллектива – это всегда конкретный человек со своими положительными и отрицательными качествами, со своим характером, темпераментом, складом ума, культурным развитием, интеллигентностью,  уровнем музыкальной и хормейстерской подготовки, образного и ассоциативного мышления, артистизма. Кто-то больше располагает к себе как музыкант, кто-то – как педагог, кто-то – как личность. Абсолютно равномерная «дозировка» качеств, необходимых для дирижерской деятельности, едва ли возможна. Тем не менее, стремиться к их развитию и совершенствованию обязан каждый хормейстер, так как ему вверяют свои голоса, свой талант живые, мыслящие и чувствующие люди. А это огромная ответственность.

Одним из условий профессиональной работы педагога-хормейстера является овладение педагогической технологией – искусством прикосновения к личности. Умение чутко и тонко варьировать воздействие на воспитанника должно быть психологически обоснованным. Цель этого воздействия – помочь раскрыть творческий потенциал певцов, создать условия для их самореализации и развития. Социальная психология признает, что наряду с коммуникативными способностями педагогов-музыкантов существуют врожденные качества, такие как дар, талант, обаяние. Существует даже термин «факцинация», переводимый как «завораживание». Может быть, этим в какой-то мере объясняется действительно «магическое» воздействие дирижера-хормейстера на управляемый им коллектив.

2.2. Формы и методы работы с хоровым коллективом

С первых дней существования хорового коллектива необходимо создать все условия для удовлетворения познавательных потребностей студентов, раскрытия творческого потенциала и повышения уровня профессиональной компетентности будущих педагогов-хормейстеров. С этой целью надо оптимально использовать возможности специально оборудованного кабинета хорового дирижирования, оснащённого современными средствами обучения: дидактическим материалом (партитурами хоровых произведений, монографиями композиторов, музыкальными словарями и энциклопедиями, аннотациями на хоровые произведения), демонстрационным материалом (диски с записями хоровых произведений, творческие работы, презентации студентов); использовать Интернет-ресурсы (материалы Сайта колледжа, сайта Сети творческих учителей, Сайта БелРИПКППС и др.).

Цель педагогической деятельности – обеспечение положительной динамики творческого развития студентов, повышение уровня исполнительского мастерства хорового коллектива, духовно-нравственное развитие личности каждого студента. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  1. создание необходимых материально-технических и психолого-педагогических условий для более полного раскрытия творческого потенциала студентов;
  2. подбор педагогически целесообразного и высокохудожественного репертуара;
  3. осуществление личностно-ориентированного и индивидуально-творческого подхода к студентам с учетом их индивидуальных особенностей и уровня развития музыкальных способностей;
  4. разнообразие форм и методов работы с творческим коллективом;
  5. воспитание интереса к хоровому искусству, формирование общей музыкальной культуры.

В соответствии с поставленными целями и задачами в рамках исследуемой проблемы используются различные формы занятий (индивидуальная, групповая, коллективная) во время работы с хоровым коллективом.

Руководителю хора надо внимательно следить за развитием вокально-хоровых навыков каждого участника хора, осуществляя дифференцированный подход: систематически прослушивать хористов индивидуально с целью проверки состояния певческих голосов, динамики их развития; проводить репетиции отдельно для каждой хоровой партии, чтобы добиться максимальной слитности звучания, единой манеры звукообразования. Но наибольшее количество времени выделяется для организации коллективной форме работы, когда принцип «вместе» помогает раскрыться, самореализоваться всем участникам хора.

Коллективная основа, коллективный принцип хорового пения пронизывает все стороны учебно-педагогического процесса работы с хором и концертного хорового исполнительства. Исследование творческой деятельности Академического хора показало, что успех зависит от каждого в отдельности и от коллектива в целом. Именно во взаимоотношении певца и коллектива, как элемента целого, заключается суть хорового исполнительства. Научить петь каждого индивидуально и одновременно научить его петь в хоре — такова двуединая задача руководителя хора. Чем выше вокально-техническая оснащенность, общая и музыкальная культура, художественный вкус каждого участника хора, тем больше возможностей для достижения высоких художественных результатов открывается у хорового коллектива в целом.

Хоровой коллектив — понятие сложное, ибо состоит он из разных людей, индивидуально неповторимых, разного воспитания, разной культуры, разного характера и темперамента, подчас разного возраста, не говоря уже о различных вокальных данных и музыкальных способностях. Коллектив — понятие не административное, организационное. Он не создается приказом — он складывается постепенно, иногда годами. Тем более, очень сложно организовать хоровой коллектив, если состав его беспрестанно меняется (ежегодно коллектив покидают студенты-выпускники). Это требует от руководителя терпения и педагогической мудрости. Многолетний опыт работы с хором показал, что необходимым условием эффективности любой коллективной деятельности является дисциплина. Она помогает прививать навыки организованного поведения в процессе творчества, вырабатывать способность подчинять личное общественному, пробуждать уважение к труду коллектива. В хоровой дисциплине различают дисциплину внешнюю и внутреннюю. К внешней дисциплине относится отсутствие пропусков, опозданий, разговоров во время занятий, точное выполнение указаний руководителя и т.п. Под внутренней дисциплиной подразумевается собранность внимания, сосредоточенность на исполнительских задачах и готовность их выполнить. Внешняя и внутренняя дисциплина неразрывны и взаимосвязаны. Без внешней дисциплины не может быть внутренней.

