Статья на тему «Понятие музыкальной одарённости».
статья по музыке по теме

Статья на тему: "Понятие музыкальной одарённости".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Понятие музыкальной одарённости».

      Подходя к анализу музыкальной одарённости, прежде всего надо выделить в ней более общие и более специальные моменты. Выделение это может быть сделано из двух точек зрения.

      Во-первых, это индивидуально-психологические особенности, которые требуются только для музыкальной деятельности (например, музыкальный слух).

      Во-вторых, точно разделить эти особенности на такие, которые необходимы для всех видов музыкальной деятельности, и также, которые требуются только в некоторых из них.

      Анализируя музыкальную одарённость, мы находим один общий результат. Те свойства, которые оказываются специфическими для музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, оказываются в тоже время необходимыми для любого вида музыкальной деятельности.

       Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одарённостью.

      Современная психология детально изучает структуру музыкальной одарённости. Она включает иерархию таких понятий как способность, талант, гениальность.

     Талант – это выдающаяся способность, высокая степень одарённости, а гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека.

    Музыкальная одарённость – многосоставна. Эта не только более высокий уровень основных музыкальных способностей, наличие их специфических особенностей, таких, как абсолютный или цветной слух, это   как пишет Г.П. Овсянкина «психофизический комплекс успешной исполнительской деятельности»[1]. Важнейшими составляющими музыкальной одарённости, по мнению Д.К. Кирнарской, являются такие психические функции, как музыкально-репродуктивный, музыкально-творческий комплексы, без которых профессиональная музыкальная деятельность невозможна.

     В функционировании музыкально-репродуктивного комплекса задействовано несколько музыкальных и общих способностей, которые находятся в тесной взаимосвязи. Важна  цепкость и точность музыкального слуха. Фундаментом  музыкально-репродуктивного комплекса является музыкальная память.  Для её развития важен опыт общения с музыкальной культурой. Также важны возможности интеллекта – «способности мышления, рационального познания»[2].

    Наличие музыкально-репродуктивного комплекса «не делает человека творчески одарённым, поскольку творческая одарённость – это способность порождающая, а не усваивающая, и в российской психологии отнюдь неслучайно на протяжении десятилетий подчёркиваются различия между творческой одарённостью и так называемой «обучаемостью»[3]. Хорошо  развитый музыкально-репродуктивный комплекс не является показателем таланта.

    Г.П. Овсянкина в своей книге  пишет, что талант предполагает наличие музыкально-творческого комплекса – способности создавать новые музыкальные системы (композиционные и интерпретационные).

   Д.К. Кирнарская определяет его так: «Он включает в себя все основные компоненты композиторского таланта: способность к «переводу» жизненных впечатлений на язык музыки, способность к мгновенному охвату музыкального целого,  способность к созданию собственного, отмеченного индивидуальными чертами, музыкального стиля». Но это относится не только к композиторскому, но и к исполнительскому таланту.

    Музыкально-творческий комплекс основывается на особой активности музыкального слуха, что позволяет не только воспринимать, но и даёт толчок к индивидуальным, неповторимым музыкальным идеям.

    Как писал Б.В. Асафьев, «чаще всего между 4-6-ю годами, в детстве у будущих творчески сильных музыкантов начинает проявляться особая активность слуха в бессознательном пока вылавливании из всего слышимого полезных для музыкальной памяти «ингредиентов»[4].

     Одарённость включает и физиологическую предрасположенность к тому или иному виду деятельности. Для композиторов характерно особое строение черепа, для вокалистов – готическое горло.

    К одарённости следует отнести и проявление таких частных музыкальных способностей, как, например, абсолютный, цветной слух, память.

   Что касается абсолютного слуха, он бывает активным и пассивным. При обладании активного – человек запоминает тон с первого раза, как правило, на всю жизнь, а также проявляется с первых лет жизни. А пассивный – это приобретённый, в результате сознательной практической работы. Предмет, который этому способствует – сольфеджио. Поэтому существуют и различные методики (Э. Жака-Далькроза, В.В. Кирюшина, А.В. Барабошкиной…)

    Третий вид абсолютного слуха – синопсический (обусловленный цветовыми ассоциациями). Цветным слухом обладают люди художественно-одарённые, так и не относящиеся к ним. Синопсия встречается у людей артистического мира: художники, композиторы, писатели (Скрябин, Римский-Корсаков, М.А. Врубель, Т. Готье).

    На вербальном уровне синопсия наблюдается в слухозрительной реакции на гласные звуки, особенно если слова произносятся женским голосом. Были даже попытки составления «цветового» алфавита (Артур Рембо). А изучение началось в 1812 году (в диссертации врача – альбиноса Закса из Эрлангера). Продолжается исследование и в наше время. Но этот феномен ещё не изучен до конца. Но, установлено, что люди, обладающие синопсией, удивляются, когда узнают, что у других людей слуховые впечатления не вызывают цветовых ассоциаций. Синопсией обладают люди с сильно развитой зрительной системой, утончённые натуры.

   Издревне было отмечено, что художественные способности, в том числе и музыкальные, зачастую наследуются. В истории известны целые семьи, где музыкальная одарённость передавалась из рода в род. Например, на протяжении трёхсот лет (с 1550-1846) семья Бахов давала Германии композиторов.

    В наше время возникла угроза резкого ухудшения основных музыкальных способностей человечества, что ведёт к сокращению высокоразвитой слушательской аудитории. Также  возможно резкое уменьшение рождаемости музыкально одарённых детей. Опасные  прогнозы обусловлены ухудшением экологии, окружающей среды, чрезмерной перегруженностью звукового фона, все это пагубно влияет на формирование задатков основных музыкальных способностей.


[1] Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. Союз Художников, 2007, стр.62.

[2] Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2004, стр.64.

[3] Кирнарская Д.К.Феномен музыкального вундеркинда. М.: изд-во РАМ им.Гнесиных, 2001. Вып.4.

[4] Асафьев Б.В. Слух Глинки//Избр. Тр. М.: АН СССР, 1952. Т.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Понятие инноваций в образовании"

В статье раскрыто понятие инноваций в образовании. Указаны специфичность и важнейшие составляющие образовательных инноваций. Рассмотрено отличие инноваций от псевдоновизны....

статья на тему: Детский музыкальный театр в школе как средство формирования умений творческого взаимодействия.

статья в методическом сборнике педагогических находок "Прогимназии "Сообщество" на тему: "Детский музыкальный театр в школе как средство формирования умений творческого взаимодействия"...

Статья на тему "Работа с одарёнными детьми".

Статья на тему "Работа с одарёнными детьми"....

Статья на тему: Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю).

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Это и пение, и пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др. Восприятие музыки яв...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (НА ЗАНЯТИИ РИТМИКОЙ)"

Аннотация: в статье раскрывается вопрос важности использования музыкально-ритмических занятий в процессе развития музыкального слуха у старших дошкольников в условиях кружковой работы....

Статья на тему "Работа с одарёнными детьми на уроках технологии и внеурочной деятельности"

В статье представлены формы и методы работы с одарёнными детьми....