Методический доклад "Объективные и субъективные закономерности развития музыкального восприятия детей".
методическая разработка по музыке на тему

Тер-Аванесова Ирина Константиновна

Одной из главных практических задач в данной области является нахождение наилучших для каждого типа нервной системы путей и методов воспитания и обучения детей. Знание признаков, характеризующих каждый из типов темперамента, помогает педагогу изучить индивидуальные особенности учащихся.Доказано, что любое музыкальное восприятие осознанно проходит через три развернутых во времени этапа: установку, направленность, способ отражения. Здесь важен соответствующий эмоциональный настрой, создающий благоприятный условия для формирования у исполнителя полноценного представления о художественном содержании разучиваемого произведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnoe_vospriyatie.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:




Белгородская область



Белгородский район



Муниципальное образовательное учреждение



дополнительного образования детей



Северная детская школа искусств















Методический доклад





Объективные  и субъективные закономерности



 развития музыкального восприятия детей







Тер - Аванесова Ирина Константиновна



преподаватель специального фортепиано





















2013  п. Северный






      Наставник должен как можно полнее изучить индивидуальность своего подопечного, чтобы найти к нему верный подход, а тем самым обеспечить высокую эффективность учебного процесса. Вот почему так важно развивать одно из самых важных качеств педагога  -  его наблюдательность.

      Психолого-педагогические требования включают в себя:

1. Индивидуальные особенности личности ученика.

2. Особенности психических процессов:

     а) музыкального восприятия;

     б) музыкального представления;

     в) воображения;

     г) музыкальной памяти.

3. Возрастные особенности учеников.

     Известно, что многие характерные особенности поведения человека определяются типом его нервной системы. «Тип нервной системы, понимаемый как сочетание природных свойств со свойствами  приобретенными, должен всегда учитываться в педагогике».(Дмитриев Л. Б.)  Одной из главных практических задач в данной области является нахождение наилучших для каждого типа нервной системы путей и методов воспитания и обучения детей, организации труда и жизни взрослых. Различают четыре типа темперамента человека: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Знание признаков, характеризующих каждый из типов темперамента, помогает педагогу изучить индивидуальные особенности учащихся. Для успешного обучения исполнительским действиям и навыкам нервная система должна находиться в деятельном, активном состоянии. Однако оно бесконечно сохраняться не может: нервная клетка непрерывно работает примерно 15 минут, после чего возбуждение в ней сменяется торможением, во время которого происходит восстановление израсходованной энергии. Это обстоятельство должен учитывать каждый педагог и своевременно делать перерывы в занятиях, умело переключать внимание ученика на выполнение новых заданий, Установлении, что люди с сильным типом нервной системы характеризуются высокой работоспособностью за счет активных и длительного сохранения возбудительных процессов. Учащиеся такого типа обычно легко «схватывают» объяснения педагога, быстро усваивают изучаемый материал прочно удерживая его в памяти.

       Сангвиники (а именно о них в данном случае идет речь) -  непринужденно входят в ритм урока, моментально «зажигаются» интересом к делу, по первому требованию педагога перестраиваются на выполнение нового задания. Наладить контакт с ними нетрудно, так как они общительны и непосредственны, отличаются ровным оптимистическим настроением.

       Холерики – представители наиболее яркого и динамичного темперамента. У них возбудительные процессы заметно доминируют над процессами торможения. В занятиях с учениками такого типа педагог должен стремиться к ровному и спокойному обращению, воспитывать у ребят умение бороться с чрезмерным возбуждением, разрушающая сила которого может проявляться и в классе, и на концерте, и во время домашних занятий.

      Флегматики обладают противоположными качествами, которые снискали им репутацию людей с одной стороны трудолюбивых и усидчивых, с другой – больших «тугодумов», усердно следующих раз заведенному порядку в жизни. Много хлопот доставляет педагогу создание у ученика-флегматика необходимого настроения при исполнении музыкального произведения. Следует признать, что флегматический темперамент является далеко не идеальным психофизиологическим  фоном для исполнительской деятельности. Это связано с общей вялостью и заторможенностью натуры флегматика. Обучение и воспитание в данном случае ставит своей целью развитие навыков «живого реагирования» на музыку за счет включения в репертуар произведений энергичного, волевого характера, побуждающих исполнителя к активным инициативным действиям.

