Роль коммуникативных танцев - игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии дошкольника (из опыта работы)
статья по музыке по теме

Новгородова Тамара Петровна

 

Цель работы – обобщение опыта работы по исследованию роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии дошкольника.

В основу опыта работы были положены педагогические идеи индивидуально-дифференцированного подхода к воспитаннику, гуманизации педагогического процесса, взаимодействия всех его участников.

Теоретической основой опыта работы стали концептуальные положения музыки, педагогики и психологии.

Методической основой опыта работы по исследованию роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии дошкольника стали здоровьесберегающие технологии и педагогические технологии по организации коммуникативных танцев – игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_kommunikativnykh_tantsev.docx35.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 19 с. ПОДЛЕСНОЕ МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Роль коммуникативных танцев - игр

в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии дошкольника

 (из опыта работы)

Подготовила

муз. руководитель

высшей категории

Новгородова Т.П.

Цель работы – обобщение опыта работы по исследованию роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии дошкольника.

В основу опыта работы были положены педагогические идеи индивидуально-дифференцированного подхода к воспитаннику, гуманизации педагогического процесса, взаимодействия всех его участников.

Теоретической основой опыта работы стали концептуальные положения музыки, педагогики и психологии.

Методической основой опыта работы по исследованию роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии дошкольника стали здоровьесберегающие технологии и педагогические технологии по организации коммуникативных танцев – игр.

«Все дети это звёзды. Просто кто-то горит ярким светом, освещая и затмевая всё вокруг, а кто-то светит внутри себя.  

Для педагога важно заметить этот свет в каждом ребёнке»

Б.М. Теплов

Детство – это радость,  игра,  слияние с природой.

        Эту же цель и преследует Программа «Детство» - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, соответствующая Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы. По программе «Детство» работает наш детский сад.

Степень сформированности интегративных качеств выпускника, согласно ФГТ, является одним из критериев оценки качества дошкольного образования. Музыкальное воспитание способствует формированию всех без исключения интегративных качеств дошкольника. Наиболее ярко это прослеживается в развитии интегративного качества «Эмоционально отзывчивый», так как эмоциональная отзывчивость является ядром понятия «музыкальная культура личности дошкольника».

Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. 

Одна из главных задач программы – сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Психолог Теплов Б.М. определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».

Музыка лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, как в литературе. Но любая музыка имеет определенную тему, содержание. Как донести это содержание до детей? Как привить детям любовь и понимание музыки, как раскрыть её красоту, задеть струнки детской души?

Совсем маленькие дети, еще не умеющие говорить, с легкостью заменяют слова жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому детям  дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Наверное, где-то здесь кроется истина. Может быть, решение проблемы уже найдено?

А что, если обогащая музыкально-слуховые навыки детей, мы научим их понимать, что движения, жесты, мимика и пантомимика  имеют свой смысл, с их помощью можно выразить настроение, намерение, отношение к другому человеку, можно «рассказать» целую историю, не издавая ни звука. А с помощью выразительных движений, пластики тела, через создание образа, соответствующего музыкальному произведению, мы научим их понимать музыку, чувствовать её, любить... Ведь давно известно, что различные по характеру и настроению музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают ему раскрепоститься и ощутить в полной мере возможности своего тела.

Мы ищем, разрабатываем интересные сценарии, подбираем яркую музыку, вызывающую эмоциональный отклик у взрослых зрителей, усердно репетируем с детьми. Вот только существует  проблема: дети не всегда "удобные" и "натаскать" их не всегда получается, да и времени, как всегда, не хватает. Поэтому, путь развития у детей воображения, фантазии, творческих способностей – это путь игровой, спонтанный, требующий способностей к экспромту, импровизации.

А какой же вид музыкальной деятельности, как не музыкально-ритмические движения, поможет в решении этой задачи?

Я с детства люблю танцевать. И, так уж получилось, что и в работе этот вид музыкальной деятельности стал для меня самым любимым, позволяющим использовать самые широкие возможности. Ведь это – различные музыкальные упражнения (подготовительные, образные, композиции), музыкальные игры (подвижные, сюжетные, несюжетные, игры с пением, дидактические), танцы, пляски (зафиксированные, свободные, характерные, сюжетные, парные, танцы с пением, хороводы),  коммуникативные танцы – игры, которые в последнее время стали особой темой для моего опыта работы.