В соответствии с требованиями дидактики и с учетом специфики музыкального искусства в работе над хоровыми произведениями целесообразно сочетать различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный – когда педагог показывает отдельный фрагмент исполнительского воплощения музыкального произведения и аргументирует свои действия; репродуктивный, заключающийся в многократном повторении хористами отдельных музыкальных фраз и предложений с целью развития вокально-хоровых навыков; метод стимулирования музыкальной деятельности применяется для создания эмоционально-творческой атмосферы; метод эмоционального воздействия проявляется в умении педагога выражать свое отношение к музыкальному произведению словом, мимикой, жестами; метод проблемного изложения – когда педагог ставит перед студентами техническую или художественную исполнительскую задачу; поисково-творческий – когда участники хора сами видят исполнительскую задачу и находят пути ее решения. Первые два метода позволяют быстрее воспринимать материал, а проблемно-поисковые методы способствуют приобретению творческого опыта студентов, что очень важно в подготовке будущих специалистов – учителей-хормейстеров.

Методика вокально-хоровой работы достаточно широко освещена  в специальной методической литературе. Хотелось бы подчеркнуть эффективность методики работы с хором, основанной на общепедагогических и специальных музыкально-педагогических принципах, которая опирается на стимулирование активности, интереса, творческого развития студентов.

Чтобы творческие проявления студентов на занятиях хорового класса имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, рекомендуется применять разнообразный комплекс педагогических воздействий, который выражается в следующем:

  1. отбор музыкальных произведений, отвечающих общепринятым дидактическим требованиям, на основе которых будут формироваться конкретные творческие навыки;
  2. создание на занятиях хора атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;
  3. демонстрация (в записи) образцов исполнительского мастерства профессиональных хоровых коллективов;
  4. участие хорового коллектива в концертной, музыкально-просветительской и научно-исследовательской деятельности;
  5. посещение концертов профессиональных творческих коллективов с последующим обсуждением;
  6. экскурсии и исполнение духовных песнопений в музеях, храмах и монастырях.

2.3. Педагогическая функция репертуара

Состав хора, стаж его деятельности, квалификация руководителя, уровень учебно-воспитательной работы, материальная база – все это самым непосредственным образом влияет на исполнительскую культуру коллектива, определяет его творческое лицо. Вся работа с хором, подбор репертуара в частности, требует от руководителя ясного перспективного представления о педагогическом процессе как единой, согласованной и последовательно проводимой системе воспитания и обучения участников хора. Социально-педагогический смысл работы с хоровым коллективом – в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им духовно-нравственной направленности. Решение этой задачи связано с репертуаром, вокруг которого и строится вся работа хора. От качества, художественного уровня и социально-педагогического потенциала исполняемых произведений зависит во многом эффективность занятий, творческий рост коллектива. Вопрос о репертуаре тесно связан с содержанием, направленностью деятельности хора, с той ролью, которую он играет в духовно-нравственной жизни общества.

        Проблема репертуара заслуживает повышенного внимания. Стоит вопрос о подборе такого репертуара, который, не уступая по идейно-эстетическому уровню репертуара профессиональных хоров, был бы доступен для исполнения студенческому коллективу. Основными задачами являются: организация работы по созданию интересного и полноценного репертуара; подбор сценариев праздников и мероприятий; разработка методических рекомендаций по повышению уровня профессионального мастерства хорового коллектива, формированию эстетических вкусов и музыкальной культуры.

Подбор репертуара – дело непростое, хотя, конечно, выработаны критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в музыкальной сокровищнице. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать произведения. Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного эффекта – педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители.

Существуют множество определений репертуара:

  1. Репертуар – насущный хлеб хора, без которого ему не выжить.
  2. Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо хора – в профиль и анфас.
  3. Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты хора.
  4. Репертуар – манометр, показывающий мощность и возможности хора.

Исходя из вышеперечисленного, мы видим, что репертуар предсказывает будущее хора. Репертуар показывает, занимают ли ценности, созданные в прошлом, почетное место и думают ли в хоре о будущем. На репертуаре растут хоры и их хормейстеры. Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара исполнительским и художественным возможностям коллектива.

Проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первый период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают субъект-субъектные взаимоотношения между собой и хормейстером.

Произведения для хора должны быть интересны участникам и не представлять, особенно на первом этапе, больших технических и художественных трудностей. Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства участников, развитию и закреплению вокально-хоровых навыков, развивает у исполнителей интерес к творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным мир, внутреннюю культуру, развивает эстетические вкусы.

В свою очередь концертный репертуар наряду с требованиями, которым он должен отвечать и как учебный, обладает еще и целым рядом качеств. С его помощью решаются широкие художественно-исполнительские и социально-педагогические задачи.

Подбор репертуара требует о руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

Репертуар Академического хора разнообразен. Он включает произведения композиторов-классиков, современных композиторов, зарубежных авторов, обработки народных песен, духовные песнопения. (Приложение 5 – Творческий отчет хорового коллектива).

Огромное воспитательное значение имеют произведения военно-патриотической тематики. Они формируют верность традициям нашего славного прошлого, гражданскую зрелость. Ими, как правило, открывает коллектив свое выступление, придавая ему особую торжественность, выражая духовно-нравственную направленность.

Другая группа произведений – это интересные обработки и переложения народных песен. Народные песни понятны и просты. Но это не означает упрощенности их содержания. Произведения народного творчества запечатлели историю народа, его душу, вековые надежды и чаяния. Они являются непреходящим духовным богатством, источником вдохновения. В любой аудитории их встречают с особой теплотой и взыскательностью, поэтому так велика ответственность руководителя за характер трактовки народной песни. Бережное отношение к ним, пропаганда их – одна из важных задач хорового коллектива.