      Меланхоликам присуща быстрая истощаемость нервных клеток,  неспособность противостоять сильным раздражителям. Здесь от педагога требуется повышенная бережность и чуткость. Ученики этого типа легко ранимы, эмоционально чувствительны, склонны замыкаться в себе по поводу любого неосторожно высказанного замечания, Именно они испытывают особенно сильный страх в ответственных ситуациях и нуждаются в педагогическом внушении, формирующем у них чувство уверенности в своих силах.

     И.П.Павлов считал, что путем умелой  и длительной тренировки можно укрепить слабую нервную систему, так как в начале жизненного пути человека она чрезвычайно подвижна, пластична и педагог обязан учитывать ее способность к совершенствованию.

Музыкальное восприятие.

    Доказано, что любое музыкальное восприятие осознанно проходит через три развернутых во времени этапа: установку, направленность, способ отражения. Здесь важен соответствующий эмоциональный настрой, создающий благоприятный условия для формирования у исполнителя полноценного представления о художественном содержании разучиваемого произведения. Вслушиваясь в исполнение ученика – это третий этап, способ отражения воспринятого, - педагог делает вывод, на какие стороны исполнения обратить его внимание. Педагогический показ должен «высветить» недостающее выразительное средство и направить на него внимание ученика. Для более яркого восприятия можно выделить те стороны исполнения, которые имеют решающее значение для создания полноценного художественного образа:

     а) выявление характера музыкальной фразы;

     б) ее метро - ритмическую организацию и динамику звучания;

     в) окраску, определенный тембр звучания,

     г) тактильные ощущения.

     Педагог должен знать закономерности развития и усложнения восприятия в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Дети 7-8 лет главным образом воспринимают громкое звучание и быстрый темп. В возрасте 9-10 лет  музыкально-акустические средства, замечаемые ребенком значительно шире, характеристики точнее. Со временем растер содержательное осмысление, переживание музыки, зависящее от обобщающего музыкальный образ слова, текста, от близких музыкальному образу конкретных представлений.

Музыкальные представления.

     Доказано, что подавляющее большинство людей имеет хотя бы частицу элементарной музыкальности. Поэтому практически у любого ученика можно сформировать музыкальные представления различной степени ясности и емкости. Важную роль в развитии представлений имеет взаимодействие чувственного и логического начал. Роль речи педагога на первых порах формирования музыкальных представлений, когда педагог прививает идеал верного звучания с помощью объяснения словами и показом на инструменте, неоценима. Внутренне-слуховые представления учащегося возникают в ходе исполнительского освоения музыкального произведения. В то же время, качество этих представлений во многом определяется педагогом, формами его работы, которая может стимулировать или затормаживать их становление и развитие. Роль педагога в формировании и развитии музыкальных представлений может проявляться в систематическом использовании на уроках таких умственных операций, как узнавание, сравнение, сопоставление, тончайшая дифференцировка и широкое обобщении. Важнейшей задачей, которая возникает при овладении навыками на любом музыкальном инструменте, является достижение высокой координации между звуковым представлением и соответствующим ему моторным действием. Руками можно выразить лишь то, что вошло в мозг через слух, поэтому важно развивать музыкальные представления с детства, Далее они ложатся в основу воспитания «слышащих пальцев», фортепианного туше, вообще должного отношения к сопротивлению пальца и клавиши. Так внедряется в практику основная заповедь, в соответствии с которой в любой момент игры ученик действует по принципу: «вижу – слышу – играю - исправляю».

Музыкальная  память.

     Несмотря на широкое освещение проблемы, в музыкально-педагогической практике до сих пор приходится сталкиваться с фактами, когда к развитию памяти учеников относятся без внимания, пускают на самотек  воспитание этого важнейшего качества. Заучивают стихийно, опираясь лишь на один из видов памяти (чаще всего двигательный), недооценивают важность предваряющего запоминания художественного произведения на слух, не используют осмысленного исполнения музыкального материала. Длительная работа над пьесой ведет, как правило, к непроизвольному ее запоминанию, которое осуществляется без специальных усилий, «само собой». Непроизвольная память обогащает опыт в процессе всех видов деятельности. Кроме того, непроизвольное запоминание готовит почву для произвольного запоминания, а в дальнейшем вступает с ним в сложные связи и взаимоотношения, которые составляют содержание развития памяти. Данный процесс тем продуктивнее, чем глубже субъект проникает  в смысловое содержание материала, чем больше он проявляет умственную активность. Педагог должен так организовать работу, чтобы в ней осмысливались все связи между разделами формы и более мелкими построениями. Даже в занятиях с младшими школьниками следует стремиться к логической обработке структуры произведения. Музыкальный  материал предварительно проанализированный и осмысленный запоминается лучше, В качестве выводов можно сформулировать следующие положения:

     1. Педагог должен изучить особенности музыкальной памяти своих учеников.