Коммуникативные танцы-игры − это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т. д. Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми − и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития.

Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участие в танце-игре.

Преимущество коммуникативных танцев – игр в  том, что  в процессе разучивания развивается способность к невербальному общению, что очень важно для детей дошкольного возраста.

С первого же занятия важно заинтересовать малышей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо тщательно продумать методические приемы, которые могут решить поставленную задачу.

Сначала предстоит научить детей красиво и осознанно двигаться в соответствии с характером музыки, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого начала включить в НОД простые, интересные, доступные для детей упражнения. В этом смысле очень хорошо использовать движения, имитирующие характерную походку животного, элементарные жесты, мимику, пантомимику, соответствующую определенному настроению человека.

Обучение движению обычно начинается с его  названия, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движения. Объяснение движения должны быть лаконичными, целенаправленными, понятными. В работе с детьми 3-4 лет необходимо использовать наглядность: картинки, иллюстрации книг, игрушки, наблюдение за живым объектом.

Нельзя долго задерживать внимание детей на одном упражнении. Занятия не должны быть монотонными, лучше, если они будут проведены в форме игры. Например, упражнение: «Ведём звёздочку» (для того, чтобы дети могли держать ровный круг).

Для развития у детей  выразительности, артистичности, фантазии, следует включить в занятия музыкальные этюды и игры. В качестве музыкального оформления подбирается такой репертуар, который будет понятен и доступен для детей. Это могут быть произведения русских и зарубежных классиков, русские народные мелодии.

Заканчивать  занятия необходимо заданиями на расслабление, несложными танцевальными упражнениями, этюдами из простых движений.

Во время звучания музыкального произведения не желательно считать вслух, т.к. это притупляет восприятие мелодии ребенком. Взрослый  может показать движения под музыку, затем дать возможность малышу повторить их, вслушиваясь в музыку.

Занятия нужно проводить увлекательно, в динамике, чтобы дети уходили с чувством удовлетворения.

Объяснения должны быть негромкими, но эмоциональными.

При проведении диагностического исследования было определено, что показатели уровня музыкальной культуры и сформированности интегративного качества «Эмоционально отзывчивый» у 50% старших дошкольников ниже среднего уровня.

Решая эту проблему, в МДОУ – д/с № 19 ввели занятия по хореографии. Основой для построения этих занятий стала программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» Анны Иосифовны Бурениной. Но я также использую и предложения других авторов, например: Роот З.Я., Кореневой Т.Ф. Общаясь на форуме MP3SORT.BIZ с музыкальными руководителями всей России и других стран, беру в свою работу интересные современные наработки.

Программа «Ритмическая мозаика» нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а её содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания. Основная направленность этой программы – ориентация  не только на развитие детей, но и совершенствование   профессионализма  самого педагога в области ритмопластических движений,  выявление индивидуального стиля  деятельности  и в связи с этим  коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми».

Данная программа  является  музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленные также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности импровизации в движении под музыку, что требует  свободного и  осознательного владения телом. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. За годы работы передо мной всегда стоял вопрос выбора танцевального материала, программа представила мне 100 различных композиций для детей от 3 до 9 лет. Другая ее особенность – это подбор музыкального сопровождения. Как правило, это детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Мои дети имеют возможность петь не только любимые песни, какие как: «Антошка», «Чебурашка» В. Шаинского, «Разноцветная игра» Савельева, «Волшебный цветок» В. Чичкова, но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Среди всего этого многообразия А.И. Буренина предлагает нам коммуникативные танцы-игры, которые занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело…» то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь. Конечно, здесь очень важна способность педагога найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- эта способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько «заразить» детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки. Необходимо с ранних лет развивать в детях способность «внутреннего проигрывания» музыки, «пластического пропевания» ее каждой клеточкой своего тела, своей души.