Следует также с большой ответственностью подходить к исполнению произведений мировой и отечественной классики. При выборе их следует учитывать реальные исполнительские возможности коллектива. Критический подход к подбору репертуара – одно из важнейших условий правильности решения о включении в работу классического произведения.

Чтобы репертуар всегда нес элемент новизны, оставался действенным в педагогическом отношении, необходимо включать в него новые произведения, написанные нашими современниками. Интерес у исполнителей вызывают произведения, написанные местными композиторами. Они, как правили, не имеют широкой известности, но воспринимаются очень внимательно.

Особый интерес участники хора проявляют к духовной музыке, они черпают в ней вдохновение и пытаются проникнуть в глубокий смысл духовных песнопений. Постепенно, шаг за шагом хористы знакомятся с огромным пластом русской музыкальной культуры, начиная с более простых и незатейливых рождественских колядок  и заканчивая сложными произведениями  композиторов-классиков. В репетиционный процесс включаются серьезные беседы о высочайшей жертвенности материнской любви, о великом подвиге Христа, о скорби и боли материнского сердца, обреченного пережить свое дитя. Вместе со студентами просматриваются видеозаписи исполнения духовных песнопений профессиональными хорами, читаются отрывки из Библии. Такие беседы очень важны для хористов, они являются важным фактором их воспитания и, как оказалось, очень дороги им. В содержательном и психологическом плане после таких бесед хор готов к работе над воплощением художественного образа духовных песнопений. Каждый участник хорового коллектива понимает, как много труда и душевных сил надо вложить, чтобы своим исполнением тронуть душу самого искушенного слушателя! Для этого необходимо самим проникнуться замыслом творения, прочувствовать каждой клеточкой своей души то, что хотел выразить автор: глубокие мысли о человеческой жизни, страдании и терпении, милосердии и прощении, кротости и смирении.  Духовная музыка привлекает хористов внутренним строем, собранностью, чистотой созвучий, в ней нет никакой фальши, лицемерия, недосказанности, чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений. Пение настраивает на покой и сосредоточенность, воспитывает дисциплину мыслей и чувств. Порой смотришь в светлые глаза студентов и понимаешь, насколько велика преобразующая сила музыки, при помощи которой строится храм души…

Обязательным условием любого конкурса или фестиваля хоровых коллективов является исполнение произведений a cappella (многоголосные произведения без сопровождения). Поэтому ежегодно в репертуаре Академического хора есть несколько произведений a cappella. Это наиболее сложный вид исполнительства, доступный далеко не каждому хору. При пении произведений без сопровождения наиболее полно выявляется исполнительское мастерство хора, его звучность, строй, ансамбль, нюансировка.

На протяжении всей своей работы с хоровым коллективом сделано много аранжировок и переложений произведений для хора с учетом исполнительских возможностей хора. При этом важно очень бережно подходить оригиналу, чтобы произведения не потеряли свои художественные достоинства, и чтобы не был искажен авторский замысел композитора. (Приложение 5 – Творческий отчет хорового коллектива)

Исследование роли репертуара в духовно-нравственном и творческом развитии студентов показало, что репертуар дает многое для становления творческого коллектива, как единого целого. Он не может быть чужим, он должен стать неотъемлемой частью коллектива. Само формирование репертуара не может быть спонтанным. Все должно быть спланировано заранее, каким должен быть репертуар и, следовательно, каким должен быть сам творческий коллектив.

Наряду с практическим обучением исполнителей в задачи репертуара входят также воспитание творческой воли, стремления к самосовершенствованию, формирование художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов, народным творчеством, духовной музыкой. Репертуар должен подчеркивать оригинальность творческого коллектива.

Создавать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь к достижению нужного результата. Репертуар – это лицо творческого коллектива, его визитная карточка. Репертуар создается всем коллективом, где каждый исполнитель дополняют друг друга, обеспечивая тем самым выполнения единых творческих задач.

2.4. Значение концертной деятельности для творческого роста хорового коллектива

Академический хор Валуйского колледжа в течение 10 лет своего существования ведет активную музыкально-просветительскую деятельность, в процессе которой сложились определенные традиции, самой важной из них является непрерывное стремление к самосовершенствованию, творческому поиску новых путей и методов работы с хоровым коллективом.

Хор, организованный как закрытая лаборатория, где певцы «варятся в собственном соку», существовать не может. Ни хористы, ни руководитель в подобных условиях не смогут заметить и понять главное, что составляет сущность музыкально-исполнительского процесса. Хор должен вести систематическую концертную работу с посильной нормой концертов, т.к. не возможно поднять уровень работы, учебно-репетиционную культуру, исполнительское мастерство, воспитательное воздействие на самих исполнителей, если все это не подчинено задачам концертно-просветительской и образовательной деятельности. Концерт ставит все на свои места, проясняет ошибки и недочеты, делает ясной перспективу дальнейшей работы. Анализ многолетнего опыта работы с хором показал, что правильно и серьезно настроенный хор, регулярно выступающий в концертах, чувствует слушателей на каждой репетиции, ощущает атмосферу концертного зала. Это воспитывает профессионально-творческую дисциплину, стремление к совершенству, вливает новые силы в исполнителей, творчески обогащает их. Чем выше художественный уровень исполнения, тем сильней воздействие исполняемой музыки на слушателей и исполнителей, тем больше возможностей для их эстетического воспитания и развития музыкальной культуры.