     2. При заучивании произведения следует использовать все виды музыкальной памяти в их комплексе.

     3. Большое значение для развития памяти имеет осмысленное запоминание изучаемого музыкального материала, так как механическое заучивание дает ненадежные результаты, требует огромных затрат времени.

     4. При непроизвольном запоминании ученик должен глубже проникнуть в смысловое содержание пьесы.

     5. Произвольное запоминание активизирует течение психических процессов.

Планирование процесса обучения, методика проведения урока и организация домашней работы ученика.

     Составление индивидуального плана учащегося очень ответственный этап педагогической работы. Удачный подбор репертуара способствует быстрым успехам учащегося, и, наоборот, ошибки, допущенные в этом отношении, могут вызвать крайне нежелательные последствия. Необходимо вводить в план сочинения, которые помогли бы возможно ярче и скорее «раскрыть» ученика, развить все лучшие задатки его натуры. Для устранения недостатков целесообразно выбирать произведения не слишком чуждые индивидуальности ученика, а в какой-то мере ей близкие, но дающие возможность поработать над их  устранением. Одна из частых ошибок -  завышение трудности сочинений. Это приводит к недостаточно высокому качеству исполнения и может вызвать привычку играть небрежно. Кроме того, при выборе репертуара необходимо учитывать задачи многосторонней эстетической воспитательной работы, расширения музыкального кругозора ученика, знакомя его с важнейшими жанрами, стилями, формами, с творчеством наиболее значительных композиторов. Необходимо продумать то, что будет исполнено на академических концертах, экзамене, в шефском или отчетном концерте.

     Реализация намеченного многогранного плана воспитания и обучения крайне важна для успеха дела. Поэтому каждый отдельный урок необходимо рассматривать как одно из звеньев в общей цепи учебного процесса. Хороший педагог всегда умеет сочетать органично решение ближайших задач, связанных с текущей работой, и выполнение перспективного плана. Важно, чтобы ученик почувствовал, что все заданное на дом постоянно проверяется, контролируется и требует неукоснительного систематического исполнения. Помимо прохождения репертуара, необходимо регулярно заниматься чтением нот. Заинтересовать ребят этой работой можно, выбирая привлекательные сольные и ансамблевые пьесы.

     Исключительно важная роль домашней работы требует постоянного внимания к ней педагога. Необходимо помочь ученику в составлении дневного расписания, с целью соблюдения разумной последовательности в занятиях музыкой и приготовлении уроков для общеобразовательной школы. Педагог должен с первых лет так приучить заниматься, чтобы ни одна минута не пропадала зря. В увеличении производительности работы за инструментом у каждого ученика всегда можно найти неиспользованные резервы. Реализация их – одна из важнейших задач правильной организации домашней работы ученика. Он должен научиться гибко, применительно к новым задачам, распределять свое время между различными объектами работы. Приобрести это умение можно лишь в процессе личной практики. Педагог же должен руководить ею в первую очередь соответствующим проведением урока, умелым акцентированием первоочередных задач. Успешное проведение урока во многом зависит от того, насколько творчески занимается педагог. Такое состояние характеризуется высшей степенью увлечения процессом занятий и максимальной концентрацией на нем внимания. Педагог может и должен вызывать в себе интерес к занятиям. Даже в работе со слабыми или ленивыми учащимися педагог может направить свое внимание на выяснение причин замеченных недостатков, отнестись к стоящим трудностям как к творческим задачам, и тогда многое, казавшееся раньше неинтересным, стало бы увлекательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное восприятие детей с умственной отсталостью

В статье представленна вводная часть объёмного материала о восприятии музыки детьми с умственной отсталостью....

Опыт работы музыкального руководителя по теме "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"....

Методические рекомендации "Дидактические игры для развития зрительного восприятия и памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья"

В методических рекомендациях представлено описание дидактических игр, упражнений, которые способствуют развитию у детей с ограниченными возможностями зрительного восприятия, памяти, внимания....

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

Развитие музыкального восприятия на уроках музыкальной литературы

Собственно процесс слушания и «слышания» музыки, который становится возможным только при условии наличия сформированных качеств слушателя - «культуры слушания» и «культур...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вся дошкольная педагогика, в том числе и музыкальная, опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет  достигнуть хороших результатов....