Таким образом, реализуются следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Результаты не заставили себя долго ждать: уже в первый год занятий стало заметно, что у детей улучшилась осанка, повысилась работоспособность, замкнутые дети стали более раскрепощёнными. К моменту поступления в школу ребята овладевают достаточным запасом двигательных умений и навыков. Всё это помогает детям быстрее адаптироваться к условиям школы.

Я стараюсь, чтобы в танце принимали участие все дети – не только способные, но и неловкие, замкнутые. Для них приходится иногда упрощать некоторые движения или придумывать такие, в которых проявятся их особые качества – «изюминка».

Мы с детьми любим делиться своими «достижениями» не только внутри своего детского сада, но и, например, участвовав в конкурсе «Минута славы» в своём ДК «Луч» с. Подлесное в ноябре 2012г. стали Победителями конкурса. В конкурсе дети исполняли коммуникативные танцы «Виноватая тучка», «Листики – кораблики». 

Для музыкального движения под музыку очень важен выбор репертуара. Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Поэтому нужно быть очень осторожными с использованием классических шедевров. «Осенняя песня» П.И. Чайковского – это бесконечная тоска и безысходность взрослого человека. Тело ребенка в момент звучания этой музыки не сможет откликнуться, он не понимает, не чувствует. Хотя эта музыка и включена в дошкольную программу по музыкальному воспитанию, она не для детей. Можно двигаться под музыку Шумана «Порыв», но ведь эта пьеса о первой юношеской любви, ее порывах, отчаянье и поэтому тело пятилетнего ребенка не способно откликнуться на такие чувства. А значит, эта музыка пройдет мимо его души, его сознания. Нужно выбирать музыку, которая будет  побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям.  

Задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки. Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не только музыкальных. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.

Выводы: Коммуникативные танцы – игры являются  универсальным материалом в педагогической работе.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. Это особенно  актуально  для настоящего времени, поскольку совместные праздники  и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах, где собраны дети разных возрастов.

Как известно, особый ребёнок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него не адекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В  несложных, но весёлых и подвижных  танцах-играх  дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз и т.д. Всё это делает прекрасный эффект.

Данная система работы ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности в педагогическом процессе.

Поэтому предлагаемый репертуар, ритмические композиции используются не только на музыкальных занятиях, но и на утренней зарядке. На занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д.

Движение под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности; возможность выразить эмоции, реализовать свою энергию сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

Выполняемые детьми задания, усложняясь по мере надобности, становятся для них источником эстетического удовольствия.

Список используемой литературы

  1. Программа «Детство» - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой. Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.
  2. Образовательная область «Музыка». Методический комплект программы «Детство». Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012г.
  3. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей. Санкт-Петербург, 2000г.
  4. Акишкина А., Хано К. Словарь русских жестов и мимики – Токио, 1986.
  5. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и Образовании. – Л. – М., 1986.
  6. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.
  7. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.
  8. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. // Дошкольное воспитание, 1991. - № 12. С. 47-55.
  9. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1995.
  10. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. – М., 1992.
  11. Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников: Сост. Е.М. Дубянская. – Л., 1986. – Изд. 5.
  12. Основы сценического движения /Под ред. И.Э. Коха.- М., 1986.
  13. Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // психологический журнал, 1989. – Т.З. - № 3.
  14. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание как основа эмоционального развития дошкольников

В данной работе описаанно, как вияет музыкальное воспитание на эмоциональное развитие дошкольников...

Роль татарской народной игры в музыкальном воспитании дошкольников.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремилс...

Интеграция общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности (из опыта работы экологического клуба «ЭКОС» и МОУ «Гимназия №6»).

В данной статье автор рассматривает вопросы интеграции общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности...

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы музыкального руководителя)

Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии в детском саду....

Презентация на тему:«Применение коммуникативных танцев-игр в музыкальном воспитании и социально–личностном развитии дошкольников»

Презентация на тему:«Применение коммуникативных  танцев-игр в музыкальном воспитании  и социально–личностном развитии дошкольников»...

Использование нетрадиционных форм и приемов работы с дошкольниками с ОВЗ по развитию речи (из опыта работы)

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ приобретают особую актуальность и значимость. Это связано, прежде всего, с тем, что традиционные технологи...