Концертное выступление – кульминационный момент в жизни хора. С точки зрения музыкальной психологии, особое значение имеет первый концерт, к которому надо готовиться особенно тщательно, так как от его успеха зависит дальнейшая судьба коллектива. Неудача может подорвать авторитет руководителя и уничтожить интерес певцов к дальнейшему совместному творчеству. И пусть первый концерт потребует длительной подготовки, нельзя его чересчур затягивать.

Следует также отметить, что не целесообразно увлечение большим количеством выступлений. Это может утомить участников, снизить чувство ответственности, притупить ощущение новизны от каждого концерта. В зависимости от квалификации коллектива частота его выступлений может колебаться. Хормейстер должен реально оценивать уровень подготовки коллектива и физические возможности участников хора.

Хор может принимать участие в сборных концертах, а также выступать самостоятельно, с отдельной концертной программой. Концерты хорового коллектива могут быть различными: тематические (посвященные определенной теме), монографические (посвященные творчеству какого-либо композитора или поэта) или в форме творческого отчета.

Практика показывает, что выступление должно планироваться заранее. Чтобы исключить выход коллектива на концертную площадку неподготовленным, нужно его распеть, настроить, повторить отдельные сложные места произведений, сконцентрировать внимание певцов на качестве исполнения концертной программы. Большую роль играет психологический настрой хористов, создание атмосферы успеха, творческого подъема. В большинстве случаев руководитель, хорошо знающий  каждого из участников хора и владеющий коммуникативными способностями, видит и «прочитывает» эмоциональное состояние  певцов, уровень их заинтересованности и сосредоточенности. В процессе общения возникает социально-психологический контакт, совершенствуется способность оценивать состояние певцов и прогнозировать их поведение.

Выступление на концерте требует огромного напряжения душевных и физических сил. Поэтому проводить предконцертную репетицию следует таким образом, чтобы не утомить голоса певцов, привести их в рабочее состояние, настроить позиционно: желательно, чтобы время между распеванием и выходом на сцену было минимальным, так как мнимый отдых перед выступлением только расслабляет участников, снижает их внимательность, исполнительский накал, которые были достигнуты в ходе распевания.

На сцене музыка увлекает дирижера и хор настолько, что они становятся сотворцами. В эти минуты творческого взаимодействия исполнительский коллектив подчиняется не столько дирижерской воле, сколько совместной художественной сверхзадаче, сущность которой – раскрыть содержание произведения, донести его замысел до слушателя и тем самым проникнуть в тайну рождения музыки. После концерта очень важно проанализировать выступление вместе с хористами, чтобы в дальнейшем более осознанно работать над совершенствованием вокально-хоровых навыков. Большую помощь в этом могут оказать аудио и видеозаписи концертов.

Каждое выступление хора  надо внимательно и детально анализировать, откровенно обсуждать на ближайшем занятии коллектива. Обсуждение строит таким образом, чтобы участники могли сами проанализировать и критически оценить свое выступление. Руководитель, обобщая разговор, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты концерта, делает рекомендации на будущее, намечает пути дальнейшего роста коллектива.

Академический хор Валуйского колледжа регулярно выступает в концертах, а также принимает участие в тематических мероприятиях:

  1. лекции-концерты «В огне Рождественских свечей», «Час хоровой музыки», «Духовная музыка в школьной программе», «Тебе пою, родное Белогорье», «Поклонимся великим тем годам», «Найди свой храм» и др.;
  2. показательные выступления, отчетные концерты в колледже;
  1.  семинары, тематические мероприятия, агитационно-разъяснительная и профориентационная работа в школах города Валуйки (СОШ № 1, СОШ № 2) и Валуйского района (с. Уразово, с. Шелаево, с. Двулучное, с.Казинка);
  2. городские концерты, посвященные Дню города, Международному Дню студентов, Рождеству Христову, Дню православной молодежи, Дню Победы, Дню детства, Дню славянской письменности;
  3. областные концерты в рамках областной коллегии Управления образования и науки области (22.12.2005 г.), посвященные 105-летию со дня рождения Н.Ф.Ватутина (15.12.2006 г.), в рамках Пленума обкома профсоюзов работников образования и науки (18.12 2007г.);
  4. экскурсии и исполнение духовных песнопений в храмах и монастырях города, района, области (подворье Марфо-Мариинской обители с. Зимовеньки Шебекинского района), региона (музей-заповедник и мужской монастырь Дивногорье, Воронежской области);
  5. районный фестиваль духовной песни «Родного неба милый свет»;
  6. концерт,  посвященный  открытию Центра Духовного просвещения в г. Валуйки.

С 2000 года Академический хор является постоянным участником областных фестивалей и конкурсов «Студенческая весна», «Студенческая Пасха», «Пасхальная радость», «Победа остается молодой», «Юный патриот Белгородчины». (Приложение 5 – Творческий отчет хорового коллектива. Приложение 6 –  Разработки внеклассных мероприятий.)

Глава 3. Результаты исследования и практическая деятельность хорового коллектива по духовно-нравственному развитию

3.1. Результаты диагностики исследования духовно-нравственного и творческого развития хорового коллектива

Критерием результативности опыта работы с хоровым коллективом является уровень развития творческих способностей и степень духовно-нравственного потенциала студентов, качество их исполнительского мастерства.

Исходный, текущий и итоговый мониторинг результативности опыта проводился два раза в год (в начале и в конце учебного года) в течение 4 лет с целью выявления уровня развития вокально-хоровых навыков студентов и уровня их творческой самореализации посредством участия в музыкально-просветительской  деятельности хорового коллектива. В ходе мониторинга выявилась положительная динамика уровня развития, как по индивидуальному признаку, так и коллектива в целом. Так, например, из  числа студентов-первокурсников в начале 2005-2006 учебного года 12 человек имели низкий уровень развития вокально-хоровых навыков (неустойчивую интонацию, узкий диапазон, слаборазвитый гармонический слух), 8 – средний уровень, 5 – высокий уровень. К концу 2008-2009 учебного года практически все студенты достигли высокого и среднего (20 человек – высокого, 5 человека – среднего) уровня развития вокально-хоровых навыков и успешно исполняли сложные хоровые произведения (Таблица 1).

Результаты развития вокально-хоровых навыков

Таблица 1

Учебный год

Уровни развития вокально-хоровых навыков

(количество человек,  %)

низкий

средний

высокий

2005-2006 уч. год

12 чел.

48 %

8 чел.

32 %

5 чел.

20 %

2006-2007 уч. год

6 чел.

24 %

9 чел.

36 %

10 чел.

40 %

2007-2008 уч. год

2 чел.

8 %

7 чел.

28 %

16 чел.

64 %

2008-2009 уч.год

-

5 чел.

20 %

20 чел.

80 %

Анализ результатов творческой самореализации студентов (Таблица 2) свидетельствует об эффективности используемых методов и средств обучения и показывает, что в течение учебного года прослеживается рост всех по всем показателям:

  1. познавательной самостоятельности на 19 %,
  2. мотивации к творческой деятельности на 33 %,
  3. творческой активности на 18 %,
  4. творческого мышления на 21 %,
  5. готовности студентов к самореализации на 10 %.

Таким образом, сравнительный анализ исходных и итоговых данных свидетельствует о необходимости дальнейшей работы по созданию оптимальных условий для активизации творческого потенциала студентов и формирования у них духовно-нравственных качеств.

Результаты творческой самореализации

Таблица 2

Наименование показателя

2008-2009 уч.год

(начало уч.года)

2008-2009 уч.год

(конец уч.года)

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Познавательная самостоятельность

35%

32%

33%

7%

41%

52%

Мотивация к творческой деятельности

27%

33%

40%

4%

23%

73%

Творческая активность

25%

12%

63%

2%

17%

81%

Развитие творческого мышления

37%

44%

19%

21%

39%

40%

Оценка (самооценка) готовности к самореализации

32%

36%

32%

12%

46%

42%

Если динамику развития вокально-хоровых навыков, результаты самореализации личности, творческую активность студентов можно проанализировать, сопоставить результаты, затем на основе полученных данных сделать выводы и наметить перспективу дальнейшей работы, то проследить за духовно-нравственным развитием личности гораздо сложнее. С целью изучения уровня духовно-нравственного развития личности студентов за 4 года занятий в хоровом коллективе была проведена диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности каждого студента, в которой предлагалось оценить уровень развития (высокий, средний и низкий) 22 духовно-нравственных качеств личности. При обработке и обобщении результатов диагностики на 1 курсе «высокую» оценку получили следующие качества личности: готовность придти на помощь, уважение к старшим, дружелюбие, наличие принципов и убеждений. К концу 4 курса количество  духовно-нравственных качеств личности с «высоким» уровнем развития увеличилось, добавились такие качества как: трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность, терпимость, активность в образовании, творческая направленность, культура речи, нравственность поступков, интерес к родной культуре, коллективизм. Эта методика позволяет видеть динамику развития личности студента, анализировать состояние воспитательного процесса как в отношении одного студента, так и коллектива в целом, определять приоритетные направления в воспитательной работе.

О результатах самореализации творческих способностей будущих специалистов свидетельствует активная концертная, музыкально-просветительская деятельность Академического хора и творческие достижения (Таблица 3):

Результаты участия Академического хора

в концертной и музыкально-просветительской деятельности

(за последние 4 года)

Таблица 3


Год

Уровень

Городской

(кол-во выступлений, грамоты)

Районный

(кол-во выступлений, грамоты)

Областной

(кол-во выступлений, грамоты)

(кол-во выступлений, грамоты)

2005-2006 уч.г.

5

Благодарственное письмо, Грамота

3

Диплом 1 степени

4

2 Грамоты

2006-2007 уч.г.

7

2 Благодарственных письма, 2 Грамоты

3

Диплом 1 степени,

Благодарственное письмо

4

2 Диплома 1 степени, Грамота

2007-2008 уч.г.

9

3 Благодарственных письма, 2 Грамоты

2

Диплом 1 степени

2

Грамота

2008-2009 уч.г.

11

3 Грамоты

2

Грамота

1

Грамота 2 место

Для изучения степени удовлетворенности студентов своим творческим коллективом была использована методика «Какой у нас коллектив» профессора А.Н. Лутошкина. В течение учебного года (в сентябре, декабре и мае месяце) студенты обсуждали следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наш коллектив и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать нам более сплоченным коллективом (Таблица 4).

Результаты опроса

Таблица 4

Месяц

Определение

Характеристика


Сентябрь


Мягкая

 глина

   Как мягкая глина легко поддается воздействию, так и хор в руках хорошего мастера может добиться высокого исполнительского мастерства. Отношения разные – доброжелательные и конфликтные, студенты редко по своей инициативе приходят на помощь. Скрепляющим звеном является дисциплина и авторитет хормейстера.


Декабрь


Мерцающий маяк

   В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному, и начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!» Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

   Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В хоре есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, которые не дадут погаснуть огню, – руководитель, актив. Еще недостаточно проявляется инициатива,  проявление активности наблюдается всплесками, да и то не у всех.


Май


Горящий факел

   Горящий факел – это живое пламя,  которое поддерживает тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, творческое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.   Это уже настоящий коллектив, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы своими концертными выступлениями принести радость людям.  

Таким образом, была получена развернутая информация о состоянии взаимоотношений в коллективе, уровне удовлетворенности хористов своим коллективом, видении студентами перспектив его развития.  Вместе с тем удавалось выявить тех студентов, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими. Это помогло планировать дальнейшую работу с учетом уровня развития взаимоотношений в коллективе.

        Наряду с этим в конце учебного года было проведено исследование психологической атмосферы в коллективе по методике Л.Г. Жедуновой. Результаты опроса студентов показали, что подавляющее большинство высоко оценило состояние психологической атмосферы в хоровом коллективе, отметив такие качества как дружелюбие, удовлетворенность, увлеченность, результативность, сотрудничество, взаимная поддержка, успешность. При этом важно заметить то, что ни один студент не назвал враждебность, неудовлетворенность, равнодушие, скуку. Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая атмосфера в хоровом коллективе доброжелательная, творческая, благоприятная для развития и самореализации личности.         

3.2. Научно-исследовательская деятельность по проблеме духовно-нравственного развития личности

Наивысшую ступень творчества педагога представляет его самостоятельная  научно-исследовательская деятельность, без которой немыслимо самосовершенствование и самообразование. Она проявляется в способности увидеть проблему, сформулировать гипотезу, проанализировать факты, причины и следствия, сделать собственные выводы и обобщения. Показателем научно-исследовательской деятельности педагога являются методические сообщения на заседаниях ПЦК, выступления на педагогических советах, статьи в сборниках региональных научно-практических конференций, издание методических пособий и рекомендаций, руководство научно-исследовательской деятельностью студентов.

О проблемах работы с хоровым коллективом, о роли человеческого фактора в становлении творческого коллектива, об основных аспектах организации и психологической подготовки хорового коллектива к концертной деятельности изложено в статьях, которые вошли в научно-методические сборники материалов региональных научно-практических конференций:

  1. «Формирование и развитие субъект-субъектных отношений в хоровом коллективе» (сборник «Среднее профессиональное образование: традиции и новации», региональная научно-практическая конференция, г. Валуйки, 12 декабря 2006 г.; сборник «Духовно-нравственные аспекты образования и воспитания», региональная научно-практическая конференция, г.Белгород, 23 января 2008 г.);
  2. «Основные аспекты организации и психологической подготовки хорового коллектива к концертной деятельности» (сборник «Музыкальный фольклор – детям», региональные научно-творческие «Маничкины чтения», г. Белгород, 30 ноября 2007 г.; сборник «Проблемы современной дидактики: теория и практика», Всероссийская научно-практическая конференция, г. Белгород, 27 октября 2009 г.) (Приложение  3 –  Статьи. Публикации.)

С целью передачи опыт работы с хором студентам, организовано руководство  научно-исследовательской работой студентов, подготовка их к участию в студенческих научно-практических конференциях:

  1. статья студентки 4 курса Соколовой Н. «Организационные основы формирования хорового коллектива» (региональная студенческая научно-практическая конференция «Молодые исследователи в музыке, культуре, науке», г. Белгород, 21 февраля 2008 г.);
  2. статья  студентки 4 курса Бабенковой М. «Коллективный принцип хорового исполнительства» (региональная студенческая научно-практическая конференция «Молодые исследователи в музыке, культуре, науке», г. Белгород, 25 ноября 2008 г.);
  3. статья студентки 4 курса Голубовой Л. «Духовно-нравственное и творческое развитие студентов в хоровом коллективе» (областная студенческая научно-практическая конференция «Современные исследования в педагогике и медицине», г. Валуйки, 27 ноября 2009 г.)

Академический хор наряду с концертной и музыкально-просветительской деятельностью неоднократно принимал участие в семинарах для учителей школ, в научно-практических конференциях города, района, области:

  1. областная научно-практическая конференция «Духовность и искусство в системе образования», г. Белгород, 4 ноября 2004 г.;
  2. внеклассное занятие «Духовная музыка – частица прекрасного» в рамках районного семинара, г. Валуйки, 20 октября 2005 г.;
  3. районная научно-практическая конференция «Пути активизации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения», г.Валуйки, 29 августа 2005 г.;
  4. «Неделя наук» в рамках экспериментальной программы по созданию центра культуры и образования на селе на базе МОУ «Шелаевская СОШ» (с. Шелаево, 27.05.2005 г.);
  5. семинар «Использование современных технологий в учебном процессе» рамках областной программы «Модернизация педагогического образования в Белгородской области на 2006-2010г.г.» (г. Валуйки, май 2007 г.);
  6. межрегиональная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование: традиции и инновации», г. Белгород, 28 февраля 2008 г.;
  7. районная научно-практическая конференция «Архимандрит Игнатий (Бирюков) последний настоятель Валуйского монастыря», г. Валуйки, 16 мая 2008 г.

В 2009 году студент 4 курса Паюл Александра совместно с научным руководителем Сиваковой С.Ю. написал научно-исследовательскую работу «Жизнь твоя да будет самым сильным наставленьем» в рамках областного конкурса научно-исследовательских работ «Роль священника в моей жизни». Эта работа отмечена Дипломом II степени и Грамотой Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области. (Приложение 4 – Руководство научно-исследовательской работой студентов.)

В газете «Валуйская звезда» в мае 2005 года была опубликована статья   «С музыкой в сердце мы строим храм своей души», в которой руководитель хора написала о том, какое впечатление произвели на участников хора экскурсия и исполнение духовных песнопений в  подворье Марфо-Мариинской обители с. Зимовеньки Шебекинского района. (Приложение 3 – Статьи. Публикации.) О музыкально-просветительской деятельности Академического хора оформлен фотоальбом, который является своеобразной летописью хорового коллектива, отражает весь десятилетний путь совместных творческих исканий хормейстера и студентов. (Приложение 4 – Фрагменты фотоальбома)

В 2009 году издано методическое пособие «Формирование и развитие исполнительских умений и навыков в хоровом коллективе», где на основе опыта работы сформулированы практические рекомендации по организации и работе с хоровым коллективом. (Внешняя рецензия старшего преподавателя БелГИКИ Хорошиловой Е.Л.) (Приложение 2 – Методическое пособие.)

В соавторстве преподавателей колледжа Сиваковой С.Ю. и Золотовой Е.В. разработана программа «Хоровой класс» (факультативный курс), по которой на протяжении нескольких лет работают все преподаватели-хормейстеры колледжа. (Приложение 1 – Программа «Хоровой класс».)

3.3. Духовно-нравственное становление личности будущих специалистов как результат деятельности творческого коллектива

Хоровой коллектив средствами хорового искусства успешно решает следующие задачи: общемузыкального развития и вооружения подрастающего  поколения системой ценностных ориентации в музыке; вокально-хорового развития; общевоспитательные (эстетическое, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание); коммуникативные (общение участников коллектива между собой, с руководителем, со зрителем и т.д.).

Работа по исследованию духовно-нравственного и творческого развития студентов средствами хорового искусства охватывает период 10 лет, в течение которого в колледже функционирует Академический хор. С момента организации хорового коллектива разработана система комплексного подхода к духовно-нравственному воспитанию и развитию творческих способностей студентов через музыкально-просветительскую деятельность, определены пути оптимизации учебно-воспитательного процесса, руководителем найден свой хормейстерский «почерк». Диагностика уровня развития студентов на начальном и заключительном этапе, достижения творческого коллектива свидетельствуют об успешности выбранной технологии для решения обозначенной проблемы.

Результаты творческой деятельности Академического хора, его достижения в области исполнительского мастерства высоко отмечены на уровне колледжа, города, района, области.

В апреле 2006 года в областной молодежной газете «Смена» опубликована статья «Спасибо музыке…» о творческой и музыкально-просветительской деятельности Академического хора. (Приложение 3 –  Статьи. Публикации.)

В 2004 году Академический хор защитил звание «Народный самодеятельный коллектив», а в 2007 году коллектив подтвердил это звание, заслужив еще и звание образцовый. Руководитель хора Сивакова С.Ю. в 2006 году награждена нагрудным знаком «Почетный работник среднего профессионального образования РФ» за заслуги в области образования.

За высокий исполнительский уровень и популяризацию духовной музыки руководитель Академического хора Сивакова С.Ю. награждена Почетной грамотой от начальника управления культуры Белгородской области А. Кулабухова (июль, 2006 г.). В мае 2007 года в адрес директора коллежа Харламовой А.П.  поступило письмо от директора Белгородского государственного центра народного творчества И. Анцибора, в котором дана высокая оценка исполнительского мастерства хорового коллектива и профессионализма руководителя хора. В ноябре 2007 года в благословение за усердные труды во благо Белгородской и Старооскольской епархии Сиваковой С.Ю. вручена Грамота от архиепископа  Белгородского и Старооскольского Иоанна.

За большую целенаправленную работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, значительный личный вклад в реализацию системы мер государственной молодежной политики, за приобщение подрастающего поколения к возрождению традиций народной культуры России и популяризацию духовной музыки средствами хорового искусства, за высокое исполнительское мастерство, творческие достижения и профессионализм хоровой коллектив и его руководитель были отмечены  Грамотами, Дипломами, Благодарственными письмами, памятными подарками, ценными призами, премиями, а также губернаторским грандом – Дипломом лауреата I степени в номинации «Искусство. Академическое пение» областного конкурса на соискание премии «Молодость Белгородчины» в 2007 году. За 10 лет музыкально-просветительской деятельности в «копилке» хорового коллектива 34 грамоты: от Управления образования и науки, Управления культуры, Управления по делам молодежи, Администрации города Валуйки и Администрации Белгородской  области, губернатора Белгородской области и Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. (Приложение 8 – Грамоты. Дипломы. Благодарности)

Заключение

Наше время – эпоха крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с другой – успехи превращаются в бедствие. Общество, в котором мы живем, чрезвычайно противоречиво. Социальные перемены затрагивают и политику, и экономику, и духовную сферу. Все это приводит к ломке ранее сложившихся идеалов и ценностных представлений. Молодежь, попадая в такую ситуацию, испытывает неопределенность в отношении своей будущей жизни, работы. Сегодня педагоги совместно со студентами должны осознать и переосмыслить предшествующую жизнь. Мы работаем с контингентом такого возраста, который, как показала практика, является главной действующей силой в социальных потрясениях. Поэтому необходимо помнить об ответственности, лежащей на нас по формированию личности будущих специалистов, их духовности и нравственности.

Все образовательные процессы, направленные на то, чтобы научить студентов рационально мыслить, недостаточны для воспитания того, что принято называть духовностью. Дефицит знаний в этом отношении настолько велик, что современные педагоги не замечают огромной опасности, ибо, не неся духовности в воспитательном процессе, мы теряем не только личность, но и человека.

Исследуя проблему духовно-нравственного и творческого развития будущих специалистов средствами хорового искусства, всякий раз убеждаемся в том, что музыка, воздействуя на эмоциональную, духовную  сферу личности, делает ее способной тоньше и глубже чувствовать, сопереживать. Сила воздействия этого искусства, профессиональное мастерство педагога-музыканта могут и должны оказать влияние на формирование общечеловеческих ценностей, художественной культуры, нравственной позиции творческой личности.

На основании изучения и анализа опыта работы с хоровым коллективом можно сделать вывод о необходимости создания психолого-педагогических и организационных условий для духовно-нравственного и творческого развития будущих специалистов средствами хорового искусства. С этой целью надо повысить уровень исполнительского мастерства хорового коллектива в целом и каждого хориста в отдельности, раскрыть творческий потенциал студентов, формировать духовно-нравственную и гражданскую позиции.

В результате исследования, проведенного на примере деятельности хорового коллектива, подтвердилась гипотеза – духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  1. подбор высокохудожественного и педагогически целесообразного репертуара;
  2. создание доброжелательной творческой атмосферы;
  3. формирование коллектива на основе творческого сотрудничества;
  4. участие хора в концертной и музыкально-просветительской деятельности.

Таким образом, духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов – одна из актуальных и сложных проблем педагогики. Причины скрыты как в общем состоянии духовной жизни нашего общества в целом, так и в самой образовательной системе в частности. Выработка новых стратегий образования и воспитания, учитывающих перестройку системы духовных ценностей, – это сложная, но одновременно важная задача. Сложившаяся ситуация диктует необходимость придать особое внимание духовно-нравственным аспектам образования и воспитания, наполняя педагогический процесс ценностным содержанием, обращаясь к духовному миру студента, влияя на нравственную сферу его личности.

Список литературы

  1. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] В.Л. Живов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Игумен Георгий (Е. В. Шестунов). Духовно-нравственное становление личности в православной традиции [Текст] / Игумен Георгий (Е. В. Шестунов) // журнал «Педагогика», № 4,2006
  3. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] Д.Б. Кабалевский. – М.: Советский композитор, 1981
  4. Коротаева Е.В. Качество подготовки будущего педагога [Текст]. Коротаева Е.В. // журнал «Педагогика», № 9, 2006
  5. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива [Текст] Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 1978
  6. Образование и молодежная политика в современной России: материалы всероссийской научно-практической конференции от 20сентября 2002 г. / Отв. ред. А.А. Козлов [Текст]. – СПб: Издательство СПб Университета, 2002
  7. Попов В. О некоторых вопросах подготовки детских хоровых коллективов к исполнению современной музыки [Текст] // Музыкальное воспитание в школе, вып. 6. – М.: Музыка, 1970
  8. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. учеб. завед.[Текст] / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова; под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003
  9. Струве Г. Школьный хор: Книга для учителя [Текст] Г. Струве. – М.: Просвещение, 1981
  10. Стулова Г. Хоровой класс [Текст] Г. Стулова – М.: Просвещение, 1988.
  11. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] Б.М. Теплов. – М.: Известия АПН РСФСР, 1961
  12.  Уколова Л.И. Дирижирование: Учебное пособие для студ. учреждений сред проф. образования[Текст] Л.И. Стулова. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2003
  13.  Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки [Текст] Г.М. Цыпин. – М.: Просвещение, 1977

Приложения

Приложение 1 - Программа «Хоровой класс».

Приложение 2 - Методическое пособие.

Приложение 3 - Статьи. Публикации.

Приложение 4 - Руководство научно-исследовательской работой  студентов.

Приложение 5 - Творческий отчет хорового коллектива.

Приложение  6 - Разработки внеклассных мероприятий.

Приложение 7 – Фрагменты фотоальбома.

Приложение 8 – Грамоты. Дипломы. Благодарности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание школьников средствами хорового искусства

В парадигме Российского образования XXI века приоритет отдается воспитанию, которое было и остается неотъемлемой частью педагогической деятельности школы наряду с обучением. Опираясь на принципы ФГОС,...

Значение музыкального искусства в воспитании личности. Роль хоровых занятий.

«Значение музыкального искусства в воспитании личности» посвящена вопросу о воспитательных возможностях искусства. Не секрет, что многое в методике музыкального воспитания школьников уже разрабо...

"Роль хоровых занятий в социальной адаптации детей"

Доклад на районной конференции "Роль дополнительного образования в формировании социальной адаптации детей в современном мире"...

Роль хорового пения в процессе духовно-нравственного развития детей.

Что такое "духовно-нравственное воспитание", Как же духовно и нравственно воспитать ребёнка с помощью вокального искусства и в частности хорового пения?...

Роль хорового пения в процессе духовно-нравственного развития детей

Роль хорового пения в процессе духовно-нравственного развития детей...

Роль хорового пения

Хоровое пение детей — одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному развитию личности школьника. Именно этой теме посвящена с...